ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХМАО-ЮГРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХМАО-ЮГРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема нравственного развития подрастающего поколения не потеряла своей актуальности и в 21 веке. В начале 90-х годов ХХ века Россия отказалась от прежних идеологических ориентиров, резко изменилась мировоззренческая позиция. Все это привело к духовному вакууму, в который быстро внедрилась массовая культура. Социальное воздействие стало доминирующим, а педагогическое отошло на второй план.

Ключевой задачей современной государственной политики Российского государства является развитие нравственных ценностей у подрастающего поколения. Представляя ежегодное послание Федеральному собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г., Президент России подчеркнул: «Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи. И они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой» [11].

Эта тема актуальна во все времена. Обществу всегда необходимы высоконравственные граждане. От уровня нравственности граждан зависит благосостояние государства: уровень рождаемости, преступности, количество неблагополучных семей.

Федеральный государственный стандарт общего образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности.

В.М.Меньшиков отмечает, что«образование во все века у всех народов наряду с религией хранит национальный код народа; оно готовит, во-первых, хранителей традиций общества, во- вторых, творческих людей, продолжающих развитие традиций, национального кода; оно, как это и было в СССР,- готовит созидателей» [6,с.17].

Дети - это будущее нашей страны. Каким оно будет, зависит от того какие моральные нормы мы вложим в наших детей. В.В. Зеньковский подтверждает, что «нередко уже значительно позднее, когда из семени, попавшего в это время в душу ребенка, выросли уже плоды, мы начинаем понимать, что корни той или иной черты, нашедшей свое выражение ныне, уходят именно к раннему детству…» [5].

Младший школьный возраст – важный период в становлении личности человека, когда закладывается база нравственных, духовных ценностей, формируется его мировоззрение. Все, что ребенок видит в этот период жизни в окружающем мире у него остается в памяти на всю жизнь. Подтверждение этим словам находим у архимандрита Георгия (Шестуна): «Именно в это время формируется ядро личности, которое разворачивается потом всю жизнь»[4]. Какие качества и наклонности приобретет человек в детстве, то в нем останется на всю жизнь. Детская душа впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней запечатлеть, то и останется. Святой Димитрий Ростовский подметил: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит,- доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса,- то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским - приучат его, с таким оно и будет жить» [17, с.3].

С целью трактовки содержания духовно-нравственного развития необходимо рассмотреть содержание понятий «духовность», «нравственность», «развитие». «Духовность» имеет общий корень со словом дух. В.И. Даль трактует «дух» как «бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира» [2, с.60]. В педагогическом словаре «духовность» определяется, как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности» [10,с.270]. Близко по содержанию определение В.С. Безруковой: «Духовность - это высочайшее свойство человеческой личности, возникающее в процессе развития души и тела на основе духа, несущего Божественную мораль и дающего силу и волю этому развитию» [1,с.270].

Понятие «нравственность» С.И. Ожегов трактует как «правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [8,с.347]. В педагогическом словаре под редакцией В.И. Загвязинского нравственность раскрывается как одна из форм общественного сознания, ориентирующая на общечеловеческие ценности помогающая раскрыться каждому человеку.

Проанализировав понятия «духовность», «нравственность» можно сделать вывод, что эти понятия неотделимы друг от друга. В научной литературе чаще используется целостное словосочетание «духовно- нравственное», применяемое к понятиям развитие, воспитание, ценности.

Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие личности – это «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [3].

В своей работе за основу возьмем определение, в котором под духовно-нравственным развитием человека понимается «процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей, изменений в системе его духовных ценностей, обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе ее нравственно ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе...» [7].

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека волновала еще древних мыслителей, таких как Демокрит, Сократ, Аристотель, Л.А.Сенека. Значимость православных традиций для духовно-нравственного развития подрастающего поколения рассмотрена в трудах педагогов, ученых, философов прошлого: архимандрита Киприана (в миру К.Э. Керна), Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, В.Н. Лосского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, К.Д. Ушинского, В.И. Несмелова, священника П.А. Флоренского.

В настоящее время проблема получила развитие в работах архимандрита Платона (Игумнова), игумена Георгия (Шестуна), протоиерея Виктора Дорофеева, а также Л.П. Гладких, В.В. Игнатовой, С.С. Куломзиной, С.Г. Макеевой, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, Т.И. Петраковой, Т.В. Скляровой, И.А. Соловцовой, В.Ю.Троицкогои др.

Анализ публикаций позволяет увидеть, что в философской, историко-педагогической литературе накоплен богатый материал, характеризующий аспекты духовно-нравственного развития как процесса в целом, так и во взаимосвязи с другими направлениями развития. В то же время не достаточно представлены исследования, характеризующие теорию и практику духовно-нравственного развития и воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Рассмотрим опыт работы по духовно-нравственному развитию младших школьников в школах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.Школы округа разрабатывают программы по духовно-нравственному развитию и воспитаниюмладших школьников. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования относится к разделам основной образовательной программы начального общего образования.

