ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что база физической подготовленности создается в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, которые являются плацдармом для формирования физически здоровой полноценной личности. В связи с этим возникает вопрос о поисках путей, ведущих к построению гармоничного комплекса физических качеств школьников, не оставляя без внимания интеллектуальные компоненты физической культуры.

Роль физической культуры в жизни школьника определяется достаточно большим числом факторов, среди которых одним из важнейших является спорт, определяемый как общественная самодеятельность людей в свободное от работы и учебы время. Именно занятия спортом позволяют школьникам удовлетворить свои двигательные потребности, причем можно отметить высокий уровень стабильности отношения школьников к систематическим физическими упражнениями [42].

Современные уроки легкой атлетики в начальных классах обеспечивают необ­ходимый минимум знаний ученика и его разностороннюю физическую под­готовку. Включение в урок легкой атлетики подвижных игр имеет также не­маловажное значение. Элементы техники разучиваемого двигательного дей­ствия, использование игрового метода активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние учащихся. Использование упражнений скоростно-силового характера способствует развитию мышечных групп, которые несут основную нагрузку в игровой деятельности ученика.

Цель исследования: проанализировать методику воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного воз­раста.

Гипотеза исследования – мы исходили из предположения о том, что использование метода повторного скоростного упражнения, упражнений с отягощениями и с преодолением массы собственного тела, а также игрового и соревновательного методов, способствуют наилучшему развитию скорост­ных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в начальных классах.

Цель исследования предполагала решение следующих задач:

  1. Выявить анатомо-физиологические, психологические и возрастныеособенности физического воспитания детей младшего школьного возрастапо данным научным исследованием .

  2. Проанализировать методику воспитания скоростных и скоростно-силовых качествна уроках легкой атлетики в начальных классах по данным научным исследованием и практике ведущих специалистов в данной области.

  3. Выявить влияние использования на уроках легкой атлетики метода по­вторного скоростного упражнения, игрового и соревновательного, упражне­ний с отягощениями и с преодолением массы собственного тела на воспита­ние скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Анализ и обобщение данных научно-педагогической литературы.

  2. Педагогические наблюдения.

  3. Педагогический эксперимент.

  4. Математико-статистические методы.

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста

В возрасте 6-10 лет физиологических различий между мальчиками и девочками почти не существует. Осуществляя физическое воспитание детей этого возраста необходимо помнить о следующих главных моментах: нерв­ная система детей еще развивается, кости скелета развились не полностью и не окрепли, гормоны, управляющие ростом человека, влияют на развитие ор­ганизма, органы кровообращения обладают большой резервной мощностью [7].

Нервная система имеет решающее значение для обеспечения нормаль­ной деятельности организма. Она координирует все процессы, которые про­исходят в организме человека [50]. Не следует ожидать, что ребенок может справиться с выполнением сложных упражнений, которые требуют полной согласованности между нер­вами и мускулами, так как он еще физиологически не созрел для этого. Должно пройти немало времени, прежде чем ребенок сможет овладеть тех­никой выполнения сложных движений. Частично, то же самое относится и к чувственным ощущениям ребенка. Упражнения, с которыми ребенок не справляется, вызывают не только психическую и физическую усталость, они могут вызвать отвращение к физкультуре на всю жизнь [7].

При рождении скелет ребенка состоит главным образом из хрящей. Позднее в определенной последовательности развиваются клетки костной ткани, и только к переходному возраст)' весь скелет развивается полностью. Хрящи обладают большей гибкостью, поэтому повреждения суставов у детей гораздо более редки, чем у взрослых. Однако хрящи не приспособлены к большим нагрузкам, поэтому упражнения с использованием больших внеш­них нагрузок для детей не приемлемо. Чембольше и чем продолжительнее нагрузки, тем больше деформируется скелет ребенка [46].

Мы знаем, что гормоны роста имеют большое значение для нормаль­ного развития костных тканей и что недостаток гормонов роста приводит к неполноценному развитию ребенка. Но гормоны роста имеют большое зна­чение и для развития большинства других органов и их функционирования. Известная теория гласит, что физическая активность стимулирует производ­ство гормонов роста, которые, в свою очередь, способствуют развитию всего организма в детские годы. Очевидно и то. что человеческий организм как единое целое полностью развивается только в процессе работы и, что еже­дневная работа является необходимым условием нормального физического развития. Значение физической активности в детском возрасте нельзя недо­оценивать. Физическая активность необходима не только для развития мус­кулатуры и скелета, но и для удовлетворительной работы сердца, легких и других органов.

Сердце и сосуды у здорового человека обладают большой резервной мощностью, особенно у детей. Дети могут целый день бегать, играть, не проявляя при этом каких-либо признаков усталости. Размеры детского сердца зависят от степени физической активности. Если сердце у ребенка больших размеров, это означает, что оно работает лучше, так как перекачивает больше крови. Проводились исследования, которые показывали, что 30% детей школьного возраста, которые занимаются соревновательными видами спор­та, имеют объем сердца намного больше того, который считается нормаль­ным для их возраста [7].

Младший школьный возраст (6-10 лет) характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. Так, за год длина тела и вес увеличиваются в среднем соответственно на 4-5 сантиметров и на 2-3 ки­лограмма, а окружность грудной клетки - на 2-3 сантиметра.

В возрасте 6-10 лет продолжается формирование костной ткани и ске­лета в целом. Строение костей ребенка этого возраста в основном аналогич­но строению костей взрослого человека. Однако в силу большей эластичности мышц и связок подвижность в суставах у ребенка 6-10 лет значительно выше, чем у взрослого. В младшем школьном возрасте процесс окостенения скелета еще далек от завершения. Например, кости таза к 7 - 8 годам только начинают срастаться. Поэтому в ходе проведения занятий следует избегать упражнений, связанных со значительной и резкой нагрузкой на кости таза (прыжки с большой высоты, переноска тяжестей).

