ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА

Щенникова Д.Е. 1, Сурова В.В. 2, Берестнева В.В. 2, Кайдалова Н.А. 2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
2МБДОУ "Детский сад №59" г. Белгорода
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении многих столетий известными учёными проводились исследования наличия творческих способностей у людей. Было доказано, что творческие способности и потребность в творческой деятельности есть у каждого человека с рождения, однако очень часто они остаются нереализованными. Каждый ребёнок ищет возможности развивать свои творческие способности, нередко сталкиваясь с сопротивлением окружающим его мира. Из-за того, что человек не раскрыл свой творческий потенциал в детстве, в будущем у него может сложиться мнение, что данный вид деятельности ему не доступен. В то время как, именно творческая деятельность позволяет раскрыть свою индивидуальность. Творчество отражает внутренний мир человека, его переживания, надежды, стремления. В.В. Давыдов считает, что «Творчество является уделом всех…, оно является естественным и постоянным спутником детского развития» [4, с.47].

В античные времена «творчество» рассматривалось, как космическое творение, а человек лишь как маленькая частичка в нескончаемом потоке космических вихрей. Наблюдение и размышление считались высшей формой проявления творческой активности.

Понятие «Творчество» неоднократно встречается в трудах величайших античных философов, таких как: Платон, Сократ, И. Кант. В своих трудах, Платон, как правило, не даёт конкретное определение понятию «творчество» специально, а использует его в изложении своих представлений о творении мироздания и человека, специфики искусства и сущности человеческой деятельности. Нужно отметить то, что по мнению Платона, творчество носит универсальный характер, проявляясь тогда, когда любое нечто обретает свое бытие. В диалоге «Пир» Сократ выражает согласие с мнением «женщины очень сведущей» Диотимы, которая утверждает: «Всякий переход из небытия в бытие – это творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами» [цит. по 3, с. 161].

Христианская традиция рассматривала творчество, как высшее проявление божественного в человеке. И. Кант считал, что творчество является только лишь отличительной чертой гениальности и противопоставлял творчеству рациональную деятельность. По его мнению, рациональная деятельность – это удел в лучшем случае таланта, а истинное творчество, доступное великим пророкам, философам или художникам, – всегда удел гения. Большое значение придавали творчеству как особой личностной характеристике философы-экзистенциалисты. Представители глубинной психологии З. Фрейд, К. Г. Юнг, немецкий психиатр Э. Кречмер, автор книги «Гениальные люди», считали творчество несовместимым с рациональным познанием, относя его целиком к сфере бессознательного.

С точки зрения ученого Н.А. Бердяева, творчество является антагонистичным, с одной стороны, совершенству культуры, с другой – совершенству человека. «Творчество в тисках, оно задавлено взаимовраждебными устремлениями – устремлением к совершенству души и устремлением к совершенству культурной ценности. Творчество не есть самосозидание и самосовершенствование в смысле йоги, христианской святости или толстовства, не есть и созидание культурных ценностей в «науках и искусствах» [2].

По мнению психолога А. Лилова, понятие «Творчество» имеет свои общие, качественно новые характеристики и определяющие его признаки, частично исследованная общей теорией. С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творчество является ситуативно не мотивированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы решаемой задачи. Креативный (творческий) тип личности присущ всем новаторам независимо от рода их деятельности.

Советские исследователи, такие как, Л.М. Венгер, В.С. Мухина, рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Общественной ценности и новизны его творческий продукт не имеет, но субъективная ценность его значительна. Е. Л. Яковлева понимает творчество, как выражение человеком свойственных только ему личностных качеств.

С точки зрения учёного Я. А. Пономарева: «Творчество – чрезвычайно многообразное понятие. По его мнению, творчество природы творчество человека – лишь разные сферы творчества, имеющие общие генетические корни». Достаточно сказать, что в поэзии природа часто именуется «неутомимым творцом». «Видимо поэтому, – считает Я. А. Пономарев, – в основу исходного определения творчества целесообразно класть его самое широкое понимание. В таком случае следует признать, что творчество свойственно и неживой природе, и живой до возникновения человека, и человеку, и обществу. Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».

По мнению С.И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей», в то время как, А. Г. Спиркин считает, что: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».

В своих трудах Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов, высказывают мнение, что рассмотренные теории и концепции несмотря на существенные открытия, обобщения и наблюдения, не являются полноценными и полностью охватывающими проблему творчества. Они рассматривают проблему с позиции собственного жизненного опыта и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одном или нескольких ее аспектах [1, с. 30].

