СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ

Волошина А.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде чем приступить к рассмотрению этапов становления детских телевизионных программ России, следует дать определение такому понятию как детское телевидение. Профессор кафедры тележурналистики Академии медиаиндустрии Вилен Васильевич Егоров определяет его как «систему направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей – дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель таких программ – всестороннее воспитание и образование детей и юношества. По жанрам и формам детское телевидение весьма многообразно: сказки, публицистические программы, приключенческие, научно-фантастические, научно-популярные фильмы, встречи с интересными людьми, викторины, конкурсы, мультфильмы». [Егоров В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии] Другое определение дает директор киношколы «ШАГ» Антон Ломоносов: «ТВ для детей – это фильмы-сказки, фильмы-истории для ребят, на примере которых подрастающее поколение в значительной степени формирует свои этические нормы, взгляд на жизнь, нравственные и духовные позиции, просто черпает знания». [Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" №2, 2007, Антон Ломоносов] Эксперт Государственной Думы по детскому телевидению, Анна Геннадиевна Коготько утверждает, что главные задачи современного телевещания заключаются в «ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у него любви к Родине, ее прошлому, привитие детям чувства гордости за свою страну, уважение к языку и народным традициям». [http://www.kroutov.ru/content/rgs/rgs13.shtml] К основным функциям детского телевидения Анна Геннадиевна относит культурно-просветительскую и воспитательно-образовательную, в меньшей мере говоря о развлекательном аспекте. По ее словам, последняя упомянутая функции необходима для поднятия настроения и мотивации детей, тогда как первые две позволят младшим зрителям усвоить нормы общественного поведения, закрепить знания, полученные в школе, а так же расширить свой кругозор. Приведенные характеристики, цели и задачи были описаны исследователями на современном этапе развития отечественного детского телевидения. Теперь же мы обратимся к истокам возникновения детского направления в телевидении и рассмотрим этапы его формирования.

Становление российского телевидения началось в 1930 году, когда в лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве разработали механизм, способный по радиоволнам передавать изображения. И уже в конце апреля – начале мая 1931 года лаборатория могла передавать на расстояния неподвижные фотографии известных деятелей страны и актеров. Спустя пять месяцев после первых опытных передач, картинка в телеэкране ожила. 1 октября 1931 года центральные газеты сообщили новость о том, что в Москве начинается регулярное телевещание. Долгое время «движущееся изображения» было немым, звук появился только в 1934 году. [История тележурналистики в России, Юровский]

Телевидение развивается, набирая все большую популярность во многих социально-демографических слоях аудитории, в том числе и детей, что предполагает трансляцию детского контента. И действительно, практически с момента зарождения и вплоть до 50-тых годов прошлого столетия юным зрителям показывали художественные фильмы, телеспектакли, представления и мультфильмы. К тому же, в 1939 году на телевидении вышла первая детская передача «С новым годом».

В это же время в Ленинградском телецентре выходит первый телевизионный журнал «Телевизор», а так же передача «Веселая эстрада».

В период Великой Отечественной войны телевещание приостанавливается. Однако, несмотря на вынужденное прекращение вещания, уже 1 января 1946 года по Московскому телевидению был показан концерт детской художественной самодеятельности.

В 1951 году вместе с появлением Центральной студии телевидения появляются первые редакции по направлениям: детские, общественно-политические, информационные, литературные и другие. Такая дифференциация ускорила процесс развития и становления детского телевещания в стране. Так, например, редакция начинает собственное кинопроизводство – запись телеспетаклей. Технологию прямого эфира заменили записью: на театральной сцене играли актеры, их снимали дублями на кинокамеру, стоявшую в зале в одном положении, позже проявляли запись и делали монтаж. Кроме того, по словам Г. А. Галочкиной детские передачи начинают регламентировано выходить каждую неделю в воскресенье. [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]

