Цель данной статьи – охарактеризовать американо-японское противостояние в ходе реализации доктрины открытых дверей в Китае.
Данная статья основывается на материалах, почерпнутых из исследований отечественных и американских авторов. Был изучен большой фактический материал, содержащийся в проанализированных работах, а также масса официальных и неофициальных документов, относящихся к теме работы.
В 1899 г. государственный секретарь Дж. Хэй обратился через соответствующих американских дипломатических представителей к правительствам Англии, Германии, России, Франции, Японии и Италии с нотами, в которых была сформулирована политика открытых дверей1.
Администрация США не решилась на тот момент прямо выступить против самого существования сфер влияния в Китае, так как подобное выступление не имело бы успеха, как минимум, в силу слабости самих США. Однако американское правительство настаивало на принятии каждой из держав обязательства в своей «сфере интересов» или на «арендованной» территории не затрагивать договорные порты или сложившиеся интересы других держав, применять китайский договорный таможенный тариф ко всем товарам и не взимать на железнодорожных линиях более высоких сборов с этих товаров, чем с товаров, принадлежащих подданным контролирующей соответствующую «сферу интересов» державы2.
В силу различных для каждого государства причин предложение США было единодушно принято, что доказывают ответные ноты соответствующих государств3. Путь для проникновения американского капитала на необъятный китайский рынок был открыт.
К несчастью, сильный удар политике открытых дверей нанесла русско-японская война и завершивший ее Портсмутский мирный договор 1905 г. Хотя формально территориальная целостность Китая не была нарушена этим договором, Япония, поддержанная в войне США и Англией, получила в Южной Маньчжурии базу для утверждения своей монополии, после чего «двери» этой области наглухо закрылись для американского капитала4. Более того, передача Японии Южного Сахалина, Порт-Артура и других российских территорий в Китае лишь усилила растущий аппетит амбициозной империи5. Начался период непрерывного американо-японского противостояния.
Обострило обстановку и неофициальное провозглашение так называемой «японской доктрины Монро» – независимой и порой агрессивной политики Японии в Восточной Азии в первой половине XX в. Это понятие одновременно олицетворяло такие идеи как «японские особые интересы», «японское лидерство» в Восточной Азии, а также «Азия для азиатов». Зарождение подобного принципа связывают с победой Японии в русско-японской войне, а затем с успешными действиями по «выдворению» Германии из Шаньдуна. Впервые в истории «желтая» раса смогла победить и превзойти «белую». Таким образом, японская доктрина Монро стала лейтмотивом японской политики вплоть до ее поражения во Второй мировой войне6.
В надежде смягчить возрастающие американо-японские трения между ними в 1908 г. заключается соглашение Рута-Тахакира. В данном документе Япония подтвердила независимость и территориальную целостность Китая, как и свою готовность к поддержанию свободной торговли и равных коммерческих возможностей в регионе. Более того, Япония признала американское влияние на Гавайях и Филиппинах, но взамен потребовала соответствующего уважения японских интересов в северо-восточном Китае7.
Стоит уделить внимание и тому факту, что ранее, а именно в 1905 г., между США и Японией было подписано тайное соглашение Тафта-Кацуры8, согласно которому Японии были «развязаны руки» и фактически предоставлен карт-бланш на колонизацию Кореи9.
Несмотря на взаимные уступки, попытки американской дипломатии добиться конкретизации обязательств Японии в отношении доктрины открытых дверей не увенчались успехом. Помимо этого, на фоне наращивания японской мощи на Дальнем Востоке, сближения с Россией после подписания Русско-японского соглашения 1907 г. и обильных инвестиций в Маньчжурию, следствием соглашения Рута-Тахакира стало будущее ослабление роли США в регионе.Однако на этом этапе державы относительно успешно сочетали признание принципа открытых дверей и равных возможностей в Китае с разделом его территории на сферы влияния.
