ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА ИНДИИ К СТАТУСУ МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА ИНДИИ К СТАТУСУ МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ

Круть В.Г. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
После обретения независимости в 1947 г. основной внешнеполитической целью руководства Индии стало превращение страны в мировую державу. И вот уже практически на протяжении 70 лет правящая элита старается придерживаться выбранного курса. Мир начал обращать внимание на подъем Индии, когда в июле 2005 г. Дели заключил с Вашингтоном ядерное соглашение. Однако этот прорыв лишь один из показателей кардинальных перемен, которые происходят в индийской внешней политике после окончания холодной войны [1].

В течение второй половины XX в. индийские руководители по-разному трактовали роль и место страны в тех процессах, которые происходили в мире. Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Республики, придавал огромное значение взаимоотношениям как с непосредственными соседями страны (в особенности с населенным мусульманами Пакистаном), так и с остальными освободившимися странами, стремившимися разрушить остатки колониализма в Афро-Азиатском регионе, снизить градус агрессивности крупных держав в Южной Азии, а также покончить с расовой дискриминацией и бедственным социально-экономическим положением населения внутри самой Индии. Эти шаги нашли свое отражение в принятии Индией в 1961 г. роли государства-соучредителя Движения неприсоединения (ДН).

Впоследствии Индира Ганди, правившая с перерывами с 1966 по 1984 гг., продолжила курс своего отца («курс Неру») по укреплению международного авторитета и статуса Индии в мире. Именно благодаря ей была запущена первая АЭС в стране (1969), проведено первое испытание ядерного оружия (1974), что сделало Индию лидером среди стран зоны Юга и фактически выразителем интересов освободившихся государств [2].

После краха биполярного мира Индия утратила возможность играть на противоречиях двух систем и уже больше не была между Западом и Востоком. Движение неприсоединения, лидером которого она являлась, всё больше теряло свое влияние в мире из-за изменения повесток дня в бывших странах социалистического лагеря. Больше механизмом решения международных проблем ДН быть не могло, что привело индийское руководство к осознанию смены приоритетов в проводимом внешнеполитическом курсе. Выражение интересов развивающихся стран перестало быть основной целью индийской дипломатии. Индия начала концентрировать свои силы на корректировке влияния в «домашнем» регионе, в целях обеспечения адекватного своему весу в мире места в мировом сообществе [3].

Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось для страны поиском новых путей взаимодействия со странами-соседями, а также с крупными мировыми игроками. Так, в начале 1990-х гг. был налажен диалог со странами группы АСЕАН (в 1995 г. Индия стала наблюдателем в организации). В 1997 г. возникает БИМСТЕК – сообщество стран Южной и Юго-Восточной Азии, которое имеет под собой цели экономической интеграции и торгового взаимодействия стран региона.

В настоящее время Индия утверждается в роли одной из ведущих экономических держав, причем ее экономическое влияние выходит за рамки Южноазиатского региона. Прирост ежегодного ВВП в ближайшей перспективе уже должен составить 8-9 %, а сам объем ВВП в скором будущем при нынешних темпах развития станет уже третьим на планете, что ставит страну в один ряд с десяткой самых быстроразвивающихся экономик мира. Страна сумела достичь подобных результатов благодаря курсу экономической либерализации, взятому в 1991 г. тогдашним премьер-министром Нарасимха Рао.

В начале нового столетия индийская дипломатия продолжила укреплять курс на повышение собственной роли и веса собственного голоса в международных делах. Во времена холодной войны Индия находилась в теплых отношениях с СССР и практически прекратила все контакты с США, особенно после активной поддержки последними КНР и Пакистана. В 2000-х гг. в ходе двусторонних контактов между Джорджем Бушем-мл. и Манмоханом Сингхом американское направление в индийской внешней политике, как и индийское в американской стало одним из развивающихся. Политика «смотри на Восток», провозглашенная Нарасимха Рао в 1991 г., получила жизненное воплощение: в 2002 г. состоялся первый саммит АСЕАН+Индия, в 2005 г. был дан старт работе региональной площадке по решению экономических вопросов «Меконг-Ганг». Индия стала одной из стран участниц Восточноазиатского саммита.