Мышечная система у детей этого возраста развита еще очень слабо, но развитие мускулатуры проходит усиленными темпами. Мышечная ткань у младших школьников по составу и сократительной способности отличается от мышечной ткани взрослых. В мышцах ребенка отмечается избыток воды и недостаток белков и жиров, что в свою очередь способствует большей их эластичности. В этот период наблюдается некоторое несоответствие в интен­сивности развития отдельных мышечных групп – крупные мышцы ног, туло­вища и плечевого пояса развиваются быстрее, чем мелкие мышцы кисти и стопы. Именно поэтому дети с трудом выполняют упражнения, требующие точной и согласованной работы мелких мышц.

Возрастное развитие двигательной и вегетативной функций в этот пе­риод происходит не однонаправлено. Механизмы, регулирующие деятель­ность вегетативных органов и систем, в своем индивидуальном развитии за­метно отстают от темпов развития способности к управлению двигательным аппаратом [28].

Состояние важнейших вегетативных систем – дыхательной и сердечно­сосудистой - в большей мере определяет уровень работоспособности детей и приспособляемости их организма к различным физическим нагрузкам. Лег­кие, сердце и кровеносные сосуды по отношению друг к другу развиваются неравномерно [17]. У десятилетних детей относитель­ная величина сердца (на 1 килограмм веса тела) наименьшая. В 7-8 лет иннервационный аппарат сердца полностью формируется, но сила сердечной мышцы ребенка еще очень далека от максимальной. Что же касается минут­ного объема, то он почти равен минутному объему взрослых. Однако обес­печивается это равенство за счет значительно большей, чем у взрослых, частоты сердечных сокращений (80-90 ударов в минуту). В свою очередь большая частота сердечных сокращений и большая скорость кровотока обеспечивают большее, чем у взрослых, кровоснабжение тканей.

Сердце ребенка достаточно легко приспосабливается к различным ре­жимам работы и сравнительно быстро восстанавливает свою работоспособ­ность. Но, несмотря на это, несовершенство регуляторных механизмов при­водит к некоторой неустойчивости в работе сердца. Поэтому чрезмерная фи­зическая или психическая нагрузка может привести к функциональным рас­стройствам сердечной деятельности.

Дети младшего школьного возраста часто нецелесообразно реагируют на внешние раздражения, в особенности тогда, когда требуется быстрое приспособление к обстоятельствам или резкое изменение направления и ха­рактера движения. В младшем школьном возрасте постепенно формируются основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллекту­альной и эмоциональной деятельности детей: лабильный, отличающийся бы­стротой и точностью образования условных рефлексов и дифференцировок (дети этого типа проявляют деловое и своевременное отношение к работе, относительно спокойны, быстро ориентируются в окружающей обстановке); инертный, отличающийся медленным образованием условных рефлексов и дифференцировок (дети этого типа малоинициативны, молчаливы, легко поддаются внушению, проявляют слабый интерес к внешней среде, среди них часто встречаются отстающие в учебе и спорте); тормозной, у которого условнорефлекторные связи образуются с большим трудом, но зато легко вырабатываются дифференцировки (это обычно спокойные, сосредоточен­ные на выполняемой деятельности дети, с трудом переключающиеся на но­вые виды работы); возбудимый, характеризующийся легкостью и быстротой образования условных рефлексов, но медленным и трудным формированием дифференцировок (дети этого типа неспокойны на занятиях сортом, очень подвижны, разговорчивы, отличаются неустойчивым вниманием). Указанные типы имеют прямое отношение к характеру учебной работы с детьми, поэтому их необходимо учитывать при индивидуальном подходе к юным спортсменам [28].

Возрастные особенности физического воспитании детей младшего

школьного возраста

В возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются, по сравнению с детьми 4-5 лет, резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умерен­ной интенсивности. Сердечнососудистая система 6-летнего ребенка способ­на удовлетворить потребность организма при выполнении нагрузок на вы­носливость мощностью 60-70 % от максимальной. Рядом исследователей показана возможность развития выносливости у се­милетних детей с помощью включения в уроки легкой атлетики циклически повторяющихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы и других упражнений циклического характера [32]. Высокая эффектив­ность педагогического воздействия объясняется тем, что в 6-7 лет наблюда­ется естественный бурный прирост выносливости и, как следствие - повы­шенной чувствительности к воздействию физических нагрузок, направлен­ных на ее развитие. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готов­ность к обучению в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, значительно повышает его физическую работоспособность и по­ложительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств.

Такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), способствуют повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 6 лет должен составлять 1000-1500 метров, которые они ус­пешно преодолевают за 8,5-9 минут без особого напряжения. В этом воз­расте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отри­цательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной ра­ботоспособности [33].

Комплексное развитие физических качеств с направленным развитием выносливости создает базу для освоения более сложных по координации двигательных действий [48].

На начальных этапах обучения необходимо заложить фундамент физи­ческого совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности [49].

Возраст 6-10 лет характеризуется замедлением темпов роста, плавно­стью развития, постепенностью изменений структур и функций организма. Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают достаточно высокой степени развития и способствуют в этом возрасте овладению техни­чески сложными формами движения, требующими точности, высокой согла­сованности движений, быстроты, гибкости и ловкости [28].

Повышается способность детей к выполнению малоинтенсивной рабо­ты в течении сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте до 11 лет.

Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковремен­ные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается вы­сокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей пятнадцатилетних девушек.

В младшем школьном возрасте необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время при­землений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, неправильное их смещение, привести к плоскосто­пию, нарушениям осанки у детей.

Ограничена у детей младшего школьного возраста и способность рабо­тать в «долг». Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 литр. Выносливость к работе субмаксимальной ин­тенсивности возрастает лишь к 12 годам. В состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, высокая кислородная стоимость работы [33].

Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках легкой атлетики необходимо научить детей со­хранять правильную осанку, анализировать мышечные сокращения, контро­лировать свои действия, решать тактические задачи [15].

В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в дви­жениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка на­растает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьни­ков за счет движений, которые являются защитной физиологической реакци­ей на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут, помогут только упражнения [33].

Развитие скоростных и скоростно-силовыхкачеств у младших школьников

на урокахлегкой атлетики

Сенситивные периоды в развитии физических качеств у младших школьников.

