СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТАНАМИ АСЕАН В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В 21 ВЕКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТАНАМИ АСЕАН В КОСМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В 21 ВЕКЕ

Николаева А.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Амурский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Азиатско-Тихоокеанский регион – одно из приоритетных направлений внешней политики России. Здесь расположена успешная по степени эффективности своей деятельности международная группировка – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Уже почти двадцать лет продолжается полномасштабное партнёрство по диалогу России и АСЕАН. По степени важности сотрудничество в космической сфере занимает высокие позиции в приоритетах обеих сторон. АСЕАН (в особенности Вьетнам, Малайзия, Таиланд и Индонезия) выделены Министерством экономического развития РФ как перспективные рынки для российской авиакосмической отрасли. Одни из возможных сфер для совместной деятельности – это коммерческое освоение космоса и разведка и добыча полезных ископаемых с использованием космической техники. Всё это делает изучение заявленной темы актуальной в современном мире.

Цель статьи – охарактеризовать фактические направления сотрудничества России со странами АСЕАН и выделить потенциальные сферы взаимодействия.

Проблему сотрудничества России со странами АСЕАН изучали: С. Ключанская1, исследовавшая взаимодействие со странами ЮВА по ключевым сферам, включая космическую; В. Урляпов2, занимавшийся изучением проектов обеих сторон в аэрокосмической сфере; Л.В. Шкваря3, писавшая в своей статье о космическом потенциале Индонезии и перспективных направлениях сотрудничества с Россией; Л.М. Ефимова4, изучавшая проблемы российско-индонезийского сотрудничества в 21в. В основе статьи лежат различные источники: многостороннее соглашение России и стран АСЕАН5; совместное заявление по итогам саммита РФ – АСЕАН6; выступление президента Д.А. Медведева на втором саммите РФ – АСЕАН7; правительственное соглашение с Индонезией об исследовании и использовании космического пространства в мирных целях8; данные о хронике двусторонних контактов России и Малайзии, представленные посольством РФ в Малайзии9; задачи проекта Воздушный старт10; правила ведения бизнеса от Совета по экономическому развитию Сингапура11.

Основы международного космического сотрудничества были заложены ещё с 1960-х гг. с подписания многосторонних договоров по космосу. Существует пять ключевых соглашений по сотрудничеству, регламентирующих принципы совместного освоения космоса: Договор по космосу 1967 г., Соглашение о спасании 1968 г., Конвенция об ответственности 1972 г., Конвенция о регистрации 1975 г., Соглашение о Луне 1979 г. Не все страны АСЕАН присоединились к указанным договорам. Так, например Малайзия подписала, но не ратифицировала первые два договора и не подписала остальные три. Более подробно статус ратификации договоров рассмотрен в статье «Общая оценка развития взаимодействия в космической сфере в АТР»12. Таким образом, партнёрские отношения в космической сфере со странами АСЕАН начались ещё в период существования СССР. Примером может служить запуск в 1980 г. с космодрома Байконур космического корабля «Союз-37» в составе российского космонавта В.В. Горбатко и вьетнамского космонавта Фам Туана, предварительно прошедшего обучение и подготовку в России13.

В 21 веке сотрудничество продолжается по различным аспектам выгодным обеим сторонам. С 2005 г. на регулярной основе проводятся саммиты Россия – АСЕАН, направленные на укрепление сотрудничества двух сторон и определение ключевых сфер потенциального взаимодействия. Уже в соглашении, подписанном в рамках первого саммита, прошедшего в Куала-Лумпуре, упомянуто укрепление партнёрства в области космической техники14. По итогам второго саммита, прошедшего в 2010 г. в Ханое, было принято совместное заявление, в котором обозначились направления всеобъемлющего партнёрства с целью выведения отношений на более высокий уровень на 2010-2015 гг.. Среди таких направлений – изучение и использование космического пространства в мирных целях15. Кроме того, бывший президент России Д.А. Медведев в своём выступлении на саммите отметил перспективность взаимодействия в области дистанционного зондирования Земли, спутниковой навигации (которые можно использовать для предотвращения стихийных бедствий) и создания космических аппаратов16. На очередном саммите, запланированном на май 2016 г. в Сочи, возможно рассмотрение новых перспективных направлений сотрудничества. Следует отметить, что не все участники группировки имеют космические программы. Бруней, Лаос, Камбоджа и Мьянма не входят в круг государств, обладающих потенциалом в космической сфере.

