Сегодня российское образование вступило в период реформ, затронувших и хореографическое искусство. В условиях реформирования системы отечественного образования в целом, и в сфере искусства в частности, когда основные культурные ценности и идеалы подвергаются переоценке и переосмыслению.
Проблема в том, что, как бы не роднилось хореографическое искусство с близкими ему искусствами, по сути своей оно самостоятельно и имеет только ему присущую специфику. В нем взаимосвязано искусство и обучение, искусство и воспитание, оно отличается крайне жесткими, длительными и трудоемкими методами формирования творческой личности в образовательном процессе.
Сегодня в Ульяновском регионе возникают и активно заявляют о себе многочисленные хореографические коллективы, и эта тенденция неизменно сохраняется последнее десятилетие. В связи с этим возрастает потребность в специалистах-исполнителях, балетмейстерах, педагогах, руководителях хореографических коллективов.
Выпускники востребованы в учреждениях культуры и искусства, системе народного образования и других ведомствах, занимающихся развитием хореографического искусства (детские и взрослые хореографические коллективы, студии, дома, дворцы культуры, дома детского и юношеского творчества, клубы и центры эстетического воспитания, хореографические классы в общеобразовательных школах и школах искусств, гимназиях и лицеях).
Формирование личностной сферы специалиста хореографического творчества осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказался. Среда рассматривается исследователями в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развитие личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие запланированных факторов среды. Но возникший вновь интерес к феномену среды во многом объясняется изменением самой окружающей человека среды и разработкой систем личностно-ориентированного образования. Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности.
Начальное обучение: хореография должна начинаться в школах танца:
- программа ориентирована на изучение упражнений, позволяющих поддержать полноценную подвижность, познать азы «хореографии, танцевальные жанры»;
- обучение должно быть доступно всем желающим заниматься хореографией.
Актуальность обучения:
- удовлетворить запросы всех людей, желающих решить проблемы творческой самореализации личности, можно через приобщение к хореографической деятельности, начиная с детского возраста.
- развить способности в области хореографии, музыкально-творческой деятельности повышения уровня культуры, углубления знаний, умений, навыков хореографического исполнительства детей и взрослых.
- удовлетворить потребности детей и взрослых в области досуга и общения, а самое главное быть физически опрятным, что является важнейшим элементом культуры всего человечества.
Различное содержание работы по хореографии определяет различные методы и особенности в хореографическом коллективе:
Планомерные, систематические занятия помогут взрослым и детям получить танцевальные умения и навыки.
Количество упражнений, степень их трудностей, содержание танцев определять возрастом детей, степенью их танцевальной подготовки, составом коллектива.
Вести занятия по танцу в увлекательной, обогащающей внутренний мир форме.
Педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, как это имеет место при развитии понятийного мышления, умственных действий и т.п., а через создание определенной среды, в которой развёртывается жизненно значимые ситуации и события, востребующие проявления и развития личности.
Будущий преподаватель должен знать, что развитие личности начинается с детства, и он должен приложить много усилий для того, чтобы ребенок для себя понял, сможет ли он и будет ли это его будущая специальность. Так же будущий преподаватель должен знать, какими приемами нужно владеть, чтобы ребенок любил эту профессию.
Преподаватель хореографических дисциплин должен: иметь хорошие внешние данные, идеально выполнять танцы, иметь прекрасное чувство ритма, знать материал современного, бального, историко-бытового танца, танцев народов России, мира, иметь навык в речевой подготовке.
Должен владеть методом зеркального показа и уметь видеть всех занимающихся.
Взаимопонимание между преподавателем и занимающимся должно быть найдено, а цель достигнута!
Педагог по хореографии должен:
Создать творческую обстановку психологического комфорта на уроке, предупредить перегрузки занимающихся, составить индивидуальную программу на каждую группу, согласно возможностям и желаниям занимающихся, развить творческую активность – инициативу, увлеченность, самостоятельность, результативность, настойчивость, волю.
Учитывать, что при выполнении этих рекомендаций каждый раз состояние организма занимающихся меняется, а значит и каждый раз должна меняться программа действий.
Необходимо учитывать и физическое состояние тела, и образ жизни, и состояние психики.
Необходимо проводить анализ проведенного урока с занимающимися с целью повышения творческой активности, усвояемости материала, проверки умений и навыков, приобретенных на занятии.
Работу преподавателя можно разделить на несколько видов:
Изучение подлинных национальных плясок (профессиональных коллективов, фольклора своего региона). Следить за бережным отношением, как в движении, так и в рисунках, костюмах, манерах исполнения.
Изучение фольклора своего региона переработанного для детей, учитывая возрастные особенности, лексический материал.
Изучение массовых танцев для массовых мероприятий.
Стилизация танца – постановка на музыку современных аранжировок, фольклорных мелодий.
Инсценировка песен, сказок с внесением элементов игры.
Проведение планомерной работы по изучению разных плясок: прослушивание музыки, посещение концертов, масштабных зрелищ, проведение встреч с интересными людьми.
Зарождение культуры начинается с детства. В своих постановках хореограф должен использовать темы понятные с детства.
С русских сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Снегурочка»; сказок Пушкина, Толстого и т.д.
С русских игр: «Сорока», «Ладушки», «Салки», «Гуси-Лебеди».
С русских песен: «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «На горе – то калина».
С русских былин, легенд, поэм, стихов.
С русской музыки: «Барыня», «Трепак», «Подгорная».
Все это, как убеждает нас опыт поможет детям освоить азы хореографического творчества.
Создавая школу танца, преподаватели по хореографии могут решить проблему сохранности физической, умственной, интеллектуальной целостности человечества в любом возрасте.
Мы сможем научить радоваться жизни детей и взрослых, всех кто этого хочет!
Танец – один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Прошло много веков, мир неузнаваемо изменился, а человек продолжает танцевать. Почему? А потому, что танец дарит полноту и естественность жизни, самореализацию. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Танец отражает чувства. Любовь, ненависть, сочувствие, восхищение можно передать через танец. Танцы иногда лечат душу лучше, чем слова. Танцуйте! Вы почувствуете жажду жизни – ведь если можно красиво двигаться, значит, можно красиво жить!
И в заключение хочется обратиться к высказыванию выдающегося русского балетмейстера и педагога А.Я. Вагановой: «Пройдут года и будем надеяться, что наши достижения…. помогут учиться и совершенствоваться будущим поколениям».