В практической работе по развитию двигательных качеств в подготов­ке младших школьников специалистам необходимо учитывать не только степень воздействия физических упражнений на организм учащихся, но и особенности их индивидуального возрастного развития. Объясняется это тем, что эффективность работы, направленной на развитие того или иного физического качества, будет зависеть от методики и организации педагоги­ческого процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие физического качества осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообраз­но осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у младших школьников в те возрастные периоды, когда наблюдается их наи­более интенсивный возрастной рост [16].

Такие периоды получили название критических (сенситивных). Прак­тика показала, что различные физические качества развиваются не одновре­менно и неравномерно, поэтому для определения критических периодов у младших школьников были проведены массовые обследования 1021 учаще­гося начальных классов (485 мальчиков и 536 девочек). В основу определе­ния периодизации развития физических качеств были положены погодовые прибавки среднегрупповых показателей подготовленности, определенные в тестовых испытаниях.

При выявлении оптимальных возрастных периодов для целенаправленного воспитания физических качеств у младших школьников необходимо исхо­дить из следующего положения. Критические периоды в развитии физиче­ских качеств характеризуются высокой степенью чувствительности к специ­фическим внешним воздействиям, влияющим на развитии данного качества. Когда ощущается недостаток определенного вида двигательной активности критические периоды могут и не проявляться. И наоборот, когда в опреде­ленные возрастные периоды удается подобрать оптимальные соотношения форм физического воспитания и дозы соответствующих нагрузок, критиче­ские периоды выявляются в более полной мере [11].

Дозирование нагрузки и методика воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников на уроках лег­кой атлетики.

Результаты этих исследований показывают, что определяющими факторами развития физических качеств являются правильный выбор методов, адекват­ный подбор средств и рациональная организация занимающихся. Содержа­ние занятий должно строго соответствовать уровню физической подготов­ленности учащихся, а степень трудности упражнений и игр подбирается с таким расчетом, чтобы участники, приложив достаточно большие усилия, могли преодолеть препятствия на пути к достижению поставленной цели. Этот метод занимает одно из ведущих мест в организации и проведении уро­ков физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, эста­фетами и соответствует требованиям и индивидуального подхода к повыше­нию физической подготовленности занимающихся [16].

Необходимо также учитывать возрастно-половые закономерности раз­вития физических качеств у школьников и биологические факторы, обуслов­ливающие их, что позволяет более обоснованно применять рекомендуемые средства и методы физической подготовки. Иначе бурные темпы развития важнейших физических качеств, когда специфически направленные педаго­гические воздействия вызывают стойкий морфологический и функциональ­ный сдвиг, быстро угасают, и в дальнейшем вряд ли удастся полностью реа­лизовать утраченные возможности или по крайней мере на это потребуется дополнительное время [2].

Эффективными средствами развития физических качеств у младших школьников являются игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты [51].

Физическую подготовку младших школьников необходимо осуществ­лять таким образом, чтобы в рамках разностороннего воспитания физиче­ских качеств до 30% времени было выделено для акцентированного воздействия на физические качества, которые находятся в ускоренных периодах своего возрастного развития.

Подвижные игры являются одним из важнейших средств разносторон­него физического воспитания младших школьников, отличаются более вы­соким эмоциональным фоном, оптимально отвечающим возрастно-половым особенностям детей. Применение подвижных игр на уроках легкой атлетики позволяет всем занимающимся всесторонне повышать уровень своей физи­ческой подготовленности и более эффективно развивать конкретные двига­тельные качества. Подвижные игры можно успешно включать в любую часть урока легкой атлетики. В подготовительной части урока подвижные игры могут:

  • помогать организации детей;

  • обеспечивать подготовку организма детей к более высокой физической на­грузке;

  • настраивать занимающихся на занятия (концентрация, мотивация).

В основной части урока посредством подвижных игр можно решать различ­ные педагогические задачи, такие, как:

  • развитие физических качеств;

  • совершенствование двигательных умений и навыков;

  • освоение новых двигательных навыков.

В заключительной части урока подвижные игры позволяют:

  • привести организм ребенка в относительно спокойное состояние;

  • снять мышечное напряжение;

  • снять эмоциональное состояние и восстановить частоту пульса до исходно­го уровня [16].

Эстафеты относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами, вступая в соревнование с со­перником. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих – ценный воспитательный фактор.

Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности. Возможность широко варьировать содержание эстафет от самых простых, типа передачи мяча или бега, до се­рии сложных заданий с преодолений полосы препятствий, произвольно ме­нять правила игры, сообразуясь с возрастом, подготовленностью участников и условиями зала (площадки), позволяет широко применять их в практике целенаправленного развития физических качеств [51].

Развитие скоростных качеств.

Быстрота движений рассматривается как способность ребенка совер­шать движения, двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают три относительно независимые друг от друга элементарные формы проявления качества быстроты. Это быстрота (время) двигательной реакции (например, старт в соревновании и другие виды быст­рого реагирования); быстрота отдельных движений (бросок, удар, укол); максимальная частота движений (циклические виды) [15].

Основой методики воспитания быстроты является выполнение упраж­нений с максимальной (предельной) интенсивностью в течение короткого отрезка времени – 5-10 секунд. Быстрота наиболее успешно развивается у младших школьников в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте целесообразно воспитывать быстроту путем преимущественного использования игровых средств, направленных на повышение частоты движений.

Упражнения для воспитания быстроты не должны носить однообраз­ный характер. Их задача – охватывать различные группы мышц, возможно шире совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышать координационные способности. Упражнения, направ­ленные на воспитание быстроты, должны применяться в начале основной части урока и соответствовать следующим методическим принципам:

  • по технике упражнения не должны быть сложными;

  • упражнения должны быть хорошо освоены занимающимися;

  • скорость выполнения упражнений не должна снижаться к концу занятия;

  • последующие упражнения должны выполняться в фазе сверхвосстановле­ния [16].

Максимальное проявление быстроты движений зависит также от оп­тимального состояния возбудимости центральной нервной системы. Такое состояние обычно возникает у занимающихся после разминки на фоне хо­рошего восстановления [49].