Дополнительными площадками для сотрудничества служат встречи в рамках Азиатско-Тихоокеанского форума космических агентств (APRSAF), и Азиатско-Тихоокеанской организации по космическому сотрудничеству (APSCO).

Основная линия сотрудничества России со странами АСЕАН – запуск космических аппаратов российскими ракетами-носителями. Первым на орбиту был выведен малазийский микро спутник дистанционного зондирования Земли в сентябре 2000 г. с космодрома Байконур. Он позволил облегчить поиск путей для решения экологических проблем, созданных пожарами в джунглях Суматры и Калимантана, передавая данные о масштабах бедствия17. В 2006 и 2009 гг. были запущены малазийские телекоммуникационные спутники «MEASAT»18. В 2000 г. российская ракета-носитель доставила на орбиту индонезийский спутник связи «Гаруда-1»19. Осенью 2008 г. российской ракетой-носителем «Днепр» был выведен на орбиту спутник Таиланда «ТЕОС», предназначенный для дистанционного зондирования Земли20.

Другое направление взаимодействия – участие в проекте Воздушный старт, который реализуется с 2008 г. российской компанией ЗАО Аэрокосмическая корпорация (АКК) Воздушный старт. Проект предполагает создание системы выведения космических аппаратов на низкие орбиты с использованием самолёта-носителя21. Задачи проекта состоят в:

1) выведении, развертывании и восполнении группировок низкоорбитальных легких спутников различных систем связи, мониторинга Земли;

2) выведении на орбиты лёгких телекоммуникационных спутников, спутников наблюдения и навигации;

3) выведении на околоземные орбиты лёгких научных спутников для исследования Земли, околоземного и околосолнечного пространства и астрофизических исследований;

4) выведении лёгких научных спутников к Луне и на отлётные траектории к планетам Солнечной системы22.

Запуски в рамках проекта предполагается осуществлять с космодрома на индонезийском острове Биак и вьетнамского аэропорта «Камрань» (г. Тханьхоа). Указанные локации выбраны ввиду их близкого расположения к экватору, что облегчит вывод спутников на геостационарную орбиту. Первые запуски планировалось провести в 2011 г.23. Тем не менее, поставленные задачи не были выполнены, реализация проекта замедлилась, но продолжается научно-исследовательская работа в рамках проекта. В октябре 2014 г. ОАО «ГРЦ Макеева» (головной разработчик авиационного ракетного комплекса космического назначения «Воздушный старт») посетила научная делегация Вьетнама. Российская компания представила план по созданию Центра интеграции полезной нагрузки в аэропорту «Камрань», а также созданию наземной инфраструктуры для обслуживания и заправки ракеты-носителя, для технического обслуживания и испытания полезной нагрузки (спутниковый интеграционный центр). По результатам встречи вьетнамская сторона выразила заинтересованность в проекте «Воздушный старт», а также готовность софинансировать проект. Кроме того, были отмечены другие сферы космических разработок24.

С отдельными странами реализуются специфические проекты. Особенно можно выделить российско-индонезийское космическое сотрудничество. Индонезия – единственная из стран АСЕАН, с которой Россия заключила полномерное «Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях». Оно предполагает сотрудничество посредством:

1) совместных исследований, проектирования, разработки и испытания космической техники;

2) обмена технологиями, опытом и материальными ресурсами;

3) деятельности, связанной с запусками космических аппаратов;

4) последующих соглашений.

