Для всестороннего изучения этой темы необходимо рассмотреть как официальные документы, так и аналитические работы экспертов.
Затрагиваемый в работе период приходится на администрации двух президентов США: Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы.
Внешнеполитическая стратегия США в 21 веке связана с идеологией прошлых столетий. Она базируется, в частности, на убеждениях первых колонистов и «отцов-основателей» США в исключительной роли своей страны в мире. США видят свою историческую миссию в преобразовании мира по собственной модели1.
Кроме того, американскую стратегию характеризует преемственность. Поэтому, говоря о принципах внешней политики США в 21 веке, невозможно не упомянуть политику предшествующих администраций.
В период президентства Р. Рейгана (1981-1989), как и последовавшего за ним Дж. Буша-старшего (1989-1993), внешняя политика США была направлена на утверждение американского лидерства в противостоянии с Советским Союзом. Распад СССР предоставил США возможность претендовать на роль гегемона в мире2. На смену доктрине сдерживания должна была прийти новая доктрина.
В 1993 г. в период президентства Б. Клинтона (1993-2001) в рамках Совета национальной безопасности была создана группа экспертов, которая занялась разработкой американской внешнеполитической стратегии по окончании холодной войны. Итогом ее деятельности стал ряд документов, впоследствии получивших название «доктрина Клинтона», в которых излагалась новая стратегия США. Занимавшиеся ее разработкой эксперты относились к либерально-консервативному направлению, выступавшему за «скрытую» или «мягкую», «либеральную» гегемонию США3. Краеугольный камень концепции – создание привлекательного образа США, их институтов; распространение в мире демократии и рыночной экономики при сохранении лидерских позиций США в военной, технологической, дипломатической и других сферах4. Однако, не исключалось применение силы и возможность односторонних действий (без участия ООН) как одно из проявлений гибкости этой политики. Таким образом, было принято решение реализовать американскую миссию (преобразование мира) с помощью, в основном, мягкой силы.
В целом курс, избранный республиканской администрацией Дж. Буша-младшего, пришедшего к власти в 2001 г., совпадал с ключевыми установками демократической администрации Б. Клинтона. Политическая элита США стремилась воспользоваться благоприятной ситуацией и на долгое время закрепить лидерские позиции своей страны в мире, что обеспечивало бы ей неоспоримые выгоды. Поэтому после распада Советского Союза Соединенными Штатами был взят курс на установление своей гегемонии в мире, что прослеживалось как в период президентства Клинтона, так и Буша-младшего. Кроме того, администрация Клинтона добилась существенных успехов в экономической сфере, поэтому было очевидно, что следующая станет продолжателем избранного курса. Однако, администрация Буша, придерживаясь базовых принципов стратегии предшественников, не выбрала приоритетом экономическую сферу, хотя и считала ее одной из главных. По окончании холодной войны США избрали для себя путь доминирования в мире, а также принцип односторонних действий во внешней политике. Логично предположить, что это вызвало бы напряженность в системе международных отношений и противодействие гегемону. Поэтому администрация Буша сделала акцент в большей мере на военной сфере и обеспечении государственной безопасности США.
В целом же администрация Буша-младшего восприняла избранную после распада СССР стратегию. В предвыборном выступлении Буша5 в 1999 г. упоминаются прежние ключевые внешнеполитические установки: «судьба и воля Америки» – продвижение в мире политической свободы (демократии) и свободной торговли; вовлеченность Америки в мировые процессы (отказ от изоляционизма); принцип защиты человеческой свободы не как «дипломатическая формальность», а как «фундаментальное обязательство» США.
В основе внешнеполитической стратегии в период президентства Буша-младшего лежали такие принципиальные утверждения, как то, что США являются единственной сверхдержавой, обладающей наиболее привлекательными в мире политическими и экономическими институтами, а также констатация факта однополярности мира. В соответствии с этим целью внешней политики США являлось удержание лидерских позиций в мире (закрепление итогов холодной войны) и преобразование его в соответствии с американской моделью таким образом, чтобы США смогли сохранить свое влияние на мировые процессы6.