По мнению известного психолога Ильина, художественное творчество неразрывно связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Главными его особенностями являются:

– наглядно-образное мышление, которое преобладает над наглядно-действенным и абстрактно-логическим;

– эмоции, как проявление пикового переживания, воспринимаемого как очищение;

– художественное творчество отражается в форме общественного сознания – искусстве, а его продуктом является художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (скульптуре, литературе, картине и т. п.);

– очень часто художественное творчество не имеет практического значения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

– художественное творчество даёт возможность неоднозначного отражения людьми конкретного произведения, так как зависит от субъективного восприятия, развитого вкуса и т. д. [5, с. 193].

На развитие детского творчества влияют следующие составляющие: задатки, способности, талант, одарённость, гениальность.

Каждое из этих понятий можно рассмотреть с точки зрения, как педагогики, так и психологии. В своих исследованиях Б.А. Введенский определяет задатки как врожденные предпосылки для развития способностей, которые проявляется не сами по себе, а только в при соответствующем обучении.

У каждого ребёнка наблюдаются свойственные только ему творческие задатки. Это зависит от многих факторов: нервной системы, ее «гибкости»; эмоциональности; темперамента; наследственности и т.д. И далеко не последнюю роль играет окружающая ребенка среда, особенно семья. Задатки в свою очередь делятся на врожденные (врождённые) и приобретенные (социальные). Для развития способностей следует пройти ряд этапов, от самого низкого до самого высокого. Для достижения высокого уровня, необходимо достаточно их сформировать на предыдущем уровне, который выступает в качестве своеобразного задатка.

Большое значение в разработке обшей теории способностей, имеют исследования Б.М. Теплова. Автор считает, что понятие «способности» включает в себя три идеи:

– под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

– способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

– понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [7].

У каждого человека свойственные только ему «наборы» способностей. Индивидуальное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет личностное своеобразие. Из этого следует, что, под способностями понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную характеристику ее проявления. Следует отметить, что способности у каждого выражены в разной степени (высокой – низкой), и нет такого человека, у которого они отсутствуют. Люди, у которых способности слабо выражены при их качественной (сравнительной) оценке называются неспособными, т. е. не имеющие возможность добиться в чем-то высокого результата.

В первую очередь, способности человека находить особый взгляд на привычные вещи или задачи и являются творческими способностями. Эти способности прямым образом зависят от человеческого интеллекта. Чем богаче его кругозор, тем разностороннее он может исследовать данный вопрос.

В современном мире творческие способности обозначаются термином «креативность». Обычно для определения креативности выделяют следующие качества индивида:

– беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;

– оригинальность – способность производить нестандартные идеи.

– гибкость – данный пункт помогает отличать людей, проявляющих гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность;

– восприимчивость – чувствительность к деталям, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

– метафоричность – готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое;

– удовлетворённость – при отрицательном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства [6, с. 73].

Г.М. Ярошевский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие. Однако, некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации.

По мнению Б.М. Теплова способности которые человек не использует на практике в будущем утрачивают свою силу.

В общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий. Более конкретно понятие «Творческие способности» раскрыто в трудах зарубежных и отечественных учёных таких, как Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Н. Бердяев, Л.М. Венгер, Л.С. Выгодский, Е.П. Ильин, Р.С. Немов, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов и др.

Творческие способности могут проявляться во всех сферах жизни человека. Наиболее благоприятным условием формирования и проявления способностей являются психологические особенности детей.

В своём научном труде В. М. Бехтерев писал, что совместно с воспитанием для любого творчества необходима та или иная степень одаренности. Термин «одаренность» ввел в психологию американец Г. Уипплу в начале XX в., которым он обозначал учащихся со сверх нормальными способностями. До внедрения этого термина чаше всего использовалось слово «талант», в связи с этим, необходимо выяснить сходство или различие этих понятий.

По мнению А.В. Либина, все люди от природы одаренные, но талантливы лишь те, которые обладают специальными способностями и умеют их актуализировать. Однако Б.М. Теплов считал, что человек не может быть всесторонне одарённым, а только в какой-нибудь конкретной деятельности [7].

Одаренность – это совокупность способностей, которые способствуют успешному выполнению определенной деятельности. В «Словаре иностранных слов» термин «талант» переводится как «выдающиеся врожденные качества, особые природные способности; одаренность». В повседневной жизни мы часто употребляем слово «талант». Поэтому одарённость и талант часто используются как синонимы.

Одаренный ребенок – это ребенок выделяющийся высокими достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в разных видах деятельности. В отличие от одарённого человека гений, как правило, создает нечто уникальное, то, чего до него не было в этом мире. Гений все время совершает открытия, позволяя обществу совершить качественный переход на следующую ступень развития.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). И. Ньютон считал, что гений есть терпение мысли, сосредоточенность в известном направлении, однако, по мнению академика А. Крыжановского «гений – это человек, который знает о своем выдающемся таланте и все же продолжает работать».