В июне 1909 г. государственный департамент выступил с резким протестом против соглашения объединенной англо-франко-германской группы банков с Китаем о займе на строительство Хугуанских железных дорог. Ссылаясь на доктрину открытых дверей, государственный департамент потребовал равного для США участия в этом предприятии. Европейские банкиры вынуждены были уступить. Был образован четверной консорциум, который и подписал в 1911 г. соглашение с китайским правительством о финансировании строительства10. Параллельно с этим американский капитал, энергично поддерживаемый государственным департаментом, пытался добиться успеха в наиболее важной для него части Китая – Маньчжурии. Так, в 1909 г. между группой американских банков и китайским правительством было подписано соглашение о постройке пересекающей всю Маньчжурию железной дороги Цзиньчжоу-Айгунь. Это соглашение было явным образом направлено против преобладания Японии и царской России в Маньчжурии. Под прикрытием доктрины открытых дверей место русского и японского капиталов в Маньчжурии должна была занять монополия американских банков11. Однако единая линия Антанты, вполне определившаяся перед войной 1914-1918 гг., помешала американским проектам.
Начало первой мировой войны коренным образом изменило обстановку на Дальнем Востоке. В 1915 г. Япония предъявила истощенной новоявленной Китайской Республике «Двадцать одно требование», которые находились в прямом противоречии с политикой открытых дверей12. В перспективе данный ход должен был расширить японский контроль над Маньчжурией и всей китайской экономикой, что в результате привело бы к полному отказу от доктрины открытых дверей. Однако не все государства были с этим согласны. После того как Китай принял большую часть японских требований, США ограничились посылкой идентичных нот Японии и Китаю, в которых заявляли, что не могут признать японо-китайское соглашение, которое нарушает договорные права США и их граждан в Китае, политическую и территориальную целостность Китайской Республики и международную политику, относящуюся к Китаю13. В глазах западных держав, в особенности Великобритании и США, Япония значительно потеряла свой авторитет, а доверие к ней было надолго подорвано.
Дабы реабилитироваться и вернуть свои позиции, в 1917 г. Япония совершила очередной маневр: США и Япония подписали документ, который вошел в историю как соглашение Лансинга-Исии14. Согласно ему, Япония подтвердила свою «приверженность» политике открытых дверей, однако в таких выражениях, которые ни к чему ее не обязывали. В то же время США признали за Японией «специальные интересы» в северо-восточном Китае, связанные с ее географической близостью к региону. Но вскоре становится очевидным, что Япония и США этой короткой фразой выражают кардинально иной смысл. На фоне ее интерпретации Соединенными Штатами в качестве коммерческих привилегий, которыми Япония активно пользовалась в Китае, виконт Исии счел данные интересы преимущественно «политическими». В будущем, как он отметил в своих мемуарах, соглашение предоставило Японии большее право в своих действиях на континенте15.
Позже, в силу заключения «договора девяти держав» в 1922 г., в котором речь шла об обеспечении гарантий территориальной целостности Китая, уважении его суверенитета, а также в очередной раз провозглашался принцип открытых дверей и равных возможностей в области торговой и предпринимательской деятельности, американо-японское соглашение было аннулировано16.
Следующим этапом укрепления США в Китае стала Вашингтонская конференция 1921-1922 гг., где они попытались поставить преграду аннексионистским аппетитам Японии, предложив заключить договор об ограничении морских вооружений в Тихом океане. Однако Япония сохраняла свое исключительное господство в зоне ЮМЖД (Южно-Манчжурская железная дорога), на Квантунской «арендованной» территории17. Таким образом, японо-американский конфликт не был ликвидирован, а установилось лишь временное равновесие на базе формального признания «основной» политики в регионе.
Далее экспансионистские планы Японии в отношении Китая были источником постоянно растущей напряженности в американо-японских отношениях в 1920-1930 гг. Так, в 1927 г. в Японии появился документ, известный как Меморандум Танака, в котором были изложены грандиозные идеи установления господства Японии в Азии и бассейне Тихого океана. В этом документе впервые открыто была провозглашена мысль о неизбежности столкновения с США: «Если мы ставим задачей захватить контроль над Китаем, то мы должны будем сокрушить Соединенные Штаты, то есть поступить с ними так, как мы поступили с Россией в русско-японской войне»18.
Оккупация Японией Маньчжурии в 1931 г. и создание там марионеточного государства Маньчжоу-го вызвали сильную обеспокоенность Вашингтона. Президент Ф. Рузвельт, избранный в 1932 г., считал ситуацию в Восточной Азии крайне опасной для интересов США, способной привести к непредсказуемым последствиям. Экспансия Японии была одной из главных причин, которые побудили его пойти на довольно смелый шаг – дипломатическое признание Советского Союза, который рассматривался как сильный противовес Японии19.
