Роль физической культуры в жизни школьника определяется достаточно большим числом факторов, среди которых одним из важнейших является спорт, определяемый как общественная самодеятельность людей в свободное от работы и учебы время. Именно занятия спортом позволяют школьникам удовлетворить свои двигательные потребности, причем можно отметить высокий уровень стабильности отношения школьников к систематическим физическими упражнениями [42].
Современные уроки легкой атлетики в начальных классах обеспечивают необходимый минимум знаний ученика и его разностороннюю физическую подготовку. Включение в урок легкой атлетики подвижных игр имеет также немаловажное значение. Элементы техники разучиваемого двигательного действия, использование игрового метода активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние учащихся. Использование упражнений скоростно-силового характера способствует развитию мышечных групп, которые несут основную нагрузку в игровой деятельности ученика.
Цель исследования: проанализировать методику воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – мы исходили из предположения о том, что использование метода повторного скоростного упражнения, упражнений с отягощениями и с преодолением массы собственного тела, а также игрового и соревновательного методов, способствуют наилучшему развитию скоростных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в начальных классах.
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
Выявить анатомо-физиологические, психологические и возрастныеособенности физического воспитания детей младшего школьного возрастапо данным научным исследованием .
Проанализировать методику воспитания скоростных и скоростно-силовых качествна уроках легкой атлетики в начальных классах по данным научным исследованием и практике ведущих специалистов в данной области.
Выявить влияние использования на уроках легкой атлетики метода повторного скоростного упражнения, игрового и соревновательного, упражнений с отягощениями и с преодолением массы собственного тела на воспитание скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение данных научно-педагогической литературы.
Педагогические наблюдения.
Педагогический эксперимент.
Математико-статистические методы.
Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-10 лет физиологических различий между мальчиками и девочками почти не существует. Осуществляя физическое воспитание детей этого возраста необходимо помнить о следующих главных моментах: нервная система детей еще развивается, кости скелета развились не полностью и не окрепли, гормоны, управляющие ростом человека, влияют на развитие организма, органы кровообращения обладают большой резервной мощностью [7].
Нервная система имеет решающее значение для обеспечения нормальной деятельности организма. Она координирует все процессы, которые происходят в организме человека [50]. Не следует ожидать, что ребенок может справиться с выполнением сложных упражнений, которые требуют полной согласованности между нервами и мускулами, так как он еще физиологически не созрел для этого. Должно пройти немало времени, прежде чем ребенок сможет овладеть техникой выполнения сложных движений. Частично, то же самое относится и к чувственным ощущениям ребенка. Упражнения, с которыми ребенок не справляется, вызывают не только психическую и физическую усталость, они могут вызвать отвращение к физкультуре на всю жизнь [7].
При рождении скелет ребенка состоит главным образом из хрящей. Позднее в определенной последовательности развиваются клетки костной ткани, и только к переходному возраст)' весь скелет развивается полностью. Хрящи обладают большей гибкостью, поэтому повреждения суставов у детей гораздо более редки, чем у взрослых. Однако хрящи не приспособлены к большим нагрузкам, поэтому упражнения с использованием больших внешних нагрузок для детей не приемлемо. Чембольше и чем продолжительнее нагрузки, тем больше деформируется скелет ребенка [46].
Мы знаем, что гормоны роста имеют большое значение для нормального развития костных тканей и что недостаток гормонов роста приводит к неполноценному развитию ребенка. Но гормоны роста имеют большое значение и для развития большинства других органов и их функционирования. Известная теория гласит, что физическая активность стимулирует производство гормонов роста, которые, в свою очередь, способствуют развитию всего организма в детские годы. Очевидно и то. что человеческий организм как единое целое полностью развивается только в процессе работы и, что ежедневная работа является необходимым условием нормального физического развития. Значение физической активности в детском возрасте нельзя недооценивать. Физическая активность необходима не только для развития мускулатуры и скелета, но и для удовлетворительной работы сердца, легких и других органов.
Сердце и сосуды у здорового человека обладают большой резервной мощностью, особенно у детей. Дети могут целый день бегать, играть, не проявляя при этом каких-либо признаков усталости. Размеры детского сердца зависят от степени физической активности. Если сердце у ребенка больших размеров, это означает, что оно работает лучше, так как перекачивает больше крови. Проводились исследования, которые показывали, что 30% детей школьного возраста, которые занимаются соревновательными видами спорта, имеют объем сердца намного больше того, который считается нормальным для их возраста [7].
Младший школьный возраст (6-10 лет) характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. Так, за год длина тела и вес увеличиваются в среднем соответственно на 4-5 сантиметров и на 2-3 килограмма, а окружность грудной клетки - на 2-3 сантиметра.
В возрасте 6-10 лет продолжается формирование костной ткани и скелета в целом. Строение костей ребенка этого возраста в основном аналогично строению костей взрослого человека. Однако в силу большей эластичности мышц и связок подвижность в суставах у ребенка 6-10 лет значительно выше, чем у взрослого. В младшем школьном возрасте процесс окостенения скелета еще далек от завершения. Например, кости таза к 7 - 8 годам только начинают срастаться. Поэтому в ходе проведения занятий следует избегать упражнений, связанных со значительной и резкой нагрузкой на кости таза (прыжки с большой высоты, переноска тяжестей).
Мышечная система у детей этого возраста развита еще очень слабо, но развитие мускулатуры проходит усиленными темпами. Мышечная ткань у младших школьников по составу и сократительной способности отличается от мышечной ткани взрослых. В мышцах ребенка отмечается избыток воды и недостаток белков и жиров, что в свою очередь способствует большей их эластичности. В этот период наблюдается некоторое несоответствие в интенсивности развития отдельных мышечных групп – крупные мышцы ног, туловища и плечевого пояса развиваются быстрее, чем мелкие мышцы кисти и стопы. Именно поэтому дети с трудом выполняют упражнения, требующие точной и согласованной работы мелких мышц.
Возрастное развитие двигательной и вегетативной функций в этот период происходит не однонаправлено. Механизмы, регулирующие деятельность вегетативных органов и систем, в своем индивидуальном развитии заметно отстают от темпов развития способности к управлению двигательным аппаратом [28].
