ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Степанова Е.Г. 1
1Волгоградский Государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Рассмотрена актуальность проблемы формирования временных представлений у младших школьников с нарушениями слуха, как условие успешного обучения в школе и формирования грамотной речи.

Ключевые слова: сурдопедагогика, временные представления, дети с нарушениями слуха, младший школьный возраст.

Постановка и обоснование проблемы. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека: ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. По мнению Семаго Н.Я., пространственные и временные представления являются одной из базовых составляющих познавательной деятельности, их сформированность имеет большое значение для ее полноценного развития, усвоения в будущем знаний. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.). Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных философов, психологов и педагогов (Выготский Л.С., Луцковская С.Д., Рихтерман Т.Д., и др.). Своеобразие пространственного и временного восприятия изучалось и у детей с разными отклонениями в развитии, в частности, у детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата (А.А.Венгер, Л.И.Переслени, Л.Б.Халилова). Л.С.Выготским было выявлено, что представления и опыт восприятия времени у детей развиваются в процессе образования в учреждениях дошкольного и школьного образования. В жизни младшего школьника время начинает имеет четко обозначенную и заданную структуру в период посещения занятий в школе. Его ориентация во времени осуществляется в значительной мере стихийно, бессистемно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, иногда мало связанные между собой [1]. У младших школьников с нарушениями слуха отмечаются большие по сравнению со слышащими сверстниками трудности в формировании образов представлений, в частности нечеткость, расплывчатость эталонных представлений времени (А.А. Катаева, 1977).

В современном мире умение управлять своим временем и стратегически мыслить — это весьма необходимый навык для детей. Он снижает стресс и беспокойство, улучшает успехи, повышает самооценку и самодисциплину. При этом важно, чтобы ребенок научился гибкому и легкому управлению временем.

Правильно распоряжаться своим временем, ставить цели и задачи не учат в детском саду, школе или институте, но мир вокруг ребенка уже давно изменился, жизнь стала гораздо активнее, детям приходится ежедневно обрабатывать и анализировать огромные объемы информации. Большинство детей нуждаются в помощи родителей и наставников, чтобы научиться управлять своим временем.

Методика. В ходе изучения данной проблемы нами был разработан и реализован проект «Основы тайм-менеджмента для детей с нарушениями в развитии и их родителей», в рамках которого было проведено исследование (сентябрь-январь 2015-2016г.). База исследования-ГКОУ «Волжская школа №2». Цель исследования - определение степени сформированных временных представлений у младших школьников с нарушениями слуха. Основной метод исследования – опрос.

В основе проекта лежат разработки российской школы тайм-менеджмента и ее основателя - Г.А. Архангельского, автора деловых бестселлеров "Организация времени". Проект «Основы тайм-менеджмента для детей с нарушениями в развитии и их родителей» посвящен формированию временных представлений и навыков планирования времени у младших школьников с нарушениями слуха.

Проект включает в себя два этапа. Первый этап предполагает определение уровня развития представлений о времени. Второй этап включает в себя процесс развития представлений о времени у младших школьников с нарушениями слуха, организованный по трем направлениям деятельности: на занятиях по развитию элементарных математических представлений, вне занятий и через родителей.

Первый этап предполагал определение имеющихся проблем в сфере развития представлений детей о времени. В основу мониторинга были положены показатели развития представлений младших школьников с нарушениями слуха о времени, разработанные А.В. Калинченко:

1) Знать части суток, называть их последовательно, начиная с любой части суток, рассуждать о периодичности и повторяемости частей суток;

2) Знать названия и последовательность дней недели, иметь представления о неделе как о целом, состоящем из семи частей, уметь определить смежные дни недели;

3) Знать, что год имеет 4 времени года и состоит из 12 месяцев, уметь различать и называть времена года, знать названия месяцев у каждого времени года.

На основе этих показателей были определены уровни сформированности представлений о времени у детей:

Высокий уровень: дети знают части суток, воспроизводят последовательность, начиная с любой из частей, определяют и называют времена суток на картинке, правильно называют времена года, перечисляют их в определенной последовательности, знают характерные признаки каждого времени года. Знают и называют дни недели последовательно, могут определить вчерашний и завтрашний дни. Ребенок ориентируется в приборах для измерения времени, определяет промежуток времени продолжительностью в 1 минуту.

Средний уровень: дети старшего дошкольного возраста знают части суток, в основном правильно называют времена года, иногда затрудняются перечислить их в определенной последовательности. Ребенок называет дни недели, знает, что неделя состоит из 7 дней. Воспитанники данного уровня называют основные части часов, имеют представления о приборах для измерения времени.

Низкий уровень: дети этого уровня знают не все части суток, неправильно называют времена года или неправильно называют их в определенной последовательности. Ребенок частично называет дни недели, путает их последовательность. Воспитанник данного уровня не знает назначения часов.

