МОТИВАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОТИВАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Зайнуллина Л.Р. 1
1Нижнекамский химико-технологический инситут
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье - это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. [1]

Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.

Одним из главных составляющих успешного выполнения физкультурно-спортивной деятельности является мотивация.

Процесс совершенствования системы физического воспитания студентов основан на широком использовании научных достижений в области социальных, педагогических и естественных наук, но на протяжении последних лет достаточно сложен и обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация к занятиям физической культурой [2,3, 4]. В последнее время наблюдается общая тенденция возрастания роли физической культуры и спорта в жизни студентов [7, 8] повышается уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни.

Журнал "Физическое воспитание студентов творческих специальностей" публикует много материалов, посвященных мотивации студенчества [5, 6].

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать потребность у студентов заниматься физическими упражнениями всю жизнь.

Главная цель занятий физической культуры, проводимых в учебных заведениях - формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья. Для этого необходимо стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. приобретение определенного уровня тренированности.

Считается, что начать занятия намного легче, чем их продолжать. После того как люди, ведущие малоподвижный образ жизни, преодолеют инертность и начнут заниматься физической культурой, важно добиться, чтобы они не бросили занятия спустя какое-то время. Продолжение занятий можно сравнить с отказом от курения или употребления алкоголя.

Опыт участия в какой-либо программе физической подготовки – наиболее надежный признак того, что человек будет продолжать заниматься физической культурой. Опыт занятий спортом в средней школе или вузе является существенным «гарантом» занятий физической культуры и спорта в дальнейшем. Физически активные дети, занятия спортом которых поощряют их родители, будут физически активными и в зрелом возрасте.Знания о положительном влиянии физических нагрузок на организм человека имеют мотивационный характер, однако эти факторы не позволяют прогнозировать степень «верности» физическим нагрузкам.

Нельзя забывать также, что стимулировать интерес к занятиям физической культуры и спорта в существенной степени могут авторитетные для человека люди, которые сами занимаются физической культурой. К этой работе могут быть привлечены как ветераны спорта, известные представители культуры, искусства, руководители региона и др.

Естественно, что мотивация приобщения студентов к занятиям физическими упражнениями и спортом играет ключевую роль.

Повышенная занятость современного студента. В настоящее время студенту дневного отделения приходиться совмещать работу и учёбу, что предъявляет повышенные требования к здоровью молодого человека.

Низкий уровень мотивационных установок на здоровый образ жизни у молодежи и несформированность потребности к занятиям физической культурой, безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Большое значение, в связи с этим, приобретает поиск новых организационных средств, форм и методов, которые позволяют более результативно осуществлять должное направление. Они должны выступать инициаторами и организаторами целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Забота о своём физическом состоянии у девушек проявляется в поддержании «внешних» форм, гибкости, изяществе движений, походке и, реже, в развитии быстроты, силы или выносливости.

Указанное свидетельствует о том, что у большинства девушек, не сформированы физкультурно-оздоровительные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. По исследованиям Вавилова Ю.Н. (1990) более 80% старшеклассников страны выразило отрицательное отношение к урокам физкультуры. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности, здоровье студентов и интереса к уроку. Указанное подтверждают и результаты научных работ многих исследователей, изучавших проблему снижения интереса к уроку физической культуры: Водолажским Г.Г (1969), Войлоковым А.М. (1971), Сайкиной Е.Г. (2000) и др.

Как показывает практика и данные проведённых опросов студенток колледжа, внедрение фитнес-технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. По направленности уроков на первое место они ставят танцевальную аэробику и шейпинг. Растёт интерес к силовым упражнениям под музыку. Также из ответов студентов можно предположить, что включение в уроки фитнес-технологий смогло бы удовлетворить их потребность и в новизне, и в музыкальном сопровождении, тем самым повысив плотность самого урока, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе.

Данный опрос выясняет, что же мотивирует студенток к уроку физической культуры:

  • 51.2% респондентов ответили, что главное в жизни - это здоровье и для этого надо посещать урок физкультуры. Формированию хорошей фигуры отдали предпочтение 45.8%

  • 20.1% - работоспособность улучшается и позволяет лучше работать на последующих уроках

  • 8% приходят на урок, чтобы общаться.

Из ответов становится очевидным, что для студентов важным является, прежде всего, здоровье и визуальная сторона вопроса – хорошая фигура.

Данный опрос выясняет, что же мотивирует студенток к уроку физической культуры.

  • 51.2% респондентов ответили, что главное в жизни - это здоровье и для этого надо посещать урок физкультуры. Формированию хорошей фигуры отдали предпочтение 45.8%

  • 20.1% - работоспособность улучшается и позволяет лучше работать на последующих уроках

  • 8% приходят на урок, чтобы общаться.

Из ответов становится очевидным, что для студентов важным является, прежде всего, здоровье и визуальная сторона вопроса – хорошая фигура.

На вопрос анкеты «Как сделать урок любимым» выяснилось, чего в первую очередь не хватает на уроке для повышения интереса. Большинство респондентов ответили – музыки и фитнес направлений. Небольшой процент студентов хочет больше игр.

Из ответов студентов можно предположить, что включение в урок фитнес – технологий смогло бы удовлетворить их потребность в новизне, и в музыкальном сопровождении урока, тем самым, повысив плотность урока.

К сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается тогда, когда оно находится под серьезной угрозой. Данная ситуация обусловлена и такой причиной, как не сформированность мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни. Отсюда следует, что забота о здоровье есть важнейшая задача в деле подготовки специалистов. Техникум должен выступать инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является приоритетной задачей в образовании, от решения которой зависит не только здоровье отдельного человека, но и населения страны в целом.

Литература:

1. Из Устава Всемирной организации здравоохранения

2. Ефимова И.В. Состояние здоровья и мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов при различных факторах риска нейросоматических заболеваний // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 8. - С. 19-22.

3. Коджаспиров Ю.Г., Сытник В.И., Крупник Е.Я. Исследование мотивации студентов нефизкультурных вузов, избравших своей специализацией спортивные единоборства // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 1. - С. 41-44.

4. Плотников В.П., Миронова Т.С., Рыжак М.М. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза //Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 5. - С. 39-40.

5. Коник Г.А., Темченко В.А., Усова Т.Е. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2006. - № 4. - С. 107-114.

6. Коноплева Е.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов нефизкультурных вузов посредством лекционных занятий по теории и методике фк. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2008. - № 3. - С. 45-51.

7. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: Дис. ... д-ра пед. наук: Воронеж, 1998. - 360 c.

8. Савчук Валерий Владимирович. Формирование мотивов к занятиям физической культурой у студентов педагогического ВУЗа: Дис. ... канд. пед. наук: Комсомольск-на-Амуре, 2002. - 206 c.

Просмотров работы: 1070