Ведущим методом развития качества является метод повторного ско­ростного упражнения. Можно рекомендовать следующую дозировку нагруз­ки в упражнениях для развития быстроты реакции и скорости выполнения отдельных движений:

  • разбежавшись по залу по команде «Разойдись!», по команде «Становись!» - построиться как можно быстрее в одну шеренгу, колонну, круг. Эти же уп­ражнения можно выполнять и после промежуточных команд «Садись!», «Ложись!», «Упор присев!» (повторить 2-3 раза), интервал отдыха между повторениями 15-20 секунд;

  • партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра - быстрая ловля и передача мяча (10-15 передач), повторить 3-4 раза, 1-2 серии, интервал отдыха между повторениями 20-25 секунд, между сериями 40-50 секунд;

  • изменение направления бега по сигналу голосом с последующим ускорени­ем 5 метров (3-4 раза), интервал отдыха между повторениями 30-40 се­кунд;

Упражнения для развития быстроты движений:

  • бег на месте (10 - 15 секунд) с высоким подниманием бедра (повторить 2-3раза), 1-2 серии, интервал отдыха между повторениями 40 - 50 секунд, между сериями 60 - 80 секунд;

  • бег с максимальной скоростью 15 - 20 метров (2-3 раза), интервал отдыха 20 - 30 секунд;

  • бег с максимальной скоростью через набивные мячи 10-12 метров, 5-6мячей (2-3 раза), интервал отдыха между повторениями 30 - 40 секунд;

  • спортивная ходьба с максимальной частотой на отрезке 8-10 метров, чере­дуя ее с легким бегом 15 - 20 метров (1-2 раза), интервал отдыха между по­вторениями 50 - 60 секунд;

  • бег по лестнице с максимальной частотой, наступая на каждую ступеньку(20 - 30 ступенек), 1-2 раза, интервал отдыха между повторениями 40 -50 секунд;

  • из основной стойки максимально быстро выполнить упор присев, упор ле­жа, упор присев и вернуться в исходное положение (8-10 раз), 1-2 раза, ин­тервал отдыха между повторениями 50-60 секунд.

Подвижные игры для развития скорости бега: «Салки», «Вызов номе­ров», «День и ночь», «Два мороза», эстафеты с бегом «Челночный бег», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих» и другие) [15].

Для определения скоростной подготовки у младших школьников на уроке легкой атлетики можно провести такой тест как бег на 30 метров (табл. 1).

Таблица 1

Нормативы для оценки результатов в беге на 30 метров, секунды

(по Крапотину А.)

Возраст (лет)

лет

Оценки

5

4

3

 

мальчики

6

6.40 и ниже

6.92-6.71

7.30 и выше

7

6.29

6.85-6.62

7.11

8

5.69

6.33-6.11

6.70

9

5.50

6.21-5.91

6.56

 

девочки

6

6.74 и ниже

7.39-7.11

7.60 и выше

7

6.38

7.12-6.80

7.35

8

5.79

6.61-6.30

6.94

9

5.67

6.30-6.11

6.70

Развитие скоростно-силовых качеств.

Под скоростно-силовыми качествами понимается способность ребенка к проявлению околопредельных усилий за наименьшее время, не снижая ам­плитуду движения. Скоростно-силовые качества в настоящее время рассмат­риваются не как производные от силы и быстроты, а как самостоятельное двигательное качество, требующее адекватных, присущих ему средств и ме­тодов развития.

Для развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста используются упражнения с отягощениями (набивные мячи, обручи, гимна­стические палки) и упражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания) [16].

Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозируется ко­личеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха [8].

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

  • разновидности бега в максимальном темпе на отрезках 10-15 метров (на месте, у опоры, через набивные мячи, по обручам, по матам, через резиновые шнуры), 2-3 раза, интервал отдыха между повторениями 40-60 секунд;

  • бег по лестнице с преодолением двух ступенек (15-20 метров), 2-3 раза, интервал отдыха между повторениями 30-50 секунд;

Разновидности прыжков:

  • прыжки на месте с различной интенсивностью. Выполняется 2-3 подхода по 20-40 прыжков с интервалом отдыха между подходами 50-60 секунд;

  • прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед (10-30 раз), 2-3 подхода, интервал между подходами 30-50 секунд;

  • прыжки через набивные мячи (10-15 мячей), 3-4 подхода, интервал отды­ха между подходами 30-40 секунд;

  • прыжки через гимнастические скамейки (3-5 скамеек), 2-3 подхода, ин­тервал отдыха между подходами 20-30 секунд;

  • тройные и пятерные прыжки на одной и двух ногах (10-25 метров), 2-3повторения, интервал отдыха между повторениями 30-40 секунд;

  • прыжки в глубину с высоты 30-40 сантиметров, с последующим выпрыги­ванием вверх, в длину (3-4 раза), интервал отдыха между повторениями 15-20 секунд;

  • прыжки многоскоки с ноги на ногу – 10-15 прыжков, 2-3 раза, интервал отдыха между повторениями 10-20 секунд.

Разновидности бросков набивного мяча массой 1 кг: из различных ис­ходных положений.

Стоя:

  • набивной мяч перед грудью. Бросок вперед- вверх. Набивной мяч за голо­вой. Бросок вперед-вверх. Набивной мяч внизу. Бросок вверх-назад. По 5-7 бросков за 15 секунд, 2-3 подхода, интервал отдыха между подходами 20 -30 секунд.

Сед ноги врозь:

  • набивной мяч перед грудью. Бросок вперед-вверх. Набивной мяч впереди между ног. Бросок вперед-вверх (8-10 раз), 2-3 подхода, интервал отдыха между подходами 30-40 секунд.

Лежа:

  • на животе прогнувшись, набивной мяч за головой. Бросок вперед;

  • на спине, набивной мяч перед грудью. Бросок вверх (5-8 раз), 1-2 подхода, интервал отдыха между подходами 40-50 секунд.

Перебрасывание набивного мяча в парах и тройках на месте и в дви­жениях (10-15 раз), 2-3 подхода, интервал отдыха между подходами 20 -30 секунд.

Метание мяча в цель (5 бросков), 2-3 серии, интервал отдыха между се­риями 15-20 секунд.

Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усили­ем (5-7 бросков за 15-20 секунд), стремясь как можно скорее сообщить пре­дельное ускорение снаряду. Количество повторений в одно серии в зависи­мости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий колеб­лется в пределах 5-15 повторений. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой. Оптимальная пауза отдыха между сериями составляет 30-50 секунд, а количество серий не должно превышать 2-4 [16].

Подвижные игры и эстафеты для развития скоростно-силовых качеств: «Удочка», «Перестрелка», «Волк во рву», Прыжки по полоскам», эстафеты с палками и прыжками, со скакалкой и обручем и другие) [15].

Для определения скоростно-силовой подготовки у младших школьни­ков на уроке легкой атлетики можно провести тест – прыжок в длину с места (табл. 2).

Таблица 2

Нормативы для оценки результатов прыжков в длину с места, см

(по Крапотину А.)

Возраст

(лет)

Оценки

5

4

3

 

мальчики

6

136 и выше

96-110

81-95

7

141

107-122

95-106

8

160

119-140

109-118

9

169

132-155

120-131

 

девочки

6

131 и выше

90-110

78-89

7

140

95-114

86-94

8

155

110-134

100-109

9

162

121-140

111-120

Тесты и нормативы развития скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников

Педагог должен систематически осуществлять контроль за развитием основных физических качеств у младших школьников [16].

Для определения физической подготовленности учащихся предлагают­ся в качестве экспресс-тестов конкретные упражнения: на скорость – бег 30 метров с высокого старта; на скоростно-силовую подготовку - прыжки в длину с места [12].

Желательно, чтобы контрольные испытания проводились в конце каж­дой учебной четверти, то есть не реже четырех раз в учебном году. Чтобы измерения были более точными и полученные данные можно было бы сравнить междусобой, рекомендуется придерживаться следующих методических требований:

Тест 1. Бег на 30 метров должен выполняться с высокого старта, что позволит судить о скоростных и скоростно-силовых качеств занимающихся. В забеге участвуют по два человека [16]. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время регистрируют с помощью секундо­меров с точностью до 0,01 секунды (табл. 1).

Тест 2. Прыжок в длину с места. На площадке проводят линию и пер­пендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки ко­ординации движений рук и ног [12].

Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения спо­собностей или состояния человека. Система использования тестов в соответ­ствии с поставленной задачей, организацией условий, оценка и анализ ре­зультатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений число­вое значение - результатом тестирования (теста) [25].

Каждый ученик после выполнения контрольного норматива на уроке легкой атлетики получает соответствующий результат, который оценивается по специальной таблице [16]. Кроме оценок за физические качества учитель ставит отметки за двигатель­ные умения. Двигательные умения и знания в области физической культуры определены стандартами физкультурного образования.

Временные стандарты физкультурного образования предусматривают:

Режим дня. Правильное питание. Виды и правила закаливания орга­низма. Дисциплина на занятиях, умение пользоваться инвентарем и оборудованием. Упражнения: общеразвивающие, на улучшение осанки, на развитие гибкости, ловкости, быстроты и выносливости. Комплекс утренней гигиени­ческой гимнастики. Разновидности ходьбы, бега, прыжков и метаний. Высо­кий старт. Гладкий бег на короткие и средние дистанции, челночный бег. Передвижение по гимнастическому бревну. Кувырки, лазание по канату, перелезание через простейшие препятствия (коня, козла). Подвижные игры (название и правила).

Проанализировав исходные данные об учащихся, учитель определяет общую стратегию учебных занятий, систему домашних заданий, проведение подвижных игр с направленным развитием двигательной активности [12].

Результаты исследования и их обсуждение

Основным методом исследования был педагогический эксперимент.

Эксперимент был организован и проведен на базе средней общеобразовательной школы № 22 города Кемерово. в эксперименте участвовали 43 ученика (19 мальчиков и 24 девочки).

Суть его заключалась в том, что 3 «А» класс в течение всего учебного года занимался под руководством учителя физической культуры этой школы, а 3 «Б» класс - под нашим руководством. На уроках по легкой атлетике нами использовался метод повторного скоростного упражнения, игровой и сорев­новательный методы, которые предлагал Крапотин А. (1997) для развития качества быстроты у младших школьников. А для развития скоростно-силовых качеств у детей этого возраста использовались упражнения с отяго­щениями (обручи, гимнастические палки, скакалки, набивные мячи) и уп­ражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания и другие), игровой и соревновательный методы.

Содержание уроков.

Упражнения, направленные на воспитание быстроты, мы проводили в начале основной части урока и придерживалась следующих методических приемов: а) по технике упражнения не должны быть сложными; б) упражне­ния должны быть хорошо освоены занимающимися; в) скорость выполнения упражнений не должна снижаться к концу занятия; г) последующие упраж­нения должны выполняться в фазе сверхвосстановления.

Для развития быстроты реакции и скорости выполнения отдельных движений мы использовали, например, такие упражнения:

  • по команде «Разойдись!» разбежаться по залу, по команде «Становись!»построиться как можно быстрее в одну шеренгу, колонну, круг;

  • изменение направления бега по сигналу с последующим ускорением 5-6метров;

  • партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра – быстрая ловляи передача мяча.

Для развития быстроты движений мы применяли следующие упражне­ния:

  • бег на месте (10 - 15 секунд) с высоким подниманием бедра;

  • бег с максимальной скоростью 15 - 20 метров;

  • бег с максимальной скоростью через набивные мячи 10-12 метров, 5-6мячей;

  • спортивная ходьба с максимальной частотой на отрезке 8-10 метров, чере­дуя ее с легким бегом 15-20 метров;

  • бег по лестнице с максимальной частотой, наступая на каждую ступеньку (20 - 30 ступенек);

  • из основной стойки максимально быстро выполнить упор присев, упор ле­жа, упор присев и вернуться в исходное положение.

На уроках мы использовали подвижные игры для развития скорости бега: «Салки», «Вызов номеров», «День и ночь», «Два мороза», эстафеты с бегом «Челночный бег», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих» и другие [16].