В исследование приняли участие 10 детей в возрасте 6-7 лет. По результатам исследования 10% из них свободно отвечают на вопросы, не делая ошибок, что соответствует высокому уровню, 50% детей допускают ошибки при назывании месяцев и дней недели по порядку, затрудняются в обосновании своего ответа при определении времени года, что соответствует среднему уровню. 40% - не ориентируются в данном вопросе, что соответствует низкому уровню.

Проведенный первичный срез показал, что большая часть детей, с которыми предполагалось начать формирующую работу, продемонстрировали низкий и средний уровни сформированности представлений о времени.

На втором этапе — формирующем, процесс развития и формирования представлений детей о времени на основе моделирования был организован по трем направлениям деятельности: на занятиях по развитию элементарных математических представлений, вне занятий и через родителей.

Методика организации занятий предполагала использование различных заданий и игровых упражнений, предусматривающих увлекательный сюжет и проблемно-практический характер. Логика занятий была построена таким образом, чтобы сложность заданий для детей возрастала от занятия к занятию, но при этом использовались такие игры и упражнения, чтобы сложные задания чередовались с легкими, чтобы дети с нарушениями слуха не теряли интереса и могли бы ощущать успех.

Система обучения имела свою логику:

1. Использование игр — путешествий в «утро», «день», «вечер», «ночь». Результатом стало формирование у младших школьников с нарушениями навыка по определению частей суток и свободного использования их названий в речи.

2. После получения запланированного результата, во время прогулок было организовано наблюдение за явлениями, которые символизируют время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). Правда, приходилось часто использовать карточки с изображением цвета неба и положения солнца в различные части суток, потому что восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно.

3. Упражнения по развитию и закреплению понятий: «день», «неделя», месяц», «год» и их последовательности. Для этого использовались модели: цветные знаки и карточки с изображением порядкового номера дня недели в качестве раздаточного материала. Детям предлагалось показывать карточки-знаки, идущие до или после. Либо предлагалось разложить карточки-знаки, начиная с любой из них, и затем аргументировать словами последовательность дней недели. Т. е. с помощью моделей раскрывались значения слов «сутки», «неделя», «месяц», «год» и их взаимосвязи.

4. Ознакомление детей с иной формой движения времени — по кругу. Потребность проведения данной работы была в том, что так называемое «круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности и текучести времени. Была создана объемная модель времени, что позволило в наглядной форме показать детям динамику и основные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой модели дети легко и достаточно быстро усваивали суть такого сложного для их возраста, не столько математического, сколько философского понятия — время.

После прогулки, понаблюдав за погодой, дети заполняли календарь природы на сегодняшний день, рисуя изменения в погоде: облачно, пасмурно, ясно, снегопад, ветер и т. д. Тем самым в представлениях детей закреплялись признаки времен года. В самостоятельной деятельности во время игр дети играли в куб «Время года», самостоятельно с помощью карточек строили поезд «Неделька».

В рамках проекта были организованы практические занятия для младших школьников с нарушениями слуха и их родителей, где были показаны практические приемы планирования времени и организации личного пространства дома и в школе.

После проведения практических занятий по планированию времени, было проведено повторное исследование и получены следующие результаты: 50% из них свободно отвечают на вопросы, не делая ошибок, что соответствует высокому уровню сформированности представлений о времени, 30% детей допускают ошибки при назывании месяцев и дней недели по порядку, затрудняются в обосновании своего ответа при определении времени года, что соответствует среднему уровню. 20% - не ориентируются в данном вопросе, что соответствует низкому уровню сформированности представлений о времени.

Результаты проведенного исследования и наблюдения сурдопедагогов показывают, что дети с нарушением слуха с трудом усваивают такие понятия, как времена года, месяцы, дни недели, ошибаются в определении частей суток. Как правило, слабослышащие и глухие дети забывают признаки времени года и стараются запомнить сведения, которые, с точки зрения педагогов и родителей, являются важными. Формирование временных представлений играет огромную роль как при обучении в школе, так и при формировании грамотной речи.

Опыт реализации проекта показал, что чем чаще и точнее воспитатель фиксирует внимание детей на времени и временных отношениях, тем осознаннее и прочнее усваиваются детьми эти знания и формируются навыки. Поэтому, чтобы сформировать наиболее точные представления детей, в процессе различных упражнений и игр, использовалась наглядность. Может быть, время и не имеет наглядных форм, тем не менее, чтобы сформировать представление о нем младших школьников с нарушениями слуха необходимо опираться на наглядность.

Выводы. Исследование показало, что уровень знаний младших школьников с нарушениями слуха в области временных представлений не соответствует норме. Для решения этой проблемы воспитателям и родителям необходимо уделять больше внимания формированию у детей временных представлений. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному эмоционально окрашена, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни.

Литература:

1. Выготский Л.С. . Мышление и речь// Собр.соч.:В 6 т.-М.,1982. – Т.2.-С.19

2. Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников. Представление о времени в опыте дошкольников /С.Д. Луцковская// Вопросы психологии. – 2000. - № 4. – С. 19-28

3. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста, М., 1982.

4. Тайм-драйв : Как успевать жить и работать / Глеб Архангельский. —. 8-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2008. — 256 с

Просмотров работы: 1475