Логическим завершением проводимой внешнеполитической линии стало участие Индии в двух объединениях региональных держав. Это группа РИК (Россия-Индия-КНР), которая является гарантом антитеррористической безопасности на территории Евразии наравне с ШОС, а также объединение ИБСА (Индия-Бразилия-Южная Африка). Сам факт того, что Индия находится сразу в двух подобных образованиях, говорит о повышающейся роли страны в процессах, проходящих не только в Южной Азии, но и в других частях Евразии и даже на других континентах. В 2005 г. Индия становится государством-наблюдателем в ШОС (наравне со своим давним региональным соперником – Пакистаном), а уже в 2009 г. окончательно оформляется группа БРИК (с 2011 г. – БРИКС).

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 30-50 лет Индия станет играть ключевую роль как в региональных процессах, так и в вопросах международного характера, уладив при этом многочисленные внутренние противоречия.

Однако, так ли всё радужно во внешнеполитической и внутриполитической жизни Индии? Существуют ли проблемы в переходе страны к статусу мировой державы? И станет ли Индия новым мировым центром влияния?

Выявляя и анализируя те факторы, которые способствуют восхождению Индии на «мировой Олимп», можно заметить, что они условно разделяются на три аспекта: внутренний, региональный и глобальный. Именно тщательному разбору каждого из них и будет посвящена данная статья.

Внутриполитический аспект

Внутриполитическая жизнь Индии является в основном предметом исследования ученых-индологов. Эксперты по международным отношениям, не специализирующиеся в вопросах Южной Азии и в частности Индии, практически не затрагивают в своих исследованиях эти вопросы. Хотя, как и в жизни каждой страны, а в особенности быстроразвивающейся, внутри Индии происходят сложные и противоречивые явления. Такими проблемами являются наксализм, кардинальное изменение территориально-политической карты страны (в особенности в XXI столетии), а также влияние конфессионального и кастового факторов на социально-политическую жизнь страны.

Наксализм является формой восстановления «закона и порядка», однако это явление уже давно переросло мирные пути разрешения проблемы. По сути, это вооруженный захват и дележ помещичьих земель «отсталыми классами». Свое начало течение получило после инцидента 2 марта 1967 г. в деревне Наксалбари, когда юноша по имени Бимал Киссан начал обрабатывать те земли, которые полагались ему по решению суда. Однако землевладельцы воспротивились такому варианту решения проблемы и «жестоко проучили» крестьянина с помощью рук наемных бандитов. Манмохан Сингх называл наксализм одним из самых «жестоких и непримиримых врагов внутренней безопасности и целостности всего государства» [4]. Он даже уподоблял это течение терроризму.

Рассматривая борьбу государства с наксализмом, нельзя не заметить, что в этой области сложилась патовая ситуация. Не решая аграрной проблемы, государство не может сокрушить наксализм. Наксализм, оставаясь силой маргинальной, не может сокрушить государство [5].

Следующая проблема внутриполитической жизни Индии – реформирование малых штатов и образование новых. По Конституции страны 1950 г. в стране создавалось 4 группы штатов, которые имели различный правовой статус [6]. Процедура создания новых субъектов Союза Штатов (именно так Индия провозглашается в собственной Конституции) закреплены в статье 2 и 3 Основного закона. Административная реформа 1956 г. уравнивала штаты по этнолингвистическому признаку. Таким образом, появилось 14 административно-территориальных образований. Но по существу реформа продолжается до сих пор.

Источником политической борьбы за образование отдельного субъекта в федеративной Индии стал северо-восток, где многочисленные племена стремились к выделению Ассама. Также остро стоял вопрос у народов нага и мизо за автономию (в 1962 г. – образовался штат Нагаленд; 1971 г. – создание союзной территории Мизорам, преобразована в штат в 1986 г.). В 1960 г. Бомбей был разделен на 2 самостоятельных субъекта: Марахаштру и Гуджарат. В 1975 г. состав Индии пополнил бывший протекторат – Сикким. В 1986 г. союзная территория Аруначал-Прадеш, которая после китайско-индийской пограничной войны 1962 г. является предметом спора во взаимоотношениях двух стран, была повышена до статуса штата. В 1987 г. Гоа из разряда союзной территории также перешла в ранг штатов [7].

