УПРАВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СТОИМОСТИ РАСТУЩЕГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УПРАВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА СТОИМОСТИ РАСТУЩЕГО БИЗНЕСА

Завалишин А.А. 1
1ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Владикавказский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ходе управления стоимостью компании необходимо правильно оценить предпосылки ее дальнейшего развития. И в процессе подобного прогнозирования на первый план зачастую выдвигается задача не безусловного роста стоимости компании, сколько сохранения достигнутых финансовых позиций.

Чтобы компенсировать любые стоимостные потери, прибыль компании в процентном выражении должна быть выше понесенных ею убытков. Например, если компания потеряла 20% стоимости активов, то она должна получит 25% на оставшиеся средства, чтобы достигнуть уровня безубыточности. Данный вывод оказывается справедливым и в обратной временной последовательности: если компания получает сначала 50% прибыли, то последующий убыток в 33,33% вернет компанию к исходным финансовым позициям.

В современной хозяйственной практике сохранение капитала оказывается более важным условием для успешных долгосрочных инвестиций, чем сохранение неожиданной крупной прибыли.
  1. Основные подходы к оценке стоимости компанией

Оценка стоимости компании – это определение рыночной стоимости предприятия как хозяйствующего субъекта, со всей совокупностью принадлежащих ему прав и обязательств, с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени и сложившейся рыночной конъюнктуры.

Стоимость компании – это объективный показатель результатов его деятельности, при этом отдельно оценивается эффективность работы предприятия, его настоящие и будущие доходы, перспективы развития бизнеса и конкурентная среда на рынке, проводится сравнение оцениваемого предприятия с предприятиями-аналогами.

Таким образом, оценка стоимости компании предусматривает углубленный финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив развития оцениваемого предприятия.

Любой владелец или покупатель предприятия (бизнеса) должен владеть информацией о том, что в соответствии с принятыми в Российской Федерации стандартами оценки от 2007 года (ФОС № 1), оценить стоимость любого объекта собственности можно с использованием трех подходов: доходного, рыночного (сравнительного) и затратного.

Доходный подход (incomeapproach) – совокупность методов оценки стоимости объекта собственности, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки и их сопоставлении с текущими затратами с учетом факторов времени и риска. Доходный подход предусматривает проведение оценки стоимости предприятия на основании величины дохода, как основного фактора, определяющего величину стоимости предприятия. Чем выше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и виды рисков, сопровождающих этот процесс.

Таким образом, доходный подход основывается на утверждении, что разумный покупатель не заплатит за объект больше суммы, которую оцениваемый объект принесет в будущем в виде чистого дохода, скорректированного на инвестиционный риск.

Сравнительный (рыночный) подход (marketapproach) – совокупность методов оценки стоимости объекта собственности, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Данный подход предполагает, что стоимость предприятий, обладающих равной покупательской полезностью, не будет кардинально отличаться друг от друга, а разумный покупатель не заплатит за объект больше той суммы, за которую он может приобрести на открытом рынке объект аналогичной полезности.

Сравнительный подход особенно актуален при динамично развивающемся, активном рынке сопоставимых объектов собственности. При применении метода сравнительного подхода к оценке стоимости предприятия оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов и проанализировать ее (физические характеристики объекта собственности, время продажи, месторасположение, условия продажи и финансирования). Следует иметь в виду, что действенность сравнительного подхода снижается в случае, если рынок находится в неустойчивом состоянии, характеризуется малым количеством сделок, наблюдается достаточно продолжительный по времени разрыв между оценкой объекта собственности и моментом совершения сделки, что приводит к искажению показателей оценки из-за быстрого изменения рыночной конъюнктуры.

Сравнительный подход широко применяется на Западе, так как там легко найти необходимую финансовую информацию, обеспечивающую объективность оценки и выявление различий между оцениваемой компанией и сопоставимыми объектами, в России в условиях непрозрачного рынка данный метод применять несколько затруднительно.

Затратный подход (assetbasedapproach) – совокупность методов оценки стоимости объекта собственности, основанных на определении текущей стоимости предприятия, его активов и обязательств, приобретенных за период его функционирования. Данный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят его совокупные активы.

Затратный подход характеризуется следующими методами:

- методом чистых активов (Net Asset Value);

- методом ликвидационной стоимости (Liquidation Value Method).

Рассмотрим более подробно оценку стоимости объекта собственности методом чистых активов.