Террористические акты в США в 2001 г. повлияли на дальнейшее оформление внешнеполитической стратегии администрации Буша. Под их воздействием была разработана Стратегия национальной безопасности США 2002 г. (СНБ 2002)7. По сути, эти теракты легитимировали намерение США преобразовать мир в соответствии с западными либеральными традициями и жесткие меры в борьбе с международным терроризмом в целях обеспечения собственной безопасности.
Согласно СНБ 2002, США оставляют за собой право ведения превентивных военных действий в отношении враждебных стран и террористических групп, занимающихся распространением оружия массового поражения (ОМП).
Во-вторых, важным принципом является поддержание лидерства США в военной сфере. В СНБ 2002 утверждается, что военная мощь США убедит другие страны в бесполезности соперничества с ними. В этом аспекте американскую стратегию отличает стремление предотвратить возникновение в мире равного по силам соперника.
В-третьих, СНБ 2002 провозглашает принцип многосторонних отношений, но в то же время допускает односторонность действий США в случае необходимости защиты национальных интересов и обеспечения безопасности. В доктрине Буша подчеркивается, что глобальная война с терроризмом требует международной кооперации.
В-четвертых, целью объявляется распространение во всем мире демократии и прав человека, в особенности в мусульманских странах. Миссия США – развивать «свободные и открытые общества на каждом континенте». СНБ 2002 призывает к проведению информационной кампании, имеющей целью помочь иностранцам, особенно из мусульманских стран, приблизиться к пониманию американских ценностей. Этот принцип связан с бытующим в американской политической традиции убеждением в том, что распространение идеалов демократии и свободы способствует обеспечению госбезопасности США, уменьшая вероятность международных конфликтов. Цель распространения в мире демократии и рыночной экономики базируется на убеждении, что фундаментальной причиной радикального исламского терроризма является отсутствие демократии и преобладание авторитаризма, недостаток свободы и возможности для развития в арабском мире8.
В период второго периода президентства Буша-младшего особое внимание уделялось демократизации стран, которые потенциально могли являться базой террористов или оказывали им содействие9.
Итак, стратегия администрации Буша характеризовалась большей агрессивностью, чем его предшественника Клинтона, а также отличие состояло в акценте на развитие военной сферы и силовое лидерство США.
Вскоре после террористических актов 2001 г. США применили силу в Афганистане с целью уничтожения там группировки террористов, поддерживавшихся правительством талибов. Также в рамках новой стратегии в 2003 г. США вторглись в Ирак в качестве превентивной меры против появления там террористов под эгидой режима Саддама Хусейна10.
Принцип приверженности односторонним действиям выразился, в частности, в отказе США ратифицировать Киотский протокол и Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.
Нанеся, согласно доктрине Буша, предупредительный удар по Ираку, США приобрели множество проблем. Американской армии, несшей демократию в массы, было непонятно, каким образом искать среди жителей Ирака – страны, не знающей демократии, – приверженцев демократических ценностей. Кроме того, над американской армией нависла угроза партизанской войны со стороны местного населения.
Избранная администрацией Буша тактика превентивных ударов провоцировала создание альянсов против страны-агрессора (вследствие опасения других стран попасть под подозрение США, подобно Ираку, и испытать на себе их превентивный удар). Также такая стратегия могла спровоцировать применение ядерного оружия Северной Кореей. Все это подвергало рискам национальную безопасность США11.
По мнению Е. М. Примакова, тактика односторонних действий администрации Буша не учитывала объективных происходящих в мире процессов глобализации и транснационализации предпринимательской деятельности, поэтому была обречена на провал. В современном мире невозможно решать проблемы единолично в отрыве от других участников системы международных отношений12.
США действительно являются сверхдержавой, но на международной арене существует еще ряд высокоразвитых государств, отличных от США по своему устройству и традициям и не желающих перенимать американские устои. Поэтому попытки давления на них обостряют международную обстановку и порождают антиамериканские настроения13.