Состояние важнейших вегетативных систем – дыхательной и сердечнососудистой - в большей мере определяет уровень работоспособности детей и приспособляемости их организма к различным физическим нагрузкам. Легкие, сердце и кровеносные сосуды по отношению друг к другу развиваются неравномерно [17]. У десятилетних детей относительная величина сердца (на 1 килограмм веса тела) наименьшая. В 7-8 лет иннервационный аппарат сердца полностью формируется, но сила сердечной мышцы ребенка еще очень далека от максимальной. Что же касается минутного объема, то он почти равен минутному объему взрослых. Однако обеспечивается это равенство за счет значительно большей, чем у взрослых, частоты сердечных сокращений (80-90 ударов в минуту). В свою очередь большая частота сердечных сокращений и большая скорость кровотока обеспечивают большее, чем у взрослых, кровоснабжение тканей.
Сердце ребенка достаточно легко приспосабливается к различным режимам работы и сравнительно быстро восстанавливает свою работоспособность. Но, несмотря на это, несовершенство регуляторных механизмов приводит к некоторой неустойчивости в работе сердца. Поэтому чрезмерная физическая или психическая нагрузка может привести к функциональным расстройствам сердечной деятельности.
Дети младшего школьного возраста часто нецелесообразно реагируют на внешние раздражения, в особенности тогда, когда требуется быстрое приспособление к обстоятельствам или резкое изменение направления и характера движения. В младшем школьном возрасте постепенно формируются основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей: лабильный, отличающийся быстротой и точностью образования условных рефлексов и дифференцировок (дети этого типа проявляют деловое и своевременное отношение к работе, относительно спокойны, быстро ориентируются в окружающей обстановке); инертный, отличающийся медленным образованием условных рефлексов и дифференцировок (дети этого типа малоинициативны, молчаливы, легко поддаются внушению, проявляют слабый интерес к внешней среде, среди них часто встречаются отстающие в учебе и спорте); тормозной, у которого условнорефлекторные связи образуются с большим трудом, но зато легко вырабатываются дифференцировки (это обычно спокойные, сосредоточенные на выполняемой деятельности дети, с трудом переключающиеся на новые виды работы); возбудимый, характеризующийся легкостью и быстротой образования условных рефлексов, но медленным и трудным формированием дифференцировок (дети этого типа неспокойны на занятиях сортом, очень подвижны, разговорчивы, отличаются неустойчивым вниманием). Указанные типы имеют прямое отношение к характеру учебной работы с детьми, поэтому их необходимо учитывать при индивидуальном подходе к юным спортсменам [28].
Возрастные особенности физического воспитании детей младшего
школьного возраста
В возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются, по сравнению с детьми 4-5 лет, резервные возможности сердечнососудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности. Сердечнососудистая система 6-летнего ребенка способна удовлетворить потребность организма при выполнении нагрузок на выносливость мощностью 60-70 % от максимальной. Рядом исследователей показана возможность развития выносливости у семилетних детей с помощью включения в уроки легкой атлетики циклически повторяющихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы и других упражнений циклического характера [32]. Высокая эффективность педагогического воздействия объясняется тем, что в 6-7 лет наблюдается естественный бурный прирост выносливости и, как следствие - повышенной чувствительности к воздействию физических нагрузок, направленных на ее развитие. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готовность к обучению в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, значительно повышает его физическую работоспособность и положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств.
Такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40-60% от максимальной скорости), способствуют повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 6 лет должен составлять 1000-1500 метров, которые они успешно преодолевают за 8,5-9 минут без особого напряжения. В этом возрасте можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике физического воспитания и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности [33].
Комплексное развитие физических качеств с направленным развитием выносливости создает базу для освоения более сложных по координации двигательных действий [48].
На начальных этапах обучения необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности [49].
Возраст 6-10 лет характеризуется замедлением темпов роста, плавностью развития, постепенностью изменений структур и функций организма. Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают достаточно высокой степени развития и способствуют в этом возрасте овладению технически сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости [28].
Повышается способность детей к выполнению малоинтенсивной работы в течении сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию малоинтенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте до 11 лет.
Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей пятнадцатилетних девушек.
В младшем школьном возрасте необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, неправильное их смещение, привести к плоскостопию, нарушениям осанки у детей.
Ограничена у детей младшего школьного возраста и способность работать в «долг». Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 литр. Выносливость к работе субмаксимальной интенсивности возрастает лишь к 12 годам. В состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, высокая кислородная стоимость работы [33].
Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках легкой атлетики необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные сокращения, контролировать свои действия, решать тактические задачи [15].
В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут, помогут только упражнения [33].
Развитие скоростных и скоростно-силовыхкачеств у младших школьников
на урокахлегкой атлетики
Сенситивные периоды в развитии физических качеств у младших школьников.
В практической работе по развитию двигательных качеств в подготовке младших школьников специалистам необходимо учитывать не только степень воздействия физических упражнений на организм учащихся, но и особенности их индивидуального возрастного развития. Объясняется это тем, что эффективность работы, направленной на развитие того или иного физического качества, будет зависеть от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества. Если направленное развитие физического качества осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных двигательных качеств у младших школьников в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост [16].
Такие периоды получили название критических (сенситивных). Практика показала, что различные физические качества развиваются не одновременно и неравномерно, поэтому для определения критических периодов у младших школьников были проведены массовые обследования 1021 учащегося начальных классов (485 мальчиков и 536 девочек). В основу определения периодизации развития физических качеств были положены погодовые прибавки среднегрупповых показателей подготовленности, определенные в тестовых испытаниях.
При выявлении оптимальных возрастных периодов для целенаправленного воспитания физических качеств у младших школьников необходимо исходить из следующего положения. Критические периоды в развитии физических качеств характеризуются высокой степенью чувствительности к специфическим внешним воздействиям, влияющим на развитии данного качества. Когда ощущается недостаток определенного вида двигательной активности критические периоды могут и не проявляться. И наоборот, когда в определенные возрастные периоды удается подобрать оптимальные соотношения форм физического воспитания и дозы соответствующих нагрузок, критические периоды выявляются в более полной мере [11].