Для развития скоростно-силовых качеств мы использовали большое количество упражнений. Приведем некоторые из них:

  • разновидности бега в максимальном темпе на отрезках 10-15 метров (наместе, у опоры, через набивные мячи, по обручам, по матам, через резиновые шнуры;

  • бег по лестнице с преодолением двух ступенек;

  • прыжки на месте с различной интенсивностью;

  • прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед;

  • прыжки через гимнастические скамейки;

  • прыжки через набивные мячи;

  • тройные и пятерные прыжки на одной и двух ногах;

  • прыжки в глубину с высоты 30-40 сантиметров, с последующим выпрыги­ванием вверх, в длину;

  • прыжки-многоскоки с ноги на ногу.

Разновидности бросков набивного мяча из различных исходных положений:

  • стоя, бросок набивного мяча вперед-вверх от груди, из-за головы, бросоквверх-назад – набивной мяч внизу;

  • сед ноги врозь, бросок набивного мяча вперед-вверх от груди, из-за головы;

  • лежа на животе, прогнувшись, набивной мяч за головой, бросок вперед;

  • лежа на спине, набивной мяч перед грудью, бросок вверх;

  • перебрасывание набивного мяча в парах и тройках на месте и в движении;

  • метание мяча в цель.

Для развития скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики мы использовали следующие подвижные игры и эстафеты: «Удочка», «Пере­стрелка», «Волк во рву», «Прыжки по полоскам», эстафеты с палками и прыжками, со скакалкой и обручем и другие [16].

Мы старались избегать асимметриче­ских упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потреб­ность в движениях.

Основными средствами развития скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников являлись игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Применение под­вижных игр на уроках легкой атлетики позволяет всем занимаю­щимся всесторонне повышать уровень своей физической подготов­ленности и более эффективно развивать конкретные двигательные качества. Подвижные игры можно успешно включать в любую часть урока легкой атлетики.

Основой методики воспитания быстроты являлось выполнение уп­ражнений с максимальной интенсивностью в течение короткого от­резка времени – 5-10 секунд. Быстрота наиболее успешно разви­вается у школьников в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте целесо­образно воспитывать быстроту путем преимущественного исполь­зования игровых средств, направленных на повышение частоты движений. Упражнения для воспитания быстроты не должны но­сить однообразный характер, но должны применятся в начале ос­новной части урока. Ведущим методом развития этого качества является метод повторного скоростного упражнения.

Для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школь­ного возраста использовали упражнения с отягощениями (набив­ные мячи, обручи, гимнастические палки) и упражнения с преодо­лением массы собственного тела (бег, прыжки, метания). Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозировалась количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха.

Таким образом, педагогический эксперимент был организован для выявления влияния использования на уроках легкой атлетики метода по­вторного скоростного упражнения, игрового и соревновательного, упражне­ний с отягощениями и с преодолением массы собственного тела на воспита­ние скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников. В экспериментальной группе нами была предложена методика воспи­тания скоростных и скоростно-силовых качеств при помощи метода повтор­но-скоростного упражнения, упражнения с отягощениями и упражнения с преодолением массы собственного тела, а также использование игрового и соревновательного методов. В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике с использованием равномерного, переменного и игрового методов.

В начале и в конце учебного года нами были проведены контрольные тесты для определения скоростных и скоростно-силовых качеств: бег на 30 метров с высокого старта и прыжки в длину с места с фиксированием ре­зультатов (табл. 3-7). Далее нами была проведена математическая обработка полученных данных, с помощью которой мы определили, насколько улуч­шились результаты каждого ученика к концу учебного года. Помимо этого мы определили, насколько в каждом классе у мальчиков и у девочек в сред­нем улучшились результаты. По этим результатам нам стало яв­но видно, что в 3 «Б» классе и у мальчиков, и у девочек результаты улучши­лись больше, чем в 3 «А» классе.

Таблица 3

Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у девочек

3 «Б» класса (экспериментальная группа)

Список

учащихся

Бег на 30 м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м, сдвиги (с)

Прыжок,

сдвиги (см)

до

после

до

после

1

А-ва Евгения

6,0

5,8

150

153

-0.2

+3

2

А-а Антонина

6,5

6,2

145

150

-0.3

+5

3

А-ва Галина

6,3

6,0

140

144

-0.3

+4

4

Б-ва Вера

7,1

6,8

130

135

-0.3

+5

5

К-а Анастасия

6,1

5,8

152

155

-0.3

+3

6

М.Александра

5,8

5,5

155

163

-0.3

+8

7

М-о Светлана

5,7

5,5

170

175

-0.2

+5

8

Н-ва Евгения

6,5

6,1

146

150

-0.4

+4

9

Н-ва Ксения

6,6

6,3

142

145

-0.3

+3

10

П. Александра

6,0

5,7

148

155

-0.3

+7

11

По-а Дарья

5,9

5,6

157

160

-0.3

+3

12

Ф-ва Виолетта

7,1

6,9

120

125

-0.2

+5

13

Ш-а Наталья

7,0

6,9

133

140

-0.1

+7

Средн. арифм.

6,35

6,08

145,23

150,00

   

Станд. отклон.

0,49

0,51

12,85

12,79

   

Дов. инт. верхн. гр.

0,27

0,28

6,98

6,95

   

Дов. инт. нижн. гр.

6,62

6,36

152,21

156,95

   

Таблица 4

Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у мальчиков

3 «Б» класса (экспериментальная группа)

Список

учащихся

Бег на 30 м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м, сдвиги (с)

Прыжок,

сдвиги (см)

до

после

до

после

1

Г-о Вадим

5,4

5,2

170

172

-0.2

+2

2

Г-в Андрей

5,5

5,2

165

168

-0.3

+3

3

Е-в Владислав

6,2

5,9

155

160

-0.3

+5

4

З-ук Андрей

5,8

5,4

158

160

-0.4

+2

5

К-в Владислав

5,4

5,2

165

170

-0.2

+5

6

К-ко Иван

5,4

5,2

170

175

-0.2

+5

7

К-ко Игорь

5,6

5,3

164

170

-0.3

+6

8

Л-ов Андрей

6,5

6,1

125

132

-0.4

+7

9

О-ов Никита

5,7

5,2

163

170

-0.5

+7

10

П-ко Денис

7,3

7,1

125

130

-0.2

+5

11

П-ов Егор

6,3

6,1

140

145

-0.2

+5

12

С-ев Василий

5,5

5,2

160

165

-0.3

+5

Средн. арифм.

