Дальневосточный федеральный округ – наиболее удаленный от Москвы регион, что делает его особенным, так как позволяет оценить масштабы Российской Федерации. Одной из демографических характеристик Дальнего Востока является его плотность населения. Согласно данным Росстата, на регион Дальнего Востока приходился 1 человек на квадратный километр по состоянию на 1 января 2015 года [3]. При этом общая площадь данных территорий составляет около 36% от всей территории России [8]. Данные показатели, а также государственные программы, направленные на поддержку дальневосточного региона, делают его привлекательным для мигрантов как внутренних, так и внешних.
В целом можно сказать, что начиная с XIX века царская Россия привлекала на Дальний Восток население для поднятия целины и создания инфраструктуры. Похожей политики в этом отношении придерживалась и власть советской России, привлекая население на эти земли при помощи высокого уровня заработных плат и хороших условий жизни. Однако политики Российской Империи и СССР различались в отраслевой направленности данного региона. В советский период политика заселения Дальнего Востока была переориентирована с сельскохозяйственной на индустриальную направленность. Были выстроены новые города, крупные промышленные центры, построена Байкало-Амурская магистраль. За период с 1926 года по 1991 год численность населения территорий выросла с 2,6 миллиона человек до 8,0 миллиона человек, то есть в 3,1 раза [4].
Важным фактом является то, что Дальний Восток обладает огромным ресурсным потенциалом для миграции, но реализация целей, поставленных для развития данной территории, зависит от уровня превращения этих земель в район, где жизнь, а также экономическая деятельность людей будет происходить не в экстремальных, а нормальных, сравнимых с остальными районами, условиях. Не зависимо от объемов инвестиционных вложений в развитие дальневосточного региона реальный экономический результат может быть получен только в случае, если население будет рассматривать свое пребывание в нем как постоянное. В противном случае отпечаток «временности» будут носить и соответственные экономические и социальные проекты. В связи с этим очевидна необходимость постоянного внимания к ситуации, складывающейся в процессах воспроизводства населения в регионе, а также контроля за ней, для того чтобы определить действительную эффективность.
Существенным фактором повышения или же понижения численности населения на современном этапе становления России является миграция. Существуют два вида миграции: внутренняя и внешняя; рамках данной работы будет рассмотрена внешняя миграция. В таблице 1 приведены статистические данные по внешней (международной) миграции в Россию. Из таблицы видно, что наибольший приток иммигрантов в РФ наблюдается из стран СНГ, а также из Китая. Миграция китайских граждан на территорию Дальневосточного федерального округа является наиболее значимой для рассмотрения в работе.
Таблица 1 – Показатели международной миграции в Россию за I квартал 2015 года, человек [11]
страна |
число прибывших |
число выбывших |
миграционный прирост |
|||||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|||
Международная миграция |
262044 |
278625 |
146246 |
170684 |
115798 |
107941 |
||
включая: |
||||||||
страны СНГ |
234846 |
252396 |
125311 |
146630 |
109535 |
105766 |
||
в том числе: |
||||||||
Азербайджан |
13846 |
11729 |
6732 |
6916 |
7114 |
4813 |
Окончание таблицы
Армения |
23429 |
23815 |
11663 |
12834 |
11766 |
10981 |
Белоруссия |
8967 |
9224 |
4926 |
6692 |
4041 |
2532 |
Казахстан |
27194 |
29655 |
7290 |
12927 |
19904 |
16728 |
Кыргызстан |
14078 |
11170 |
6299 |
8378 |
7779 |
2792 |
Республика Молдова |
14600 |
15540 |
6656 |
7711 |
7944 |
7829 |
Таджикистан |
26108 |
21520 |
17086 |
19395 |
9022 |
2125 |
Туркменистан |
2076 |
2171 |
812 |
1224 |
1264 |
947 |
Узбекистан |
65862 |
37726 |
46744 |
52279 |
19118 |
-14553 |
Украина |
38686 |
89846 |
17103 |
18274 |
21583 |
71572 |
другие страны |
27198 |
26229 |
20935 |
24054 |
6263 |
2175 |
в том числе: |
||||||
Германия |
1583 |
1601 |
2028 |
1919 |
-445 |
-318 |
Греция |
320 |
258 |
117 |
127 |
203 |
131 |
Грузия |
3593 |
3556 |
1734 |
1753 |
1859 |
1803 |
Израиль |
462 |
471 |
425 |
426 |
37 |
45 |
Канада |
75 |
78 |
266 |
210 |
-191 |
-132 |
Китай |
4945 |
4052 |
3678 |
5226 |
1267 |
-1174 |
Латвия |
710 |
688 |
359 |
429 |
351 |
259 |
Литва |
354 |
362 |
268 |
277 |
86 |
85 |
США |
382 |
462 |
703 |
692 |
-321 |
-230 |
Финляндия |
200 |
181 |
290 |
287 |
-90 |
-106 |
Эстония |
583 |
608 |
447 |
471 |
136 |
137 |
другие |
13991 |
13912 |
10620 |
12237 |
3371 |
1675 |
По словам Александра Чайкина, ответственного за контроль за передвижением через российско-китайскую границу, за последние два года около 1,5 миллиона граждан Китая легально пересекли границу Китая с Российской Федерацией, двигаясь на территории Дальнего Востока [9]. Стоит отметить, что информация, приведенная в таблице выше, дает информацию о людях, которые постоянно проживают на территории России. Следовательно, объемы миграции, в особенности связанной с рабочей деятельностью, намного больше, нежели приведенная в официальной статистике.
