ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ

Красковская О.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный университет, факультет географии и геоэкологии (Институт наук о Земле), кафедра экологической безопасности и устойчивого развития регионов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Денежная система

Денежная система Швеции за свое многовековое существование претерпела ряд изменений. В годы средневековья как денежная единица использовались марка и риксдаллер, которые были заменены на марку в 1873 году.

Согласно ряду принятых законов, денежные единицы Дании, Швеции, а вскоре и Норвегии, на тот момент, приравнивались к 0,4 граммам золота. Кроме того, валюта трех стран с тех пор стала именоваться кроной (от слова “корона”), свободно циркулировала и конвертировалась по всему пространству Союза. Благодаря этому обеспечивалась относительная стабильность денежной единицы, а курс валют предохранялся от неожиданных скачков. С началом Первой Мировой Войны шведская крона, как и ее другие скандинавские собратья, перестала соответствовать золотому эквиваленту. Это привело к ее выпуску в виде бумажных банкнот и некоторому понижению курса, который, впоследствии, продолжал падать. Однако в 1922 году шведской кроне вновь удалось восстановить свой курс по отношению к золоту. После отмены чеканки монет из золота, их стали делать из железа, а 1920 году (спустя 2 года) – из справа меди и никеля. В 1924 году Скандинавский валютный союз потерял свое значение для стран-участников, так как на территории Швеции, согласно действующему законодательству, осталась лишь одна законная платежная валюта – шведская крона.

Швеция является одной из стран ЕС, не вводившей на своей территории единой валюты ЕС – евро.

Средний курс шведской кроны в 2014 году составил 6,9234 шв. кроны за 1 долл. США (в 2013 году – 7,2049 шв. крон) и 8,9447 шв. крон за 1 евро (в 2013 году – 9,5413 шв. крон). В настоящее время инфляция достигла очень низкого уровня в Швеции как по историческим, так и международным меркам.

В течение как 2000-х гг.индекс цен на потребительские товары увеличивался с ежегодными темпами 2-3%. В течение 2014 г. потребительские цены снизились на 0,2%. В настоящее врем проходит интенсивная дискуссия по вопросу о том, стоит ли Швеции присоединяться к третьей фазе экономического и валютного союза. Правящая Социал-демократическая партия проводит свой съезд осенью. Ожидается, что правительство Швеции объявит о своей позиции относительно экономического и валютного союза летом.

В 2042 году инфляция за год составила 2,3%. Увеличение инфляции объясняется ростом стоимости проживания (на 7,2%), связанным, прежде всего, с ростом расходов по ренте за ипотечные кредиты, ростом квартплаты (2%), ростом цен на топливо (5,1%) и на аренду помещений (2,4%). Одновременно произошло снижение цен на аудио-видео аппаратуру и компьютерную технику (-15%), а также на электроэнергию (-9,6%).

2. Налоговая система

Налоговые органы Швеции состоят из национального налогового ведомства (ГНС Швеции) и имеют трехуровневую структуру. ГНС подчиняется Министерству Финансов и Правительству страны, но не подчиняется правительственным ведомствам. Центральному налоговому ведомству (в Стокгольме) подчинены 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).

Налоговая система Швеции имеет достаточно сложную структуру. В настоящее время законодательство о налогах включает в себя свыше 350 законов, устанавливающих и определяющих порядок исчисления и уплаты почти 40 федеральных и местных налогов. Уровень налогообложения в Швеции высокий и существует множество прямых и косвенных налогов и сборов.

Основными прямым налогами являются государственный и местный подоходные налоги и государственный налог на собственность. Прямыми налогами облагается также наследование и дарение. Отдельно от налогов существует система разнообразных сборов, взимаемых с работодателей, из которых выплачиваются пенсии, медицинские страховки и прочие социальные выплаты.

Все доходы от косвенного налогообложения имеют два основных источника: НДС и акцизные сборы (г.о. на алкоголь и табак).

Весомая роль в доходах бюджета разных уровней принадлежит подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году. Резиденты Швеции обязаны уплачивать национальный и муниципальный подоходный налог на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции. Доход в размере не более 209100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке приблизительно 32 %. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25 %. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57 %.