Дозирование нагрузки и методика воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников на уроках легкой атлетики.
Результаты этих исследований показывают, что определяющими факторами развития физических качеств являются правильный выбор методов, адекватный подбор средств и рациональная организация занимающихся. Содержание занятий должно строго соответствовать уровню физической подготовленности учащихся, а степень трудности упражнений и игр подбирается с таким расчетом, чтобы участники, приложив достаточно большие усилия, могли преодолеть препятствия на пути к достижению поставленной цели. Этот метод занимает одно из ведущих мест в организации и проведении уроков физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, эстафетами и соответствует требованиям и индивидуального подхода к повышению физической подготовленности занимающихся [16].
Необходимо также учитывать возрастно-половые закономерности развития физических качеств у школьников и биологические факторы, обусловливающие их, что позволяет более обоснованно применять рекомендуемые средства и методы физической подготовки. Иначе бурные темпы развития важнейших физических качеств, когда специфически направленные педагогические воздействия вызывают стойкий морфологический и функциональный сдвиг, быстро угасают, и в дальнейшем вряд ли удастся полностью реализовать утраченные возможности или по крайней мере на это потребуется дополнительное время [2].
Эффективными средствами развития физических качеств у младших школьников являются игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты [51].
Физическую подготовку младших школьников необходимо осуществлять таким образом, чтобы в рамках разностороннего воспитания физических качеств до 30% времени было выделено для акцентированного воздействия на физические качества, которые находятся в ускоренных периодах своего возрастного развития.
Подвижные игры являются одним из важнейших средств разностороннего физического воспитания младших школьников, отличаются более высоким эмоциональным фоном, оптимально отвечающим возрастно-половым особенностям детей. Применение подвижных игр на уроках легкой атлетики позволяет всем занимающимся всесторонне повышать уровень своей физической подготовленности и более эффективно развивать конкретные двигательные качества. Подвижные игры можно успешно включать в любую часть урока легкой атлетики. В подготовительной части урока подвижные игры могут:
помогать организации детей;
обеспечивать подготовку организма детей к более высокой физической нагрузке;
настраивать занимающихся на занятия (концентрация, мотивация).
В основной части урока посредством подвижных игр можно решать различные педагогические задачи, такие, как:
развитие физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков;
освоение новых двигательных навыков.
В заключительной части урока подвижные игры позволяют:
привести организм ребенка в относительно спокойное состояние;
снять мышечное напряжение;
снять эмоциональное состояние и восстановить частоту пульса до исходного уровня [16].
Эстафеты относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами, вступая в соревнование с соперником. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих – ценный воспитательный фактор.
Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности. Возможность широко варьировать содержание эстафет от самых простых, типа передачи мяча или бега, до серии сложных заданий с преодолений полосы препятствий, произвольно менять правила игры, сообразуясь с возрастом, подготовленностью участников и условиями зала (площадки), позволяет широко применять их в практике целенаправленного развития физических качеств [51].
Развитие скоростных качеств.
Быстрота движений рассматривается как способность ребенка совершать движения, двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают три относительно независимые друг от друга элементарные формы проявления качества быстроты. Это быстрота (время) двигательной реакции (например, старт в соревновании и другие виды быстрого реагирования); быстрота отдельных движений (бросок, удар, укол); максимальная частота движений (циклические виды) [15].
Основой методики воспитания быстроты является выполнение упражнений с максимальной (предельной) интенсивностью в течение короткого отрезка времени – 5-10 секунд. Быстрота наиболее успешно развивается у младших школьников в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте целесообразно воспитывать быстроту путем преимущественного использования игровых средств, направленных на повышение частоты движений.
Упражнения для воспитания быстроты не должны носить однообразный характер. Их задача – охватывать различные группы мышц, возможно шире совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышать координационные способности. Упражнения, направленные на воспитание быстроты, должны применяться в начале основной части урока и соответствовать следующим методическим принципам:
по технике упражнения не должны быть сложными;
упражнения должны быть хорошо освоены занимающимися;
скорость выполнения упражнений не должна снижаться к концу занятия;
последующие упражнения должны выполняться в фазе сверхвосстановления [16].
Максимальное проявление быстроты движений зависит также от оптимального состояния возбудимости центральной нервной системы. Такое состояние обычно возникает у занимающихся после разминки на фоне хорошего восстановления [49].
Ведущим методом развития качества является метод повторного скоростного упражнения. Можно рекомендовать следующую дозировку нагрузки в упражнениях для развития быстроты реакции и скорости выполнения отдельных движений:
разбежавшись по залу по команде «Разойдись!», по команде «Становись!» - построиться как можно быстрее в одну шеренгу, колонну, круг. Эти же упражнения можно выполнять и после промежуточных команд «Садись!», «Ложись!», «Упор присев!» (повторить 2-3 раза), интервал отдыха между повторениями 15-20 секунд;
партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра - быстрая ловля и передача мяча (10-15 передач), повторить 3-4 раза, 1-2 серии, интервал отдыха между повторениями 20-25 секунд, между сериями 40-50 секунд;
изменение направления бега по сигналу голосом с последующим ускорением 5 метров (3-4 раза), интервал отдыха между повторениями 30-40 секунд;
Упражнения для развития быстроты движений:
бег на месте (10 - 15 секунд) с высоким подниманием бедра (повторить 2-3раза), 1-2 серии, интервал отдыха между повторениями 40 - 50 секунд, между сериями 60 - 80 секунд;
бег с максимальной скоростью 15 - 20 метров (2-3 раза), интервал отдыха 20 - 30 секунд;
бег с максимальной скоростью через набивные мячи 10-12 метров, 5-6мячей (2-3 раза), интервал отдыха между повторениями 30 - 40 секунд;
спортивная ходьба с максимальной частотой на отрезке 8-10 метров, чередуя ее с легким бегом 15 - 20 метров (1-2 раза), интервал отдыха между повторениями 50 - 60 секунд;
бег по лестнице с максимальной частотой, наступая на каждую ступеньку(20 - 30 ступенек), 1-2 раза, интервал отдыха между повторениями 40 -50 секунд;
из основной стойки максимально быстро выполнить упор присев, упор лежа, упор присев и вернуться в исходное положение (8-10 раз), 1-2 раза, интервал отдыха между повторениями 50-60 секунд.
