Во всех федеральных округах отмечается развитие добровольческих молодежных движений, увеличивается число старшеклассников, вовлеченных в социально-значимую деятельность.
На фоне роста влияния добровольчества во всех сферах государства отмечается недостаточное количество научных исследований, посвященных феноменологии этого явления, возможности использования его потенциала в формировании личности гражданина страны. В этом статье нами была предпринята попытка рассмотреть опыт добровольческой деятельности учащихся старших классов через призму научного анализа проблемы.
Следует отметить, что в последние годы добровольчество стало одним из основным направлений деятельности в сфере российской молодежной политики, однако, несмотря на рост числа добровольцев среди детей и молодежи в различных направлениях (социальная сфера, образование, здравоохранение, спорт) и большое количество мероприятий, проводящихся во всех регионах страны, проблема использования добровольческих технологий в воспитании подрастающего поколения в психолого-педагогическом аспекте недостаточно освещена.
Первые исследования в этом направлении были направлены на выявление специфики вовлечения в социально значимую деятельность студентов вузов.
Одной из первых попыток такого анализа стало диссертационное исследование В.В. Митрофаненко (2004), в котором добровольчество рассмотрено в контексте развития профессиональных компетенций будущих социальных работников в период обучения в вузе. Автор рассматривает добровольчество как добровольную общественно полезную деятельность гражданина, направленную на улучшение качества жизни населения.
На основе аксиологического и гуманистического подходов В.В. Митрофаненко выстраивает целостную концепцию развития студенческого социального добровольчества, включающую в себя такие компоненты, как формирование профессиональных компетенций в ходе изучения специальных курсов, специализированная подготовка добровольцев на основе их личных предпочтений и выбора направления деятельности, развитие управленческих качеств у молодежных лидеров – руководителей добровольческих программ, использование методов социально-психологического обучения (тренинга) при обучении студентов.
Исследование В.В. Митрофаненко стало первым, но не единственным опытом научного анализа добровольческой деятельности как фактора формирования профессиональных компетенций будущих социальных работников, социальных педагогов и организаторов работы с молодежью (И.А. Степановой, 2004; Н.В. Маковей, 2006; Л.В. Болотова, 2007; .И.Г. Каблуковой, 2007; И.В. Руденко, 2008; Э.Д. Ахметгалеев, 2009; С.Г. Екимова, 2010; Е.В. Коржуева, 2010; Н.В.Курилович, 2012; Л.В.Мосиенко, 2012 и др.).
В исследовании И.А. Степановой (2004) конкретизировано одно из направлений профессионализации будущих социальных работников и социальных педагогов в волонтерской деятельности - формирование социальной мобильности, которую автор определяет как высокую адаптивность к изменениям и подвижность в сфере оказания профессиональных услуг населению.
Работа И.Г. Каблуковой (2007) сконцентрирована на добровольческой деятельности студентов, направленной на оказание социально-педагогической поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом, как и другие авторы, И.Г. Каблукова связывает волонтерство с развитие профессиональных компетенций будущих педагогов через создание специального образовательного модуля, использование активных методов социально-психологического обучение и вовлечение их в социально значимую деятельность.
С.Г. Екимова (2010) акцентирует внимание на добровольчестве как основном факторе профессионального развития будущих социальных работников. В ее работе был выявлен ряд прямых закономерностей, описывающих взаимосвязи между проявлениями профессиональных компетенций студентов, принявших участие в исследовании, и уровнем вовлеченности в волонтерскую деятельность.
Специфика добровольческого труда рассматривается в исследовании Л.А. Кудринской (2006), которая изучает социально-экономические аспекты добровольчества. В контексте нашего исследования интерес представляет разработанная автором модель трудового потенциала изучаемого феномена, включающая в себя социально-психологический компонент (ценностный выбор добровольцем направления деятельности, особенности его личности и мотивации) без учета трудоспособности, так как, по мнению автора, добровольцем можем стать и нетрудоспособный, но мотивированный на добровольческую активность человек.
В числе основных трудности в развитии добровольческого движения Л.А. Кудринская отмечает недостаточность стратегий воспитательной работы с молодежью.
Специфику педагогического добровольчества анализирует Е.В. Акимова (2006), которая обращает внимание на работу педагога в детских общественных организациях. В ее исследовании система такой работы предполагате соблюдение следующих условий:
1. Развитие положительного опыта социального взаимодействия.
2. Реализация психолого-педагогических и социальных программ организации волонтерской деятельности.