Система обложения налога на добавленную стоимость (НДС) в Швеции сходна с системой обложения внутри ЕС. Предприятие, имеющее обороты, подлежащие обложению НДС, в размере более 1 млн. шведских крон, должно быть зарегистрировано в местных налоговых органах в качестве плательщика НДС. Если обороты менее 1 млн. шведских крон, то регистрация не обязательна. Обычная ставка НДС - 25 %. Пониженная ставка - 12 % по продуктам питания и услугам по туризму. Низкая ставка - 6 % по газетным изданиям

3.Бюджетная система и государственный долг

Шведская система исполнения бюджета базируется на самобытной модели государственного устройства страны, представляющей собой двухуровневую систему. Один уровень состоит из муниципального сектора, куда входят около 290 коммун (муниципалитетов), объединенных в 18 ландстингов, руководителей которых жители напрямую избирают один раз в четыре года. Второй уровень - государственный сектор, включающий в себя государственные органы (риксдаг-парламент Швеции, правительство, министерства, государственные учреждения), а также Государственный банк и пенсионные фонды.

Ландстинги и коммуны вместе взятые обеспечивают 40% расходов общественного сектора экономики связанных, прежде всего, с деятельностью, которая непосредственно затрагивает интересы населении, к примеру, таких, как начальное и среднее образование, здравоохранение, уход за пожилыми людьми и т.д.

Государственный сектор обеспечивает 60% расходов общественного сектора, при этом в нем занято лишь 5% от общего количества работающих в стране. Для сравнения, в муниципальном секторе занятость составляет 25% работоспособного населения.

Государственные учреждения являются базой для исполнения бюджета. Они имею широкую самостоятельность и четко обозначенную ответственность. Руководитель учреждения без стороннего вмешательства организует, планирует и осуществляет деятельность своего учреждения. В подчинении правительства находится около 270 государственных учреждений. Размеры, задачи и организационная структура учреждений сильно варьируются. В крупнейших из них - таких, как налоговая инспекция и управление рынка труда - заняты десятки тысяч сотрудников, в то время как в самых маленьких - считанные единицы. Учреждения являются составной частью одного юридического лица - государства, в роли представителей которого они и выступают. Все ресурсы, которыми они распоряжаются, принадлежат государству. Обязательства, принимаемые государственными учреждениями в рамках исполнения ими своих функций, являются обязательными для государства.

Бюджет, утверждаемый риксдагом, разбит примерно на 500 статей расходов, сгруппированных по 27 функциональным областям (например: общественная экономика и финансовое управление, здравоохранение и социальные службы и т.д.) и представляет собой, по сути, задание риксдага правительству. Правительство распределяет между получателями средств бюджета ассигнования, группируя их по трем основным направлениям: административные расходы, трансферты и инвестиции, а также формулирует, в так называемых «регламентационных письмах», конкретные цели и результаты, которые должны быть достигнуты за счет выделенных средств. Ассигнования, выделяемые правительством государственным учреждениям, определяют только направления и масштабы их деятельности и не указывают, как эта деятельность должна быть ими организована или осуществлена. Государственные учреждения самостоятельно определяют конкретные пути наиболее эффективного достижения целей в заданных финансовых рамках. То есть, руководитель бюджетного учреждения самостоятельно решает, какую часть выделенной одной строкой суммы на административные расходы потратить на заработную плату, аренду помещений, командировки, канцелярские принадлежности и т.д.

Если делать общий вывод об особенностях шведской модели исполнения бюджета, то можно отметить, что она направлена на максимальное использование рыночных механизмов в государственном секторе, на использование единых с частным сектором принципов стимулирования экономической деятельности. Как следствие, это приводит к повышению эффективности сектора государственного управлении, более оптимальному использованию ресурсов, повышению ответственности со стороны государственных чиновников за конечный результат, и в значительной степени уменьшает экономическую базу для коррупции.

Консолидированный государственный долг Швеции по данным Государственного управления по обслуживанию госдолга в 20124 году сократился на 43,8 млрд. шв. крон и составил на 31 декабря 2014 г. 1 107,7 млрд. шв. крон (около 160 млрд. долл. США), что составляет около 32% ВНП.

Государственный долг Швеции в сравнении со многими другими странами относительно небольшой. Швеция – одна из немногих стран Евросоюза, которая соблюдает требование Стабилизационного пакта о размере госдолга.

Структура госдолга Швеции на 31.12.2014 была следующая: номинальные заимствования в шведских кронах – 58,5%, реальные заимствования в шведских кронах – 19,5%, заимствования в иностранной валюте – 22,0%.