Подвижные игры для развития скорости бега: «Салки», «Вызов номеров», «День и ночь», «Два мороза», эстафеты с бегом «Челночный бег», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих» и другие) [15].
Для определения скоростной подготовки у младших школьников на уроке легкой атлетики можно провести такой тест как бег на 30 метров (табл. 1).
Таблица 1
Нормативы для оценки результатов в беге на 30 метров, секунды
(по Крапотину А.)
Возраст (лет) лет |
Оценки |
||
5 |
4 |
3 |
|
мальчики |
|||
6 |
6.40 и ниже |
6.92-6.71 |
7.30 и выше |
7 |
6.29 |
6.85-6.62 |
7.11 |
8 |
5.69 |
6.33-6.11 |
6.70 |
9 |
5.50 |
6.21-5.91 |
6.56 |
девочки |
|||
6 |
6.74 и ниже |
7.39-7.11 |
7.60 и выше |
7 |
6.38 |
7.12-6.80 |
7.35 |
8 |
5.79 |
6.61-6.30 |
6.94 |
9 |
5.67 |
6.30-6.11 |
6.70 |
Развитие скоростно-силовых качеств.
Под скоростно-силовыми качествами понимается способность ребенка к проявлению околопредельных усилий за наименьшее время, не снижая амплитуду движения. Скоростно-силовые качества в настоящее время рассматриваются не как производные от силы и быстроты, а как самостоятельное двигательное качество, требующее адекватных, присущих ему средств и методов развития.
Для развития скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста используются упражнения с отягощениями (набивные мячи, обручи, гимнастические палки) и упражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания) [16].
Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозируется количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха [8].
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
разновидности бега в максимальном темпе на отрезках 10-15 метров (на месте, у опоры, через набивные мячи, по обручам, по матам, через резиновые шнуры), 2-3 раза, интервал отдыха между повторениями 40-60 секунд;
бег по лестнице с преодолением двух ступенек (15-20 метров), 2-3 раза, интервал отдыха между повторениями 30-50 секунд;
Разновидности прыжков:
прыжки на месте с различной интенсивностью. Выполняется 2-3 подхода по 20-40 прыжков с интервалом отдыха между подходами 50-60 секунд;
прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед (10-30 раз), 2-3 подхода, интервал между подходами 30-50 секунд;
прыжки через набивные мячи (10-15 мячей), 3-4 подхода, интервал отдыха между подходами 30-40 секунд;
прыжки через гимнастические скамейки (3-5 скамеек), 2-3 подхода, интервал отдыха между подходами 20-30 секунд;
тройные и пятерные прыжки на одной и двух ногах (10-25 метров), 2-3повторения, интервал отдыха между повторениями 30-40 секунд;
прыжки в глубину с высоты 30-40 сантиметров, с последующим выпрыгиванием вверх, в длину (3-4 раза), интервал отдыха между повторениями 15-20 секунд;
прыжки многоскоки с ноги на ногу – 10-15 прыжков, 2-3 раза, интервал отдыха между повторениями 10-20 секунд.
Разновидности бросков набивного мяча массой 1 кг: из различных исходных положений.
Стоя:
набивной мяч перед грудью. Бросок вперед- вверх. Набивной мяч за головой. Бросок вперед-вверх. Набивной мяч внизу. Бросок вверх-назад. По 5-7 бросков за 15 секунд, 2-3 подхода, интервал отдыха между подходами 20 -30 секунд.
Сед ноги врозь:
набивной мяч перед грудью. Бросок вперед-вверх. Набивной мяч впереди между ног. Бросок вперед-вверх (8-10 раз), 2-3 подхода, интервал отдыха между подходами 30-40 секунд.
Лежа:
на животе прогнувшись, набивной мяч за головой. Бросок вперед;
на спине, набивной мяч перед грудью. Бросок вверх (5-8 раз), 1-2 подхода, интервал отдыха между подходами 40-50 секунд.
Перебрасывание набивного мяча в парах и тройках на месте и в движениях (10-15 раз), 2-3 подхода, интервал отдыха между подходами 20 -30 секунд.
Метание мяча в цель (5 бросков), 2-3 серии, интервал отдыха между сериями 15-20 секунд.
Скоростно-силовые упражнения выполняются с максимальным усилием (5-7 бросков за 15-20 секунд), стремясь как можно скорее сообщить предельное ускорение снаряду. Количество повторений в одно серии в зависимости от подготовленности ученика и мощности развиваемых усилий колеблется в пределах 5-15 повторений. Упражнения выполняются непрерывно или с кратковременной паузой. Оптимальная пауза отдыха между сериями составляет 30-50 секунд, а количество серий не должно превышать 2-4 [16].
Подвижные игры и эстафеты для развития скоростно-силовых качеств: «Удочка», «Перестрелка», «Волк во рву», Прыжки по полоскам», эстафеты с палками и прыжками, со скакалкой и обручем и другие) [15].
Для определения скоростно-силовой подготовки у младших школьников на уроке легкой атлетики можно провести тест – прыжок в длину с места (табл. 2).
Таблица 2
Нормативы для оценки результатов прыжков в длину с места, см
(по Крапотину А.)
Возраст (лет) |
Оценки |
||
5 |
4 |
3 |
|
мальчики |
|||
6 |
136 и выше |
96-110 |
81-95 |
7 |
141 |
107-122 |
95-106 |
8 |
160 |
119-140 |
109-118 |
9 |
169 |
132-155 |
120-131 |
девочки |
|||
6 |
131 и выше |
90-110 |
78-89 |
7 |
140 |
95-114 |
86-94 |
8 |
155 |
110-134 |
100-109 |
9 |
162 |
121-140 |
111-120 |
Тесты и нормативы развития скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников
Педагог должен систематически осуществлять контроль за развитием основных физических качеств у младших школьников [16].