В связи с важностью проблемы непосредственно китайской миграции на Дальний Восток нами были выделены основные проблемы данного процесса:
1. Ксенофобия. Население зачастую настроено категорично против иммигрантов, в связи с чем возникают конфликты основе межнациональной розни. Соответственно, это вызывает дополнительную социальную напряженность. Почти три четверти респондентов в 2013г. высказались категорически против предоставления всем китайским мигрантам безусловного права на постоянное жительство в Приморье[1]. А число респондентов, которые считают неприемлемыми браки своих близких родственников с китайцами, выросло до 90% в 2013г [7]. Данные показатели характеризуют уже существующую напряженность, которая вызвана нетерпимостью к иностранной рабочей силе.
2. Баланс военных сил. По мнению жителей данного региона в отношении военного комплекса, Китай имеет больший потенциал и представляет угрозу для дальневосточных территорий, так как в случае военных действий именно эти земли первыми окажутся в опасности. Обратимся к рейтингу военной мощи стран мира (Global Firepower, GFP)[7]. В целом в данном рейтинге рассматривается 106 стран. Первые три позиции, согласно последней версии рейтинга, занимают США, Россия и Китай. Если же сравнивать потенциал китайской армии то, очевидна проблема для России, так как Китай превосходит по нескольким позициям, в том числе по объему ежегодного бюджета на оборону страны[10]. Миграционные процессы лишь увеличивают напряженность в данном вопросе в виду того, что позволяют китайским гражданам проникать все дальше в Россию.
3. Пограничные спорные территории. Существует ряд территорий, которые неофициальный Пекин считает своими. Данный вопрос достаточно часто всплывает и в отношениях России с другими странами, так как история – предмет относительный и она может быть интерпретирована в зависимости от выгод того или иного субъекта. Дальневосточники боятся повторения вооруженного пограничного конфликта, который имел место на острове Даманский (Женбао) в 1969 г. Миграция лишь увеличивает процент китайского населения в общем объеме, тем самым возможна ситуация, когда оно будет превалировать над русским населением. По нашему мнению, при этой действительности высока угроза проведения референдума на спорных территориях и, соответственно, дальнейшего их присоединения к КНР.
4. Выгоды от приграничной торговли. По мнению граждан, проживающих на данных территориях, большую выгоду от торговли между странами получает Китай, так как рынки Дальнего Востока заполнены китайскими продуктами. При этом стоит отметить, что они затрудняют выход на рынок отечественных компаний и усиливают конкуренцию, так как обладают более низкой себестоимостью.
5. Захват сельскохозяйственных земель. Аренда земель Дальнего Востока китайскими крестьянами и предпринимателям – это общеизвестная практика: они выращивают сою, овощи и зерновые в Амурской области и Приморском крае. Граждан Китая нередко обвиняют в нерациональной эксплуатации земли, в доведении угодий до истощения – следствие недальновидности местных властей, отдающих участки в краткосрочную аренду. Посевные площади в Амурской области выросли в 2003–2013 гг. на 60%, а в Приморском крае – на 11,5% не в последнюю роль за счет привлечения китайского бизнеса и рабочих рук[2]. Россияне только начинают осваивать программы поддержки фермерства российского правительства, однако это представляется сложным к осуществлению, так как на начальном этапе ведение сельского хозяйства без субсидий практически невозможно в виду тяжелых природных условий. Приход же крупного инвестора, который был бы способен поднять заброшенные и опустошенные земли должен приветствоваться льготами со стороны государства. Это позволит в действительности заняться импортозамещением. Также необходимо рассмотреть выдачу в аренду земель только на долгосрочный период, что резко бы снизило риск варварского отношения к почве и окружающей природе, долгосрочный инвестор маловероятно будет уничтожать землю, от которой планирует получать прибыль в течение нескольких лет.
Таким образом, очевидны проблемы миграции со стороны Китайской Народной Республики на Дальний Восток Российской Федерации. Правительству необходимо искать пути их решения. Если сегодня Китай является дружественной страной, поддерживающей Россию на международной арене, все же стоит не забывать историю, доказывающую, что китайцы очень тактичны и могут ударить тогда, когда Российская Федерации не будет этого ждать.
Обсуждение вопросов миграции на Дальний Восток китайских граждан перешло на более высокий уровень. Однако сложностью данной проблемы является зачастую нежелание местных властей и бизнесменов, получающих выгоду от торговли с китайскими коллегами. Тем не менее уже на федеральном уровне отношение к китайской миграции меняется, политики начинают поднимать проблему аннексии Дальнего Востока Китаем. Возможно, вопрос об аннексии можно назвать дискуссионным, однако на лицо факт угрозы со стороны неконтролируемых миграционных процессов.
