РАЗВИТИЕ "ЭЛЕКТРОННОЙ ЦЕРКВИ" В США - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ "ЭЛЕКТРОННОЙ ЦЕРКВИ" В США

Тесленко В.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Существует два подхода к пониманию «электронной церкви». Первый подразумевает храмы, оснащенные электронной аудиовизуальной и иной техникой, предназначенной для усиления эмоционально-психологического воздействия богослужения и проповеди на прихожан и всех присутствующих. Согласно второму – «электронной церковью» называют религиозные радио- и телепрограммы, официальные сайты церквей и блоги служителей церкви.

Целью статьи является характеристика развития формы «электронной церкви» в США.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время современные технологии занимают огромное место в жизнях людей. Век технологий является веком процветания «электронной церкви». Во-первых, триллионы людей во всем мире пользуются Интернетом каждый день, большинство из которых не представляют жизни без этого. Во-вторых, около 90 % населения планеты являются последователями какой-либо религии. В-третьих, многим людям легче узнать о религии по Интернету или посмотрев религиозную телепередачу. К тому же проповедование религии через интернет или телевидение является самым продуктивным способом привлечения последователей.

Рассмотрим первую форму «электронной церкви». Как уже было сказано выше, первый подход к пониманию данного термина подразумевает храмы, оснащенные электронной аудиовизуальной и иной техникой. Обычно это протестантские храмы, редко это допускается и в православных церквях. Католическая и Англиканская Церкви часто ограничивают, либо вовсе запрещают использование в храме каких-либо электронных средств. Например, электричество в церквях появилось в начале ХХ века, но до этого существовала должность «кадиловозжигатель» – группа людей, которые ходили по храму, когда нужно спускали паникадила, зажигали свечи, либо в определенные моменты тушили их. Другими словами это была целая церковная профессия. Сейчас обычно алтарник просто подходит к выключателю и зажигает свет одним нажатием1.

Электричество в основном применятся там, куда тяжело добраться, например огромные люстры-паникадила под потолком. Также благодаря электричеству существуют разные озвучки храмов: трансляция церковной музыки, когда в храме нет богослужения; трансляция богослужения во время праздников, когда очень много людей или территория, которую надо озвучить, слишком большая. Это помогает людям услышать то, что происходит в церкви. Или, например, в церковном хоре мало людей, а надо озвучить большое пространство, и тогда тоже электричество приходит на помощь, но это не заменяет хор. Электричество в храмах - это не замена, а помощь служению людей.

Вследствие отсутствия в церквях звонарей колокольную музыку создает электронный звонарь. Электронный звонарь - это самодельное, не заводское устройство, электроприводы которого подводятся к компьютеру. Включая определенную последовательность сигналов, устройство приводит в действие специальные языки или молоточки в колоколах, создавая звон. Соответственно, электронный звонарь заменяет собой обычного звонаря2.

Причина появления электричества и электронных устройств в церквях связана не только с более удобным богослужением, но и с отсутствием служителей, которые могли бы выполнять обязанности звонарей, кадиловозжигателей и т.д. Например, электронные звонари более распространены в маленьких церквях вдали от густонаселенных городов, т.к. в маленьких деревнях сложно найти человека, которого можно обучить подобному искусству.

Теперь рассмотрим вторую форму электронных церквей – радио- и телевангелизм.

Свою историю телевангелизм начинает в США. В 1949 г телеканал АВС транслировал первую религиозную программу. Она показывала выдающихся богословов, которые обсуждали актуальность каждодневной религиозной жизни. Глобализация позволила телевангелистам существенно расширить свою аудиторию за счёт международного вещания, и образовать специализированные телеканалы, такие, как Trinity Broadcasting Network и GOD TV. Телевангелизм также присутствовал и в некоторых других странах, в частности, в Бразилии. Некоторые телевангелисты являются пасторами, читающими проповеди и в более традиционных богослужебных учреждениях, однако большинство их последователей слушают их проповеди по радио и телевидению.

В 1950-х годах наблюдалось увеличение числа религиозных программ. В большей степени транслировались программы связанные с протестантской религией. Самыми популярными на то время были такие телевангелисты, как Рекс Хамбард, Орал Робертс, Кэтрин Кульман, Билли Грэм. В это же время Рекс Хамбард построил свою церковь специально для высокотехнологичного телевидения. В 60-е- 70-е годы ХХ в. несмотря на рост расходов на телепередачи религиозные программы, транслирующие евангелистов, пятидесятников существенно росли. Билли Грэм начал вести регулярные проповеди используя телевидение. Этот баптистский проповедник получил большую популярность не только в США, но в странах Европы и СНГ. 3

Далее телевангелизм обрел формат ток-шоу. Где прославились такие имена, как Пэт Робертсон, Джим Баккер и Пол Крауч. Эти ток-шоу проходили в рамках простонародного разнообразия. Популярно было ток-шоу Робертсона «Клуб 700», которое началось в 1963 году с нуля. Для того, чтобы финансировать свою программу, он попросил у семи ста человек в залог по $ 10 в месяц. Так и появилось название – «Клуб 700». Телевизионные религиозные проповеди стали также популярны среди стран Латинской Америки, где транслируются североамериканские программы протестантов и пятидесятников.

