КОРРЕКЦИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОРРЕКЦИЯ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мирошниченко Е.Д. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: статья посвящена проблеме коррекции графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи. В работе раскрыт вопрос о природе графо-моторных навыков. Рассмотрены особенности развития графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Abstract: the article is devoted to the problem of correction grafo-motornyh skills in children with general speech underdevelopment. The paper disclosed the nature of graph-motor skills. The features of graph-motor skills in children with general speech underdevelopment.

Ключевые слова: коррекция, графо-моторные навыки, общее недоразвитие речи.

Keywords: correction, graph-motor skills, general underdevelopment of speech.

Графо-моторные навыки – залог четкого, быстрого, красивого письма. Становление всесторонне развитого человека в современном обществе не возможно без усвоения графо-моторных навыков, так как уровень образования зависит от успешности овладения письменной речью. Психологи Б.Г. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская называют навыки письма ведущи-ми в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько ребенок овладеет этими навыками, зависит его общее развитие, успешность продвижения ребенка в учебе, его психическое развитие на всех последующих ступенях обучения. Проблемами изучения графо-моторных навыков посвящены много- численные работы психологов, ученых ( М.М Безруких, Т.С Коморова, И. К.Утехина, В. А Илюхина, Е. Н. Потапова). В работах ( М.М Безруких, Н.В Новоторцева, Е. В. Новикова.) была высказана мысль о том, что графо-моторные навыки могут образоваться только на базе сформировавшегося двигательного навыка. По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графо-моторными навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Не мало важным считает Т.П Сальникова развитие тонкой моторики рук, так как по ее мнению это не мало важная ступень к обучению графо-моторным навыкам. Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями и особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи. Бесспорным вкладом в проблему коррекции графо-моторных навыков является методика целого, безотрывного письма Е. Н Соколовой. Не может остаться не замеченным мнение Н.Н Боголюбовой и Е.Н Потаповой о необходимости поэлементного начертания букв.

Исследование моторных функций, осуществленное Т.А. Фотековой, демонстрирует нарушение кинестетического праксиса (праксиса позы пальцев) и серийной организации движений у детей с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевых нарушений. Задачи работы: 1) изучить и проанализировать теоретический материал по проблеме коррекции графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста;

2) дать характеристику нарушениям графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи;

3) изучить степень нарушения графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи;

Техника графо-моторных навыков – слаженная работа мелкой моторики и графики. Графика является « языком» коммуникаций. Именно с помощью графических изображений человек может передавать информацию. Графо-моторные навыки являются составной часть моторных способностей человека. Все графические упражнения невозможно выполнить без овладения моторики руки и пальцев.[1]

В современной литературе существует много определений графического навыка. По мнению, Безруких М.М. графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.[2]

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. (толковый словарь).

Мелкая моторика представляет собой скоординированную работу мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, необходимой для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Также, применительно к моторике кисти и пальцев можно использовать термин «ловкость». Мелкая моторика включает в себя серию разнообразных движений, начиная с примитивных жестов (например, захват различных предметов) до мельчайших движений, которые способствуют формированию почерка ребенка. Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности. В своих работах Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М обращают наше внимание, что графо-моторные навыки можно разделить на группы:

1. Мелкая мускулатура пальцев (развитие силы пальцев и быстроты движений)

2. Зрительный анализ и синтез ( определение сторон: право, лево; ориентировка в пространстве листа)

3. Рисование

4. Графическая символика( изображение с помощью символов)

В настоящее время много детей с особенностями в развитии. А именно увеличивается число детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.

Опираясь на определение Левиной Л. Е. общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. Следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и влияют на усвоение письма.[3]

Знакомясь с навыками графического письма, ребенок с патологиями испытывает дискомфорт. Т.Б. Филичева и Г.Ф. Чиркина писали о некоторой двигательной недостаточности у детей с общим недоразвитием речи. Данным детям присуще не только общая соматическая ослабленность и замедленное развитие моторных функций, но и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Координация сложных движений, неуверенность в выполнении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения является выражением двигательной недостаточности. У детей данной категории наблюдаются недостаточная координация пальцев, кисти руки. У ребенка вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают локтевой и плечевой суставы, что еще раз подчеркивает нарушение мелкой моторики при развитии графо-моторных навыков. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорций элементов букв, одинакового наклона, строки, в результате чего письмо приобретает неряшливый вид, тесно связаны с неправильными движениями руки.[5]

В своей статье Емельянова С. говорит о том, что в процессе письма, ребенок с общими недоразвитиями речи теряет "графический контроль" над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки:– зрительно-двигательный тип графических ошибок – замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов. Например: шар-иар, совы-эовы, з-е, ц-щ,ж-х, д-б, о-а, и-у;– каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, угловатость письма.

Данные два типа графических ошибок объясняются несформирован-ностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка), а также недостаточным контролем со стороны учителя за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических норм при письме, не всегда аккуратным исправлением ошибок и нерегулярной их проработкой. Корректируя графо-моторные нарушения у детей с общим недоразвитием речи, важен процесс развития мелкой моторики, зрительной и слуховой функции. Ребенок, обучаясь письму, на начальных этапах допускает элементарные ошибки: неправильно держит ручку или карандаш; излишние движения руки при письме, а, следовательно, повышенный мышечный тонус кисти руки и пальцев. Все это свидетельствует о том, что первой ступенью коррекции графо-моторного навыка – развитие мелкой моторики рук. Не мало важно развитие зрительной и слуховой функции ребенка. Если не учитывать эти функции, то при формировании графо-моторного навыка ребенок будет испытывать трудности такие как: ориентировка в пространстве листа; неправильный наклон букв; несоответствующий нормам размер букв в тетради; невозможность удержания строки во время письма.[4]

Таким образом, процесс коррекции графо-моторных навыков у детей младшего школьного с общим недоразвитием речи протекает медленно с учетом особенностей, которые и вызывают затруднение развития. А именно: зрительная координация, мелкая моторика, пространственная ориентировка на листе.

Литература:

1. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: учебное пособие. М., 2003. - 129 с.

2.Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму - М.: Новая школа,2004.-81 с.

3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -- СПб.: СОЮЗ, 2007. -- 160 с

4.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос. 2001. - 255 с.

5.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 2009.—223 с.:

Просмотров работы: 2769