НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И США - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И США

Нароян А.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономической структуре развитых стран малый бизнес занимает весьма заметное место. Он характеризуется динамичностью, гибкостью и быстрой переналаживаемостью производства. Малый бизнес может значительно быстрее крупного и среднего бизнеса реагировать на происходящие изменения, лучше приспосабливаться к меняющейся рыночной конъюнктуре, полнее удовлетворять потребности заказчика. Малые предприятия имеют преимущества при ограниченной емкости рынка определенных товаров и услуг. В тех случаях, когда спрос на новые товары и услуги определяет необходимость в специализации производства, когда предпочтение отдается небольшим производственным партиям и специализированной доставке, также проявляются преимущества малых предприятий.

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн. новых.

Каждая третья американская семья занята в малом бизнесе. В целом же компании со штатом до 100 человек обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения США. Некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000–5000. И более половины из них менее чем за 2–3 года перемещается в строки компаний с ежегодным доходом более $1 млн.

Малый бизнес в экономике США в первую очередь сосредоточен в строительстве и торговле – отраслях наиболее пострадавших во время финансового кризиса и до сих пор до конца не восстановившихся. Вполне логично, что основная масса таких фирм (около 82%) предоставляет всевозможные услуги, потому что для оказания услуг требуются меньшие вложения капитала. Из фирм, задействованных в промышленности, больше всего заняты в строительстве (13%).

Независимо от состояния экономики, малый бизнес в США всегда расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес – это 99% фирм страны, которые обеспечивают более половины всех рабочих мест, экспортируют более четверти товаров и услуг из США, регистрируют в 13 раз больше патентов, чем их крупные конкуренты.

Налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах — их доля составляет всего 28% ВВП (в среднем в индустриальных странах этот показатель достигает 38%). Это объясняется достаточно большой степенью «терпимости» американского бюджета к дефициту, который в конечном счете финансируется денежной эмиссией. В американских долларах производится 60% мировых расчетов, т. е. бремя инфляции национальной валюты с США поровну разделяет весь остальной мир [4].

Одним из важнейших механизмов государственной поддержки малого бизнеса является налоговое стимулирование. В силу своей организационной формы, многие малые фирмы не облагаются подоходным налогом напрямую, т.е. владельцы такого бизнеса вынуждены делать отчисления в виде налогов на доходы физических лиц и минимального альтернативного налога на доходы (Alternative minimum tax, AMT). При расчете налога АМТ не учитывается, что львиная доля доходов реинвестируется в малый бизнес в целях его поддержания и расширения. Налоговая политика является приоритетным направлением, как для республиканцев, так и демократов. В 2010 г. закончилось действие законодательства Буша-мл., которое предполагало ряд льгот для владельцев малого бизнеса. Несмотря на опасения некоторых аналитиков, большинство налоговых стимулов были не только не отменены, но и расширены. Государство пошло на небывалые меры в данной области, которые отражаются в таких законах как Закон о восстановлении экономики, Закон о создании новых рабочих мест на малых предприятиях (Small Business Jobs Act of 2010), Закон о найме на работу (HIRE Act of 2010), Закон о реформе здравоохранения (Affordable Care Act of 2010) и др. Ниже перечислены наиболее важные положения законодательства, которые облегчают налоговое бремя малых предприятий.

Jobs Act временно, до конца 2010 г. отменил налог на инвестиции в малые предприятия. Вложения должны находиться в собственности более 5 лет. Закон о восстановлении экономики также предоставлял льготы на подобные инвестиции; 25% доходов от инвестиций облагались налогом.

Правительство США вводит дополнительные вычеты в отношении покупки нового оборудования: в 2010 и 2011гг. можно относить на расходы до 500 тыс. долл. (раньше было 125 тыс. долл.). Закон об облегчении налогового бремени и создании новых рабочих мест (Tax Relief and Job Creation Act of 2010) позволяет применять метод ускоренной амортизации в отношении оборудования, приобретенного после 8 сентября 2010 г. как малым, так и крупным предприятиям.

Таким образом, правительство США признает особую роль малого бизнеса в развитии экономики и поэтому выделяет существенные ресурсы для поддержки конкурентоспособности малых фирм.

Малый бизнес в России также играет значительную роль в экономике всей страны. Анализ динамики показателей малого бизнеса в целом по стране за период 2013-2015гг., приведенный на рис. 1 дает оценку его экономического развития. За 3 года наблюдается увлечение зарегистрированных малых предприятий в стране на 8 100 предприятий и в 2015г. составляет 242 600 малыхпредприятий в России [1].

Рисунок 1 – Динамика зарегистрированных малых предприятий в РФ в 2013-2015гг.

Основными целями государственной политики в области развития и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства, оказание им содействия с целью увеличения занятости населения и развития самозанятости увеличения доли уплаченных налогов и сборов малым бизнесом в доходах бюджетов различных уровней [3].

Определенную поддержку малого предпринимательства оказывают специальные налоговые режимы, которые являются вынужденной мерой и направлены как на определенную поддержку малого предпринимательства, так и на облегчение налогового администрирования c целью получения возможно большей суммы налогов в государственную казну. Это особый порядок исчисления налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, сегодня в России малые предприятия могут работать по нескольким системам налогообложения, а именно:

1. Общепринятая система налогообложения (ОСН);

2. Упрощенная система налогообложения (УСНО);

3. Налогообложение единым налогом на вмененный доход (ЕНВД);

4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей- ЕСХН;

5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции СНСРП.

6. Патентная система налогообложения - ПСН.

Например, по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации можно представить данные о налоговой базе и структуре единого налога на вмененный доход в России (Рис. 2) [2].

Рисунок 2 – Динамика изменений налоговой базы и структуры начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельность по России за 2013 -2014гг. (руб.).

Из данных рисунка 2 можно сделать вывод, что налоговые поступления неуклонно растут. В 2014 г. общая сумма единых налоговых поступлений выросла по сравнению с 2013г. и составило 10 284 692 руб., в то время как в 2013г. составило 9 592 414руб. Данный рост можно объяснить тем , что размер этого вида налога не зависит от реальных результатов деятельности налогоплательщиков и многим предприятиям выгодно использовать данный вид налогообложения. Простота и невысокие размеры налога являлись побудительным мотивом легализации деятельности для многих представителей малого бизнеса.

Таким образом, можно сказать, что основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу - обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимым для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого бизнеса.

Список использованной литературы

  1. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#.

  2. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (форма 5-ЕНВД) // Правовая система «Федеральная налоговая служба»,2015.

  3. Способы оптимизации налогообложения - // Кузьминых А. Н.- Электронная версия учебника- 2011.- http://www.taxman.ru.

  4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА // Успехи современного естествознания. - Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. – 2014.URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34552.

Просмотров работы: 2682