Курс администрации Буша-младшего на сохранение однополярного мира, пренебрежение позицией других стран, принцип односторонних действий вызвали напряженность в международной системе, создав угрозу национальной безопасности США.
Вторжение в Ирак, навязывание другим странам своих ценностей и институтов, вмешательство в их внутренние дела спровоцировали появление антиамериканских настроений и падение международного престижа США. Кроме того, увеличившиеся военные расходы (в связи с военными действиями в Ираке) привели к сокращению социальных программ в США, что вызвало недовольство американского населения. Популярность Буша-младшего во второй период его президентства стала падать. Становилась очевидной необходимость корректировки внешнеполитической стратегии США.
В своем инаугурационном обращении 2009 г. Барак Обама заявил, что страна изменит свой курс. Взамен отстаивания собственных узких интересов США будут стремиться сотрудничать «со старыми друзьями и бывшими врагами» в решении глобальных проблем. Обама подчеркнул необходимость соответствия внешнеполитического курса страны особенностям изменившейся ситуации в мире: «Мир изменился, и мы должны измениться вместе с ним»14.
В выступлении госсекретаря Х. Клинтон в 2009 г. демонстрировались основные черты современного мира, такие как возрастание экономической взаимозависимости, ускорение обмена информацией, товарами и др. Также был обозначен ряд глобальных проблем: увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, распространение ядерного оружия, глобальная рецессия и т. д.
В этом контексте администрация Обамы позиционировала лидерство США уже в новом ключе: США должны возглавить работу по решению глобальных проблем в сотрудничестве с другими странами. Концепция лидерства США в мире изменилась в том плане, что теперь их национальная мощь должна использоваться не для того, чтобы «доминировать и разделять», а для того, чтобы «решать проблемы». Такая концепция более приспособлена для того, чтобы сделать лидерство США привлекательным для других стран, не вызывая у них отторжения или желания противостоять США. Принцип сотрудничества, ориентация на решение общих проблем – это новый элемент политики, отличающий стратегию Обамы от предшественника (отказ от принципа односторонних действий). Однако, администрация Обамы продолжила курс предыдущих администраций на установление лидерства США. Эта политика реализовалась и реализуется через «создание партнерств». Также провозглашалась поддержка демократических правительств и расширение свободной торговли.
Одним из основополагающих принципов новой администрации является то, что главная роль во внешней политике отводится дипломатии. В этом также прослеживается отличие от политики Буша.
Следующий принцип – это отношение к благополучию других стран как к опоре собственной безопасности. США направляют свои усилия на финансирование в отстающих странах таких инициатив, которые обеспечили бы им долговременное развитие.
В выступлении Х. Клинтон говорилось также о принципе использования одновременно военных и гражданских сил в зонах конфликтов. Гражданский контингент, направляемый США, представляет собой квалифицированных специалистов в разных сферах, которые будут заниматься восстановлением экономики, обучением и осуществлением контроля за порядком.
Кроме того, в международных отношениях США провозглашают принцип использования силы примера. В частности, усилия США по построению мира без ядерного оружия, их инициативы в области развития экологически чистой энергетики должны привлечь к участию в этих сферах другие страны15.
Таким образом, на смену внешнеполитическим принципам конфронтации и односторонних действий администрации Буша-младшего пришли принципы сотрудничества и переговоров администрации Обамы.
Согласно Стратегии национальной безопасности 2010 г., цель США – формирование международного порядка, способного отвечать вызовам нашего времени. Международного порядка, направляемого лидерством США, который способствует установлению мира и безопасности посредством более интенсивного сотрудничества в решении глобальных проблем. В мире «транснациональных вызовов» США должны укреплять международную систему и международное сотрудничество16.