5,88

5,59

155,00

159,75

   

Станд. отклон.

0,59

0,60

16,11

15,57

   

Дов. инт. верхн. гр.

0,33

0,34

9,11

8,81

   

Дов. инт. нижн. гр.

6,21

5,93

164,11

168,56

   

Несмотря на то, что достоверных различий изучаемых показателей не было зафиксировано (ро˃0,05), тенденция к более существенным приростам показателей развития скоростных и скоростно-силовых способностей ярко проявилась у мальчиков и девочек экспериментальной группы (рис. 1-4).

Таблица 5

Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у девочек

3 «А» класса (контрольная группа)

Список

учащихся

Бег на 30 м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м, сдвиги (с)

Прыжок,

сдвиги (см)

до

после

до

после

1

А-их Татьяна

6,5

6,4

140

143

-0.1

+3

2

Г-ва Олеся

7,3

7,2

133

135

-0.1

+2

3

И-ова Дарья

5,8

5,6

140

145

-0.2

+5

4

К-ва Вероника

6,0

5,9

140

143

-0.1

+3

5

К-ко Кристина

6,2

6,0

135

140

-0.2

+5

6

Ор-а Мария

5,9

5,7

140

145

-0.2

+5

7

О-ва Анна

5,8

5,7

146

148

-0.1

+2

8

П-ва Марина

7,8

7,6

125

130

-0.2

+5

9

П-а Алена

7,7

7,6

126

128

-0.1

+2

10

С-на Эмилия

5,8

5,6

145

150

-0.2

+5

11

Т-ва Анна

6,2

6,0

140

142

-0.2

+2

Средн. арифм.

6,45

6,30

137,27

140,82

   

Станд. отклон.

0,78

0,79

6,89

7,05

   

Дов. инт. верхн. гр.

0,46

0,47

4,07

4,17

   

Дов. инт. нижн. гр.

6,91

6,77

141,34

144,99

   

Таблица 6

Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у мальчиков

3 «А» класса (контрольная группа)

Список

учащихся

Бег на 30 м (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м, сдвиги (с)

Прыжок,

сдвиги (см)

до

после

до

после

1

А-в Александр

5,8

5,6

150

155

-0.2

+5

2

К-яй Сергей

5,5

5,2

153

155

-0.3

+2

3

К-ий Павел

6,0

5,8

150

152

-0.2

+2

4

П-ев Дмитрий

6,2

6,0

145

150

-0.2

+5

5

Т-н Александр

5,8

5,7

150

153

-0.1

+3

6

Ш-ин Николай

5,7

5,5

150

155

-0.2

+5

7

Щ-в Геннадий

7,0

6,7

138

143

-0.3

+5

Средн. арифм.

6,00

5,79

148,00

151,86

   

Станд. отклон.

0,49

0,47

5,00

4,34

   

Дов. инт. верхн. гр.

0,37

0,35

3,70

3,21

   

Дов. инт. нижн. гр.

6,37

6,14

151,70

155,07

   

Таблица 7

Показатели прироста в беге на 30м с высокого старта и прыжке в длину с места у школьников экспериментального и контрольного классов за период эксперимента

Класс

30 м (сек)

Длина (см)

Девочки

3 «А»

0.2

3.6

3 «Б»

0.3

4.8

Мальчики

3 «А»

0.2

3.9

3 «Б»

0.3

4.8

Рис. 1. Результаты в тесте «бег на 30 м» в процессе проведения педагогического

эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп

Рис. 2. Результаты в тесте «бег на 30 м» в процессе проведения педагогического

эксперимента у мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Рис. 3. Результаты в тесте «прыжок в длину с места» в процессе проведения

педагогического эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп

Рис. 4. Результаты в тесте «прыжок в длину с места» в процессе проведения

педагогического эксперимента у мальчиков контрольной и экспериментальной групп

Выводы

  1. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. В возрасте 6-10 лет нервная система еще развивается, кости ске­лета развились не полностью и не окрепли, гормоны, управляющие ростом человека, влияют на развитие организма, органы кровооб­ращения обладают большой резервной мощностью. В младшем школьном возрасте постепенно формируются основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллекту­альной и эмоциональной деятельности детей.

  2. В возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4-5 лет резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности, наблюдается ес­тественный бурный прирост выносливости, интенсивное развитие двигательной функции. Повышается способность детей к выполне­нию мало-интенсивной работы в течение сравнительно продолжи­тельного времени.

  1. Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковре­менные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах).

  2. В процессе проведения эксперимента были получены результаты, которые подтверждают, что использование метода повторного ско­ростного упражнения, игрового и соревновательного, упражнений с отягощениями и с преодолением массы собственного тела, способ­ствуют наилучшему развитию скоростных и скоростно-силовых ка­честв на уроках легкой атлетики в начальных классах.

Практические рекомендации

  1. В младшем школьном возрасте необходимо избегать асимметриче­ских упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потреб­ность в движениях.

  2. Эффективными средствами развития скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников являются игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Применение под­вижных игр на уроках легкой атлетики позволяет всем занимаю­щимся всесторонне повышать уровень своей физической подготов­ленности и более эффективно развивать конкретные двигательные качества. Подвижные игры можно успешно включать в любую часть урока легкой атлетики.

  3. Основой методики воспитания быстроты является выполнение уп­ражнений с максимальной интенсивностью в течение короткого от­резка времени - 5 - 10 секунд. Быстрота наиболее успешно разви­вается у школьников в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте целесо­образно воспитывать быстроту путем преимущественного исполь­зования игровых средств, направленных на повышение частоты движений. Упражнения для воспитания быстроты не должны но­сить однообразный характер, но должны применятся в начале ос­новной части урока. Ведущим методом развития этого качества является метод повторного скоростного упражнения.

  4. Для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школь­ного возраста используются упражнения с отягощениями (набив­ные мячи, обручи, гимнастические палки) и упражнения с преодо­лением массы собственного тела (бег, прыжки, метания). Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозируется количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха.

