ТРАДИЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАДИЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Хореографическое искусство в России представляет собой качественное художественное образование, суммирующее педагогические традиции хореографии, способное обеспечивать поддержание достойного уровня, как в исполнительском, так и в педагогическом мастерстве. Одним из значительных достижений отечественной культуры является система профессионального хореографического образования. Историю балетного образования в России принято отсчитывать от Указа Анны Иоанновны (15 мая 1738 года), в коем французскому балетмейстеру Жану Батисту Ланде велено было начать обучение детей «танцеванию». После Парижской школы школа Ланде стала вторым учебным заведением подобного типа в Европе. Так возникло Петербургское Театральное училище, ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой. Немного младше его Московское театральное училище, основанное в 1773 году, ныне Московская академия хореографии. У истоков педагогической системы русской школы классического балета стоит солистка императорского Мариинского театра, первый профессор хореографии, народная артистка РСФСР А.Я. Ваганова. В 1934 году вышла в свет ее книга «Основы классического танца». Это был первый теоретический труд русской балетной школы, который и до сих пор является настольной книгой для педагогов – балетмейстеров. Ваганова – не только методист-практик, но и основатель высшей школы хореографического искусства.

Сегодня российское образование вступило в период реформ, затронувших и хореографическое искусство. В условиях реформирования системы отечественного образования в целом, и в сфере искусства в частности, когда основные культурные ценности и идеалы подвергаются переоценке и переосмыслению.

Проблема в том, что, как бы не роднилось хореографическое искусство с близкими ему искусствами, по сути своей оно самостоятельно и имеет только ему присущую специфику. В нем взаимосвязано искусство и обучение, искусство и воспитание, оно отличается крайне жесткими, длительными и трудоемкими методами формирования творческой личности в образовательном процессе.

Сегодня в Ульяновском регионе возникают и активно заявляют о себе многочисленные хореографические коллективы, и эта тенденция неизменно сохраняется последнее десятилетие. В связи с этим возрастает потребность в специалистах-исполнителях, балетмейстерах, педагогах, руководителях хореографических коллективов.

Выпускники востребованы в учреждениях культуры и искусства, системе народного образования и других ведомствах, занимающихся развитием хореографического искусства (детские и взрослые хореографические коллективы, студии, дома, дворцы культуры, дома детского и юношеского творчества, клубы и центры эстетического воспитания, хореографические классы в общеобразовательных школах и школах искусств, гимназиях и лицеях).

Формирование личностной сферы специалиста хореографического творчества осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды, в которой он оказался. Среда рассматривается исследователями в качестве обобщенного, совокупного, объединенного, целостного фактора развитие личности, играющего определяющую роль в модификации поведения, которое развертывается как следствие запланированных факторов среды. Но возникший вновь интерес к феномену среды во многом объясняется изменением самой окружающей человека среды и разработкой систем личностно-ориентированного образования. Ситуация развития личности является выражением «средовой» природы личностной социализации индивида, при котором меняется подход к управлению процессами развития и саморазвития личности.

Начальное обучение: хореография должна начинаться в школах танца:

- программа ориентирована на изучение упражнений, позволяющих поддержать полноценную подвижность, познать азы «хореографии, танцевальные жанры»;

- обучение должно быть доступно всем желающим заниматься хореографией.

Актуальность обучения:

- удовлетворить запросы всех людей, желающих решить проблемы творческой самореализации личности, можно через приобщение к хореографической деятельности, начиная с детского возраста.

- развить способности в области хореографии, музыкально-творческой деятельности повышения уровня культуры, углубления знаний, умений, навыков хореографического исполнительства детей и взрослых.

- удовлетворить потребности детей и взрослых в области досуга и общения, а самое главное быть физически опрятным, что является важнейшим элементом культуры всего человечества.

Различное содержание работы по хореографии определяет различные методы и особенности в хореографическом коллективе:

  1. Планомерные, систематические занятия помогут взрослым и детям получить танцевальные умения и навыки.

  2. Количество упражнений, степень их трудностей, содержание танцев определять возрастом детей, степенью их танцевальной подготовки, составом коллектива.