3. Осуществление субъект-субъектного взаимодействия в диаде "доброволец - воспитанник".
Согласно Е.В. Екимовой, особенности именно педагогического волонтерства заключаются в необходимости информирования воспитанников о различных направлениях добровольческой деятельности, формирование у них ценностного отношения и здорового образа жизни, развитие необходимых поведенческих паттернов.
Добровольчество как элемент социальной политики современной России рассматривается в работе Л.Я. Чикариной (2009). Автором на примере Краснодарского края проанализированы социальные функции и выявлены условия повышения эффективности добровольческой деятельности и благотворительности, к числу которых отнесены развитие нормативной базы, государственный контроль, взаимодействие добровольческих движений, совершенствование информационной политики.
На значимость добровольческой деятельности в процессе формирования гражданской активности в социокультурной деятельность указывает исследование И.Н.Григорьева (2009). Автор указывает, что сама сущность волонтерской деятельности определяет необходимость воспитания гражданского долга, моральных обязательств, полноценного включения в социальную действительность и реализации разнообразных функций гражданской активности. И.Н.Григорьев выделяет четыре уровня свойств личности, на которые необходимо сфокусировать педагогическое воздействие в процессе гражданского воспитания: интеллектуальный, идентификационный, поисковый и интегративный (являющийся объединением первых трех).
Роль добровольчества в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи исследуется А.В. Прокопенко в религиозном аспекте (2010) на примере взаимодействия институтов гражданского общества и православной церкви в просветительской деятельности, которая выступает эффективным инструментом компенсации недостатков образования в школе, ссузе и вузе, а также стимулирования развития аксиологического компонента личности.
Анализируя деятельность молодежных духовно-просветительских центров при храмах православной церкви, автор приходит к выводу, что они способствовали росту духовности среди молодых граждан, развитию у них интереса к истории и культуре своего Отечества, формированию патриотических чувств и гражданственности.
В исследованиях Г.В. Олениной (2011), добровольчество рассматривается как фактор эффективной гражданской социализации молодежи и продвижения гражданских инициатив молодежи. Автором предложена организационно-управленческая модель продвижения идей добровольчества в молодежной среде с учетом особенностей городской среды на основе принципов «точечного роста» и «поэтапного расширения инициативы». По мнению автора, педагогический потенциал добровольческой деятельности заключается в возможности развития социального творчества, личностной субъектности и управленческих качеств у современных молодежных лидеров и молодых специалистов.
Всесторонний педагогический анализ воспитательных возможностей добровольчества содержится в исследовании Л.Е. Сикорской (2011). Автором обоснованы педагогические функции и механизмы воздействия добровольческой деятельности на нравственное развитие молодежи.
К числу таких функций Л.Е. Сикорская относит обучающую (формирование профессиональных и социальных компетенций), развивающую (рост самосознания личности) и воспитывающую (развитие морально-нравственных качеств и гражданской активности личности).
Основным механизмом воздействия на личность добровольца в процессе такой деятельности становится обращение к ее духовным и мировоззренческим основам – к таким конструктам, как «долг», «совесть», «любовь», «справедливость».
В наших исследованиях совместно с П.О.Омаровой затронуты отдельные направления добровольчества в работе общественных организаций: формирование общероссийской идентичности, социальная и психолого-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья, использование технологий социального проектирования и др.
В ряде научных работ добровольческая помощь старшеклассников психолого-педагогическому коллективу образовательной организации упоминается в контексте решения разнообразных проблем, оказавшихся в фокусе внимания школьной службы медико-психологического и социально-педагогического сопровождения (при поддержке детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, с зависимым поведением и пострадавших в результате школьного насилия, а также в системе реализации инклюзивного образования. Однако, в этих исследованиях практически не рассматривались изменения, происходящие в сознании и поведении самих школьников-добровольцев.
Можно отметить лишь небольшое количество педагогических работ, направленных на привлечение школьников к волонтерской деятельности.
Одним из первых исследований в современной психолого-педагогической литературе, посвященным вовлечению старшеклассников в добровольческую деятельность стало исследование О.В. Митрохиной (2004), в котором отмечается, что учащиеся подросткового возраста являются наиболее перспективной категорией добровольцев для работы в среде сверстников по профилактике безнадзорности. Однако, по мнению автора, необходимо сформировать у них интерес к такой деятельности и вооружить их специальными знаниями. Ведущая роль в этом принадлежит социальному педагогу школы.
