ВЕБ-КВЕСТ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЕБ-КВЕСТ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ

Гурьев С.С. 1, Мащенко М.В. 1, Сиваченко А.А. 1, Чистоусова Н.В. 1
1ФГАОУ ВПО РГППУ (ф) в г.Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информатизация всех сфер человеческой жизни, в том числе и образования привела к тому, что современные учащиеся не представляют своей деятельности без вычислительной техники. Использование компьютерных технологий упрощает процесс поиска, обработки и представления учебной информации, способствует развитию умений самостоятельной работы. При этом использование специализированных методов электронного обучения позволит целенаправленно развивать не только ИКТ-компетентность, но и предметные умения, а также навыки самостоятельной работе. В условиях внедрения ФГОС это становится особенно важным, поэтому остановим внимание более подробно на одном из методов электронного обучения – образовательном веб-квесте. Данный метод совмещает в себе элементы проблемного обучения и игры и предполагает активное использование современных информационных и коммуникационных технологий.

Образовательный веб-квест предполагает создание отдельного цифрового образовательного ресурса, на котором размещаются все необходимые учебные задания.

Разработчик веб-квеста, как учебного задания Берни Додж выделил следующие виды заданий для веб-квестов [1]: пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; самопознание – любые аспекты исследования личности; компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры; творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика; аналитическая задача – поиск и систематизация информации; детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов; достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме; оценка – обоснование определенной точки зрения; убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц; научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок до 30 часов). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в интернет). Не зависимо от сроков принято выделять следующие этапы работы учащихся над квестом [2].

  1. На начальном этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на одну роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

  2. В ходе ролевого этапа предполагается индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

  3. На заключительном этапе команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

Таким образом, по результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Следует отметить, что в настоящее время создано большое количество веб-квестов, позволяющих учащимся получать углублять свои знания по определенным темам. Несмотря на имеющееся многообразие квестов графических веб-квестов, мы выяснили, что большинство из них узконаправленные и не позволяют в полной мере реализовывать творческого потенциала учащихся. В этой связи для нашего квеста была выбрана структура, позволяющая не только познакомиться с разными аспектами компьютерной графики, но и научиться решать головоломки. В основе квеста лежит идея путешествия по картинной галереи (см. рис. 1).

Рис.1. Главная страница квеста

Первое задание связано с тем, что учащиеся должны попасть в картинную галерею. Для этом им предлагается нарисовать пригласительный билет в любой удобной программе и загрузить его на форум. Далее для того, чтобы приступить к квесту, вам нужно посетить страницу начала и пройти вводное тестирование для распределения ролей (см. рис.2).

В зависимости от того, каких ответов будет больше учащийся становится детективом, художником или реставратором. Рассмотрим более подробно прохождение каждой из этих ролей.

Рис.2. Вводное анкетирование

Детективу предлагается восстановить код, для этого ему придется использовать результаты работы, как художника, так и реставратора, что обеспечит необходимость командной работы (см. рис. 3-5).

Рис.3. Задание детективу

Рис.4. Задание детективу №1

Рис.5. Задание детективу №2

Реставратору предлагается раскрасить картины или восстановить их после повреждения (см. рис. 6-8)

Рис.6. Задание реставратору №1, 2

Рис.7. Общее задания реставратору

Рис.8. Задание реставратору №3

Художнику предлагает нарисовать одну картину по образцу, а вторую полностью самостоятельно (см. рис. 9.)

Рис.9. Задания художнику

Для оценки и самооценки работы учащихся для каждого вида работы пазработаны необходимые критерии оценки (см. рис. 10) .

В заключение отметим, что разработанный квест позволяет решать следующие образовательные задачи:

  • развитие умений самообучения и самоорганизации, как основных в организации самостоятельной работы;

  • организация работы в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

  • развитие умений находить несколько способов решения проблемной ситуации;

  • развитие критического мышления и формирование умений определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

  • развитие навыков публичных выступлений.

  • использование интернета для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде веб-сайтов).

Рис.10. Таблица критериев

Таким образом, веб-квест позволяет осуществить системно-деятельностный и практико-ориентированный подход к образовательному процессу, то есть обучать согласно ФГОС.

Список использованной литературы
  1. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] URL: http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf (дата обращения 03.02.2015).

  2. Создание веб-квестов [Электронный ресурс] URL: http://itteachers.jimdo.com (дата обращения 03.02.2015).

  3. Информационные технологии в обучении [Электронный ресурс] URL: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php (дата обращения 03.02.2015).

Просмотров работы: 741