«Тайваньская проблема» существует уже более 60 лет, где за свою историю пережила множество событий, порожденных данным конфликтом – от мирных переговоров и заключением соглашений до нарастания конфронтации и балансированием на грани военного столкновения. На сегодняшний день, несмотря на активные переговоры, отношения между Китаем и Тайванем сложно назвать стабильными, так как каждая сторона твердо убеждена в правоте своего проводимого внешнеполитического курса, где достижение компромисса происходит довольно затруднительно.
Роль США в «тайваньском вопросе» считается одной из основных на всех этапах взаимоотношений Китай-Тайвань, так как данный региональный конфликт стал своего рода примером американского вмешательства в дела других государств. Однако для Соединенных Штатов подобное внешнеполитическое поведение объясняется стремлением к установлению демократии во всем мире и помощи другим государствам по ее достижению. Именно поэтому «тайваньский вопрос» не теряет своей актуальности и сегодня, включая в себя не только поиски его разрешения, но и анализ деятельности его участников.
Целью данной статьи является реконструкция и анализ американо-китайских отношений в «тайваньском вопросе» сквозь призму исследований «мозговых центров» США. Реконструкция данных событий необходима для того, чтобы проследить эволюцию подходов американской внешней политики по отношению к «тайваньской проблеме».
Источниковую базу для написания статьи составили официальные заявления и публикации известных аналитиков таких «мозговых центров» США как Cato Institute, The Heritage Foundation и The Brookings Institution. Также, для подкрепления исторических фактов, были использованы дипломатические документы, созданные за время существования «тайваньского вопроса», такие как американо-китайские совместные коммюнике 19721, 19792 19823 гг. и др.
«Тайвань, расположенный вблизи юго-восточного побережья континентальной части Китая, является самым большим островом Китая и вместе с континентальной частью составляет неотделимое единое целое»4.
Еще с момента освоения Китаем новых территорий острову Тайвань уделялось достаточно большое внимание ввиду своей геополитической расположенности, где за период с III по XVII век было отправлено несколько тысяч человек для освоения и заселения новых территорий. С течением времени острову, ранее имевшему статус военного округа Китая, был присвоен статус полноправной административной единицы Китайской империи, который оставался неизменным вплоть до японской оккупации в начале XX века.
С окончанием Второй мировой войны и капитуляции Японии Тайвань вернулся в китайское государство, чтобы вскоре снова изменить свой политический статус. Гражданская война, вспыхнувшая в Китае, повлекла за собой не только образование нового государства КНР, но и создала ситуацию оторванности между обеими частями Тайваньского пролива. На острове был установлено Гоминьдановское правительство, изгнанное с территории Китая, которое было активно поддержано Соединенными Штатами Америки. Так и возникла «тайваньская проблема», решение которой стоит на международной повестке дня и сегодня.
Стратегическое значение острова Тайвань американскими военными экспертами было отмечено еще в годы мировой войны. Именно со своих тайваньских баз Япония в 1942 году начала операцию по захвату американских Филиппин, а японские бомбардировщики, взлетавшие с аэродромов на Тайване, наносили США ощутимый урон. Поэтому вскоре в американских долгосрочных планах появились разработки по послевоенному политическому, экономическому и социальному переустройства Тайваня, которые позже были забыты ввиду переключения внимания США на Филиппины.
К началу гражданской войны в Китае Соединенные Штаты уже начали постепенное расширение своего присутствия в АТР. Так, в 1948 году Госдепартаментом США несколько раз поднимался вопрос о стратегическом значении Тайваня для страны, а также возможной обороне острова от все возрастающего коммунистического контроля5. Поэтому неудивительно, что с момента перехода Тайваня под влияние гоминьдановского руководства, правительству Чан Кайши предоставлялась военная и финансовая помощь, согласно принятому Закону о совместной обороне и взаимопомощи в октябре 1949 года.
Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что вмешательство США в региональный конфликт между Китаем и Тайванем не только стало одной из причин его развития, но и вывело «тайваньский вопрос» на совершенно новый уровень политической значимости в мире. С течением времени американское присутствие в отношениях Китай-Тайвань эволюционировало в один из важнейших факторов развития ситуации в Тайваньском проливе, которое удерживает подобную позицию на протяжении нескольких десятков лет.
В современном мире «тайваньский вопрос» по-прежнему играет значительную роль в американо-китайских отношениях. Как уже было отмечено ранее, каждая сторона в конфликте между Китаем и Тайванем неизменно сохраняет свои позиции по вопросам, касательных разрешения «тайваньской проблемы»: согласно правительству КНР, Тайвань является неотъемлемой частью Китая и его воссоединение с родиной считается священной миссией китайского правительства и народа Китая6; согласно же правительству США, Тайвань – это один из важных союзников Соединенных Штатов в АТР, который помогает сдерживать все возрастающее влияние Китая не только в регионе, но и в мире7.
Однако в современных реалиях международных событий правительства обеих стран стараются улучшить американо-китайские отношения посредством сотрудничества в таких сферах как борьба с терроризмом, кибербезопасность и нераспространение ядерного оружия. Говоря о «тайваньском вопросе», следует отметить, что США и КНР занимаются поиском компромисса в урегулировании международных отношений, где одной из попыток может считаться подписание трех американо-китайских коммюнике, обеспечивающих совместные обязательства в решении «тайваньской проблемы».
Исходя из этого, ведущие американские аналитические центры стараются не только исследовать проблемы, стоящие на повестке дня, но и оценить перспективы развития американо-китайских отношений, основываясь на текущих событиях в мировом сообществе.