4. Банковская система

Швеция, как и вся Скандинавия, испытывает проблему переизбытка банковского потенциала (в стране на 3800 человек приходится 1 филиал кредитного учреждения). Проблема конкуренции стала проявляться острее в связи с активным развитием электронных банков. В Швеции, занимающей по уровню телефонизации второе место в Европе после Финляндии, 11% клиентуры банков осуществляет свои банковские операции по телефону. Чисто электронные банки обслуживают 3% рынка. Имея небольшой штат и низкие операционные расходы, они привлекают клиентов более выгодными условиями: по вкладам они платят, например, на 2,5 процентных пункта выше, чем традиционные банки. Самый большой электронный банк Швеции — Скандия при штате 210 человек обслуживает 30 тыс. клиентов, причём 70% операций производится по принципу самообслуживания. Электронные банки предлагают клиентам, как правило, широкий спектр услуг, и их перечень стремительно расширяется.

Система финансируется за счёт средств банков, имеющих охваченные гарантией депозиты. Гарантии ежегодно обходятся банкам ориентировочно в 0,25% от суммы размещённых в них депозитов, но эта величина может варьироваться в зависимости от соотношения между капиталом и активами в каждом конкретном банке, а также от общего результата функционирования системы гарантий.

В 2000-хгг в целях укрепления доверия к денежно-кредитной политике Швеция начала проводить курс на укрепление независимости Центрального банка страны и ограждения Центрального банка от влияния политических сил. В частности, центральной задаче Центрального банка — обеспечению денежно-кредитной политики — отдан приоритет перед поддержкой правительства в достижении постоянного экономического роста и занятости. Центральный банк избавлен от необходимости подчиняться каким-либо правительственным указаниям и нормативным актам. Хотя правительство по-прежнему определяет границы обменных курсов, в которых может колебаться национальная валюта, оперативное управление валютной политикой перешло в руки Центрального банка.

В настоящее время ведущее место в банковской системе Швеции занимает старейший в мире Центральный банк Швеции (Riksbank) (образован в 1668 г.). Он обладает монополией эмиссии национальной валюты — шведской кроны (печатание банкнот и производство монет осуществляется государственным предприятием), управляет золотым и валютным резервами страны, отвечает за формирование денежно-кредитной политики и функционирование платежной системы. Основным инструментом контроля за работой платежной системы страны является объединяющая все банки Швеции электронная система “Рикс”.

Центральный банк Швеции имеет независимый статус и подчиняется юрисдикции парламента Швеции (Риксдага). Основные задачи Центрального банка Швеции:

— поддержание ценовой стабильности, достижение целевого показателя инфляции на уровне 2%;

— стабилизация валютного курса (в настоящее время 1 шведская крона примерно равняется 0,1 евро);

— обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы;

— регулирование внутренних банковских операций;

— поддержание стабильности и устойчивости финансовой системы, постоянный ее мониторинг и финансовый анализ (функции более общего характера).

Все шведские банки, кроме Центрального банка, являются коммерческими. Надзор за их деятельностью осуществляет Банковская инспекция.

Кредитный рынок Швеции представлен 196 финансовыми институтами, 20 из них являются акционерными банками, 87 – сберегательными банками, 73 – кредитными фирмами, 17 – филиалами зарубежных банков и кредитных институтов.

Банковская система Швеции на сегодняшний день считается наиболее стабильной и по рейтингу занимает второе место, уступив пальму первенства банковской системе Канады.

Изменения работы банковского сектора Швеции после вступления страны в ЕС незначительные. Самое главное, что шведские банки стали больше выходить на европейский рынок. Так, крупный шведский банк Nordea открыл свои филиалы в Финляндии. С другой стороны, сегодня появилось больше иностранных банков, имеющих свои представительства в Швеции. Например, один из самых крупных банков Дании — DanskeBank. Швеция не приняла евро. Такова была воля народа. Сегодня государственная денежная единица Швеции — крона. Однако закон разрешает банкам Швеции торговать евро, и таким образом ничто не мешает их деятельности на международном рынке.

Крупнейшими банками Швеции являются “Свенска Хандельсбанкен” (на конец 1997 г., до слияния с Государственным ипотечным банком, оборотный капитал составил 7,8 трлн. крон), “Ференингс Спарбанкен” (6,5 трлн. крон), “Нурдбанкен” (6 трлн. крон, до слияния с финским “Мерита” ), “СкандинавискаЭншильдаБанкен” (3,1 трлн. крон, до слияния с крупнейшей страховой компанией страны “Трюгг-Ханса” )

5. Страхование

В Швеции развитая система страхования: более 600 компаний работают на страховом рынке. Подавляющая их часть – небольшие фирмы, работающие в сфере страхования от материального ущерба. Только деятельность 85 компаний распространяется на территорию всей Швеции. Около 30 компаний и 100 страховых обществ действуют на рынке страхования жизни, при этом 5 крупнейших компаний контролируют около 75% рынка данного вида услуг. Услуги предоставляются непосредственно самими страховыми компаниями, но в последнее время заметно возрастает число независимых маклеров. В настоящее время на шведском рынке работает 280 страховых маклерских фирм. В 1997 г. совокупная прибыль страховых компаний Швеции составила 96 млрд. крон, из них – 64 млрд. крон на рынке страхования жизни. Как институциональный инвестор страховые компании предоставили в управление инвестиционных компаний и фондов Швеции более 1,2 трлн. крон.