Формы осуществления сотрудничества включают:

1) планирование и реализацию совместных проектов с использованием научного, экспериментального и промышленного потенциалов;

2) взаимное предоставление научной и технической информации, экспериментальных данных, результатов опытно-конструкторских работ, материалов и оборудования в различных областях космической науки и технологий;

3) разработку, производство и поставка различных компонентов для спутников и соответствующих наземных средств;

4) использование наземных объектов и систем для запусков и управления космическими аппаратами, включая сбор телеметрической информации и обмен ею;

5) организацию программ обучения и подготовки кадров, обмена учеными, техническими и иными специалистами;

6) проведение симпозиумов, конференций и конгрессов;

7) участие в специализированных выставках, ярмарках и других подобных мероприятиях; и др.25

Таким образом, можно отметить, что Индонезия представляет наибольший интерес для России в качестве партнёра по освоению космоса. Помимо указанных направлений сотрудничества существуют и другие не менее перспективные. Так, например, в марте 2009 г. подписан контракт между индонезийской «Телком» и российской компанией ОАО «Информационные спутниковые системы» на поставку телекоммуникационной спутниковой системы Телком-3. Помимо этого взаимодействие осуществляется в области установки системы ГЛОНАСС и лазерной оптики, а также в сфере использования спутникового дистанционного зондирования Земли26.

Специфическим направлением сотрудничества с Малайзией является полёт на российском космическом корабле первого космонавта Шейха Музафара Шукора на Международную космическую станцию 10 октября 2007 г.27 Следует отметить, что потенциал сотрудничества двух стран в космической сфере раскрыт не полностью. Деловым советом по сотрудничеству с Малайзией, созданном под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ, отмечаются ключевые направления, востребованные в Малайзии, среди которых: авиационные и космические технологии, дистанционное зондирование Земли, космический мониторинг природных и техногенных катастроф, телекоммуникации28. Востребованность этих направлений можно объяснить планами Правительства Малайзии попасть в клуб космических держав к 2020 г.29. Россия в данной ситуации может предложить широкий спектр услуг для оказания содействия в осуществлении поставленных Малайзией задач.

В 21 в. не отличается высокой активностью, сотрудничество в космической сфере с Вьетнамом. Это может быть связано отставанием экономического развития страны, а, следовательно, и её ракетно-космической программы. Ещё одна причина малоинтенсивного взаимодействия – ориентация Вьетнама преимущественно на сотрудничество с США, Японией, Китаем и ЕС30. Однако, указанные факторы не исключают перспективных возможностей взаимодействия с Россией. Например, возможно возобновить сотрудничество по линии подготовки вьетнамских специалистов-космонавтов. Некоторое оживление отношений наметилось после визита в 2010 г. президента Д.А. Медведева в Ханой. 7 июля 2012 г. подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях». В июле 2014 г. оно было ратифицировано Президентом РФ В.В. Путиным. Соглашение создаёт организационно-правовую основу для взаимовыгодного сотрудничества двух стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях31.

Перспективным остаётся сотрудничество с Таиландом, который проявляет заинтересованность в развитии научно-технических отношений с Россией. Странами ведётся разработка документа взамен устаревшего меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере науки и технологий. Космические исследования входят в пять наиболее приоритетных областей возможного сотрудничества, выделенных Таиландом32. Более конкретно страна заинтересована в спутниковой навигации, метеорологии и дистанционном зондировании Земли. В будущем возможно наладить сотрудничество, при котором российская сторона будет не только доставлять космические аппараты Таиланда орбиту, на и выступать в качестве их производителя.

Нераскрыт потенциал сотрудничества с достигшим высокого научно-технического уровня Сингапуром. В феврале 2013 г. для развития космической промышленности в стране было создано Управление космическими технологиями и космической индустрии (Office for Space Technology and Industry). Космический потенциал Сингапура составляют: спутниковые технологии, включая первый в Южной Азии запуск спутника собственного производства в 2011 г.; устройства дистанционного зондирования Земли; услуги спутниковой связи; сотрудничество с космическими агентствами других стан в целях совершенствования собственной программы33. Сингапур предоставляет выгодные условия для ведения бизнеса зарубежным компаниям, а также возможности для работы зарубежным специалистам. Это создаёт возможности российским компаниям вести эффективное сотрудничество с Сингапуром. В июле 2015 г. состоялись первые официальные переговоры о потенциальном взаимодействии в области космоса, где стороны договорились перейти к обсуждению технических вопросов по ряду направлений34. Это является несомненным прогрессом в отношениях двух стран, и в ближайшем будущем можно наблюдать их кооперацию по космическим проектам.