Школьный возраст является периодом, когда дети наиболее сильно впитывают, накапливают и усваивают полученные знания. Успешному осуществлению этой важной жизненной функции способствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Некоторые из особенностей младших школьников в будущем исчезают, другие же во многом изменяют свое значение. Следует обращать внимание на разную степень выраженности у отдельных детей той или иной черты. Но бесспорно то, что выделенные особенности существенно влияют на познавательные возможности детей и обуславливают дальнейшее развитие.

Для того, чтобы понять таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенностей детской психики. Быстрый скачок умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Детство – неповторимый по своим возможностям период развития. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей, а вместе с тем, и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а тои утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

В трудах Н. Лейтса раскрыт механизм возрастной чувствительности, - той неповторимой отзывчивости на окружающую действительность, которая свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Нестабильность возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают более способствующие условия развития психики в каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим «направлениям» способностей.

На каждом этапе детства – свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, выбирать. Для учеников младших классов характерен авторитет учителя. Они исполняют все его указания, делают именно так, как считает нужным педагог. Такая атмосфера во многом благоприятствует усвоению материала. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.

Существуем мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не столкнётся с трудностями учебного и познавательного процесса. В действительности же детей с ранним умственным развитием могут ожидать серьёзные проблемы и дома, и в окружающем мире.

От того как поведут себя родители и ближайшее окружение, когда обнаружится необычность ребенка, зависит его эмоциональное состояние общее развитие. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

Непросто оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предупредить их дальнейшее развитие. Очень часто обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для первоначальных успехов в некоторых видах деятельности, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Ранние признаки способностей могут указывать на предпосылки подлинного таланта, поэтому это не должно оставлять равнодушными родителей и педагогов.

Наиболее ярко творческие способности проявляют себя в области искусства при создании художественных (картина, скульптура, архитектурные памятники и др.), театральных (актерское исполнение роли, режиссерская постановка спектакля и т.д.), литературных (повести, романы, поэзия и др.), музыкальных (опера, балет, симфония и др.) произведений. Все эти формы творчества неразрывно связаны с «художественное творчество.

Творческие способности выражают внутренний мир «художника», который не только познаёт, но и представляет своё видение, своё понимание окружающего. В результате его деятельности представляется художественный образ в виде освоенной им действительности. Творческие способности следует развивать с самого раннего возраста. Их подавить могут множество факторов, таких как страх, неуверенность и депрессия.

Художественный образ – это конкретно чувственное и, в то же время, обобщенное видение и воссоздание жизни, обогащенное эмоционально-эстетической оценкой художника. У человека, воспринимающего художественный образ, эстетическая реакция может изменяться в течении всей жизни. Факторами, влияющими на это изменение могут стать: жизненный опыт, психологическая установка, знания специфики данного вида и жанра искусства, особенностей изобразительного «языка» накапливаемые со временем.

Прежде всего, художественное творчество проявляется в виде обобщений, тех или иных жизненных явлений и в индивидуально неповторимости их воплощения. Художественный образ всегда создаётся на основе обобщения ранее виденного, слышанного, отбор в нем типичного и вместе с тем переработку всего этого материала на основе творческого воображения. Из этого следует, что в конечном итоге продуктивного художественного творчества важны его результат и сопутствующие ему процессы.

Психолог Н.Н. Поддъякова утверждает, что творчество детей носит глубоко индивидуальный характер – оно определяется особенностью личности ребенка, своеобразием нажитого опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка.

Следует отметить ещё одну важную особенность детского творчества – оно всегда насыщенно яркими положительными эмоциями и благодаря этому привлекает внимание детей, которые признают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Эти эмоции становятся основой для развития острой потребности детей в том или ином виде творчества.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Создание чего-то инновационного, нестандартного, ценного происходит в различных видах творческой деятельности, этому помогают художественно – творческие способности. Возможность воплощать идею, определяющую внутренний мир самого ребёнка и его эстетическое отношение к миру отражает основную цель развития художественно – творческих способностей.

Творчество предполагает наличие способностей и задатков. Под задатками следует понимать необходимые условия для развития способностей. Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются основой успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности, определяются, как способности.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей является неотделимой частью общественной жизни. Творчество – это процесс деятельности человека, производящий качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль в процессе развития творческих способностей занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Литература

  1. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : 2006.

  2. Бердяев, Н. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Н. Бердяев. ‒ М. : Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1916. – 230 с.

  3. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В.А. Березина ‒ М., 1998 ‒ 147 с.

  4. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2006. ‒ 224 с.,

  5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. ‒ СПб. : Питер, 2009. ‒ 434 с.

  6. Круглова, Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: дис... канд. пед. наук : 13.00.01/ Л.Ю. Круглова. ‒ Челябинск, 1997 ‒ 207 с.

  7. Теплов, Б.М. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. – М., 1981.

Просмотров работы: 16233