В 50-ые, 60-ые годы число телепрограмм растет; появляется определенная периодичность. Кроме того, передачи ставят в сетку вещания, исходя из рекомендованного распорядка дня ребенка. В 1951 году появляется научно-популярная программа «Путешествие по СССР»; «Умелые ручки», которая позже разделилась на две программы, для младшего возраста и для детей постарше. Еще одна программа – «Выставка Буратино» была ориентирована на самых маленьких зрителей. Выходила она раз в месяц по субботам, и с экранов малышей приветствовал Художник (Борис Курчевский – заслуженный деятель искусств РСФСР) и Буратино. Вдвоем они рассматривали рисунки, которые ребята присылали в редакцию, давали советы, а так же показывали и рассказывали об известных художниках. То есть, мы видим, как происходит расслоение телепрограмм по возрастным категориям.

С середины 50-ых детям отводят больше эфирного времени. Появляется «Клуб интересных встреч» для старшеклассников, «Пять рассказов об искусстве», «Пионерский театр», «Книжная полка».

Новый этап развития детского отечественного телевидения – Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» в 1960 году. В документе всем студиям телевидения предписывалось в обязательном порядке транслировать детские программы не менее одного часа в день. Для подростков появляются программы «Бери с коммунистов пример», «Путешествие в семилетку», «Здесь свершалась революция», программа Коммунистической партии Советского Союза «Сегодня, завтра и через 20 лет», «В эфире – старшеклассники», Для пионеров выходят «Школьные вести», «Дела пионерские», «ТАП» (Телевизионное агентство «Пионерия»). [«Сравнительный анализ детских телеканалов в России и Германии» Н.В. Шохина, диссертация]

В эти же годы намечается тенденция перехода от разовых передач к цикловым. Для привлечения детей к научно-познавательным программам журналисты-телевизионщики изобретают новые способы подачи информации, экспериментируют с формой и жанрами. Так появляется документально-игровая многосерийная пьеса, документально-игровой очерк, журнал, викторина, иллюстрированные выступления, беседы. В эфир выходит много программ воспитательного и эстетического характера: телевизионный театр, журналы об изобразительном искусстве - «Радуга, «Холст», музыкальные передачи - «Жаворонок», «Необыкновенный ключ», «Путь к музыке». В жанре портретный очерк появляется «Жизнь замечательных людей», а в форме олимпиады передача «Путь в науку». Развиваются детские спортивные программы, такие как «Веселые старты» и «Школа начинающего спортсмена». [Телевизионное вещание для детей и юношества, Галочкина, диссертация]

В 1963 году появляется программа, которая выходит в эфир и сегодня - «Спокойной ночи, малыши». Она сначала выходит в прямом эфире, состоит из закадрового текста и картинок, а затем для маленьких зрителей играют небольшие пьесы и кукольные спектакли с участием Буратино, Мямлика, Тепы, Шустрика. Частыми гостями программ становились дети, а так же актеры, которые рассказывали сказки. Привычные Филя, Хрюша, Каркуша и Степашка появились в конце 60-ых, начале 70-ых, а последним к куклам присоединился Мишутка.

Еще одна любимая передача советских детей – «Будильник». Каждое воскресное утро мальчики и девочки смотрели на экранах мини-спектакли, выступления детских коллективов и слушали рассказы своих кумиров.

Дальнейший количественный рост детских телепрограмм связан с введением в эксплуатацию телецентра «Останкино» в 1967 году и последовавшее за этим увеличение объема телевещания.

Многие исследователи, в частности А. Г. Когатько, Галочкина, А. Я. Юровский, говорят о расцвете детской телевизионной журналистики в 70-ые, 80-ые годы прошлого столетия. Жанрово-тематическое разнообразие позволило и самым маленьким телезрителям, и подросткам выбрать на телеэкране программы по своему вкусу и интересам.