В ближайшем будущем представляется возможным налаживания сотрудничества с Филиппинами. Страна ещё не имеет единого органа, ответственного за развитие космической отрасли. В настоящее время разработками в этой сфере занимаются Министерство науки и технологий Филиппин и Манильская обсерватория, которые выработали план по созданию в стране космического потенциала. Зарубежное сотрудничество для выполнения поставленной цели ведётся с Японией, где проходят обучение филиппинские специалисты35. В данной ситуации Россия могла бы предложить свои услуги по обмену технологиями, а также предоставлению программ для обучения филиппинских студентов.

Таким образом, можно отметить, что масштабы реального сотрудничества России со странами АСЕАН в космической сфере в настоящее время не очень велики, но, тем не менее, существует ряд перспективных линий взаимодействия, которые будут выгодны обеим сторонам. Основное направление партнёрства характерное для всех стран АСЕАН, имеющих космический потенциал, заключается в выводе спутников на орбиту российскими ракетами-носителями с российских и зарубежных космодромов. Отдельно с Индонезией и Вьетнамом разрабатывается проект Воздушный старт. Наиболее активное сотрудничество ведётся с Индонезией и Малайзией, а по мере наращивания другими странами своих космических потенциалов для России открываются новые возможности обмена технологиями и продвижения своих услуг в этой сфере. В будущем возможна интенсификация сотрудничества по ГЛОНАС (для автомобильной и морской навигации), укрепление связей в сфере дистанционного зондирования Земли и обмена технологиями, производства космических аппаратов на заказ. Кроме того, строительство космодрома Восточный в Амурской области позволит осуществлять запуски, в том числе и иностранных спутников, с территории России.

1 Ключанская С. Перспективы сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии в стратегических областях [Электронный ресурс] // ПИР-Центр. 2016. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.pircenter.org/media/content/files/0/13406399760.pdf (дата обращения: 30.01.2016).

2 Урляпов В. Всё выше и выше. Проекты России и стран ЮВА в аэрокосмической сфере [Электронный ресурс] // Центр АСЕАН. 2016. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://asean.mgimo.ru/images/partn/Urlyapov_Aerospace-Cooperation_ru.pdf (дата обраще-ния: 28.01.2016).

3 Шкваря Л.В. Индонезия и космос // Азия и Африка сегодня. 2013. № 9. С. 48.

4 Ефимова Л.М. Российско-индонезийские отношения в XXI веке [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО-Университета. 2016. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/009_04-2014_efimova.pdf (дата обращения: 29.01.2016).

5 Agreement between the Governments of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Government of the Russian Federation on Economic and Development Co-operation Kuala Lumpur, 10 December 2005 [Электронный ресурс] // Association of Southeast Asian Nations. 2016. URL: http://www.asean.org/?static_post=agreement-between-the-governments-of-the-member-countries-of-the-association-of-southeast-asian-nations-and-the-government-of-the-russian-federation-on-economic-and-development-cooperation-kuala-lumpu (дата обращения: 10.02.2016).

6 Совместное заявление по итогам второго саммита Российская Федерация – АСЕАН [Элек-тронный ресурс] // Президент России. 2016. URL: http://kremlin.ru/supplement/761 (дата обра-щения: 26.01.2016).

7 Выступление на втором саммите Россия – АСЕАН [Электронный ресурс] // Президент Рос-сии. 2016. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/9380 (дата обращения: 26.01.2016).

8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о сотрудничестве в области исследования и использования космического про-странства в мирных целях (Москва, 1 декабря 2006 года) [Электронный ресурс] // Федераль-ное космическое агентство. 2016. URL: http://www.federalspace.ru/2293 (дата обращения: 29.01.2016).

9 Текущая хроника двусторонних отношений России и Малайзии [Электронный ресурс] // Посольство Российской Федерации в Малайзии. 2016. URL: http://malaysia.mid.ru/rossijsko-malajzijskie-otnosenia/-/asset_publisher/RKgXgXWL36pV/content/tekusaa-hronika-dvustoronnih-otnosenij-rossii-i-malajz-1 (дата обращения: 28.01.2016).