Проведенный анализ программ общеобразовательных школ г. Нижневартовска (МБОУ «СШ№32»), г. Нефтеюганска (МБОУ «СОШ №3») и г.Когалыма (МАОУ СШ№8)показал, что программы составлены на основе Стандарта с учетом«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Цель и задачи воспроизводятся из Концепции, их содержание соответствует ступени начального общего образования.

Все Программы духовно-нравственного развития и воспитания составлены по шести направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Каждое направление опирается на национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности.

В разделе программы «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания» данных школ конкретизируются общие задачи и описываются формы и виды деятельности с обучающимися начальной школы.

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся представлена в следующих направлениях:

•повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

•совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки ко Дню учителя и Дню мамы и т.п.).

•расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания в анализируемых программах распределяются по 3 уровням [12].

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение обучающимисяопыта самостоятельного общественного действия.

Отличительной чертой программы МБОУ «СОШ№3» г. Нефтеюганска является наиболее полное раскрытие содержания духовно-нравственного развития и воспитания. В данной программе представлен «Календарь традиционных школьных дел и праздников» по месяцам. У данныхпраздников светский характер, среди них нет духовных (религиозных) праздников, которые стали общегосударственными, таких как Рождество, Пасха, 4 ноября «Казанской иконы Божьей матери». Данной школой реализуются социальные проекты необычной тематики: «Очистка территории лыжной базы от мусора», «Мы - будущее ЮГРЫ», «Мы этой памяти верны», «Ёлочка», «Кормушка».

В системе повышения педагогической культуры родителей в МАОУСШ№8 (г. Когалым) используются следующие формы работы: Университет семейного воспитания (УСВ), родительские собрания, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, тренинг для родителей и др.

Программа Нижневартовской«МБОУ СШ№32» реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы: Городской драматический театр, театр кукол «Барабашка», городская детская библиотека, Краеведческий музей, Музей русского быта, кинотеатр «Мир», детский развлекательный центр «Остров сокровищ», «Природный парк «Сибирские Увалы».

Особое значение в содержании программы духовно-нравственного развития МБОУ СШ№32 придается социальным проектам. Педагоги данной школы считают, что «проектная деятельность учащихся должна потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог, эти же дела могут быть организованы так, чтобы там нашлось место для самостоятельной деятельности детей» [14]. Тематика предлагаемых проектов: «Славные сыны родного края», «Наши выпускники», «Ветераны, мы помним о вас». В программу данной школы включен мониторинг по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Классный руководитель в конце учебного года на каждой параллели проводит мониторинговые процедуры, «в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей» [14].

Таким образом, можно сделать вывод, что в стандарте определены основные требования к программе духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, в каждой общеобразовательнойорганизации разрабатывается оригинальная программа работы в данном направлении, для составления авторской программы необходимо анализировать имеющиеся теоретические и практические материалы.

Список литературы:

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры :Энциклопедический словарь педагога -Екатеринбург, 2000.- 937 с.

  2. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил./ В.И. Даль.- М.: Астрель: АСТ, 2010.- 349 с.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., 3-е издание, М.: Просвещение, 2013.-23 с.

  4. Игумен Георгий (Шестун) Православная школа.- М.: «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно- конфессиональных отношений, 2004.- 368 с.

  5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев.- М.: Школа- Пресс, 1996.- 272 с.

  6. Меньшиков В.М. О стратегии развития российского образования //Покров.- 2015.- №10.- с.14-20.

  7. «Об окружной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в юго-восточном административном округе города Москвы» на 2008-2010 г.г. «РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764. [Электронный ресурс]: - Москва. - Режим доступа: http://official.academic.ru/6286/- (Дата обращения 15.01.2016)

  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов, и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. Проф. Л.И. Скворцова.- 26-е изд., испр. и доп.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2010.- 736 с.

  9. Основная образовательная программа начального общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов». [Электронный ресурс]: - Когалым.- Режим доступа: http://http://s8kogalym.ru/- (Дата обращения 26.11.2015)

  10. Педагогический словарь: учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

  11. Президент России. События [Электронный ресурс]: Послание Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015года – М., Кремль.- Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50864. - (Дата обращения 26.12.2015)

  12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.

  13. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]: - Нефтеюганск. - Режим доступа: http://school3-ug.narod.ru/.../6programmaduxovno-nravstvennogorazvitiya.doc- (Дата обращения 15.11.2015)

  14. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОСШ №32 [Электронный ресурс]: - Нижневартовск. - Режим доступа: http://www.school32-nv.ru/?q=node/396(Дата обращения 25.01.2016)

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

  16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.

  17. Христианское воспитание детей.- М.: Синодальная Типография, 1905.- 72с. (Репринтное воспроизведение издания 1905 года)

Просмотров работы: 1809