После грузино-российского кризиса США выучили своеобразный урок, который привел к неким изменениям в американской внешней политике по отношению к Тайваню. В частности, были выведены несколько принципов, соблюдение которых способно если не улучшить американо-китайские отношения, то хотя бы не привести к их серьезному ухудшению8:
- соблюдать осторожность в принятии обязательств по безопасности. Подобные обязательства подразумевают наличие угрозы, противника, от которого следует защититься или защитить того, кто не обладает необходимыми ресурсами;
- поддерживать конструктивные отношения с крупными государствами, которые являются залогом безопасности для заведомо слабых стран. Несмотря на то, что Китай считает, что США являются одной из причин, из-за которых присоединение Тайваня все еще не произошло, правительство КНР также понимает, что любое военное вторжение на территорию острова незамедлительно повлечет за собой ухудшение американо-китайских отношений;
- учитывать географическое положение как крупных, так и мелких государств. Безопасность потенциально слабой страны во многом зависит от своего более крупного соседа, поэтому установление союзнических отношений между ними играет далеко не последнюю роль в мировом сообществе.
С началом XXI века американо-китайские отношения вновь обострились ввиду претензий КНР к США по поводу военного сотрудничества с третьими сторонами (Вашингтон объявил о своем намерении продолжать продавать оружие Тайваню). В результате этого, многими исследователями несколько раз поднимался вопрос о возможности перерастания конфликта в военное сопротивление и о цене, которая будет заплачена ввиду этих событий9.
В последние годы «мозговые центры» США подразделяют развитие «тайваньского вопроса» на два этапа: ближайшая и долгосрочная перспективы10. И если в ближайшие годы главной задачей является поддержание американо-китайских отношений на дружественном уровне, то в долгосрочной перспективе исследователями подчеркивается необходимость коренных изменений американской внешней политики по «тайваньской проблеме». В частности, оставляя приоритетной задачей сохранение американо-китайских отношений, США, как главный гарант демократии в мире, должны найти иные пути обеспечения безопасности Тайваня, для предотвращения возможных силовых действий со стороны КНР.
Вероятность практического воплощения подобных мер находится пока под вопросом, однако дальнейшее обострение обстановки в проливе, которое объективно неизбежно при сохранении у власти в Китае нынешнего режима и при дальнейшем развитии демократии на Тайване, по-видимому повлечет за собой ужесточение позиции американского правительства. Во всяком случае, до тех пор, пока силовой потенциал Китая является несопоставимым по мощи с американским, твердость политики США в отношении Тайваня будет оставаться прямо пропорциональной уровню китайского давления на Тайвань.
В заключение, хочется отметить, что «тайваньский вопрос» в американо-китайских отношениях всегда играл значительную роль на протяжении своего существования. Однако, несмотря на то, что «тайваньская проблема» во многом взаимозависима от политики КНР, американская внешняя политика по отношению к Тайваню проводилась в соответствии со своими принципами, которые не относились к Китаю. Сегодня, Тайвань представляет собой вполне сформировавшуюся самостоятельную политическую единицу, которая по своему строю во многом отличается от своего геополитического соседа. И если в ближайшее время произойдет военное столкновение Китая и Тайваня, то предсказать действия США будет достаточно сложно ввиду тонких дипломатических отношений США-Китай и США-Тайвань. Но общепризнанным фактом среди аналитиков является то, что возникновение подобной ситуации может привести к вводу миротворческих сил, и поэтому главной задачей в ближайшей перспективе должно стать недопущение подобного исхода в будущем.
1Shanghai Communiqué (28.02.1972) [Электронный ресурс] // Taiwan Document Project: official website. 1999. URL:http://www.taiwandocuments.org/communique01.htm (дата обращения: 08.01.2016).
2Joint Communiqué on the Establishment of Diplomatic Relations (01.01.1979) [Электронный ресурс] // Taiwan Document Project: official website. 1999. URL:http://www.taiwandocuments.org/communique02.htm (дата обращения: 08.01.2016).
3 Joint Communiqué on Arms Sales to Taiwan (17.08.1982) [Электронный ресурс] // Taiwan Document Project: official website. 1999. URL:http://www.taiwandocuments.org/communique03.htm (дата обращения: 08.01.2016).
4 Тайваньский вопрос и объединение Китая [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики: офиц. сайт. 1998. URL:http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/zfbps/t25316.shtml (дата обращения: 08.01.2016).
5 Bush Richard C. III The return of the Taiwan issue to U.S.-China relations [Электронный ресурс] // Brookings Institution: official website. 2000. URL:http://www.brookings.edu/blogs/order-from-chaos/posts/2015/09/21-taiwan-elections-china-relations-bush (дата обращения: 16.12.2015).
6 Тайваньский вопрос и объединение Китая [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики: офиц. сайт. 1998. URL:http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/zfbps/t25316.shtml (дата обращения: 08.01.2016).
7 Taiwan: A vital partner in East Asia [Аудиозапись] // Brookings Institution: official website. 2000. URL: http://www.brookings.edu/events/2015/05/21-taiwan-vital-partner-east-asia (дата обращения: 16.12.2015).
8 Brookes Peter The Diplomatic and Political Dimension of U.S. Policy Toward Taiwan [Электронный ресурс] // The Heritage Foundation: official website. 1995. URL:http://www.heritage.org/research/reports/2002/10/the-diplomatic-and-political-dimension (дата обращения: 29.12.2015).
9 Carpenter Ted Galen Future War: Taiwan [Электронныйресурс] // Cato Institute: official website. 2006. URL:http://object.cato.org/sites/cato.org/files/articles/carpenter_future-war.pdf (дата обращения: 08.01.2016).
10 A Small Step Toward Stability for Taiwan [Аудиозапись] // Cato Institute: official website. 2006. URL:http://www.cato.org/multimedia/daily-podcast/small-step-toward-stability-taiwan (дата обращения: 18.12.2015).
6