  3. Вести занятия по танцу в увлекательной, обогащающей внутренний мир форме.

Педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, как это имеет место при развитии понятийного мышления, умственных действий и т.п., а через создание определенной среды, в которой развёртывается жизненно значимые ситуации и события, востребующие проявления и развития личности.

Будущий преподаватель должен знать, что развитие личности начинается с детства, и он должен приложить много усилий для того, чтобы ребенок для себя понял, сможет ли он и будет ли это его будущая специальность. Так же будущий преподаватель должен знать, какими приемами нужно владеть, чтобы ребенок любил эту профессию.

Преподаватель хореографических дисциплин должен: иметь хорошие внешние данные, идеально выполнять танцы, иметь прекрасное чувство ритма, знать материал современного, бального, историко-бытового танца, танцев народов России, мира, иметь навык в речевой подготовке.

Должен владеть методом зеркального показа и уметь видеть всех занимающихся.

Взаимопонимание между преподавателем и занимающимся должно быть найдено, а цель достигнута!

Педагог по хореографии должен:

  1. Создать творческую обстановку психологического комфорта на уроке, предупредить перегрузки занимающихся, составить индивидуальную программу на каждую группу, согласно возможностям и желаниям занимающихся, развить творческую активность – инициативу, увлеченность, самостоятельность, результативность, настойчивость, волю.

  2. Учитывать, что при выполнении этих рекомендаций каждый раз состояние организма занимающихся меняется, а значит и каждый раз должна меняться программа действий.

  3. Необходимо учитывать и физическое состояние тела, и образ жизни, и состояние психики.

  4. Необходимо проводить анализ проведенного урока с занимающимися с целью повышения творческой активности, усвояемости материала, проверки умений и навыков, приобретенных на занятии.

Работу преподавателя можно разделить на несколько видов:

  1. Изучение подлинных национальных плясок (профессиональных коллективов, фольклора своего региона). Следить за бережным отношением, как в движении, так и в рисунках, костюмах, манерах исполнения.

  2. Изучение фольклора своего региона переработанного для детей, учитывая возрастные особенности, лексический материал.

  3. Изучение массовых танцев для массовых мероприятий.

  4. Стилизация танца – постановка на музыку современных аранжировок, фольклорных мелодий.

  5. Инсценировка песен, сказок с внесением элементов игры.

  6. Проведение планомерной работы по изучению разных плясок: прослушивание музыки, посещение концертов, масштабных зрелищ, проведение встреч с интересными людьми.

Зарождение культуры начинается с детства. В своих постановках хореограф должен использовать темы понятные с детства.

  1. С русских сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Снегурочка»; сказок Пушкина, Толстого и т.д.

  2. С русских игр: «Сорока», «Ладушки», «Салки», «Гуси-Лебеди».

  3. С русских песен: «Ах вы, сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «На горе – то калина».

  4. С русских былин, легенд, поэм, стихов.

  5. С русской музыки: «Барыня», «Трепак», «Подгорная».

Все это, как убеждает нас опыт поможет детям освоить азы хореографического творчества.

Создавая школу танца, преподаватели по хореографии могут решить проблему сохранности физической, умственной, интеллектуальной целостности человечества в любом возрасте.

Мы сможем научить радоваться жизни детей и взрослых, всех кто этого хочет!

Танец – один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Прошло много веков, мир неузнаваемо изменился, а человек продолжает танцевать. Почему? А потому, что танец дарит полноту и естественность жизни, самореализацию. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Танец отражает чувства. Любовь, ненависть, сочувствие, восхищение можно передать через танец. Танцы иногда лечат душу лучше, чем слова. Танцуйте! Вы почувствуете жажду жизни – ведь если можно красиво двигаться, значит, можно красиво жить!

И в заключение хочется обратиться к высказыванию выдающегося русского балетмейстера и педагога А.Я. Вагановой: «Пройдут года и будем надеяться, что наши достижения…. помогут учиться и совершенствоваться будущим поколениям».

Просмотров работы: 1894