ПОДВИГ СОВЕТСКИХ АРТИСТОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОДВИГ СОВЕТСКИХ АРТИСТОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.

Про нас говорят, что мы потерянное поколение. Мы плохо воспитанные, малообразованные. Мы не хотим, что бы про нас так думали. Время бежит очень быстро. Годы бегут, не просто бегут, а несутся. Вот уже 15 лет прошло от нового тысячелетия. И история не стоит на месте. Пройдут годы, и мы тоже будет историей. Мы хотим, чтобы про нас говорили, не как о потерянном поколении, а как, достойных гражданах своей страны, достойных гражданах нашего Отечества.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – это не случайно однокоренные слова. Это слова одной цепи – патриотизма и гражданственности. С одной стороны это идёт на уровне инстинкта (мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения); с другой стороны – это целенаправленное воспитание нас, молодого поколения.

Чтобы решить проблемы гражданско-патриотического воспитания, в первую очередь мы сами – молодёжь, должны быть инициативными, осознавать всю важность своего участия в жизни страны, любить, знать и уважать культуру, традиции, историю своей Родины.

На наших классных часах, мы с нашим куратором Васильевой Татьяной Алексеевной, много говорим о прошлом нашей страны, о настоящем, что происходит сейчас у нас в стране и мечтаем о прекрасном будущем. Мы говорим о литературе, искусстве, о фильмах. Да, к сожалению, мы много не знаем. У нас большие пробелы по литературе, мы мало читаем и наших русских классиков, и зарубежных авторов, практически не знакомы с творчеством русских композиторов, не знаем творения художников и скульпторов, не знаем имен и не смотрели фильмы с участием наших звёзд российской кинематографии.

Однако, мы хотим многое познать и изучить. Главное, не стыдиться, в этом признаться самому себе. Мы рассчитываем на вашу помощь, и на то, что вы, уважаемые взрослые-педагоги, поделитесь своими знаниями. Вы все обладаете такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являетесь патриотами нашей страны, любите и уважаете наш родной Ульяновский край. Вы все профессионалы с большой буквы, с большим педагогическим опытом. А главное – Вы все любите молодежь, потому, что сами молоды душой. И общаетесь с нами не подолгу службы, а по совести.

Да, сейчас только и разговоров о кризисе в экономике. Но мы взрослеем и понимаем, что самое страшное, кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой культуры» и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности. Нам трудно разобраться и ориентироваться по многим вопросам, когда сейчас даже историю нашей страны перекраивают кому как выгодно. А мы хотим знать своих героев в лицо и гордиться их подвигами. И не хотим, чтобы наших защитников Отечества называли оккупантами.

Скоро День Победы! Чтобы выразить своё уважение и признательность, мы как всегда пойдем выступать в госпиталь Ветеранов Великой Отечественной войны. Это - то малое, что мы можем сделать для людей, которые отдавали свои жизни ради нас, ради жизни на земле.

Итак, предложим фрагмент классного часа о героических подвигах на фронтах в годы ВОВ.

Историю создают люди, поэтому истории без имен не бывает. И искусства без имен не бывает. Мы говорили о людях мирной профессии, о людях искусства, о музыке в годы войны. А в частности о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче, о «Ленинградской симфонии».

"Ленинградская симфония". Музыка как оружие.

Рассказывают«Новости культуры»о событиях 1941 года:

В консерватории, где работал Шостакович, как и во всех ВУЗах,июнь – время напряженное, сессия. «Я с утра и до ночи на экзаменах и на исполнениях», – писал композитор за четыре дня до начала войны. А уже в первые ее дни принял решение пойти в армию добровольцем. Трижды писал заявление. Вердикт был суров – «вы должны ограничить свою деятельность писанием музыки». Предлагали уехать в эвакуацию. Шостакович долго отказывался. Он хотел быть со своим городом, делить его судьбу. Наравне со всеми дежурил на крыше в качестве пожарника-добровольца. Портрет Шостаковича в пожарной каске поместил на свою обложку британский журнал «Таймс».

