Для педагогики, ориентированной на развитие ребенка в процессе обучения в воспитания, центральным понятием, определяющим и содержание и форм) педагогической работы, является понятие «задачи развития» - это то, что имеет отношение к самому ребенку, процессам его становления и формирования на определенном возрастном этапе. Задачи развития, а затем и саморазвития связаны с самой логикой движения ребенка от одной социокультурной ситуации к другой, от одного физиологического возраста к другому, с ведущей деятельностью и системой отношений с другими людьми, а с определенного момента собственными ценностями и смыслами, а также что предлагается взрослыми (в нашем случае педагогами) для усвоения, переработки и превращения в то самое внутреннее содержание.
Не менее важной является реализация принципа активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции. Главное - что эта активность управляет ребенком. изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели, ставя перед собой и самостоятельно решая задачи собственного развития.
Активность может возникать за счет разных источников:
интерес к информации (познавательная потребность);
интерес к способу действия;
интерес к людям, организующим или участвующим в процессе;
потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;
потребность в самопознании и (или) самовоспитании;
актуализация творческой позиции;
осознание значимости происходящего для себя и других (в настоящем и будущем);
потребность в социальном признании;
получение материальных выгод и преимуществ.
Обеспечение целостности существования ребенка в детском саду и поддержка активности - это задачи, требующие специальной - целенаправленной и продуманной - деятельности педагогического коллектива. Его работа с детьми должна происходить в определенных условиях и насыщаться возможностями для развития различных сторон человеческого «Я». Результатом такой деятельности станет развитие тех или иных качеств и способностей ребенка. Например, создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как «Я и мой внутренний мир», способствует формированию навыков самопознания, понимания себя, рефлексии, навыков целеполагания на основе самоанализа, готовности к совершению выбора, внутренней свободы, личной автономности, навыков саморегуляции поведения и др. Поэтому используя здоровьесберегающие технологии в ДОУ мы говорим напрямую не только о развитии ребенка, но и о учреждении, повышении квалификации педагогов, улучшения методик и современных технологий, воспитании родителей и проявлении своего «Я» в педагогическом процессе своего ребенка, привлечение специалистов и создание условий, отвечающих всем правилам для развития ребенка.