На фоне спада экономики США администрация Обамы приняла стратегию, которая отдавала предпочтение невоенным методам во внешней политике, в некоторой степени снимая бремя со страны. В то же время внешнеполитическая стратегия должна была помочь США решить внутренние экономические проблемы: было необходимо увеличить экспорт американской продукции. Одним из приоритетов внешней политики в период второго президентства Обамы стало присутствие США в Азии. В целях поддержания лидерства и экономической мощи США администрация Обамы включила в свою стратегию создание Транстихоокеанского партнерства (ТТП) во главе с США. Следующим шагом стало бы создание на основе ТПП зоны свободной торговли в АТР. Также стратегия нацелена на создание Трансатлантического партнерства (ТАП), что говорит о ее глобальном характере. ТПП и ТАП охватили бы большинство развитых стран. Находясь во главе этих блоков, США остались бы на лидерских позициях в условиях полицентричного мира17.
Из вышесказанного можно заключить, что внешнеполитическая стратегия и Буша-младшего, и Обамы отличаются преемственностью. Оба президента придерживаются взятого со времен окончания холодной войны курса на установление американского лидерства в мире. Существенно отличаются методы, взятые на вооружение этими администрациями. Распространение демократии с помощью интервенции Буша, его концепция односторонних действий, с одной стороны, и, с другой, – экономические и дипломатические методы Обамы, принцип лидерства в создаваемых партнерствах стран. Следует отметить инновационность внешней политики Обамы: ее направленность на решение глобальных проблем в противовес отстаиванию своих узких интересов – явление, нетипичное для внешнеполитической стратегии США.
1 Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). М.: Институт США и Канады РАН, 2002. С. 119.
2 Богданов А. Американская гегемония и факторы системной нестабильности в 21 веке // Международные процессы. 2014. Т. 12. С. 19.
3 Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. С. 110.
4 A National Security Strategy for A New Century [Электронный ресурс] // Federation of American Scientists. URL: http://fas.org/man/docs/strategy97.htm (дата обращения: 03.01.2016).
5 Governor George W. Bush – «A Distinctly American Internationalism» [Электронный ресурс] // Federation of American Scientists. URL: http://fas.org/news/usa/1999/11/991119-bush-foreignpolicy.htm (дата обращения: 02.01.2016).
6 Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. С. 142.
7The National Security Strategy [Электронный ресурс] // The White House: офиц. сайт. 2015. URL: http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2002/ (дата обращения: 30.12.2015).
8 Lieber K.A., Lieber R.J. The Bush National Security Strategy // U.S. Foreign Policy Agenda. 2002. № 4. P. 32-35.
9Сэн Ч.Ч. Стратегия «двойной превентивности» во внешней политике США [Электронный ресурс] // Международные процессы. URL: http://www.intertrends.ru/nineth/008.htm (дата обращения: 01.01.2016).
10 Там же.
11 Уткин А.И. Доктрина Буша: концепция, разделившая Америку [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_5457 (дата обращения: 04.01.2016).
12 Примаков Е.М. Мир без сверхдержав [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_1560 (дата обращения: 12.01.2016).
13 Шаклеина Т.А. В чем призвание Америки? [Электронный ресурс] // Международные процессы. URL: http://www.intertrends.ru/five/003.htm#note8 (дата обращения: 13.01.2016).
14 President Barack Obama's Inaugural Address [Электронный ресурс] // The White House: офиц. сайт. 2016. URL: https://www.whitehouse.gov/blog/2009/01/21/president-barack-obamas-inaugural-address (дата обращения: 14.01.2016).
15 Выступление государственного секретаря Хиллари Клинтон в Совете по международным отношениям на тему о внешней политике США [Электронный ресурс] // Посольство Соединенных Штатов: офиц. сайт. 2016. URL: http://russian.moscow.usembassy.gov/hrc-cfr071509.html (дата обращения: 15.01.2016).
16 National Security Strategy 2010 [Электронный ресурс] // National Security Strategy Archive. URL: http://nssarchive.us/national-security-strategy-2010/2/ (дата обращения: 16.01.2016).
17 Рогов С.М. Доктрина Обамы. Властелин двух колец [Электронный ресурс] // Российский Совет по международным делам . URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1783#68 (дата обращения: 17.01.2016).