6. Финансовые рынки и фондовые биржи

Рынок ценных бумаг Швеции — один из важных источников финансирования ее экономики. Рынок ценных бумаг состоит из двух сегментов: первичного (внебиржевого) и вторичного (биржевого).

В настоящий момент в Швеции насчитывается 540 финансовых институтов (биржи, брокерские, клиринговые, фондовые, инвестиционное компании, их зарубежные филиалы) действуют на рынке ценных бумаг. Крупнейшие из них – брокерско-клиринговая корпорация “ОМ Группен”, принадлежащая ему Стокгольмская фондовая биржа, “Банкжиро”, Управление регистрации ценных бумаг, “Постжиро” . Рынок ценных бумаг – наиболее подверженная колебаниям и интернационализации часть финансовой системы Швеции. Многие из институтов данного сегмента финансового рынка являются составной частью крупных концернов, в состав которых входят банки или страховые компании.

Одним из основных инструментов платежной системы Швеции является система почтовых жиросчетов. Ежегодно через нее осуществляется около 400 млн. финансовых операций, или 1,1 млн. операций – ежедневно. Ежегодный объем платежей составляет 5 трлн. крон. Клиентами “Постжиро АБ” является около 700 тыс. частных лиц и фактически все шведские компании и учреждения. Практически все шведские компании и организации являются также клиентами “Банкжиро АБ” . Ежегодный объем финансовых операций, осуществляемых через систему банковских жиросчетов, составляет 2,6 трлн. крон (ежедневно – 1,2 млн. операций объемом в 10,5 млрд. крон).Одним из главных актеров на рынке ценных бумаг, в задачу которого входит ведение регистра владельцев акций входящих в его систему компаний и организаций, является АО “Управление регистрации ценных бумаг”. Другая важная сфера деятельности АО – взаимный зачет платежей по ценным бумагам. В его систему входят около 60 крупнейших финансовых институтов страны (все шведские банки, филиалы иностранных банков и фондовых компаний). В 2012 г. ежедневный оборот Управления составлял в среднем 331 млрд. крон. В феврале 2013 г. активы финансовых институтов Швеции составляли около 4 трлн. крон, при этом 58% активов приходилось на банки, 31% – ипотечные институты, 3% – финансовые компании, 2% – инвестиционные компании, 6% – на остальные финансовые институты. 2,1 трлн. крон находилось в займе, предоставленном небанковскому сектору, 41% заемных средств приходилось на банки, 48% – ипотечные

7 Роль государства в мировых финансах

Швеция располагает достаточно развитым банковским сектором, который имеет высокий объем капитализации и представлен в зарубежных странах. Также можно отметить развитую систему страхования, которая играет значительную роль в финансовой сфере.

Общий объем внешней торговли Швеции – страны с населением около 9,5 млн. человек в 2014 году составил 2354 млрд. шв. крон (около 362 млрд. долл. США) – примерно 44% внешней торговли России.

Экспорт Швецией товаров в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 7% и составил 1213 млрд. шв. крон (186,6 млрд. долл. США), на 7% вырос и импорт товаров – 1141 млрд. шв. крон (175,5 млрд. долл. США).

Положительное сальдо составило 72 млрд. шв. крон (11,1 млрд. долл. США) по сравнению с 69 млрд. шв. крон в 2011 году.

Основным финансовым центром Швеции является Стокгольм.

Список использованной литературы
  1. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. – Минск: Издат. Центр «Экономпресс», 1997. – 416 с.

  2. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.: ИНСАН, 1994. – 736 с.

  3. Европейский Союз. Прошлое, настоящее, будущее. От единого рынка к Европейскому Союзу. – М.: Право Москва, 1994.

  4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова" — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

  5. http://www.globfin.ru/articles/banks/ithyst.htm

  6. http://ria.ru/economy/20121205/913457322.html

  7. http://svspb.net/sverige/grafik.php?g=infljacija

  8. http://www.dp.ru/a/2012/12/14/Samie_bogatie_ljudi_SHvecii/

Просмотров работы: 3605