Для определения физической подготовленности учащихся предлагаются в качестве экспресс-тестов конкретные упражнения: на скорость – бег 30 метров с высокого старта; на скоростно-силовую подготовку - прыжки в длину с места [12].
Желательно, чтобы контрольные испытания проводились в конце каждой учебной четверти, то есть не реже четырех раз в учебном году. Чтобы измерения были более точными и полученные данные можно было бы сравнить междусобой, рекомендуется придерживаться следующих методических требований:
Тест 1. Бег на 30 метров должен выполняться с высокого старта, что позволит судить о скоростных и скоростно-силовых качеств занимающихся. В забеге участвуют по два человека [16]. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время регистрируют с помощью секундомеров с точностью до 0,01 секунды (табл. 1).
Тест 2. Прыжок в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений рук и ног [12].
Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение - результатом тестирования (теста) [25].
Каждый ученик после выполнения контрольного норматива на уроке легкой атлетики получает соответствующий результат, который оценивается по специальной таблице [16]. Кроме оценок за физические качества учитель ставит отметки за двигательные умения. Двигательные умения и знания в области физической культуры определены стандартами физкультурного образования.
Временные стандарты физкультурного образования предусматривают:
Режим дня. Правильное питание. Виды и правила закаливания организма. Дисциплина на занятиях, умение пользоваться инвентарем и оборудованием. Упражнения: общеразвивающие, на улучшение осанки, на развитие гибкости, ловкости, быстроты и выносливости. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Разновидности ходьбы, бега, прыжков и метаний. Высокий старт. Гладкий бег на короткие и средние дистанции, челночный бег. Передвижение по гимнастическому бревну. Кувырки, лазание по канату, перелезание через простейшие препятствия (коня, козла). Подвижные игры (название и правила).
Проанализировав исходные данные об учащихся, учитель определяет общую стратегию учебных занятий, систему домашних заданий, проведение подвижных игр с направленным развитием двигательной активности [12].
Результаты исследования и их обсуждение
Основным методом исследования был педагогический эксперимент.
Эксперимент был организован и проведен на базе средней общеобразовательной школы № 22 города Кемерово. в эксперименте участвовали 43 ученика (19 мальчиков и 24 девочки).
Суть его заключалась в том, что 3 «А» класс в течение всего учебного года занимался под руководством учителя физической культуры этой школы, а 3 «Б» класс - под нашим руководством. На уроках по легкой атлетике нами использовался метод повторного скоростного упражнения, игровой и соревновательный методы, которые предлагал Крапотин А. (1997) для развития качества быстроты у младших школьников. А для развития скоростно-силовых качеств у детей этого возраста использовались упражнения с отягощениями (обручи, гимнастические палки, скакалки, набивные мячи) и упражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания и другие), игровой и соревновательный методы.
Содержание уроков.
Упражнения, направленные на воспитание быстроты, мы проводили в начале основной части урока и придерживалась следующих методических приемов: а) по технике упражнения не должны быть сложными; б) упражнения должны быть хорошо освоены занимающимися; в) скорость выполнения упражнений не должна снижаться к концу занятия; г) последующие упражнения должны выполняться в фазе сверхвосстановления.
Для развития быстроты реакции и скорости выполнения отдельных движений мы использовали, например, такие упражнения:
по команде «Разойдись!» разбежаться по залу, по команде «Становись!»построиться как можно быстрее в одну шеренгу, колонну, круг;
изменение направления бега по сигналу с последующим ускорением 5-6метров;
партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра – быстрая ловляи передача мяча.
Для развития быстроты движений мы применяли следующие упражнения:
бег на месте (10 - 15 секунд) с высоким подниманием бедра;
бег с максимальной скоростью 15 - 20 метров;
бег с максимальной скоростью через набивные мячи 10-12 метров, 5-6мячей;
спортивная ходьба с максимальной частотой на отрезке 8-10 метров, чередуя ее с легким бегом 15-20 метров;
бег по лестнице с максимальной частотой, наступая на каждую ступеньку (20 - 30 ступенек);
из основной стойки максимально быстро выполнить упор присев, упор лежа, упор присев и вернуться в исходное положение.
На уроках мы использовали подвижные игры для развития скорости бега: «Салки», «Вызов номеров», «День и ночь», «Два мороза», эстафеты с бегом «Челночный бег», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих» и другие [16].
Для развития скоростно-силовых качеств мы использовали большое количество упражнений. Приведем некоторые из них:
разновидности бега в максимальном темпе на отрезках 10-15 метров (наместе, у опоры, через набивные мячи, по обручам, по матам, через резиновые шнуры;
бег по лестнице с преодолением двух ступенек;
прыжки на месте с различной интенсивностью;
прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед;
прыжки через гимнастические скамейки;
прыжки через набивные мячи;
тройные и пятерные прыжки на одной и двух ногах;
прыжки в глубину с высоты 30-40 сантиметров, с последующим выпрыгиванием вверх, в длину;
прыжки-многоскоки с ноги на ногу.
Разновидности бросков набивного мяча из различных исходных положений:
стоя, бросок набивного мяча вперед-вверх от груди, из-за головы, бросоквверх-назад – набивной мяч внизу;
сед ноги врозь, бросок набивного мяча вперед-вверх от груди, из-за головы;
лежа на животе, прогнувшись, набивной мяч за головой, бросок вперед;
лежа на спине, набивной мяч перед грудью, бросок вверх;
перебрасывание набивного мяча в парах и тройках на месте и в движении;
метание мяча в цель.
Для развития скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики мы использовали следующие подвижные игры и эстафеты: «Удочка», «Перестрелка», «Волк во рву», «Прыжки по полоскам», эстафеты с палками и прыжками, со скакалкой и обручем и другие [16].
Мы старались избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях.
Основными средствами развития скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников являлись игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Применение подвижных игр на уроках легкой атлетики позволяет всем занимающимся всесторонне повышать уровень своей физической подготовленности и более эффективно развивать конкретные двигательные качества. Подвижные игры можно успешно включать в любую часть урока легкой атлетики.
