ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Швец Е.П. 1, Микерова Г.Ж. 1
1КубГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает особую ответственность не только на школу, но и на членов семьи, и в первую очередь на родителей.

Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания, а также применение здоровьесбереающих технологий в семье. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает школа, которая может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семейной жизни, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и учителей может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия ученика и педагога, ребенка и его родителей, ребенка и медицинского работника школы. Цели и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий – разностороннее и гармоничное развитие и воспитание учащихся; обеспечение их полноценного здоровья; формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни; развитие разнообразных двигательных и физических качеств; укрепление здоровья детей.

Сохранению и стимулированию здоровья учащихся в семье способствуют виды деятельности и технологии, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Виды деятельности и технологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся в семье

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Физкультурная

минутка

Динамическая пауза для профилактики

переутомления во время выполнения домашнего задания

В зависимости от вида деятельности может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время выполнения домашнего по мере утомляемости. Продолжительность – 2-3 мин.

Упражнение для глаз

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2.15 колебательных движений глазами по вертикали – вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4.То же самое, но справа-налево.

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений; Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

В семье могут использоваться такие элементы спортивных игр: игра с мячом, прыжки на скакалке и т.д.

Пальчиковая

гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук

Проводится в любое удобное время. Рекомендуется проводить во время выполнения домашнего задания, особенно при выполнении письма.

Разминка для пальцев

1) Вращение кистей.

2) Сжимание, разжимание пальцев в кулак.

3) Погладим котенка (поглаживающие движения рук).

4) Кольцо (соединить большой и указательный пальцы).

5) Ладонь – ребро – кулак.

6) Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).

Пальчиковая гимнастика «Дом»

а) Ладони соединить «крышей», большие пальцы прижать друг к другу и загнуть под «крышу»:

Этот домик – просто сарай.

Кто живет там, угадай!

б) Руки «крышей» над головой:

Этот дом большой – домище!

Там жильцов не сразу сыщешь!

Артикуляцион-ная

гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти

Рекомендуется проводить при выполнении уроков чтения, а также при разучивании стихов, басен и т.д.

«Разминка»

вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Ветряная мельница»

Бодрящая

гимнастика

Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений

Формы проведения: на кровати при пробуждении, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из комнаты в ванную комнату и в другие жилые помещениях. Длительность – 5-10 мин.

Упражнение «Доброе утро»

1. Доброе утро! Улыбнись скорей! (Разводим руки в стороны).

И сегодня весь день (легкие приседания с поворотом в стороны – «пружинка»)

Будет веселее. (Поднимаем руки вверх.)

2. Мы погладим лобик, носик и щечки! (Движения по тексту)

Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу.)

Как в саду цветочки!

3. Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (Движения по тексту)

А теперь похлопаем смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будем все здоровы! (Разводят руки в стороны)

Релаксация

Эмоциональное благополучие ребенка

Рекомендуется проводить для снятия эмоционального напряжения, для создания гармонично-психологической атмосферы.

Релаксационные упражнения для мимики лица

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Постараться сохранить лоб аб солютно гладким хотя бы в течение одной минуты.

2. Нахмуриться (сердитесь) –расслабить брови.

3. Расширить глаза (страх, ужас) –расслабить веки (лень, хочется подремать).

4. Расширить ноздри (вдыхаем – запах; выдыхаем) — расслабление.

5. Зажмуриться (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).

Технология эстетической направленности

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия

Рекомендуется проводить в качестве профилактики болезней опорного свода стопы, плоскостопием. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2.Ходьба обычная, следя за осанкой.

3.Ходьба на носках, руки за головой.

4.Ходьба на пятках, руки на поясе.

5.Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формирует у обучающихся привычку к здоровому образу жизни.

список использованных источников

1 Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования. // Валеология. 2004. №1. С. 21 – 26.

2 Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения – методические рекомендации / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.: «Триада-фарм», 2004,–117 с.

3 Изуткин А.М., Царегородцев Г.Ц. Образ жизни. М., 1994. 167 с.

4 Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. М, 2005. 111 с.

5 Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.

6 Лисицын Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность. / Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно. – М.: Мысль, 2007. – 265 с.

7 Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. М, 2006. 156 с.

8 Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю.В. Науменко. М, 2005. 234 с.

9 Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб., 1997. 254 с.

10 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

11 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002. 156 с.

12 Степанова А.Д. Философия здоровья. М, 1998. 134 с.

13 Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. 205 с.

14 Юрьев В.К. Здоровье населения и методы его изучения / В.К. Юрьев. – СПб.: Мысль, 2005. – 144 с.

Просмотров работы: 718