10 Задачи [Электронный ресурс] // Аэрокосмическая корпорации (АКК) «Воздшный старт». 2013. URL: http://www.airlaunch.ru/Russian/HTML_O/Missions/missions.htm (дата обращения: 29.01.2016).

11 Emerging businesses [Электронный ресурс] // Singapore Economic Development Board. 2016. URL: https://www.edb.gov.sg/content/edb/en/industries/emerging-businesses/emerging-businesses.html (дата обращения: 31.01.2016).

12 Николаева А.А. Общая оценка развития взаимодействия в космической сфере в АТР [Электронный ресурс] // Российская Академия Естествознания. 2016. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1152/16050 (дата обращения: 07.02.2016).

13 Ключанская С. Перспективы сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии в стратегических областях.

14 Agreement between the Governments of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Government of the Russian Federation on Economic and Development Cooperation Kuala Lumpur, 10 December 2005.

15 Совместное заявление по итогам второго саммита Российская Федерация – АСЕАН.

16 Выступление на втором саммите Россия – АСЕАН.

17 Урляпов В. Всё выше и выше. Проекты России и стран ЮВА в аэрокосмической сфере.

18 Текущая хроника двусторонних отношений России и Малайзии.

19 Ефимова Л.М. Российско-индонезийские отношения в XXI веке.

20 Ракета-носитель «Днепр» вывела на орбиту таиландский спутник [Электронный ресурс] // NEWSru.com. 2016. URL: http://www.newsru.com/world/01oct2008/space.html (дата обращения: 31.01.2016).

21 Ключанская С. Перспективы сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии в стратегических областях.

22 Задачи.

23 Ключанская С. Перспективы сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии в стратегических областях.

24 Вьетнамская делегация оценила работу ГРЦ Макеева. Чем заинтересовал их «Воздушный старт» [Электронный ресурс] // U74.RU Миасс. 2016. URL: http://u74.ru/news/sobytija/miass/vjetnamskaja-delegacija-ocenila-rabotu-grc-makejeva-chem-zainteresoval-ih-vozdushnyj-start-5877.html (дата обращения: 31.01.2016).

25 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезии о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Москва, 1 декабря 2006 года).

26 Шкваря Л.В. Индонезия и космос. С. 48.

27 Текущая хроника двусторонних отношений России и Малайзии.

28 Научно-техническое сотрудничество – ТРАНСТЕХ [Электронный ресурс] // Деловой совет по сотрудничеству с Малайзией. 2016. URL: http://www.rmcouncil.com/cooperation/transtech (дата обращения: 28.01.2016).

29 Ключанская С. Перспективы сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии в стратегических областях.

30 Там же.

31 Подписан закон о ратификации российско-вьетнамского Соглашения о сотрудничестве в космической отрасли [Электронный ресурс] // Президент России. 2016. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/countries/VN/events/46322 (дата обращения: 30.01.2016).

32 Министр Таиланда: премьеры РФ и Таиланда могут встретиться в 2016 году [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2016. URL: http://ria.ru/interview/20151109/1317073804.html (дата обращения: 31.01.2016).

33 Emerging businesses.

34 Состоялись переговоры представителей руководства вновь созданной корпорации «Роскосмос» с сингапурскими партнерами [Электронный ресурс] // Russia – Singapore Business Council. 2016. URL: http://www.rsbc.today/?_escaped_fragment_=Состоялись-переговоры-представителей-руководства-вновь-созданной-корпорации-Роскосмос-с-сингапурскими-партнерами/cmk8/ic6a943j23#!Состоялись-переговоры-представителей-руководства-вновь-созданной-корпорации-Роскосмос-с-сингапурскими-партнерами/cmk8/ic6a943j23 (дата обращения: 31.01.2016).

35 PH to become ‘space-capable’ in 10 yrs, according to DOST [Электронный ресурс] // Manila Bulletin. 2016. URL: http://www.mb.com.ph/ph-to-become-space-capable-in-10-yrs-according-to-dost/#rw7LkUMIusl2I6he.99 (дата обращения: 31.01.2016).

7

Просмотров работы: 1905