В настоящий момент в стране уже 29 штатов, а также 7 союзных территорий. Сильную обеспокоенность вызывает этническая напряженность в местах компактного проживания племен. Во избежание усугубления религиозной и этнолингвистической розни создаются автономные районы и дистрикты.

Роль кастового и конфессионального факторов многими исследователями считается «собственно индийскими». В современной Индии существует 3 силы (касты): брахманы (9 % на севере страны, 2-3 % на юге), средние (небрахманские, но «чистые») касты (32-53 %), неприкасаемые (в среднем 15-17 %) [8]. Остальное население Индии составляют мусульмане, христиане, многочисленные племена и т.д. Кастовый фактор четко показывает проявление групповой солидарности, а не индивидуальный выбор, ориентир предпочтений отдается кастовому лидеру. Партиям в Индии приходится заниматься «кастовой арифметикой», меняя политические предпочтения огромных масс людей.

Что касается конфессионального фактора, то и он в Индии имеет свои особенности. Основным противостоянием во внутриполитической жизни страны является столкновение между индусским большинством и мусульманским меньшинством. Это противостояние на руку индийским шовинистам, целью которых является обострение отношений между индусами и мусульманами вплоть до гражданской войны. Основным противоречием является тот фактом, что индуизм не сплачивает, а разобщает массы (в отличие от ислама) из-за своей многоликости. Правительство уже на протяжении более 70 лет пытается пропагандировать концепцию хиндутвы («индусскости»), но пока безуспешно.

Таким образом, Индия представляет собой достаточно сложное и противоречивое государственное образование. Однако внутренние противоречия стихают под влиянием успехов на региональной и глобальной международной арене, о которых пойдет речь далее.

Региональный аспект

Как уже было сказано, в 1991 г. премьер-министром страны Нарасимха Рао был провозглашен курс «смотри на Восток» (Look East policy). За последние 25 лет благодаря данной политике индийскому руководству удалось установить крепкие отношения со странами АСЕАН, а также с Бангладеш, Непалом и Бутаном. С приходом к власти Нарендры Моди в 2014 г. программа «смотри на Восток» постепенно трансформируется в «действуй на Востоке». Помимо стран Юго-Восточной Азии, важнейшим партнером Индии в регионе остается КНР. В 2000-е г.г. состоялся ряд двусторонних визитов первых лиц двух государств. В 2008 г. была подписана политическая декларация «Совместное видение XXI века КНР и Индийской Республикой». Впоследствии также состоялся ряд двусторонних визитов. При этом стороны отмечают, что «достижение нынешнего уровня индийско-китайских отношений» далось нелегко» [9].

При этом уже в 2012 г. вышел доклад, подготовленный авторитетными специалистами по национальной безопасности Индии, под названием «Неприсоединение 2.0: внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке». В нем четко прописывается вероятность нового биполярного противостояния между США и КНР, которое не будет равнозначным противостоянию США и СССР. Однако этот документ пока что не заручился поддержкой общественности, хотя бы потому что итоги правления М. Сингха показали, как внедрение элементов балансирования между США и КНР может испортить отношения как с одним, так и с другим актором международных отношений. С приходом Моди линия политического руководства стала менее категоричной, более лояльной к любому сценарию развитию событий. Сам премьер-министр дает понять, что «все возможно при достаточном уровне помощи развития Индии» [10]. Также нынешний премьер-министр отказался от термина «неприсоединение» во внешнеполитической линии из-за конъюнктурных причин.

Помимо вышеперечисленных стран, главным оппонентом Индии на протяжении многих десятилетий остается Пакистан. В течение второй половины XX в. между двумя странами было 3 пограничных конфликта. В 1998 г. они провели испытания своего ядерного оружия, благодаря чему попали в неофициальный «ядерный клуб». В новом тысячелетии страны стали взаимодействовать теснее, чем в XX в. Так, в 2005 г. Индия и Пакистан стали государствами-наблюдателями в ШОС. В 2015 г. было принято решение о принятии обеих стран в состав ШОС, пополнение организации новыми членами планируется в 2016 г. на саммите в Нью-Дели. Также на 2016 г. намечено проведение в Исламабаде саммита стран-членов СААРК. Подобные площадки, безусловно, способствуют налаживанию взаимодействия между двумя давними оппонентами.