Чистые активы – совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет собственного капитала.

Понятие «чистые активы» было впервые введено в Гражданский кодекс Российской Федерации в 1995 года, как нормативный показатель, оказывающий влияние на порядок формирования и изменения капитала, а также для оценки степени ликвидности предприятия. Этот показатель получает отражение в бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта в форме «Отчет об изменениях капитала» (форма по ОКУД 0710003).

Начиная с ноября 2014 года все хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, масштаба деятельности, применяемой системы налогообложения и формы собственности (кроме страховых и банковских организаций), обязаны при определении стоимости чистых активов руководствоваться единым регламентом, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2014 года № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов». Расчет стоимости чистых активов представляет собой не просто определение их величины для каких-либо теоретических выкладок, а производится для оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Стоимость чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации

Расчет стоимости чистых активов можно произвести по формуле:

ЧА = Активы - Пассивы

Принимаемые к расчету активы включают все активы организации, за исключением дебиторской задолженности учредителей (участников, акционеров, собственников, членов) по взносам (вкладам) в уставный капитал уставный фонд, паевой фонд, складочный капитал), по оплате акций.

Принимаемые к расчету обязательства включают все обязательства, за исключением доходов будущих периодов, признанных организацией в связи с получением материальной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.

Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета, активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе организации (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин), исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются.

Для определения величины ЧА используются следующие разделы бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001):

  1. Первый раздел бухгалтерского баланса (актив) - внеоборотные активы, который включает в себя нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы;

  2. Второй раздел бухгалтерского баланса (актив) – оборотные активы, который включает запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), денежные средства и денежные эквиваленты, прочие оборотные активы;

  3. Третий раздел бухгалтерского баланса (пассив) – капитал и резервы - не используется при расчете;

  4. Четвертый раздел бухгалтерского баланса (пассив) – долгосрочные обязательства, который включает заемные средства, отложенные налоговые обязательства, оценочные обязательства, прочие обязательства;

  5. Пятый раздел бухгалтерского баланса (пассив) – краткосрочные обязательства, который включает заемные средства, кредиторскую задолженность, доходы будущих периодов, оценочные обязательства, прочие обязательства.

Определение стоимости активов и пассивов.

Актив – это ресурс, способный генерировать, создавать в будущем приток денежных средств, либо сокращать их отток. С бухгалтерских позиций: в качестве актива выступает ресурс, который приобретает фирма в какой-то предшествующий период с точным определением получаемых будущих экономических выгод.

Основные аспекты управления компанией сводятся к следующим функциям:

  1. Инвестиционная составляющая, направленная на расширенное воспроизводство капитала, инвестированного в краткосрочные и долгосрочные активы

Оценка этой деятельности может осуществляться по следующим показателям:

  • рост имущественного потенциала,

  • рост собственного потенциала,

  • превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса,

  • степень капитализации прибыли, повышение доходности инвестиций,

  • повышение скорости оборота капитала

  1. финансовая составляющая, оценка эффективности которой производится по динамике следующих показателей:

  • формирование структуры капитала

а) виды собственного капитала

б) виды заемного капитала

в) определение финансового рычага,

г) выбор соотношения между риском и доходностью

  • структура распределения балансовой прибыли

  1. контрольно-аналитическая составляющая, оценка эффективности которой предполагает:

  • прогнозирование финансовых состояний рынков, экономической конъюнктуры,

  • планирование конкретной будущей финансовой деятельности,

  • учет затрат и результатов производственной, финансовой и инвестиционной деятельности,

  • анализ эффективности использования и вложения капитала

Принципы управления компанией во многом предполагают использование следующих концепций и положений:

  1. концепция информационной асимметрии, баланса экономических интересов и экономического компромисса,

  2. временной стоимости денег и соответствующие принципы дисконтирования и компаудинга,

  3. определение временных периодов и временного горизонта,

  4. расчет ставки дисконтирования и доходности инвестиций,

5) концепция динамики денежных потоков,

Определение стоимости активов, управление стоимостью компании, в частности, предусматривает использование методов сравнительной оценки и аналогий.

  1. Использование системы мультипликаторов в управлении стоимостью компании

Преимущества и недостатки практического применения системы мультипликаторов.

