ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Лисина А.А. 1, Васильева В.С.
1ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет" факультет коррекционной педагогики профиль "Логопедии" 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация:

В статье представлены результаты применения инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Выявлены предпосылки применения инновационных технологий в логопедической работе. Определено содержание работы логопеда по применению инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, лексико-грамматический строй, инновационные технологии, креативное речевое моделирование, наглядное компьютерное моделирование, су-джок терапия, игры с песком.

В условиях современной отечественной системы образования существенно повышаются требования к разработке содержания и методик коррекции нарушений речевого развития. Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии. Задачи развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования методов обучения.

Стремление всех педагогов, в том числе логопедов, придать своей профессиональной деятельности инновационный характер обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики [20, с. 7]. Логопеды, использующие инновации в коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.

Под инновационной логопедической технологией исследователи понимают «продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества» [20, с. 9].

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Поэтому инновационными в логопедической практике можно называть те технологии логопедической работы, которые оказываются наиболее эффективными при реализации задач формирования речевой деятельности, в то же время они не представлены (или представлены недостаточно) в традиционных методиках (Р. Е. Левиной, С. Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.)»

В то же время необходимо помнить, что «любая инновация в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую» [20, с. 9].

С этой позиции можно говорить о том, что инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие). Как правило, это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Неотъемлемая характерная черта инновационной технологии – нетрадиционность. Как только та или иная технология упрочивает свои позиции в логопедической практике, можно говорить о том, что она утрачивает и нетрадиционный, и инновационный характер.

Классификация инновационных логопедических технологий производится по разным основаниям [13, с. 33; 18, с. 31]:

а) по цели воздействия различают:

– развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание; мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);

– психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);

– здоровьесберегающие технологии (гипокситерапия, логопедический и пальцевый массаж, су-джок-терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.);

б) по инструментам воздействия различают:

– информационно-коммуникационные технологии;

– дистанционные образовательные технологии;

в) по степени инновационности (традиционности) различают:

– педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов (ароматерапия, хромотерапия, библиотерапия, криотерапия и др.);

– смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.

Использование тех или иных инновационных логопедических технологий в коррекции лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня должно быть полностью обосновано структурой дефекта.

Так, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина отмечают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с ОНР сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы [19, с. 615–616; 34, с. 15–17]:

– отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

– речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции (трех - четырехступенчатые), элементы и последовательность заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок;

– низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности;

– обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы [34, с. 16–17]:

– недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент);

– замедленность, застревание в одной позе;

– дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку;

– типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

С учетом указанных особенностей детей с ОНР III уровня применение инновационных технологий с целью логопедической коррекции должно охватывать такие функции, как внимание, память, познавательная активность, наглядно-образное мышление, мелкая моторика, моторная координация [5]. В качестве вспомогательных могут быть задействованы следующие инновационные технологии.

1) С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления:

– информационные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий) [12; 31; 33];

– мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций) [11; 15].

2) С целью коррекции моторных функций следует применять телесно-ориентированные техники:

– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки [6; 25; 36];

– логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии [2; 7; 21];

– логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции [14; 35];

– криотерапия – использование игр со льдом, при котором дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами [22; 25].

3) С целью стабилизации эмоциональной сферы следует применять арттерапевтические методики:

– музыкотерапия (эмоциональное восприятие музыки, вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты) [1; 3; 24; 37];

– изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.) [4; 17; 28];

– сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром) [9; 16; 29; 30];

– куклотерапия (раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности) [32];

– песочная терапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы) [10; 23; 27; 29].

Однако важно помнить о том, что «применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия» [18, с. 31].

Нами была сформирована выборка испытуемых, ее составили 15 дошкольников из старшей логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 87» Миасского городского округа Челябинской области, с диагнозом ОНР III уровня.

Диагностические методики, которые применялись нами для изучения состояния лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:

1) для диагностики лексической стороны речи нами была избрана методика Ф. Г. Даскаловой [8, с. 66–87]. Методика включает 12 тестовых заданий, из них задания 1–6 на развитие лексической стороны речи;

2) для диагностики грамматической стороны речи нами избрана нейропсихологическая диагностика З.А. Репиной [26] «Исследование грамматического структурирования на уровне словосочетания».

Большинство дошкольников с ОНР III уровня (53,3% группы, 8 человек) продемонстрировали низкий уровень развития лексической стороны речи, у 7 человек (46,7% группы) показатели находятся на нижней границе среднего уровня. Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы вызвали подбор и активное употребление глаголов, а также словоизменение. Средняя величина коэффициента речевого развития детей составила только 42,06 баллов при нижней границе среднего уровня 42 балла (рис. 1).

Рис. 1 – Средний балл выполнения лексических заданий старшими дошкольниками с ОНР III уровня (констатирующий этап), баллы

Анализ результатов исследования сформированности грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня выявил 40% детей с низким уровнем развития грамматического строя речи и 60% со средним. Наибольшие трудности у детей экспериментальной группы вызвали следующие задания:

– структурирование словосочетаний с существительными в предложном падеже;

– структурирование словосочетаний с существительными в творительном падеже;

– структурирование словосочетаний с существительными в дательном падеже.

У старших дошкольников с ОНР III уровня структурирование различных видов грамматического строя не сформировано. Функции словоизменения не развиты. Особенно страдают предложно-падежные словоформы. Грамматические ошибки встречались практически в каждом задании. Средний общий результат выполнения грамматического теста у старших дошкольников с ОНР III уровня составил 1,5 балла, что относится к нижней границе среднего уровня сформированности грамматического строя речи (рис. 2).