Вместе с тем политика США на Тихом океане не была настойчивой и последовательной. Япония, расширяя масштабы агрессии в Китае, не реагировала на дипломатические демарши США. В Токио в политических и военных кругах усиливались антиамериканские настроения. Вместе с тем правительство США фактически отказывалось применить экономические санкции или другие действенные меры против Страны восходящего солнца. Если ранее США продолжали беспрестанно потакать японским «капризам», заключая одно малоэффективное соглашение за другим, то теперь американская администрация стояла на позиции «невмешательства», рассчитывая, что японская агрессия будет развиваться против СССР. Из тех же соображений Англия открыто одобрила действия Японии, хотя они и наносили удар по её положению в Китае.
Подобная позиция держав и их бездействие позволили Японии в 1934 г. публично заявить о фактическом разрыве с доктриной открытых дверей – провозглашается «Декларация Амо» (или «доктрина Хирота»). Указывалось, что Япония не может безразлично относиться к активности других держав в Китае, поскольку она несет особую ответственность за поддержание мира в Восточной Азии. Токио не мог также допустить, чтобы Китай обращался за помощью к какой-либо державе помимо самой Японии. Декларация Амо подчеркивала, что приобретение Китаем самолетов, строительство аэродромов, приглашение иностранных инструкторов и советников или получение займов на политические цели «создаст угрозу нарушения мира и порядка в Восточной Азии»20.
Новый удар политике открытых дверей был нанесен нападением Японии на Китай в июле 1937 г., а дальнейшее продолжение Японо-китайской войны 1937-1945 гг. лишь усугубило и без того непростую ситуацию в регионе. На этот этап приходится апогей американо-японских противоречий в Восточной Азии и в Китае в частности.
В те годы мир был убежден в неизбежности столкновения между Японией и СССР. Это одно из объяснений, почему США не шли на жесткие меры в отношении Японии, хотя ее экспансия представляла явную угрозу интересам США на Тихом океане. Но при всей враждебности Японии к СССР в период, предшествовавший началу войны на Тихом океане, на первый план выступали японо-американские противоречия. В течение всего 1941 г. японская военная машина усиленно готовилась к нападению на США, одновременно разрабатывая оперативные планы ведения военных действий на Севере. Американским стратегам казалось невероятным, что Япония, завязнув основательно в Китае, имея враждебные отношения с СССР, осмелится напасть на США. Эти иллюзии существовали вплоть до роковой даты – до 7 декабря 1941 г., когда японские вооруженные силы напали на главную военно-морскую базу США на Гавайских островах21.
По итогам Второй мировой войны Япония – главный соперник Соединённых Штатов – была разгромлена вооруженными силами Объединённых наций. Ослабленная послевоенная Англия также оказалась в зависимости от США, а ее позиции в Китае были значительно поколеблены. Перестала существовать конкуренция и других держав. Для Соединенных Штатов в Китае открылись небывалые ранее перспективы.
Тем не менее, не все пошло так гладко. Впоследствии США пытались играть на противоречиях между Гоминданом и КПК во время гражданской войны в Китае, чтобы включить Китай в сферу своего влияния в условиях набирающей обороты «холодной войны», однако провозглашение 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики и эвакуация остатков армии Гоминдана на остров Тайвань помешали этому устремлению американцев. С приходом к власти коммунистической партии и ознаменован окончательный отход от политики открытых дверей22.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно смело сказать, что в ходе реализации доктрины открытых дверей в Китае США столкнулись с сильной конкуренцией со стороны других держав и, в особенности, Японии. Различные договоры, закулисные игры и постоянные взаимные американо-японские уступки не сумели полностью погасить очаг конфликта, а лишь обострили имперский аппетит, ненадолго отсрочив скорую войну. Не вызывает сомнений и тот факт, что доктрина открытых дверей и равных возможностей была успешна лишь на начальных порах, позволив США проникнуть на китайский рынок. Однако, в конце концов, она не оправдала затрат и не привела к ожидаемым результатам.