Стоит отметить, что в 2014 году был принят федеральный закон «О территориях опережающего развития». Данная мера была предпринята, так как правительство столкнулось с дефицитом бюджетных средств, которые ранее направлялись для поддержки кризисных моногородов, в порядке эксперимента была предложена другая мера — придание «дальневосточного» статуса территории опережающего развития[5]. Таким образом, вместо прямых вливаний бюджетных средств центр предлагает налоговые и прочие льготы инвесторам в моногорода.
В Таблице 2 представлена информация о различных территориях Дальнего Востока и их спецификации согласно вышеперечисленной программы.
Таблица 2 – Территории опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока[6]
Наименование ТОР, местоположение |
Специализация рабочих мест |
Инвестиции (млрд руб.) |
Количество создаваемых рабочих мест |
Площадь (га) |
|
Частные (первых резидентов) |
Бюджетные (всего) |
||||
"Предмостовая", Благовещенский район, Амурская область |
Промышленно-логистическая |
128,9 |
0 |
1530 |
857,3 |
"Белогорск", г. Белогорск, Амурская область |
Сельское хозяйство |
1,45 |
0,86 |
275 |
702,3 |
"Камчатка", г. |
Промышленно-логистическая, |
28,1 |
8,3 |
2918 |
1276 |
Петропавловск-Камчатский, Камчатский край |
Туристическая |
Нет информации |
|||
"Михайловская", Михайловский, Спасский, Черниговский районы, Камчатский край |
Сельское хозяйство |
39,03 |
4,44 |
2401 |
3151 |
"Беринговский", Беринговский район |
Горно-добывающая |
8 |
0 |
450 |
5960000 |
Чукотский АО |
Промышленность |
Нет информации |
Окончание таблицы
Индустриальный парк "Кангалассы", Республика Саха (Якутия) |
Промышленная |
1,11 |
0,2 |
350 |
16,9 |
Итого |
206,59 |
13,03 |
7924 |
5966003,5 |
Россия также должна ввести единую систему учета миграции для обеспечения информации о ситуации по различным регионам. Это необходимо для создания тех или иных программ, которые бы точечно решали проблемы. Многие из китайских иммигрантов занимаются нелегальной деятельностью, получая при этом значительные необлагаемые налогом доходы. Обладая крупными суммами денежных средств, указанные лица через подставных лиц покупают ресурсы по праву, принадлежащие России: лес, металлы, производственные жилые помещения. По официальной статистике преобладает среди заявленных целей поездок китайских граждан в Россию туризм и частные дела, однако, в реальности они осуществляют трудовую и коммерческую деятельность, вывозя в неограниченном количестве биоресурсы из российских приграничных зон. При этом устремления китайских граждан на российский рынок неудивительны. Они рассматривают Россию как открытый и свободный рынка сбыта для растущей китайской экономики. При этом осуществление трудовой деятельности, также получение материальной выгоды зачастую незаконными средствами, подчас косвенно поддерживаются государственной политикой Китая.
Таким образом, России необходимо предпринять комплекс мер по усовершенствованию миграционной политики, а также различными способами стимулировать внутреннюю миграцию. Эффективная миграционная политика – это важный фактор обеспечения нормального функционирования, долгосрочного развития и конкурентоспособности экономики как отдельно взятого региона, так и всей России. Государственное регулирование миграционных процессов на Дальнем Востоке в современных условиях должно учитывать социально-экономическую специфику региона, демографические тенденции и потребности рынка труда, а также новые вызовы и новые возможности. Также необходимым представляется региональное макроэкономическое планирование и прогнозирование, с разработкой долгосрочных сценариев социально-экономического развития Дальнего Востока. Особое внимание должно быть уделено комплексу мер, направленных на стимулирование притока высококвалифицированных кадров и наращивания «человеческого капитала» в регионе как основы для развития наукоемких отраслей, обеспечения инновационного развития страны и построения «экономики знаний».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Алексеев М. Китайская миграция на российском Дальнем Востоке - 2014 г. // Радиостанция «Эхо Москвы»
2. Аптекарь П. Сдавать в аренду без истерики - 2015 г. // Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti)
3. Бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2014 году» – 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики
4. «Демографические процессы на Дальнем Востоке России в 1991-2014 годах» - 2015 г. // Сетевое издание «РИА Новости»
5. Крючкова Е. Льготы вместо денег - 2015 г. // Газета "Коммерсантъ" №130 от 23.07.2015, стр. 2
6. Крючкова Е. Территории опережающего развития (ТОР) Дальнего Востока» - 2015 г. // Газета "Коммерсантъ"
7. Симонов Д. Рейтинг военной мощи стран мира - 2014 г. // «Expert Online»
8. «Юрий Трутнев назвал госпрограмму развития Дальнего Востока неэффективной» – 2014 г. // Информационное агентство REGNUM
9. «Analysis: Russia's Far East Turning Chinese» // PETER ZEIHAN // ABC News Network
10. «Going to war is never a decision to be taken lightly, especially when considering the overall cost of such ventures.» - 2015 г. // MF Network: MilitaryFactory.com
11. «Indicators of International Migration» - 2015 г. // Правительство РФ
7