Рис. 2 – Средний балл выполнения грамматических заданий старшими дошкольниками с ОНР III уровня (констатирующий этап), баллы

Мы пришли к выводу о необходимости преодоления нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

На формирующем этапе в основе нашей коррекционной логопедической работы лежало предположение о том, что логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня будет более эффективной, если в коррекционных целях применять инновационные логопедические технологии.

Разрабатывая комплекс мероприятий по внедрению инновационных логопедических технологий, мы осуществляли их отбор, в связи с чем выделили требования, предъявляемые к ним:

– инновационные логопедические технологии должны обладать потенциалом коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления старших дошкольников с ОНР III уровня. С этой целью было выбрано компьютерное наглядное моделирование и креативное речевое моделирование;

– инновационные логопедические технологии должны обладать потенциалом коррекции моторных функций старших дошкольников с ОНР III уровня. С этой целью была выбрана су-джок терапия;

– инновационные логопедические технологии должны обладать потенциалом стабилизации эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР III уровня. С этой целью были выбраны игры с песком.

Выбор указанных инновационных технологий для логопедичекой коррекции лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня обеспечивал:

– опору на сохранные психические функции детей;

– задействование трех каналов восприятия (зрительного, слухового, осязательного);

– создание положительного эмоционального фона и обогащение чувственного опыта детей.

Инновационные технологии логопедической работы были органично встроены в систему коррекции лексико-грамматического строя речи. Система коррекции лексико-грамматического строя речи была ориентирована на результаты констатирующей диагностики и организована нами следующим образом (рис. 3):

1) Коррекция лексической стороны речи:

– обогащение словаря;

– расширение семантического поля слова;

– работа с системными отношениями слов;

– в качестве инновационного метода использовалось креативное речевое моделирование.

2) Коррекция грамматического строя речи:

– формирование системы предложно-падежных форм;

– в качестве инновационного применялся метод наглядного моделирования с использованием компьютерных технологий.

3) Коррекция моторных функций и эмоциональной сферы:

– су-джок терапия;

– игры с песком.

Рис 3 – Система коррекции лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня на формирующем этапе

По окончании коррекционной работы было проведено контрольное обследование состояния лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня.

Несмотря на отдельные проблемы формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня, сохранившиеся на контрольном этапе нашего экспериментального исследования, в целом можно говорить о том, что проведенная нами коррекционная логопедическая работа была эффективной.

У старших дошкольников с ОНР III уровня больше не наблюдается низкого уровня сформированности лексического и грамматического строя речи (рис. 4–5). У четверых дошкольников наблюдается высокий уровень сформированности лексической стороны речи (26% группы), у двоих – грамматического строя речи (13% группы).

Рис. 4 – Динамика средних баллов выполнения лексических заданий старшими дошкольниками с ОНР III уровня (контрольный этап), баллы

Рис. 5 – Динамика средних баллов выполнения грамматических заданий старшими дошкольниками с ОНР III уровня (контрольный этап), баллы

Проведенное исследование показало, что логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня будет более эффективной, если в коррекционных целях применять инновационные логопедические технологии.

Инновационные технологии логопедического процесса не заменяют традиционных, но при этом дают положительный результат. У каждого ребенка с ОНР III уровня складываются наиболее благоприятные условия для развития не только речи, но и всех когнитивных процессов в целом. Реализация данных технологий способствует достижению наибольшей игровой раскрепощенности и высокой творческой активности; повышается жизненный тонус, физическое и психическое здоровье.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Важно как сохранить традиционные эффективные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Литература

  1. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.

  2. Горбунова, И. В. Су Джок массажеры в логопедической работе [Текст] / И.В. Горбунова, И.В. Иваненко // Логопед. - 2014. - №2. - С. 21-22.

  3. Даскалова, Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду [Текст] / Ф.Г. Даскалова // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. ст. науч. тр. - М.: Прометей, 1989. - С. 66-87.

  4. Докудовская, Е.С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий [Текст] / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий // Школьный логопед. - 2006. - № 5. - С. 24-27.

  5. Дьячкова, Л.С. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с ОНР средствами ИКТ [Текст] / Л.С. Дьячкова // Логопед. - 2015. - №3. - С. 15-17.

  6. Елсакова, А.Н. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда [Текст] / А.Н. Елсакова, Н.Н. Лисовская, И.В. Соколова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 33-34.

  7. Закондырина, Э.Г. Наглядное моделирование как средство обучения словообразованию дошкольников с ОНР [Текст] / Э.Г. Закондырина // Логопед. - 2014. - №4. - С. 32-33.

  8. Колеошкина, С.Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда [Текст] / С.Н. Колеошкина // Школьный логопед. - 2007. - № 2. - С. 31-39.

  9. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 680 с.

  10. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: Пособие для учителя-дефектолога [Текст] / М.И. Лынская; Под ред. С.Н. Шаховской. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с.

  11. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Учеб. пособие [Текст] / З.А. Репина. - М. Эксмо, 2006. - 256 с.

  12. Силиванова, Л.В. Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л.В. Силиванова, С.Ю. Кондратьева // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.

  13. Фатихова, Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей [Текст] / Л.Ф. Фатихова // Логопед. - 2014. - №2. - С. 13-15.

  14. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 224 с.

Innovative technologies in overcoming lexical and grammatical speechdisturbance in children of older preschool age with the 3rd level ofthe general underdevelopment of speech.

© 2016

Supervisor: V.S. Vasilyeva,Ph.D., assistant professor of NGN and PM VPO "Chelyabinsk state pedagogical university"

Fulfilled: A.A. Lisina, student VPO "Chelyabinsk State Pedagogical University", Department of correctional pedagogy; profile "Speech Therapy", Chelyabinsk (Russia), [email protected]

16

Просмотров работы: 4611