Особые экономические зоны (ОЭЗ) [1], в том числе:
- Особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 г. (создана Федеральным законом от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ);
- Особая экономическая зона в Калининградской области, функционирующая до 1 апреля 2031 г. (создана Федеральным законом от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ).
Зоны территориального развития [5].
Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 г. (создана Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ) [6]. Законом, в частности, устанавливаются:
- особенности определения налоговой базы по НДС, а также исчисления и уплаты акцизов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на указанных территориях;
- пониженная ставка по налогу на прибыль организаций (в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – 0%, в бюджеты Республики Крым и Севастополя - не более 13,5%);
- освобождение участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций (в течение 10 лет после принятия на учет имущества, приобретенного в целях ведения соответствующей деятельности) и земельного налога (сроком на 3 года);
- право законодательных (представительных) органов уменьшать налоговые ставки по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов (на период 2015 - 2016 гг. налоговые ставки могут составлять 0%, 2017 - 2021 гг. - до 4%) [1].
Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) [7].
Законодательно предусмотрено полное освобождение от налога на имущество организаций сроком на десять лет при выполнении следующих условий:
имущество расположено на территории ОЭЗ;
учитывается на балансе резидента;
используется для осуществления деятельности в рамках соглашения.
При выполнении вышеперечисленных условий управляющая компания также может использовать право на освобождение от уплаты налога. При невозможности использования данного права резидент ОЭЗ или управляющая компания уплачивают налог по ставке, установленной для конкретного субъекта РФ [3, С. 113].
Законом субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ, устанавливаются льготные ставки по транспортному налогу. Для большинства ОЭЗ предусмотрено освобождение от уплаты налога или ставка 0%. Для ОЭЗ «Дубна», «Санкт-Петербург» и «Зеленоград» данная преференция применяется в течение пяти лет с момента регистрации транспортного средства, для ОЭЗ «Томск» – в течение десяти лет с момента получения статуса резидента. Исключением снова является ОЭЗ «Иннополис», в отношении которой региональное законодательство по налогу не сформировано [4,11].
Резиденты всех ОЭЗ технико-внедренческого типа освобождаются от уплаты земельного налога на срок не менее пяти лет с момента получения права собственности на тот или иной земельный участок в границах ОЭЗ.
Также установлены одинаковые для резидентов всех ОЭЗ технико-внедренческого типа льготы по страховым взносам. Так, в период до 2017 г. действуют следующие ставки: Пенсионный фонд РФ (далее – ПФРФ) – 8%, Фонд социального страхования РФ (далее – ФСС) – 2%, Фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее – ФОМС) – 4%, территориальные ФОМС – 0%. Общий объем взносов составляет 14%. Начиная с 2018 г., общий объем взносов будет увеличен до 21%, а именно: В ПФРФ – 13%, ФСС – 2,9%, ФОМС – 5,1%. В 2019 г. за счет увеличения ставки взносов в ПФРФ до 20% общий объем взносов составит 28% [4].
Таким образом, несмотря на выгодные, на первый взгляд, льготы и преференции, предоставляемые резидентам ТОР, на сегодняшний день они не достаточно конкурентоспособны. Предлагаемые условия привлекательны для отечественных инвесторов на фоне общей ситуации в стране. Однако для создания большей привлекательности и привлечения компаний из стран АТР существующие условия требуют совершенствования.
О создании подобных зон на территории Тюменской области на федеральном уровне речи пока не идет. Тем не менее, по мнению авторов, ничто не мешает правительству региона применить аналогичный подход и установить особые правовые и налоговые режимы на отдельных его территориях для стимулирования их экономического роста.
Литература
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 г. №379-ФЗ [Электронный ресурс] : СПС «Консультант Плюс»: сайт. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38875.html
Кизима С. Нацыянальны прыярытэт Расіі на XXI стагоддзе … і перспектывы для нашай Краіны [Электронный ресурс] / С. Кизима. Перевод: С. Тиванова // «Звязда» от 21.01.2014 г. - Белоруссия – Режим доступа : http://inosmi.ru/russia/20140122/216746229.html#ixzz3ayleOJDg
Косолапов А. И. Специальные налоговые режимы [Текст] : учебное пособие для вузов / А. И, Косолапов. – М.: Дашков и К, 2013. – 210 с.
Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон // Министерство экономического развития Российской Федерации: Официальный сайт. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession
О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Первый канал. Новости. В.Путин: Сибирь и Дальний Восток – приоритетные зоны развития для России в XXI веке [Электронный ресурс] // Первый канал: сайт. – Режим доступа: www.1tv.ru/news/polit/248171 (дата обращения 12.12.2013 г.)
Российский Дальний Восток: стратегия развития в XXI веке [Текст]: Монография / Отв. ред. Л.А. Аносова. – М.: Институт экономики РАН. 2014. – 214с.
Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс] / ОАО «Особые экономические зоны»: сайт. – Режим доступа: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 6.10.2015)