Что касается радио, некоторые проповедники предпочитали радио. Например, Билли Грэм, который кроме телепроповедования вел свою еженедельную радиопрограмму «Час решений», где он призывал людей идти за Иисуом. 4

Несмотря на высокий скачок популярности телевангелизма в начале его зарождения, в конце ХХ века телевангелизм приобрел негативную репутацию. Скандалы 1987 года серьезно подпортил имидж телеевангелистов. Они стали предметом насмешек и сенсационных новостей. Многих проповедников обвиняли в мошенничестве. Например, махинации телевангелиста германского происхождения Питера Попоффа были разоблачены в 1986-1987 годах. Было доказано, что проповедник при сеансах «исцеления» использовал скрытый наушник и радиосвязь.

Также в скандалах 1987 г были замешаны Джим Баккер, Марвин Горман. Джима Баккера обвиняли в финансовых махинациях и существовании внебрачного романа. А Горман был замечен и заснят выходящим из мотеля с девушкой легкого поведения.

Финансовые скандалы были самыми сенсационными, поэтому для борьбы с финансовой проблемой, ассоциация Национальных Религиозных Радиовещаний (НРБ) разработала новые этические принципы для «электронной церкви». Тем не менее, их соблюдение являлось добровольным, и поэтому эти принципы не помогли избежать финансовых нарушений.

Но не все телевангелисты были замешаны в финансовых проблемах. В 2004 году, христианство отметило щедрый образ жизни телепроповедника Джойс Майер, президента Trinity Broadcasting Network – Пола Крауча, и Хэнка Ханграафф- основателя радиопрограммы «Bible Answer Man». 5

В настоящее время электронные церкви также существуют в виде церквей, которые ведут богослужения с помощью телевещаний, радиовещаний, а также церквей, которые используют интернет для увеличения числа последователей. Например, создание сайтов, на которых служители этой церкви рассказывают о жизни верующих, о миссиях, которые они выполняют, и о новостях связанные с религией, либо ведение блогов, где верующие могут узнать о вере больше и задать вопросы служителям церкви, а служители могут рассказать свое мнение и истории.

В США существует большое количество электронных церквей, исходя из обоих толкований термина. Например, Presbyterian Church USA – это официальный канал пресвитерианской церкви в Youtube (рис.1, 2), где находятся видео-отчеты об их миссиях в Африке, работе и программах помощи голодающим.

Рисунок 1. – Канал Пресвитерианской церкви на Youtube.6

Рисунок 2. – Канал Пресвитерианской церкви в Youtube (миссии).7

Также у этой церкви есть страница в социальной сети Facebook (рис.3), где рассказывается о жизни людей данной веры, как она повлияла на них, а также рассказывается о результатах развития церкви.

Рисунок 3. – Страница Пресвитерианской церкви в Facebook.8

Другая «электронная церковь» имеет свой официальный сайт Evangelical Lutheran Church in America. 9 На этом сайте вы можете узнать об истории церкви, ее служителях, миссиях и т.д. Также здесь вы можете найти статьи о лютеранской вере, новости о происходящих событиях в лютеранской церкви, как на территории США, так и по всему миру.

Рисунок 4. – Официальный сайт Лютеранской церкви. 10

Официальный сайт есть и у протестантской церкви – Protestant Reformed Churches in America. На сайте есть разделы об истории, расположении церквей, отчеты о миссиях, также имеют различные публикации, новости и семинары.

Рисунок 5. – Официальный сайт Протестантской реформатской церкви в Америке.11

«Электронная церковь» становится очень популярной среди верующих в Америке и других странах. Сайты и страницы церквей посещают тысячи людей, чтобы узнать новости. За записями пасторов в блогах следят тысячи верующих, а религиозные теле- и радиопередачи, которые можно смотреть в США круглосуточно, смотрят большинство протестантов.

Интернет-церкви продолжают процветать, христиане, используют веб-сайты, блоги, сайты социальных сетей, медиа-услуги, чаты, доски обсуждений и другие электронные средства, для того чтобы получать дополнительные сведения о религии и для обогащения их веры.

Не смотря на большую популярность «электронной церкви», существует также немало критики в адрес подобных новшеств. Например, некоторые служители и последователи церкви считают, что в храмах не должно быть электричества и колокольный звон должен создаваться с помощью человека, а не бездушного устройства, т.к. это считается либо голосом души человека, который благодарит Бога, либо голосом самого Бога.

Что касается телевангелизма, в наше время по-прежнему существует та же критика, что и в прошедшем веке, обвинения в финансовых махинациях и мошенничестве.

С каждым годом количество и популярность электронных церквей растет. Технически оборудованные церкви появляются вследствие отсутствия служителей, а телевангелизм и интернет-церкви вследствие уже существующей популярности и доступности.

1 Ответы на вопросы телезрителей, Иерей Павел Радин, клирик храма Рождества св. Иоанна Предтечи в деревне Юкки, руководитель Епархиальной школы звонарей. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 21 августа 2014. Телеканал «Союз». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : // http://tv-soyuz.ru/peredachi/otvety-na-voprosy2108141. – 20.12.2015.

2 Там же.

3 Kyle Richard G. The Electronic Church: An Echo of American Culture. [Электронный ресурс] / Richard G.Kyle. – Режим доступа : // http://www.directionjournal.org/39/2/electronic-church-echo-of-american.html. – 20.12.2015.

4 Там же.

5 Там же.

6 Канал Пресвитерианской церкви на Youtube [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.youtube.com/user/PresbyterianChurch. – 20.12.2015.

7 Там же.

8 Страница Пресвитерианской церкви в Facebook [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.facebook.com/pcusa/. – 0.12.2015.

9 Официальный сайт Лютеранской церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elca.org/. – 20.12.2015.

10 Там же.

11 Официальный. сайт Протестантской реформатской церкви в Америке [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.prca.org/. – 20.12.2015.

8

Просмотров работы: 919