Цель статьи – проанализировать позиции политических партий на федеральных выборах в Канаде по вопросам развития аборигенного населения.
Данную проблему мы рассмотрим на примере 42-х федеральных выборах в Канаде, которые состоялись 19 октября 2015 года. В выборах участвовали 12 партий и несколько независимых кандидатов, но т.к. в парламент прошли лишь 5 партий, а именно Консервативная партия, Новая демократическая партия, Либеральная партия, «Квебекский блок», Зелёная партия, то наибольший интерес для нас будет представлять именно их программы. Даже не смотря на то, что в последнее время наблюдаются значительные улучшения в экономической жизни индейцев (уровень занятости среди индейцев, а также уровень их доходов возрастает), коренное население в большей степени, чем остальное население Канады, страдает от безработицы и более низких доходов. Например, по сравнению с остальным населением Канады, индейцы живут в 2-3 раза беднее. Высокий уровень безработицы, а как следствие и бедности среди них обусловлен многими факторами, а именно: низким уровнем образования, недостаточностью рабочих мест в резервациях и вне их, недостаточным финансированием проектов индейцев федеральным и провинциальными властями, а также высоким уровнем заболеваемости, низкой продолжительностью жизни, алкоголизмом и наркоманией индейцев. Таким образом, мы видим, что незначительная вовлеченность индейцев в экономическую жизнь страны во многом обусловлена проблемами, с которыми индейцы сталкиваются в сфере социальных услуг.1
Именно поэтому существуют серьезные различия в качестве жизни коренных народов и остальных канадцев. Подтвердить это можно с помощью статистических данных, которые показывают, что половина детей первых наций живут в бедности, продолжительность жизни для граждан Первых Наций на 5-7 лет меньше, чем продолжительность жизни других канадцев, более 40000 детей-аборигенов находятся в приемных семьях, лишь 35 % студентов Первых Наций получают высшее образование, по сравнению с 85 %-ми для других канадцев. Известно более чем 1200 случаев исчезновения и убийств коренных женщин и девушек. Количество самоубийств среди аборигенов выше в 5-7 раз, чем средний национальный показатель. Индейцы составляют почти четверть всех заключенных в тюрьму в Канаде. Больше чем 4300 граждан Первых наций перемещены из своих домов из-за наводнения 2011 г и т.п.
В своем докладе Ассамблея Первых Наций также утверждает, что в Канаде на сегодняшний день существует огромная разница в качестве жизни людей Первых Наций и некоренных канадцев. Этот разрыв представляет собой фундаментальную проблему прав человека, включая коллективные права первых наций на землю и самоопределение. По их мнению, разрыв не должен существуют в такой богатой стране, как Канада. Именно он сдерживает формирование здоровых и процветающих первых наций Канады. Этот разрыв четко отражен, т.к. в последние годы, по Индексу человеческого развития Канада занимают позицию между 6-м и 8-м местом, в то время как Первые Наций находятся лишь между 63-м и 78-м местами. И эта ситуация не изменялась с 1981 года.2
Исходя из этого, Ассамблея первых наций (АПН) представляет приоритеты первых наций на Федеральных выборах 2015 года. Работая с новым федеральным правительством, можно сократить разрыв благодаря стратегическим инвестициям и конкретным действиям в следующих приоритетах:
1. Укрепление первых наций, семей и общин. Речь идет о создании среды, которая бы укрепляла семьи и общины первых наций и гарантировала их развитие.
2. Справедливое финансирование. В данном случае речь идет о проблеме постоянного недофинансирования основных нужд Первых Наций и о способах ее решения.
3. Защита прав. Ассамблея призывает к большему уважению Первых Наций и к соблюдению их прав.
4. Уважение окружающей среды. Первые Нации имеют тесную связь с окружающей природной среды, которая в последнее время находится под угрозой. И они считают, что принятие мер по защите окружающей среды является обязательным условием для благополучия детей и будущих поколений.3
5. Истина и примирение.
Правительство Канады, в сотрудничестве с церквями, основало учреждения с целью изолировать детей от влияния их домов, семей, традиций и культур, и ассимилировать их в доминирующую культуру. Приблизительно 150,000 студентов Первых Наций, метисов и инуитов учились в школах, управляемых Индийской системой школ интернатов, наносящих им постоянный физический и психологический вред. В данном аспекте Ассамблея первых наций призывает политические партии к помощи реализации принципов примирения, разработанных Комиссией истины и примирения Канады. Эта комиссия является компонентом мирового соглашения индейских школ. Она стремится направлять и вдохновлять аборигенов и канадцев в процессе примирения и обновления отношений, основанных на взаимном понимании и уважении.
6. Восстановление коренных языков.
В Канаде существует более 58 языков Первых Наций, на которых больше в мире нигде не говорят. Именно поэтому они считаются уникальными и очень ценятся. И по мнению Ассамблеи Первых Наций, политические партии должны производить эффективные действий и внедрять больше инвестиций для сохранения и восстановления коренных языков.
В соответствии с каждым приоритетом, представители Ассамблеи Первых Наций составили список конкретных действий, которые будет выполнять новоизбранное федеральное правительство в течение первых 100 дней, а затем в течение первых 2 лет.
У каждой партии запросили официальный ответ на приоритеты. Ответ был получен от Партии зеленых, Либеральной партии и Новой демократической партии.
Предоставленные платформы были оценены Ассамблеей первых наций. И выставляла три вида оценок за каждый аспект:
1. Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций.
2. Частичный или неполный ответ на приоритеты Первых Наций.