Первые три части симфонии были написаны в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте, работу над ними Шостакович закончил в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада города. 16 сентября 1941 года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступил на ленинградском радио: "Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написатьхорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? - спросил композитор,- ...для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...".

"С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка", - писал позже композитор.

1 октября Шостакович с семьей был эвакуирован в Москву, потом в Куйбышев.

В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном ды­хании, работа над финалом продвигалась медленно. Было тоскливо, тре­вожно на душе. Мать с сестрой остались в осажденном Ленинграде, пе­реживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Боль за них не оставляла ни на минуту. Шостакович часто писал своему другу Соллертинскому о том, что финал «не пишется». Не уди­вительно, что последняя часть долго не получалась. Шостакович пони­мал, что в симфонии, посвященной событиям войны, все ожидали торжественного победного апофеоза с хором, праздника грядущей побе­ды. Но для этого не было пока никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце. Не случайно позднее распространилось мнение, что финал по значимости уступает первой части, что силы зла оказались воплощенными значительно сильнее, чем противостоящее им гумани­стическое начало.

27 декабря 1941 года Седьмая симфония была закончена. Исполнению симфонии, которую композитор назвал Ленинградской и посвятил подвигу родного города, придавалось политическое значе­ние. Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Играл ор­кестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.На партитуре написано: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду– я посвящаю 7-ю симфонию».

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". И действительно история создания, история репетиций и история исполнения этого произведения стали практически легендами.Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды.

Захват Москвы предполагался уже после того, как падёт Ленинград. Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И готовился к последнему штурму.

Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города - 9 августа 42-го года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича.

В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты оркестра начались уже в апреле. Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг, высокий и худой человек, взял в руки заветные тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему, нужно было 80 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижер, шатаясь от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в теме «нашествия».

С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень. Однако, на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, - на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций – а это были всего два месяца - музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта. Исполнению придавалось исключительное значение.

И был назначен день концерта - 9 августа 1942 года. Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.

Зал филармонии был полон. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи

Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории города. Фашисты возлагали на взятие Ленинграда очень большие надежды.

Захват Москвы предполагался уже после того, как падёт Ленинград. Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом. И готовился к последнему штурму.

Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города - 9 августа 42-го года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое "секретное оружие". Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным. Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича.

В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты оркестра начались уже в апреле. Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг, высокий и худой человек, взял в руки заветные тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему, нужно было 80 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижер, шатаясь от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. "Да он же живой!" - воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в теме «нашествия».

С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень. Но, на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, - на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций – а это были всего два месяца - музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта. Исполнению придавалось исключительное значение.

И был назначен день концерта - 9 августа 1942 года. Но враг по-прежнему стоял под стенами города и собирал силы для последнего штурма. Вражеские орудия взяли прицел, приказ на вылет ждали сотни вражеских самолётов. И немецкие офицеры ещё раз взглянули на пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться после падения осаждённого города, 9 августа.

Зал филармонии был полон. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Концерт в блокадном Ленинграде стал своеобразным символом сопротивления города и его жителей, но и сама музыка вдохновляла всех кто ее слышал.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признавались ему: «Мы думали, что город мертвый… Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…». Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив восемьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

Потрясенный музыкой Шостаковича, Алексей Николаевич Толстой так писал об этом произведении:

"...Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого. Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем».

За годы блокады погибло по разным данным почти 1,5 миллиона ленинградцев и защитников города. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов. Остальные 97% умерли от голода. Бессмертен подвиг ленинградцев.

А сможем ли мы, наше поколение, так же самоотверженно защитить свое Отечество?!

Чтобы жить, мы все обязаны это помнить!

Регистрация

Восстановление пароля|

Начало формы

Логин

Пароль

11

Просмотров работы: 855