Цель исследования - определение взаимосвязи интеллектуальных нагрузок и формирования менструальной функции у школьниц.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Получить данные с помощью анкетирования о становлении и характере менструаций в определенные возрастные периоды (13-14, 15-16 и 17-18 лет);
2. Сопоставить полученные данные среди школ, выбранных в качестве исследования;
Материалы и методы. Для исследования была сделана выборка из 160 девочек - учащихся 4 школ г. Волгограда. Школы были подобраны таким образом, что 2 из них (A, B) – общеобразовательные, другие 2 – профильные с углубленным изучением отдельных предметов (C – художественно-эстетический профиль, D – математический профиль).
Результаты исследования. В возрастной группе 13-14 лет наибольший уровень нарушений выявлен в школе с математическим уклоном D (55,5%), а наименьший – в общеобразовательной школе В (10,0%). Среди школьниц 15-16 лет наибольшее количество патологии менструальной функции также определено в школе D (45,4%), а наименьшее - в школе С (26,7%). В группе старшеклассниц также в школе D выявлены наибольшие отклонения (58,8%), наименьшие - в школе С (15,8%).
С учетом всех возрастных групп в каждой из выбранных школ наименьшее количество нарушений менструального цикла наблюдалось в школе С с художественно-эстетическим профилем (23,2%), а наибольшее - в школе D с математическим профилем – 62,5%, что практически в 2,7 раза выше. Средние значения показали общеобразовательные школы А и В (23,7% и 27,5% соответственно).
Также была определена структура патологии нарушения менструальной функции в каждой возрастной группе. Среди опрошенных девушек 13-14 лет преобладала аменорея - отсутствие менструаций, она встречалась в 37,5% случаях. В возрастной группе 15-16 лет были отмечены нарушения менструального цикла (такие, как альгодисменорея и нерегулярные менструации) у половины школьниц, кроме того, в 13,4% случаев наблюдалось позднее менархе. А вот среди школьниц 17-18 лет преобладали нарушения менструального цикла в виде нерегулярных менструации в 35,2% случаев, а также избыточная масса тел в 22% случаев.
Выводы. Таким образом, наименьшее количество нарушений менструального цикла наблюдалось в школе С с художественно-эстетическим профилем (23,2%), а наибольшее - в школе D – 62,5%, что практически в 2,7 раза выше. Средние значения показали общеобразовательные школы А и В (23,7% и 27,5% соответственно).
Можно заключить, что пропорционально увеличению умственных, а следовательно, психоэмоциональных нагрузок, наблюдается рост нарушений менструальной функции.
В соответствии с полученными выводами, предлагаются следующие рекомендации:
-Повышение умственной нагрузки должно быть соразмерено с возможностями, интересами и способностями девочки;
-Рациональное сочетание умственного труда и занятий, развивающих творческие способности (рисование, пение, шитье);
-Возрождение в школах 5-минутных физических разминок, прогулок на свежем воздухе.
Данные рекомендации могут быть выполнены лишь при активном участии медицинской сестры образовательного учреждения.
Список литературы:
.Аболонина О.В. Прогнозирование, диагностика и лечение нарушений формирования репродуктивной системы у девочек с задержкой полового развития // автореферат дис. канд. мед. наук. Волгоград, 2006г
Коколина В.Ф. «Гинекологическая эндокринология детей и подростков», М.: Медицина, 2006г
Состояние здоровья детей и подростков: экологическая детерминанта
/Сливина Л.П., Букатин М.В., Молодцова И.А., Калинченко Е.И., Кузнецова О.Ю. В книге: Качество жизни населения и экология. Пенза, 2015. С. 34-50.
Формирование и становление репродуктивной системы женского организма // Учебное пособие: Под ред. Л. В. Ткаченко.- Волгоград, 2001.