Основой методики воспитания быстроты являлось выполнение упражнений с максимальной интенсивностью в течение короткого отрезка времени – 5-10 секунд. Быстрота наиболее успешно развивается у школьников в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте целесообразно воспитывать быстроту путем преимущественного использования игровых средств, направленных на повышение частоты движений. Упражнения для воспитания быстроты не должны носить однообразный характер, но должны применятся в начале основной части урока. Ведущим методом развития этого качества является метод повторного скоростного упражнения.
Для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста использовали упражнения с отягощениями (набивные мячи, обручи, гимнастические палки) и упражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания). Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозировалась количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха.
Таким образом, педагогический эксперимент был организован для выявления влияния использования на уроках легкой атлетики метода повторного скоростного упражнения, игрового и соревновательного, упражнений с отягощениями и с преодолением массы собственного тела на воспитание скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников. В экспериментальной группе нами была предложена методика воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств при помощи метода повторно-скоростного упражнения, упражнения с отягощениями и упражнения с преодолением массы собственного тела, а также использование игрового и соревновательного методов. В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике с использованием равномерного, переменного и игрового методов.
В начале и в конце учебного года нами были проведены контрольные тесты для определения скоростных и скоростно-силовых качеств: бег на 30 метров с высокого старта и прыжки в длину с места с фиксированием результатов (табл. 3-7). Далее нами была проведена математическая обработка полученных данных, с помощью которой мы определили, насколько улучшились результаты каждого ученика к концу учебного года. Помимо этого мы определили, насколько в каждом классе у мальчиков и у девочек в среднем улучшились результаты. По этим результатам нам стало явно видно, что в 3 «Б» классе и у мальчиков, и у девочек результаты улучшились больше, чем в 3 «А» классе.
Таблица 3
Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у девочек
3 «Б» класса (экспериментальная группа)
№ |
Список учащихся |
Бег на 30 м (сек) |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег 30 м, сдвиги (с) |
Прыжок, сдвиги (см) |
||
до |
после |
до |
после |
||||
1 |
А-ва Евгения |
6,0 |
5,8 |
150 |
153 |
-0.2 |
+3 |
2 |
А-а Антонина |
6,5 |
6,2 |
145 |
150 |
-0.3 |
+5 |
3 |
А-ва Галина |
6,3 |
6,0 |
140 |
144 |
-0.3 |
+4 |
4 |
Б-ва Вера |
7,1 |
6,8 |
130 |
135 |
-0.3 |
+5 |
5 |
К-а Анастасия |
6,1 |
5,8 |
152 |
155 |
-0.3 |
+3 |
6 |
М.Александра |
5,8 |
5,5 |
155 |
163 |
-0.3 |
+8 |
7 |
М-о Светлана |
5,7 |
5,5 |
170 |
175 |
-0.2 |
+5 |
8 |
Н-ва Евгения |
6,5 |
6,1 |
146 |
150 |
-0.4 |
+4 |
9 |
Н-ва Ксения |
6,6 |
6,3 |
142 |
145 |
-0.3 |
+3 |
10 |
П. Александра |
6,0 |
5,7 |
148 |
155 |
-0.3 |
+7 |
11 |
По-а Дарья |
5,9 |
5,6 |
157 |
160 |
-0.3 |
+3 |
12 |
Ф-ва Виолетта |
7,1 |
6,9 |
120 |
125 |
-0.2 |
+5 |
13 |
Ш-а Наталья |
7,0 |
6,9 |
133 |
140 |
-0.1 |
+7 |
Средн. арифм. |
6,35 |
6,08 |
145,23 |
150,00 |
|||
Станд. отклон. |
0,49 |
0,51 |
12,85 |
12,79 |
|||
Дов. инт. верхн. гр. |
0,27 |
0,28 |
6,98 |
6,95 |
|||
Дов. инт. нижн. гр. |
6,62 |
6,36 |
152,21 |
156,95 |
Таблица 4
Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у мальчиков
3 «Б» класса (экспериментальная группа)
№ |
Список учащихся |
Бег на 30 м (сек) |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег 30 м, сдвиги (с) |
Прыжок, сдвиги (см) |
||
до |
после |
до |
после |
||||
1 |
Г-о Вадим |
5,4 |
5,2 |
170 |
172 |
-0.2 |
+2 |
2 |
Г-в Андрей |
5,5 |
5,2 |
165 |
168 |
-0.3 |
+3 |
3 |
Е-в Владислав |
6,2 |
5,9 |
155 |
160 |
-0.3 |
+5 |
4 |
З-ук Андрей |
5,8 |
5,4 |
158 |
160 |
-0.4 |
+2 |
5 |
К-в Владислав |
5,4 |
5,2 |
165 |
170 |
-0.2 |
+5 |
6 |
К-ко Иван |
5,4 |
5,2 |
170 |
175 |
-0.2 |
+5 |
7 |
К-ко Игорь |
5,6 |
5,3 |
164 |
170 |
-0.3 |
+6 |
8 |
Л-ов Андрей |
6,5 |
6,1 |
125 |
132 |
-0.4 |
+7 |
9 |
О-ов Никита |
5,7 |
5,2 |
163 |
170 |
-0.5 |
+7 |
10 |
П-ко Денис |
7,3 |
7,1 |
125 |
130 |
-0.2 |
+5 |
11 |
П-ов Егор |
6,3 |
6,1 |
140 |
145 |
-0.2 |
+5 |
12 |
С-ев Василий |
5,5 |
5,2 |
160 |
165 |
-0.3 |
+5 |
Средн. арифм. |
5,88 |
5,59 |
155,00 |
159,75 |
|||
Станд. отклон. |
0,59 |
0,60 |
16,11 |
15,57 |
|||
Дов. инт. верхн. гр. |
0,33 |
0,34 |
9,11 |
8,81 |
|||
Дов. инт. нижн. гр. |
6,21 |
5,93 |
164,11 |
168,56 |
Несмотря на то, что достоверных различий изучаемых показателей не было зафиксировано (ро˃0,05), тенденция к более существенным приростам показателей развития скоростных и скоростно-силовых способностей ярко проявилась у мальчиков и девочек экспериментальной группы (рис. 1-4).