В этот период на ленинградском телевидении, вещавшем практически на всю страну, выходит первая игровая телепередача для пионерских отрядов «Один за всех и всех за одного». «Мы стали делать первые в России телеигры. Тогда даже понятия такого не было, а еще не было никакой возможности смотреть программы не то что западных студий, но и социалистических стран. Это вынуждало все изобретать самим. Единственным, кто работал в том же жанре телеигры, был Владимир Ворошилов. Он вел «Аукцион», «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». Мы внимательно следили за работой друг друга, отправляли телеграммы, поздравляли с творческими находками», – рассказала в своем интервью журналу «Теле-Спутник» Тамара Максимова, редактор телепередачи.[http://www.telesputnik.ru/archive/27/article/20.html]

Еще одно новшество 70-ых – создание в детской телепрограмме сюжетно-ролевой игры. Именно этот принцип был заложен в основу новой программы Эдуарда Успенского «АБВГДейка». Она и сегодня выходит каждую субботу на телеканале ТВЦ, более 40 лет умело совмещая учебу и игру для дошкольников.

В 1976 году выходит еще одна любимая передача советских детей – «В гостях у сказки». Состояла программа из беседы ведущей, Валентины Леонтьевой, с телезрителями, где она рассказывала о новом художественном фильме для детей, истории его создания, режиссере, сценарии; просмотра этой киноленты, а завершалась вопросами о просмотренной сказке. В рамках телепрограммы с телезрителями держали обратную связь – призывали присылать в редакцию свои ответы, поделки, рисунки, которые показывали и обсуждали в конце программы.

Стоит сказать и о развитии на телевидении подвижных спортивных игр для детей всех возрастов. Это и «Вперед, мальчишки», и «Операция «Зарница»», и «Орленок», и «Мама, папа, я – спортивная семья», и другие.

После бурного развития детского телевидение в 70-ых, начале 80-ых, идет спад телепрограмм для детей дошкольного возраста. Объясняется это с одной стороны появившимся убеждением, что детям вредно проводить много времени у телеэкранов, а с другой о себе дает знать экономических кризис, и последовавшее за ним сокращение детских редакций.[ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, А. Г. Когатько.

Однако, несмотря на это, детское телевещание 1980-ых составляет более 50% всего эфирного времени.

В конце 80-ых, 90-ых и начале 2000-ых количество специализированных детских телепрограмм продолжает сокращаться, но вместе с тем в этот период в эфир выходит череда ярких, полюбившихся юным зрителям программ.

В 1988 году на Ленинградском телевидении выходит «Зебра». Эта программа дважды была признана лучшей в СССР на телевизионном фестивале и транслировалась в течение 9 лет. «Зебра» ориентировалась на подростков, состояла из сюжетов, в которых рассказывали, как преодолеть трудности и жизненные проблемы, а так же о необычных увлечениях и хобби. Кроме сюжетов в программу входили интервью с кумирами молодежи, видеоклипы советских и зарубежных исполнителей, отрывки художественных фильмов и мультфильмов. В конце передачи зачитывали письма, пришедшие в редакцию, отвечали на вопросы и давали советы.

В это же время Андрей Меньшиков выпускает «Лукоморье» - телепостановку для детей старше 6 лет. В центре студии поместили огромную декорацию – дуб, вокруг которого расположились герои русских народных сказок: Змей Горыныч, Баба – Яга, Кощей Бессмертный и другие. Программа выходила в будни и в формате музыкальных кукольных спектаклей рассказывала детям о космосе, природе, музыке, литературе.

В 1989 году выходит программа Сергея Супонева – «Марафон 15». Она была рассчитана на 15-тилетних подростков и состояла из 15 сюжетов, что оправдывало цифру в названии. Многие сравнивали ее с программой для взрослых «Взгляд». «Марафон 15» затрагивал многие темы, интересующие подростков: музыка, спорт, путешествия, космос, кулинария и другие, но главное поднимал вопросы полового воспитания в открытой, но тактичной форме.

В телевизионном журнале «Возможно, все», который начинает выходить в 1990 году, журналисты «меняют профессию». Для своих зрителей они готовы и покорять крыши многоэтажек, и нырять с аквалангом, и осваивать горный велосипед.

В 1991 году в эфир выходит телевикторина Юрия Вяземского «Умницы и умники». Участникам задают вопросы по истории, русскому языку, культуре, а победители становятся студентами МГИМО.