Глобальный аспект

Индийские исследователи традиционно делят мир на три стратегических кольца. Первое и второе составляют государства-соседи и партнеры по Евразийскому континенту. В третье же кольцо входят представители «высшего общества» на мировой арене – крупные державы современности, такие как США, КНР, Германия, Франция. Основной внешнеполитической целью Индии в XXI столетии является балансирование между ведущими акторами, взаимодействие с целью укрепления собственного внешнеполитического авторитета для влияния на внутриполитические процессы.

Перед Индией стоят непростые задачи, которые требуют взаимодействия с иностранными партнерами. Этими задачами являются нераспространение террористических группировок в Южной Азии, увеличение объема ВВП страны и повышение темпов роста этого показателя, а также урегулирование пограничных споров. Важнейшим шагом на пути решения данных задач стоит модернизация структуры Совета безопасности ООН. Многие страны уже выступают за предоставление Индии голоса в качестве постоянного члена СБ (причем некоторые даже высказываются за предоставление ей права вето): это Франция, Россия, Великобритания, страны ИБСА. В защиту Индии в последние годы также выступает и КНР. При этом китайское руководство не видит предпосылок предоставлять Индии право вето, если принятие ее заявки состоится. Также против предоставления права вето в СБ ООН Индии высказывается Пакистан. Еще в ноябре 2010 г. в ходе визита Б. Обамы в Нью-Дели, президент США еще раз «выразил надежду на включение Индии в число постоянных членов Совета безопасности» [11]. Параллельно с этим заявлением глава МИД Пакистана отметил, что такое развитие событий нарушит баланс сил в регионе.

Выводы

Выделив и проанализировав три фактора, оказывающих влияние на положение Индии на мировой арене (внутриполитический, региональный и глобальный), можно отметить, что в настоящее время страна находится на этапе экономического, политического и культурного подъема. Укрепляются связи с Южноазиатским регионом, с ключевыми игроками на международной арене, правительство находит решение противоречивых проблем самой Республики. Сейчас Индии необходимы ресурсы и технологии для улучшения всех вышеперечисленных видов отношений [12]. Страна продолжает идти выбранным еще в 1947 г. курсом ее первого премьера, «курсом Неру», по словам которого: «Мы предлагаем избегать переплетений блоков и групп держав, осознавая, что именно так мы служим не только делу Индии, но и делу мира во всем мире». Это лишний раз доказывает уникальность выбранного Республикой «срединного пути» как на мировой арене, так и в истории всего человечества.

Список использованных источников и литературы

1. Раджа Мохан. Индия и политическое равновесие // Россия в глобальной политике. – 2006. – № 4. – С. 8-24.

2. Лунев С.И. Индия как один из новых центров глобального влияния // Сравнительная политика. – 2012. – № 2 (8). – С. 90.

3. Там же.

4. Куценков А.А. Наксализм: состояние и перспективы // Индия: перспективы современного развития. Внутренний, региональный и глобальный аспекты: материалы научной конференции / Под ред. Т.Л. Шаумян, В.П. Кашина и др. – М., 2013. – С. 10-11.

5. Там же.

6. Восток и политика: Политические системы, политические культур, политические процессы: учебник для вузов / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М., 2015. – C. 341-351.

7. Там же.

8. Там же.

9. Семячкин А.А. Внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке // Мир и политика. – 11.02.2013. – URL: http://mir-politika.ru/3584-vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-xxi-veke.html

10. Ленчук Р. Внешнеполитическая стратегия Индии в период правления Нарендры Моди // Аналитическое агентство «Внешняя политика». – 07.07.2015. – URL: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-pravlenie-narendry-modi/

11. Семячкин А.А. Внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке // Мир и политика. – 11.02.2013. – URL: http://mir-politika.ru/3584-vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-xxi-veke.html

12. . Униикришнан Нандан, Пурушотхаман Ума. И всё же по заветам Неру // Россия в глобальной политике. – 26.11.2015. – URL: http://www.globalaffairs.ru/number/I-vse-zhe-po-zavetam-Neru-17845

Просмотров работы: 2183