Исследование Н.Ю. Слеповой (2005) продолжило анализ возможностей современного социокультурного пространства в развитии добровольческой деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В числе педагогических форм вовлечения старшеклассников в добровольчество автор предлагает использовать школьные советы, добровольческие бригады и общественный школьный фонд
Н.В. Вохмина (2006) рассматривает волонтерскую деятельность школьников как фактор их гражданского самоопределения. При этом значительную роль играет участие подростка в работе детской общественной организации. В качестве методического обеспечения этой деятельности Н.В.Вохмина предлагает использовать:
1. Презентацию социальных норм и правил поведения.
2. Информирование о способах проявления гражданской активности.
3. Вовлечение подростков в социальную практику и добровольческую деятельность путем участия в коллективных творческих делах (КТД) и использования игровых технологий.
С аналогичным подходом мы сталкиваемся в исследовании Т.А. Садчиковой (2009), в котором выработаны критерии и показатели эффективности добровольческой деятельности в формировании гражданской ответственности старшеклассников: сформированность мотивации, социальная ориентированность, эмоциональная отзывчивость, развитие самоконтроля, социальная активность. При этом педагогическими условиями вовлечения учащихся в добровольчество выступают: специализированная психолого-педагогическая подготовка, партнерское взаимодействие педагогов и школьников, формирование волонтерских отрядов, осознание учащимися своей роли в добровольческом движении.
Е.С. Азарова (2008) выявила психологические детерминанты добровольческой деятельности и обозначила те психологические особенности, которые характеризуют личность добровольца-волонтера. К факторам, детерминирующим участие личности в социально-значимой деятельности автор относит направленность личности, особенности мотивации поведения, ценностные ориентации, специфику эмоционально-волевой сферы индивида, потребность в общественном признании, социально-психологический климат волонтерского отряда или добровольческой организации и др.
К психологическим особенностям она отнесла такие качества, как: способность к состраданию, уважение к другим, коммуникативность, творческая и социальная активность, высокая нормативность и готовность отвечать за свои действия.
Исследование Е.С. Азаровой перекликается с работой А.Б. Бархаева (2010), изучающего психологию вовлечения добровольцев в общественную деятельность. Во его мнению, основными факторами, обеспечивающими эффективное включение волонтера в работу общественной организации, являются привлекательность добровольчества в глазах общества, целеустремленность самого добровольца, качественный менеджмент добровольческой деятельности и позитивное отношение референтных для личности людей.
В работе Н.В. Попович (2009) отмечается, что вовлечение детей старшего подросткового возраста в социальную практику и деятельность детских общественных объединений является эффективным фактором педагогического влияния на школьников, что выражается качеством сформированности гражданской позиции, характером включенности в жизнь общества, закреплением социально-позитивного поведения.
Весьма специфическое исследование добровольческой деятельности школьников предпринято в работе З.А. Андержановой (2011), так как в качестве добровольцев выступали воспитанники детских домов, которые в большинстве случаев сами являются объектами волонтерского внимания. По мнению автора, эта категория учащихся нуждается в стимулировании социальной активности как фактора их успешной социализации в большей степени, нежели школьники, воспитывающиеся в родительской семье.
Добровольческая деятельность и вовлечение в социально значимую практику при этом становятся одним из наиболее эффективных способов воспитания социальной активности, так как формируют такие качества и умения личности, которые способствуют эффективному вхождению в социум: взаимопомощь, эмпатия, умение налаживать отношения с окружающими, способность находит выход из кризисной ситуации, способность к проявлению волевых усилий, социальную инициативность и др.
Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что добровольческая деятельность учащихся позитивно влияет на развитие их социальных качеств и способствует успешной социализации и становления гражданской позиции. Это позволило нам прийти к выводу о необходимости более тщательного теоретико-практического анализа феномена школьного добровольчества, изучения его воспитательного потенциала и специфики его влияния на поведение и социально-психологические характеристики школьников-добровольцев.
Литература
Зайнулабидов Б.М., Омарова П.О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.
Омарова П.О., Джамалудинова З.Г., Магомедов Д.З. Патриотическое воспитание учащихся начальных классов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 388.
Омарова П.О. и др. Современные добровольческие технологии по формированию общероссийской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и организации работы с молодежью // Научно-методические материалы по образовательной программе IV Межрегионального молодежного научно-образовательного форума «3D-формат 2014: Будущее России» 24-27 октября 2014 года / Москва, 2014.