3. Неполноценный ответ или приоритеты первых наций не упоминаются.
Согласно выводам Ассамблеи Первых Наций, платформа Новой Демократической партии дает «комплексный ответ» во всех шести областях. В отличие от этого, платформа Консервативной партии обеспечивает «частичный» или «неполный» ответ во всех этих шести приоритетах. Платформа Либеральной партии получает высшие оценки в пяти из этих шести категорий, получая «неполную» оценку в виду предложения недостаточных мер для поддержки местных языков. Платформа партии «Зеленых» предоставляет «комплексный» ответ в четырех из этих шести приоритетов, но считается также «неполной» оценкой аспект финансирования и поддержки местных языков.4
Таблица 1.
партия аспект |
Консервативная партия |
Либеральная партия |
Зеленая партия |
Новая демократическая партия |
Укрепление первых наций, семей и общин |
Неполноценный ответ |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Справедливое финансирование |
Неполноценный ответ |
Частичный или неполный |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Защита прав |
Нет обязательств |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Уважение окружающей среды |
Нет обязательств |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Истина и примирение |
Частичный или неполный |
Частичный или неполный |
Частичный или неполный ответ |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Восстановление коренных языков |
Частичный или неполный |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Комплексный ответ на приоритеты Первых Наций |
Т. о., неполный ответ по первому аспекту дала только Консервативная партия, т.к. в своей программе она сделала упор только на преобразование системы здравоохранения и образования первых наций, при этом, не уделяя внимания других сферам общественной жизни. По второму аспекты также Консервативная партия дала неудовлетворительный ответ, т.к. в своей платформе они указали лишь об обеспечении нового финансирования программ для развития у аборигенного населения навыков для партнерства в бизнесе. В то время как остальные партии обещали увеличить процентную ставку финансирования первых наций. По аспекту защита прав первых наций Консервативная партия не предоставила никаких обязательств. Либеральная партия пообещала, что изменение политики, законов и оперативных действий будет производить только в тесном партнерстве и сотрудничестве с первыми нациями. Более того Либеральная партия пообещала отменить закон о честных выборах, принятый Стивеном Харпером, который усложнил процесс голосования для коренного населения. По следующему аспекту, НДП пообещали выделить 10 млн. дол на развитие экологически чистой энергетики в отдаленных общинах, отменить некоторые законопроекты, принятые консервативной партией, которые наносят ущерб окружающей среде. Либеральная партия также пообещала удовлетворить все требования, представленные Ассамблеей, Консервативная партия снова не предоставила никаких обязательств. По вопросам сохранения и восстановления коренных языков, все партии пообещали увеличить финансирование для решения этой проблемы. 5
Консервативная партия уделяла недостаточное количество внимания проблемам первых наций. Также во время правления Консервативной партии во главе со Стивеном Харпером многие проблемы канадских индейцев оставались нерешенными. Например игнорирование жилищных проблем,отказ от расследования исчезновений и убийств женщин коренных народов и др. Кроме того в течении прошлого десятилетия Харпер не консультировался с индейцами Канады относительно извлечения ресурсов, что является не только незаконным и неконституционным, но и порождало самое большое общественное движение, которое когда-либо видела Канада. Т. о. оскорбительная политика Харпера в отношении первых наций получила известность даже на международном уровне.
Результатом 42-х федеральных выборов стала безоговорочная победа Либеральной партии. Она получила наибольшее число голосов избирателей (39,5 %) и абсолютное большинство мест в парламенте (184 из 338). Что касается Ассамблеи первых наций, то для них историческим моментом стало избрание 10 депутатов первых Наций, а также рекордные 54 кандидатов аборигенов, которые проходили через выборы. 6 Это дает основание аборигенным организациям рассчитывать на активизацию диалога с новым правительством по решению интересующих их вопросов.
1 Labor Force Activity [Электронный ресурс] // Statistics Canada : офиц. сайт. – 2004. – Режим доступа: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2006/dp-pd/tbt/Rp-eng.cfm?LANG=E&APATH=3&DETAIL=0&DIM=0&FL=A&FREE=0&GC=0&GID=0&GK=0&GRP=1&PID=92106&PRID=0&PTYPE=88971,97154&S=0&SHOWALL=0&SUB=0&Temporal=2006&THEME=74&VID=0&VNAMEE=&VNAMEF= - 29.01.2016.
2 Summary of 2015 election commitments for first nations [Электронный ресурс] // Assembly of First Nations: офиц. сайт. – 2005. – Режим доступа: http://www.afn.ca/uploads/files/summary_of_2015_election_commitments_for_first_nations_fe2.pdf. - 30.01.2016.
3 Там же.
4 2015 Federal Election Priorities for First Nations and Canada nations: a closer look truth and reconciliation nations [Электронный ресурс] // Assembly of First Nations: офиц. сайт. – 2005. – Режим доступа: http://www.afn.ca/uploads/files/ctg/15-09-30_a_closer_look_-_truth_and_reconciliation.pdf. -30.01.2016.
5 2015 Federal Election Priorities for First Nations and Canada nations [Электронный ресурс] // Assembly of First Nations: офиц. сайт. – 2005. – Режим доступа: http://www.afn.ca/uploads/files/closing-the-gap.pdf. – 29.01.2016.
6 October 19, 2015 Election Results [Электронный ресурс] // Election Canada: офиц. сайт. – 2016. – Режим доступа: http://enr.elections.ca/National.aspx?lang=e. – 28.01.2016.
6