ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Спицына Д.О. 1, Кабанова О.В. 1
1Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова и фразы: государственная служба, государственный служащий, ответственность, административное наказание, дисквалификация.

Аннотация: В статье рассматривается административное наказание для государственных служащих в виде дисквалификации, предусмотренное ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приводится анализ данного вида наказания, а также отмечается неэффективность данного вида ответственности в настоящее время.

Государственная служба представляет собой один из важнейших институтов в Российской Федерации. В нашей стране законодательство о государственной службе является одним из наиболее динамично развивающихся сфер российского правотворчества. За непродолжительный период времени в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены многочисленные изменения.

Одним из краеугольных камней в развитии государственной гражданской службы является ответственность государственных служащих. Совершенствование ответственности государственных служащих предполагает нормализацию работы всей системы государственной службы в Российской Федерации.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для государственных служащих предусмотрены несколько видов юридической ответственности. В 2012 году президент РФ определил меры повышения информационной открытости и подконтрольности гражданам государственных органов. Так,

указом президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» было установлено, что до 1 сентября 2012 г. нужно обеспечить введение административного наказания в виде дисквалификации за грубое или неоднократное нарушение государственными и муниципальными служащими стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, а также за грубое нарушение ими порядка проведения проверочных и иных мероприятий при осуществлении контрольно-надзорных функций. В связи с этим, в ст. 5.63 КоАП РA «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» были внесены изменения, предусматривающие дисквалификацию для должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в случае, если они ранее привлекались к административному наказанию за нарушение законодательства о предоставлении государственных услуг. Кроме указанной статьи, дисквалификация как мера наказания применяется за нарушение ст. 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», ст. 19.6.1 «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)».

Однако эффективность такого вида наказания для государственных служащих как дисквалификация даже на сегодняшний день остается под сомнением. Согласно ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»одним из оснований прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон является административное наказание в виде дисквалификации. Дисквалификация по своей степени воздействия является одной из самых действенных мер административного принуждения. В результате применения к государственному служащему такой меры наказания как дисквалификация, лицо не может замещать должность гражданской службы и подлежит принудительному удалению с нее на определенный срок за совершение административного правонарушения. По мнению доктора юридических наук Гришковца А.А. в данном правонарушении двойной объект - конкретная служебная обязанность служащего и тот или иной интерес гражданина. Поэтому в подобных случаях должностное лицо несет ответственность, прежде всего перед государством за нарушение своих служебных обязанностей. В связи с наличием двойного объекта возникает проблема квалификации деяния, законодатель решает квалифицировать ли деяние как административное правонарушение, либо как дисциплинарный проступок1. Чаще всего наказание государственного служащего происходит в виде дисциплинарной, а не административной ответственности. Субъектами дисквалификации являются лица, занимающие должность федерального государственного гражданского служащего и гражданского служащего субъекта Российской Федерации. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Если в отношении государственного или муниципального служащего вынесено постановление о дисквалификации, то никакой проблемы с его исполнением не возникает: вступление данного постановления в силу является основанием для прекращения государственно-служебных или муниципально-служебных отношений с дисквалифицированным лицом и увольнения его с публичной службы в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации или п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе в Российской Федерации соответственно. После этого государственный служащий, в целях обеспечения учета лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, подлежит внесению в реестр дисквалифицированных лиц. С 1 января 2012 года функции по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц переданы Федеральной налоговой службе (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц»). В связи с этим каждый желающий может зайти на официальный сайт Федеральной Налоговой Службы России и получить соответствующую информацию. В реестре содержатся полные сведения о дисквалифицированном лице, в том числе: фамилия, имя, отчество, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершенное административное правонарушение, должность, срок дисквалификации. Лицо считается исключенным из реестра по истечении срока дисквалификации или при наличии в ФНС России вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации. В связи с открытостью вышеуказанных данных для всеобщего обозрения, на мой взгляд, данный фактор усиливает данный вид административной ответственности. В связи с этим возникает вопрос «проверяется ли данная информация о лицах вновь поступающих на государственную службу?». Ведь лицо, поступающее на государственную службу, может предъявить новую трудовую книжку, в которой соответствующей отметки об увольнении в результате дисквалификации будет отсутствовать.

Также, существует огромная проблема: данная мера ответственности не получила широкого распространения на практике и не оправдывает возложенных на нее надежд. Данный вид административного наказания в судебной практике используется крайне редко. Судьи чаще выбирают традиционное наказание в виде штрафа. Все это снижает эффективность дисквалификации. В связи с этим нужно оптимизировать порядок привлечения государственных служащих к данному виду административной ответственности. Также, должны быть увеличены сроки дисквалификации государственных служащих, как и во многих зарубежных странах в настоящее время.

1 Гришковец А.А. Дисквалификация государственных гражданских служащих. Административное и муниципальное право. 2013. N 12.

Просмотров работы: 1610