За последнее 8 лет экономика России демонстрирует относительно высокие темпы роста по сравнению с предыдущим периодом, однако экономический рост носит нестабильный характер и обусловлен преимущественно конъюнктурными факторами, которые не могут обеспечить его устойчивость в долгосрочной перспективе. Экономический рост, из-за таких факторов, не приводит к увеличению благосостояния народа и не обеспечивает стабильное развитие конкурентоспособной экономики. ( рис. №1 и рис. №2)
(рис. №1) ВВП Росси в $ млрд. 2007-2015, постоянные цены
ВВП России по годам в постоянных ценах 2007: Таблица 2007-2015 |
|
Год |
$ млрд. |
2007 |
606,00 |
2008 |
637,80 |
2009 |
587,90 |
2010 |
614,40 |
2011 |
640,60 |
2012 |
662,60 |
2013 |
671,30 |
2014 |
675,30 |
2015 |
649,64 |
(рис. №2)
По мере того, как угроза обрушения российской экономики все режерассматривается как актуальная, – подобное допущение обычно пред-полагает цену на нефть много ниже 40 долл. за баррель и нахождение еена таком уровне много дольше одного-двух кварталов, – экономическиепрогнозы и комментарии к ним в основном концентрируются вокруг во-проса «когда начнется рост?». тем более что осенние месяцы продемон-стрировали отдельные статистические признаки того, что какой-то ростдействительно наблюдается. или что, как минимум, рецессия действи-тельно заканчивается. поэтому естественным спросом сегодня поль-зуются прогнозы и исследования относительно динамики российскоговвп в наступившем 2016-м году.одним из последних по времени стал обновленный прогноз минэ-кономразвития, легший в основу федерального бюджета на 2016 г. а од-ним из самых последних исследований – декомпозиция динамики рос-сийского ввп в 2015–2016 гг., проведенная с учетом данных прогнозаминистерства экспертами иэп им. е.т. гайдара и ранХигс. эта методика,применяемая в странах оэср (и доработанная с учетом высокой зависи-мости нашей экономики от условий внешней торговли), позволяет вы-делить основные факторы, влияющие на рост ввп: структурные, внеш-неторговые, конъюнктурные. по сути цель такого пофакторного анализав том, чтобы с достаточной степенью обоснованности определить: гдезаложен потенциал экономического роста, а где он отсутствует либо да-же вносит отрицательный вклад в динамику ввп.сам прогноз минэкономразвития содержит три сценария на 2016 г.один – базовый – строится исходя из сохранения текущих тенденцийв экономике, его можно считать инерционным. другой – консерватив-ный – исходит из понижения цен на нефть до 40 долл. за баррель и предполагает продолжение рецессии. третий – целевой (и, по сути, же-лательный) – нацелен на достижение такого роста, который сопоставимсо среднемировым. из него не следует, что уже в будущем году россиядостигнет такой динамики, однако он предполагает, что фактически ужес 2016 г. она начнет переход к новой модели развития. и главную рольв этом должны сыграть многократно уже озвученные самим министер-ством (да и другими ведомствами) факторы.о чем же говорит декомпозиция? о том, что в 2015–2016 гг. вклад в динамику ввп внешнеторговых факторов (в первую очередь цены нанефть) будет отрицательным. роль структурных факторов роста, причемдля всех трех сценариев, будет снижаться. поэтому достижение иско-мых темпов в наступающем году вероятно лишь при резком росте конъ-юнктурных факторов: либо экономика должна оказаться не в нижней,как сейчас, а в верхней фазе делового цикла, либо она должна испытатьнекий «положительный шок», природа которого экспертам «не пред-ставляется очевидной». возможно, такую роль могла бы сыграть отменасанкций или радикальный и уверенный рост цен на нефть, при том чтовероятность каких-либо «негативных шоков» была бы исключена.
Мы можем достичь увеличения производства и потребления материальных благ, как за счет ухудшения их качества, так и за счёт ухудшения условий жизни населения, из-за нерационального использования природных ресурсов. Но устойчивого роста в реализации такой экономической политики не будет. Надо принимать меры, направленные на решение социальных проблем - увеличение продолжительности жизни, повышение уровня культуры и образования населения, уменьшение расслоения общества по уровню доходов, ликвидацию нищеты и уменьшение безработицы, снижение уровня преступности. Защита окружающей среды, развитие экологически чистого производства и сохранение природных ресурсов, также должны быть одним из приоритетов национальной экономической политики.
В документах Правительства РФ проанализированы и структурированы основные недостатки, которые в ближайшие годы будет ограничивать социально-экономического развития России. По данным правительства, в последнее время активизировались три ключевых дисбаланс экономического развития, а также возникли три вызова, с которыми в будущем будет сталкиваться наша страна. Ниже в табличном виде показана главная форма экономических проблем, выявленные правительством РФ. (рис №3)
Вызовы |
||||||||
Снижение глобального спроса на традиционные сырьевые товары |
Обострение геополитической ситуации |
Снижение численности трудоспособного населения |
||||||
Структурные проблемы |
||||||||
Структурные дисбалансы экономического развития |
Высокая доля присутствия государства в экономике |
Необходимость повышения эффективности государственных расходов |
Отставание от мировых темпов технологического развития |
|||||
Снижение доли инвестиций в структуре ВВП |
Рост зависимости экономики от «нестабильных» нефтегазовых доходов |
Ухудшение качественных и количественных показателей расходов бюджетной системы |
По данным Министерства экономического развития, экономический рост возобновится в середине 2016 году, и к 2018 году планируется выход отечественной экономики на среднемировые темпы развития. Запуск новой модели роста сможет стать эффективным при реализации двух ключевых условий, первое из которых – макроэкономическая стабильность, а второе – повышение качества государственного управления.
Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров разработан в двух вариантах – базовом и оптимистичном.
Базовый сценарий предусматривает повышение среднегодовой цены на нефть Urals с 50 долл. США за баррель в 2015 году до 60, 65 и 70 долл. США за баррель в 2016 – 2018 годах. Также предполагается продолжение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода.
В оптимистичном сценарии предполагается более высокий по сравнению с базовым сценарием среднегодовой рост цен на нефть – с 60 долл. США за баррель в 2015 году до 70, 80 и 90 долл. США за баррель в 2016 – 2018 годах. Кроме того, данный сценарий учитывает частичную отмену санкций и восстановление доступа российских компаний к мировому рынку капитала.
Характеризуя 2016 год, Минэкономразвития прогнозирует, что в экономике повторится ситуация 2009 – 2010 годов, но с меньшей амплитудой.