Многие детские вокальные способности были раскрыты на утреннем шоу-конкурсе «Утренняя звезда». Чуть более 10 лет, начиная с 1991, каждую субботу маленькие звезды участвовали в конкурсе, исполняя песни.

Любимый взрослыми и детьми юмористический журнал «Ералаш» с того же года окончательно переходит с кинозалов на телевидение, представляя зрителям забавные короткометражки.

С 1992 года по понедельникам в эфир выходит интеллектуальная игра для подростков «Звездный час». В 1993 – развлекательная передача «Зов джунглей». Это уже второй проект Сергея Супонева, выпускника факультета журналистики МГУ. В передаче школьники начальных классов делились на две команды: «Хищники» и «Травоядные» и соревновались между собой.

Еще одна программа Сергея Супонева – «Денди – Новая реальность». Выходит с 1994 года и рассказывает о новинках среди игр для игровых приставок. Новый авторский проект – «Семь бед – один ответ». Аудитория телевикторины дети 12-15 лет. За свою карьеру, прервавшуюся гибелью в 2002 году, Сергей Супонев был ведущим, продюсером, автором более 20 передач для детей.

Еще одна программа об играх, но уже компьютерных выходит по будням с 1995 года и называется «От винта!». В 1996 году в Россию приходит уже довольно известная в Европе детская программа американского производства «Улица Сезам». Вместе с героями передачи зрители осваивали образовательную программу и правила поведения.[Сравнительный анализ детских телеканалов России и Германии, диссертация Шохина]

К концу 20 века, за пару десятилетий количество телепрограмм для детей сократилось более чем в восемь раз. Так в сетке вещания основных шести телеканалов детям отвели только 5,7% эфирного времени, куда вошли как программы, так и мультфильмы. [Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ)]

«Начиная с 2000 –го года телевидение для детей погрузилось в эпоху упадка, причинами которого являлся мировоззренческий кризис российского общества, а также изменения государственной политики в социальной сфере – отказ от традиционного принципа содействия культурной организации общества. Отсутствовал системный подход к вещанию для детей. Проблемы трансформации телевидения были обострены не только политическими переменами, но и экономическими нововведениями. Руководство каналов получило возможность распоряжаться рекламным временем, а точнее, его рыночной стоимостью. Содержание перестало быть единственной ценностью передач, особое значение стало придаваться получению прибыли от использования эфира». [ТВ для детей: теория, история, перспективная модель функционирования, Когатько А.Г.]

В 2000-ые годы возникает совсем немного детских телепрограмм, они не имеют колоссальный успех своих предшественников и не являются «долгожителями» эфира.

В 2003 появляется передача для подростков «Перемена», где подрастающее поколение воспитывают на положительных примерах и героях.

В этом же году выходит телевикторина Тины Канделаки «Самый умный». В программе школьники отвечают на вопросы выбранной категории знаний и зарабатывают баллы, соревнуясь за верхние строчки турнирной таблицы, чтоб финале игры выяснить, кто самый умный.

Стоит отметить, что по исследованию А.В. Шарикова, советника и консультанта по вопросам исследования аудитории в ВГТРК, в 2004 году объем вещания телепрограмм за полугодие составил меньше 1%, а именно 0,3 %. А вместе с тем количество мультфильмов в сетке вещания составило 4,2%.

Из телепрограмм, появившихся в эпоху расцвета детских передач, в 2000-ых выходят единицы: «Ералаш», «Следствие ведет Колобков», «Царь горы», «Спокойной ночи, малыши», «АБВГДейка» и «Улица Сезам». Из новых: «Дисней клуб», «Твинисы», «В гостях у Маэстро», «Помогите Телеку», «Дикие животные», «Не хочу быть взрослым», «Новогоднее путешествие», «Отчего, почему», «Ступеньки», «Мамина школа». Представленные программы для детей и юношества выходили только на шести телеканалах, а вот мультфильмы на 16.

В 2007 возникает программа о животных «Зверинец», которую с натяжкой можно отнести к детской – больше к категории семейной.