Таблица 5
Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у девочек
3 «А» класса (контрольная группа)
№ |
Список учащихся |
Бег на 30 м (сек) |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег 30 м, сдвиги (с) |
Прыжок, сдвиги (см) |
||
до |
после |
до |
после |
||||
1 |
А-их Татьяна |
6,5 |
6,4 |
140 |
143 |
-0.1 |
+3 |
2 |
Г-ва Олеся |
7,3 |
7,2 |
133 |
135 |
-0.1 |
+2 |
3 |
И-ова Дарья |
5,8 |
5,6 |
140 |
145 |
-0.2 |
+5 |
4 |
К-ва Вероника |
6,0 |
5,9 |
140 |
143 |
-0.1 |
+3 |
5 |
К-ко Кристина |
6,2 |
6,0 |
135 |
140 |
-0.2 |
+5 |
6 |
Ор-а Мария |
5,9 |
5,7 |
140 |
145 |
-0.2 |
+5 |
7 |
О-ва Анна |
5,8 |
5,7 |
146 |
148 |
-0.1 |
+2 |
8 |
П-ва Марина |
7,8 |
7,6 |
125 |
130 |
-0.2 |
+5 |
9 |
П-а Алена |
7,7 |
7,6 |
126 |
128 |
-0.1 |
+2 |
10 |
С-на Эмилия |
5,8 |
5,6 |
145 |
150 |
-0.2 |
+5 |
11 |
Т-ва Анна |
6,2 |
6,0 |
140 |
142 |
-0.2 |
+2 |
Средн. арифм. |
6,45 |
6,30 |
137,27 |
140,82 |
|||
Станд. отклон. |
0,78 |
0,79 |
6,89 |
7,05 |
|||
Дов. инт. верхн. гр. |
0,46 |
0,47 |
4,07 |
4,17 |
|||
Дов. инт. нижн. гр. |
6,91 |
6,77 |
141,34 |
144,99 |
Таблица 6
Результаты тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств у мальчиков
3 «А» класса (контрольная группа)
№ |
Список учащихся |
Бег на 30 м (сек) |
Прыжок в длину с места (см) |
Бег 30 м, сдвиги (с) |
Прыжок, сдвиги (см) |
||
до |
после |
до |
после |
||||
1 |
А-в Александр |
5,8 |
5,6 |
150 |
155 |
-0.2 |
+5 |
2 |
К-яй Сергей |
5,5 |
5,2 |
153 |
155 |
-0.3 |
+2 |
3 |
К-ий Павел |
6,0 |
5,8 |
150 |
152 |
-0.2 |
+2 |
4 |
П-ев Дмитрий |
6,2 |
6,0 |
145 |
150 |
-0.2 |
+5 |
5 |
Т-н Александр |
5,8 |
5,7 |
150 |
153 |
-0.1 |
+3 |
6 |
Ш-ин Николай |
5,7 |
5,5 |
150 |
155 |
-0.2 |
+5 |
7 |
Щ-в Геннадий |
7,0 |
6,7 |
138 |
143 |
-0.3 |
+5 |
Средн. арифм. |
6,00 |
5,79 |
148,00 |
151,86 |
|||
Станд. отклон. |
0,49 |
0,47 |
5,00 |
4,34 |
|||
Дов. инт. верхн. гр. |
0,37 |
0,35 |
3,70 |
3,21 |
|||
Дов. инт. нижн. гр. |
6,37 |
6,14 |
151,70 |
155,07 |
Таблица 7
Показатели прироста в беге на 30м с высокого старта и прыжке в длину с места у школьников экспериментального и контрольного классов за период эксперимента
Класс |
30 м (сек) |
Длина (см) |
Девочки |
||
3 «А» |
0.2 |
3.6 |
3 «Б» |
0.3 |
4.8 |
Мальчики |
||
3 «А» |
0.2 |
3.9 |
3 «Б» |
0.3 |
4.8 |
Рис. 1. Результаты в тесте «бег на 30 м» в процессе проведения педагогического
эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп
Рис. 2. Результаты в тесте «бег на 30 м» в процессе проведения педагогического
эксперимента у мальчиков контрольной и экспериментальной групп
Рис. 3. Результаты в тесте «прыжок в длину с места» в процессе проведения
педагогического эксперимента у девочек контрольной и экспериментальной групп
Рис. 4. Результаты в тесте «прыжок в длину с места» в процессе проведения
педагогического эксперимента у мальчиков контрольной и экспериментальной групп
Выводы
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. В возрасте 6-10 лет нервная система еще развивается, кости скелета развились не полностью и не окрепли, гормоны, управляющие ростом человека, влияют на развитие организма, органы кровообращения обладают большой резервной мощностью. В младшем школьном возрасте постепенно формируются основные типы индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей.
В возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4-5 лет резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности, наблюдается естественный бурный прирост выносливости, интенсивное развитие двигательной функции. Повышается способность детей к выполнению мало-интенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени.
Дети младшего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах).
В процессе проведения эксперимента были получены результаты, которые подтверждают, что использование метода повторного скоростного упражнения, игрового и соревновательного, упражнений с отягощениями и с преодолением массы собственного тела, способствуют наилучшему развитию скоростных и скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в начальных классах.
Практические рекомендации
В младшем школьном возрасте необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях.
Эффективными средствами развития скоростных и скоростно-силовых качеств у младших школьников являются игровые упражнения, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Применение подвижных игр на уроках легкой атлетики позволяет всем занимающимся всесторонне повышать уровень своей физической подготовленности и более эффективно развивать конкретные двигательные качества. Подвижные игры можно успешно включать в любую часть урока легкой атлетики.
Основой методики воспитания быстроты является выполнение упражнений с максимальной интенсивностью в течение короткого отрезка времени - 5 - 10 секунд. Быстрота наиболее успешно развивается у школьников в возрасте 7-8 лет. В этом возрасте целесообразно воспитывать быстроту путем преимущественного использования игровых средств, направленных на повышение частоты движений. Упражнения для воспитания быстроты не должны носить однообразный характер, но должны применятся в начале основной части урока. Ведущим методом развития этого качества является метод повторного скоростного упражнения.