К основным преимуществам следует отнести:

-возможность оценки компании быстрее и проще, чем в случае использования метода дисконтированных денежных потоков,

-система предлагаемых оценок и мультипликаторов более понятна «инвесторам»,

использование сравнительных оценок с усредненными данными по отрасли, с другими компаниями позволяет более точно отражать относительную, а не внутреннюю ценность фирмы

Недостатки обусловлены тем, что:

  • сравнительные оценки относительно легко компилируются,

  • в ходе учета преимущественно текущего рынка возникают неизбежные погрешности проводимых количественных сопоставлений,

  • точность расчетов ограничивается также недостаточной прозрачностью используемых данных.

3. Система преимущественных мультипликаторов

1. Мультипликаторы прибыли

2. Мультипликаторы балансовой стоимости

3. Мультипликаторы выручки

Каждый из мультипликаторов – прибыли, балансовой стоимости, выручки – является функцией, зависимой величиной от трех переменных:

а) потенциала для формирования денежных потоков,

б) экономического (промышленного) роста,

в) делового и финансового рисков.

Конкретные показатели роста, рисков, потенциалов изменяются в различных мультипликаторах.

В известной степени эти различия можно уменьшить, если использовать упрощенные модели дисконтирования денежных потоков, с помощью которых рассчитывается ценность фирмы, затем - ценность собственного капитала. И, наконец, рассчитанные показатели ценности используются для определения мультипликаторов.

Цена/прибыль = ¦ (рост, мультипликаторы выплат, риск)

Цена/балансовая стоимость = ¦ (рост, мультипликатор выплат, риск, ROE)

Цена/объем продаж = ¦ (рост, мультипликатор выплат, риск, маржа прибыли).

4. Управление и оценка растущего бизнеса

Экономическое развитие фирмы выражается, прежде всего, в увеличении объемов денежных потоков, продаж. В свою очередь, возможный рост денежных потоков предполагает увеличение объемов инвестиций в основные средства производства, внеоборотные активы, что ставит задачу достижения сбалансированного операционного рычага.

Расширение объемов инвестиционной деятельности осуществляется, главным образом, за счет дополнительных финансовых ресурсов. Необходимость дополнительного финансирования, его объемов напрямую связана с конкретными источниками привлечения средств.

Таким образом, управление экономическим ростом фирмы требует повышенного внимания к формированию операционного и финансового рычагов, их правильного соотношения. Решение же этой задачи выражается в поддержании предпочтительного соотношения показателей: объемов реализации, операционной эффективности и финансовых ресурсов.

Понятие коэффициент устойчивого роста (Sustainable Growht Rate – SGR) определяется как минимальный годовой прирост продаж, который следует определять на прогнозируемых коэффициентах деловой активности, задолженности и выплаты дивидендов.

Модель устойчивого роста

Вариант А. Будущие коэффициенты показателей баланса и результатов деятельности остаются стабильными. Компания не прибегает к внешним заимствованиям капитала, а необходимые финансовые ресурсы формируются только за счет нераспределенной прибыли.

Для расчета коэффициента устойчивого экономического развития

в условиях стабильной рыночной конъюнктуры необходимы следующие расчетные показатели:

A / S - коэффициент капиталоемкости (активы/продажи)

NP / S - коэффициент чистой рентабельности (чистая прибыль / продажи)

B - коэффициент нераспределенной прибыли ( 1- в – это коэффициент выплат по дивидендам)

D / E - финансовый рычаг, соотношение стоимости заемных и собственных средств)

So - объем продаж за прошедший период

ΔS - абсолютное изменение объема продаж за текущий период по сравнению с прошедшим периодом

Коэффициент капиталоемкости, обратное значение коэффициента

оборачиваемости активов, отражает эффективность операционной деятельности компании. Чем меньше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются ресурсы.

В свою очередь, расчет коэффициента эффективности операционной деятельности осуществляется с учетом следующих факторов:

  • управление средним периодом дебиторской задалженностью,

  • управление товарно- материальными запасами,

  • управление основными средствами производства,

  • управление ликвидностью

Способность фирмы управлять оборотными и внеоборотными

активами выражается в коэффициенте чистой рентабельности, который является относительным измерителем эффективности операционной деятельности.