В этом же году выходит программа «Властелин ума» - аналог программы телеканала ВВС и «Самый умный». Четыре участника в первом раунде отвечают на ряд вопросов по подготовленной теме, а во втором тестируют себя по общим знаниям. Игрок, получивший наибольшее количество баллов выходит в полуфинал, где сражается за выход в финал и главный кубок – хрустальное яблоко.

Еще один новый проект 2007 года – развлекательно-познавательная программа об устройстве мира «Галилео», аналог немецкой одноименной программы. Состояла она из нескольких сюжетов, в которых детям и подросткам рассказывали о самом занимательном и интересном в окружающем мире с научной точки зрения, но доступным языком. Так же ведущий, Александр Пушной, в студии проводил химические и физические эксперименты, объясняя их значения и результаты.

Спустя два года появляется новое интеллектуальное шоу – «Сокровище нации». Главная цель программы - выбрать четырех подростков, самых эрудированных и любознательных, как символ нового поколения россиян. За титул «Сокровища нации» детям приходилось сражаться против взрослых.

Ключевой этап 2000-ых в истории становления детских телевизионных программ – создание специализированных детских телеканалов, которые со временем начинают круглосуточное вещание.

Первым таким каналом в России стал Nickelodeon. Все его вещание состояло из зарубежного контента, состоящего преимущественно из анимационных мультфильмов и сериалов. Еще один иностранный телеканал переведенный на русский – FoxKids, состоял только из зарубежных мультфильмов.

В 1998 году появился первый российский телеканал «Детский мир». Изначально вещание составляло 18 часов в сутки, а зрителям транслировали мультфильмы, сказки, художественные и документальные фильмы, шоу и развлекательные программы отечественного производства. В 2009 году контент разнообразили зарубежными мультфильмами.

В 2007 году начала вещание «Теленяня». Новый федеральный кабельный телеканал, созданный «Первым каналом», был ориентирован на детей от трех до восьми лет. Сетка вещания состояла из российских и советских фильмов и мультфильмов, а так же программ собственного производства: игровых шоу, познавательных и интеллектуальных викторин.

В этом же году начинает беспрерывное вещание еще один детский телеканал – «Бибигон». Он так же всероссийский, но вещает через спутник. Телеканал создан при поддержке ВГТРК, ориентирован на детей старше восьми лет, и так же, кроме мультфильмов и кино, содержит собственные программы в сетке вещания.

К 2010 году эти телеканалы прекращаются свое вещание, слившись в один детский канал – «Карусель». Сетка вещания выстраивается следующим образом: многочасовой блок из контента «Бибигона» для подростков, а затем программы для младшего возраста, взятые у «Теленяни». Появляются и другие детские телеканалы, входящие в состав кабельных и спутниковых пакетов, такие как «Мать и дитя», «Мультимания», «Рыжий», «Дисней» и другие, но доступ к ним имеет не все население страны.

Вследствие разделения телевизионных компаний на вещательные и производящие, актуально сказать о компаниях, занимающихся подготовкой и выпуском детских телепрограмм.

В 1994 году была создана телекомпания «Класс!», которая уже 15 лет производит «Спокойной ночи, малыши», а так же программы для малышей на телеканале «Карусель». Ранее снимала такие программы как: «До 16 и старше», «Зов джунглей», «Рок - урок», «Как-то раз», «Лего-го», «Без репетиций», «Отчего? Почему?», «Не зевай!», «Классная компания», «Ням-ням», «Кварьете «Веселая КВАмпания»».

Еще один лидер в производстве детского контента – творческое объединение «Экран». Это была первая профессиональная организация в СССР, которая создавала фильмы и мультфильмы. Студия считалась одной из крупнейших в стране, снимавшая в год 30 кукольных и рисованных мультфильмов, а так же фильмов в разных жанрах. В 1994 году творческое объединение «Экран» было закрыто.

Рассмотрев историю становления и развития детского телевещания в России становится очевидно, что на сегодняшний день есть необходимость в увеличении доли детского контента на обязательных общедоступных каналах за счет новых оригинальных телепрограмм.

Просмотров работы: 8581