Для развития скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста используются упражнения с отягощениями (набивные мячи, обручи, гимнастические палки) и упражнения с преодолением массы собственного тела (бег, прыжки, метания). Нагрузка в упражнениях скоростно-силового характера дозируется количеством повторения и интенсивностью, а также длительностью интервалов отдыха.
Литература
Аракелян, Е. Е. Бег на короткие дистанции [Текст] / Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В. Левченко. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 218 с.
Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] /Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. - 285 с.
Бегай, прыгай, метай: Школа легкой атлетики для детей 7-12 [Текст] / Э. Брюнему, Э. Хариес, Я. Хофф и др. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 188 с.
Белоусов, В. А. Еще раз о метании [Текст] / В. А. Белоусов // Физическая культура в школе. -1994. - № 1. - С. 11-14.
Белоусов, В. А. Обучая метанию на дальность [Текст] / В. А. Белоусов // Физическая культура в школе. - 1994. - № 4. - С. 25.
Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 192 с.
Брюнему, Э. Бегай, прыгай, метай. [Текст] / Э. Брюнему, К. Ю. Леве, Н. Тейглан. – М.: Физкультура и спорт, 1982. - 77 с.
Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников.[Текст] / Я. С. Вайнбам. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б. В. Валик. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 168 с.
Гойхман, Б. Н. Легкая атлетика в школе [Текст] / О. Н. Трофимов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. – 200 с.
Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников.[Текст] / А. А. Гужаловский. - Минск: Народная аскета, 1978. - 204 с.
Должиков, И. И. Уроки физической культуры в начальной школе. [Текст] / И. И. Должиков. // «Спорт в школе» - 2006. № 35 - с. 1.
Ермолаев, Ю. Л. Возрастная физиология [Текст] / Ю. Л. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 2005. – 384 с.
Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: Критерии отбора [Текст] / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 240 с.
Качашкин, В. М. Физическое воспитание в начальной школе [Текст] /В. М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
Крапотин, А. Как развить физические качества у младших школьников. [Текст] / А. Крапотин // Спорт в школе. - 1997. - № 17. - с. 14.
Куколевский, Г. М. Советы врача спортсмену [Текст] / КуколевскийГ. М. - М.: Государственное издательство медицинской литературы,1978. - 190 с.
Лазарев, И. В. Практикум по легкой атлетике [Текст] / И. В. Лазарев, В. С. Кузнецов, А. Г. Орлов. - М.: Академия, 1999. – 168 с.
Легкая атлетика [Текст] / Под ред. Н. Г. Озолина и др. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с.
Легкая атлетика [Текст] / Сост. З. П. Синицкий. - Киев: Здоровье, 1978.
Легкая атлетика для юношей [Текст] // Под общей редакцией П. Л. Лимаря. М.: Физкультура и спорт, 1969. – 166 с.
Легкая атлетика и методика преподавания: Учебник [Текст] / Под ред. О. В. Колодия, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 271 с.
Легкая атлетика. Учебник для ИФК [Текст] // Под ред. Н. Г. Озолина и В. И. Воронкина. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 598 с.
Легкая атлетика. Учебник для ИФК [Текст] / Под. ред. А. Н. Макарова. - М.: Просвещение, 1987. – 304 с.
Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах [Текст] / Г. Б. Мейксон // Физкультура в школе. – 1994. № 4. - С. 28 -37
Лях, В. И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития [Текст] / В. И. Лях. – М.: Советский спорт, 2000 – 192 с.
Лях, В. И. Тесты физического воспитания школьников [Текст] / ЛяхВ. И. – М.: Издательство АСТ, 1998. - 271 с.
Макаров, А. Н. Легкая атлетика [Текст] / Макаров А. Н. - М.: Просвещение, 1987. - 303 с.
Максименко, Г. Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов [Текст] / Г. Н. Максименко. - Киев: Здоровье, 1978. – 144 с.
Малков, Е. А. Подружись с «королевой спорта» [Текст] / Е. А. Малков. - М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Физическая культура, 2008. – 543 с.
Методика обучения легкоатлетическим упражнениям [Текст] / Под общ. ред. М. П. Кривоносова, Т. П. Юшкевича. – Минск, 1986. – 312 с.
Минаев, Б. Н. Основы методики физического воспитания школьников [Текст] / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. - М.: Просвещение. 1989. -221 с.
Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Авт.-сост. Г. И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 388 с.
Озолин, Н. Г. Легкая атлетика [Текст] / Н. Г. Озолин, В. И. Воронкин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 595 с.
Основы легкой атлетики [Текст] / Сост. А. Ф. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 1976. – 234 с.
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ю. Д. Железняк, В. А. Кашкаров, И. П. Кравцевич и др. // Под ред. Ю. Д. Железняка. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 384 с.
Петровский, В. В. Бег на короткие дистанции (Спринт) [Текст] / В. В. Петровский. - М.: Физкультура и спорт, 1978. – 80 с.
Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 2005. – 583 с.
Попов, В. Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов [Текст] / В. Б. Попов // Физкультура в школе. – 2001. – № 6. - С. 56-91
Попов, В. Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ [Текст] / В. Б. Попов, Ф. П. Суслов, Е. И. Ливадо. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 224 с.
Родин, М. А. Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья) [Текст] / М. А. Родин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000 – 17 с.
Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 130 с.
Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М., 1972. – 176 с.
Фомин, Н. А. На пути к спортивному мастерству [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 151с.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2011. – 480 с.
Холодов, Ж. К. Легкая атлетика в школе [Текст] / Холодов Ж. К.,Кузнецов B. C., Колодницкий Г. А. - М.: Просвещение, 1993.- 128 с.
Хоменков, Л. С. Учебник тренера по легкой атлетике [Текст] / Л. С. Хоменков. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 478 с.
Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]/ А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. - М.: Просвещение,1990. - 317 с.
Чумаков, П. А. Спортивные и подвижные игры [Текст] / П. А. Чумаков. – М.: Физкультура и спорт, 2010. - 387 с.
Школа легкой атлетики [Текст] // Под ред. А. Б. Коробова. - М.: Физкультура и спорт, 1968. – 336 с.
29