Основным условием устойчивого развития компании выступает

равенство прироста стоимости активов увеличению прироста обязательств собственного капитала:

  1. Прирост активов = ΔS * A / S

  2. Увеличение собственного капитала = b * NP / S * (So + ΔS)

  3. Увеличение суммарных обязательств = b * NP / S * (So + ΔS) * D / E

Итак, в целом:

ΔA = ΔS + ΔD,

в расчетной формуле, с учетом обозначений:

ΔS * A/S = b * NP/S * (So + ΔS) + [b * NP/S * (So + ΔS) ] * D / E

В окончательном варианте получаем:

ΔS/S = SGR = [b * NP/S * (1+D/E)] / [A/S – b * NP/S * (1+ D/E)]

Расчетная величина – это максимальные темпы увеличения объема продаж, которые “согласуются” с финансовыми коэффициентами пассивов. Такое соответствие обеспечивает финансово-экономическую устойчивость фирмы, но не максимально возможные темпы роста, которые предоставляются в конкретных рыночных условиях.

Согласно данной формуле, можно сделать вывод о том, что достижение коэффициента роста зависит от внешних переменных рынков реализации продукции и от успешности маркетинговой деятельности компании.

Умножая последнее выражение (числитель и знаменатель) на величину (S/A), получаем упрощенный вариант формулы:

SGR = [b * NP/E] / [1- b * NP/E]

Вариант В. Оценка при изменяющихся факторах.

В случае изменения рыночных условий увеличение объема продаж и адекватный прирост собственного капитала не сбалансированы по времени, имеют различную динамику развития. При таком варианте коэффициент устойчивого развития рассчитывается следующим образом:

SGR = [(E + New E – Div) (1+D/E) * S/A] / {[1-NP/S * [(1 – NP/S * (1+D/E)] * S/A} * 1/So – 1.

Данная модель позволяет учитывать неизбежные изменения в структуре капитала компании.

Основные движущие факторы устойчивого роста

Согласно данной схеме, коэффициент устойчивого роста можно рассчитать по формуле:

SGR = ROE * (1-b)

Расчетный показатель устойчивого роста представляет собой предельное значение, которое может быть достигнуто данной фирмой без корректировки ее экономических показателей или изменения финансового рычага.

Если компания вкладывает свою нераспределенную прибыль во внеоборотные активы, увеличивая заемные средства в степени, достаточной для того, чтобы сохранять постоянный леверидж, и если при этом все виды активов генерируют денежные потоки (выручку с таким же коэффициентом), как и прежде, а коэффициенты рентабельности продаж остаются прежними, то величины в отчете о прибылях и убытках и в балансе будут увеличиваться с таким же коэффициентом.

Коэффициент устойчивого роста, умноженный на сумму активов, представляет ту сумму финансирования, которую фирма может формировать без изменения структуры своего капитала и без использования дополнительных эмиссий.

Если компания стремится расти с большей скоростью, чем представленный расчетный коэффициент устойчивого развития, то она будет испытывать нехватку финансирования.

Потребности в дополнительном финансировании могут быть рассчитаны по формуле:

Объем дополнительного финансирования =

= (фактический рост –устойчивый рост) * сумма активов.

В графической иллюстрации недостаток финансирования и капиталовложений выглядит следующим образом:

 

Темп роста

Устойчивый рост

Фактический рост

Недостаток капитала

время

 

Если потребности в финансировании не могут быть компенсированы за счет нераспределенной прибыли, накопленной за предшествующие периоды, то необходимо увеличивать финансовый леверидж или осуществлять дополнительную эмиссию акций.

Рассмотренные аспекты определения коэффициента устойчивого роста компании способствуют более детальному исследованию различных вариантов финансовой политики, формированию наиболее эффективной инвестиционной стратегии.

Оценка бизнеса – это завершающий этап процесса комплексной диагностики фирмы. Эта оценка в значительной степени оказывается объективной, оставляя при этом открытым ряд вопросов.

Существование множества методов оценки, обусловлено тем, что каждый из методов имеет свои недостатки и ограничения, используется в конкретных складывающихся рыночных ситуациях. Поэтому во всех случаях оценка бизнеса не может носить абсолютно точного характера.

Список использованной литературы

  1. Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011.

  2. Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ.– 3-е изд. М.: Олимп-Бизнес, 2008.

  3. Бухарин Н.А., Озеров Е.С., Пупенцова С.В., Шаброва О.А. Оценка и управление стоимостью бизнеса: учеб. пособие / под общей редакцией Е.С. Озерова – СПб: ЭМ-НиТ, 2011.

14

Просмотров работы: 747