Литература

  1. Аракелян, Е. Е. Бег на короткие дистанции [Текст] / Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В. Левченко. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 218 с.

  2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] /Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. - 285 с.

  3. Бегай, прыгай, метай: Школа легкой атлетики для детей 7-12 [Текст] / Э. Брюнему, Э. Хариес, Я. Хофф и др. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 188 с.

  4. Белоусов, В. А. Еще раз о метании [Текст] / В. А. Белоусов // Физическая культура в школе. -1994. - № 1. - С. 11-14.

  5. Белоусов, В. А. Обучая метанию на дальность [Текст] / В. А. Белоусов // Физическая культура в школе. - 1994. - № 4. - С. 25.

  6. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 192 с.

  7. Брюнему, Э. Бегай, прыгай, метай. [Текст] / Э. Брюнему, К. Ю. Леве, Н. Тейглан. – М.: Физкультура и спорт, 1982. - 77 с.

  8. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников.[Текст] / Я. С. Вайнбам. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

  9. Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б. В. Валик. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 168 с.

  10. Гойхман, Б. Н. Легкая атлетика в школе [Текст] / О. Н. Трофимов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. – 200 с.

  11. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников.[Текст] / А. А. Гужаловский. - Минск: Народная аскета, 1978. - 204 с.

  12. Должиков, И. И. Уроки физической культуры в начальной школе. [Текст] / И. И. Должиков. // «Спорт в школе» - 2006. № 35 - с. 1.

  13. Ермолаев, Ю. Л. Возрастная физиология [Текст] / Ю. Л. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 2005. – 384 с.

  14. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: Критерии отбора [Текст] / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 240 с.

  15. Качашкин, В. М. Физическое воспитание в начальной школе [Текст] /В. М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

  16. Крапотин, А. Как развить физические качества у младших школьни­ков. [Текст] / А. Крапотин // Спорт в школе. - 1997. - № 17. - с. 14.

  17. Куколевский, Г. М. Советы врача спортсмену [Текст] / КуколевскийГ. М. - М.: Государственное издательство медицинской литературы,1978. - 190 с.

  18. Лазарев, И. В. Практикум по легкой атлетике [Текст] / И. В. Лазарев, В. С. Кузнецов, А. Г. Орлов. - М.: Академия, 1999. – 168 с.

  19. Легкая атлетика [Текст] / Под ред. Н. Г. Озолина и др. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.

  20. Легкая атлетика [Текст] / Сост. З. П. Синицкий. - Киев: Здоровье, 1978.

  21. Легкая атлетика для юношей [Текст] // Под общей редакцией П. Л. Лимаря. М.: Физкультура и спорт, 1969. – 166 с.

  22. Легкая атлетика и методика преподавания: Учебник [Текст] / Под ред. О. В. Колодия, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.

  23. Легкая атлетика. Учебник для ИФК [Текст] // Под ред. Н. Г. Озолина и В. И. Воронкина. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 598 с.

  24. Легкая атлетика. Учебник для ИФК [Текст] / Под. ред. А. Н. Макарова. - М.: Просвещение, 1987. – 304 с.

  25. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах [Текст] / Г. Б. Мейксон // Физкультура в школе. – 1994. № 4. - С. 28 -37

  26. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития [Текст] / В. И. Лях. – М.: Советский спорт, 2000 – 192 с.

  27. Лях, В. И. Тесты физического воспитания школьников [Текст] / ЛяхВ. И. – М.: Издательство АСТ, 1998. - 271 с.

  28. Макаров, А. Н. Легкая атлетика [Текст] / Макаров А. Н. - М.: Просве­щение, 1987. - 303 с.

  29. Максименко, Г. Н. Управление тренировочным процессом юных бе­гунов [Текст] / Г. Н. Максименко. - Киев: Здоровье, 1978. – 144 с.

  30. Малков, Е. А. Подружись с «королевой спорта» [Текст] / Е. А. Малков. - М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

  31. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Физическая культура, 2008. – 543 с.

  32. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям [Текст] / Под общ. ред. М. П. Кривоносова, Т. П. Юшкевича. – Минск, 1986. – 312 с.

  33. Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьни­ков [Текст] / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. - М.: Просвещение. 1989. -221 с.

  34. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Авт.-сост. Г. И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 388 с.

  35. Озолин, Н. Г. Легкая атлетика [Текст] / Н. Г. Озолин, В. И. Воронкин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 595 с.

  36. Основы легкой атлетики [Текст] / Сост. А. Ф. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 1976. – 234 с.

  37. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др. // Под ред. Ю. Д. Железняка. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 384 с.

  38. Петровский, В. В. Бег на короткие дистанции (Спринт) [Текст] / В. В. Петровский. - М.: Физкультура и спорт, 1978. – 80 с.

  39. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2005. – 583 с.

  40. Попов, В. Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов [Текст] / В. Б. Попов // Физкультура в школе. – 2001. – № 6. - С. 56-91

  41. Попов, В. Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ [Текст] / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов, Е. И. Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 224 с.

  42. Родин, М. А. Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья) [Текст] / М. А. Родин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000 – 17 с.

  43. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.

  44. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 130 с.

  45. Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М., 1972. – 176 с.

  46. Фомин, Н. А. На пути к спортивному мастерству [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 151с.

  47. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспита­ния и спорта: Учеб. пособие [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2011. – 480 с.

  48. Холодов, Ж. К. Легкая атлетика в школе [Текст] / Холодов Ж. К.,Кузнецов B. C., Колодницкий Г. А. - М.: Просвещение, 1993.- 128 с.

  49. Хоменков, Л. С. Учебник тренера по легкой атлетике [Текст] / Л. С. Хоменков. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 478 с.

  50. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]/ А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. - М.: Просвещение,1990. - 317 с.

  51. Чумаков, П. А. Спортивные и подвижные игры [Текст] / П. А. Чумаков. – М.: Физкультура и спорт, 2010. - 387 с.

  52. Школа легкой атлетики [Текст] // Под ред. А. Б. Коробова. - М.: Физкультура и спорт, 1968. – 336 с.

29

Просмотров работы: 10339