1 Доктрина «Открытых дверей» / История США. Хрестоматия: пособие для вузов // сост. Э. А. Иванян. – М. : Дрофа, 2005. С. 154.
2 Там же.
3 Commercial Rights in China (“Open Door” Policy) Declarations by France, Germany, the United Kingdom, Italy, Japan and Russia accepting United States proposal for «open door» policy in China, September 6, 1899-March 20, 1900. [Электронный ресурс] // Library of Congress. 2015. URL: http://www.loc.gov/law/help/us-treaties/bevans/m-ust000001-0278.pdf (дата обращения: 27.12. 2015).
4Портсмутский мирный договор [Электронный ресурс] // Hist.msu.ru. 2015. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/portsmth.htm (дата обращения: 27.09.2015).
5 Там же.
6 Blakeslee G. H. The Japanese Monroe Doctrine [Электронный ресурс] // Northeastern University. 2015. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/japan/1933-07-01/japanese-monroe-doctrine (дата обращения: 22.11.2015).
7 The Root-Takahira Agreement, November 30, 1908. [Электронный ресурс] // University of Minnesota Morris. 2013. URL:http://facultypages.morris.umn.edu/~joos/us/Readings/2_US%20in%20NE%20Asia/Root%20Takahira%20Agreement%2008.pdf (дата обращения: 28.09.2015).
8 Secret Taft-Katsura Agreement, July 29, 1905. [Электронный ресурс] // Institute for Korean-American Studies. 2011. URL: http://www.icasinc.org/history/katsura.pdf (дата обращения: 29.09.2015).
9 The 1905 Secret Taft-Katsura Agreement: America’s Betrayal of Korea. [Электронный ресурс] // Dokdo-research.com. 2011. URL: http://dokdo-research.com/temp25.html (дата обращения: 29.09.2015).
10 Косов А.П. Политика США в отношении Китая в XIX – начале XX века / А.П. Косов // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2011. Т. 11. С. 37.
11 Федоров Н.В. Соперничество США и Великобритании в Китае в конце XIX-начале XX века / Н.В. Федоров // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – № 3. – С 90-91.
12 Demands Made by Japan to China, 18 January 1915. [Электронный ресурс] // FirstWorldWar.com. 2009. URL: http://www.firstworldwar.com/source/21demands.htm (дата обращения: 28.09.2015).
13 Косов А.П. Политика США в отношении Китая в XIX – начале XX века / А.П. Косов // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. – Витебск. – 2011. – Т. 11. – С. 38.
14 The Lansing-Ishii Echange of Notes, 1917. [Электронный ресурс] // Brigham Young University. 2012. URL: http://net.lib.byu.edu/estu/wwi/comment/japanvisit/JapanA2.htm (дата обращения: 28.09.2015).
15 Blakeslee G. H. The Japanese Monroe Doctrine [Электронный ресурс],.
16 Treaty between the United States of America, Belgium, the British Empire, China, France, Italy, Japan, the Netherlands, and Portugal, Signed at Washington February 6, 1922 [Электронный ресурс] / Ibiblio.org. 2014. URL: http://www.ibiblio.org/pha/policy/pre-war/9_power.html (дата обращения: 24.12.2015).
17 Ширяев Б.А. Интересы США на Тихом океане (прошлое и настоящее) / Б. А. Ширяев // Научные труды северо-западного института управления. М. 2011. № 2. С. 139.
18 Из меморандума премьер-министра Японии Танака Гиити от 25 июля 1927 г. [Электронный ресурс] / Hrono. Ru. 2011. URL: http://hrono.ru/dokum/192_dok/1927tanaka.php (дата обращения: 27.12.2015).
19 Ширяев Б.А. Интересы США на Тихом океане (прошлое и настоящее)
20 Амо Декларация 1934 года, 18 апреля [Электронный ресурс] / Doc20vek.ru. 2011. URL: http://www.doc20vek.ru/node/3646 (дата обращения: 04.01.2016).
21 Ширяев Б.А. Интересы США на Тихом океане (прошлое и настоящее)
22 Клитин, А.Р. Политика «открытых дверей» в Китае [Электронный ресурс] // USHistory. ru. 2010. URL: http://www.ushistory.ru/esse/365-politika-otkrytyh-dverej-v-kitae.html (дата обращения: 27.09.2015).