На наличие в социокультурной среде системы протекающих процессов указывает протяженность и непрерывность изменений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды и, практически совпадающие во времени и отдаленные ‒ будут качественно различны. Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.
Существует, по крайней мере, два фактора, которые влияют на развитие личности. Один фактор – биологический. Под ним мы подразумеваем те обусловленные генотипом признаки или особенности, с которыми рождаемся. И так как мы не можем изменить биологический фактор, то не можем изменить признаки и особенности, с которыми появились на свет. Второй фактор касается всего того, что нас окружает. Если биологический фактор дает человеку какие-то потенциальные возможности, то фактор окружающей среды, помогает ему развить их. Таким образом, для человека очень важно, чтобы вокруг него было такое окружение, которое способно изменить его окружающую среду.
В контексте нашего исследования понятие «среда» неотрывно от понятия «место жительства», которые находятся в тесной зависимости и являются взаимообусловливающими компонентами. Удобство жизни и возможности для развития личности в условиях места жительства напрямую завися от компонентов среды, имеющей или не имеющей необходимое наполнение.
В науке нет однозначного определения понятия «среда». Слово «среда» буквально означает «середина». В современном русском языке так называется то, что находится «посредине», то есть занимает промежуточное положение между рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее значение понятию «среда»: «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [10, с. 759].
Современная философия рассматривает среду как решающий, но не единственный фактор индивидуального развития. Акцент делается на выделение более сложной, многообразной, противоречивой взаимозависимой, но не плоскостной, а пространственно-объемной связи индивида с окружением. современная философия образования на уровне общей характеристики понятии рассматривает среду как субстанцию, которая, в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума), обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами [11, c. 119].
В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [4, с. 68].
Как отмечает С.В. Кривых, выделяют различные основания классификации сред. По степени глобальности различают макросреду, мезосреду, микросреду; по виду существования и развития материи выделяют биологические, технические, культурно-этнические и другие виды сред; по направлению решаемых общественно-значимых задач – среды духовного развития и существования человека, физического развития и здорового образа жизни, а также – воспитания, обучения и непрерывного повышения квалификации; технического и коммуникативного развития; экологического состояния страны, региона, города и др. [5].
Современные трактовки понятия «среда» определяются контекстом. Д.Ж. Маркович, П.А. Сорокин и другие авторы рассматривают ее в социологическом аспекте: «Совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении»; «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных, где есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и вертикальных направлениях [7, с. 56].
Независимо от подхода к построению структуры социальной среды и конкретных элементов, все авторы выделяют ее общие признаки: среда ‒ это сложное, многомерное, системное, иерархически устроенное образование. Системность среды подразумевает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней существует множество «измерений», сторон, различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач, подхода, могут быть выделены различные основания для построения среды как системы и различные содержания [6, с. 165].
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников рассматривают среду в социально-культурном аспекте, отмечая, что социально-культурная среду представляет собой определенные поля жизнедеятельности, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями [3, с. 54].
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие: культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности); художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей ‒ их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения); духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне ‒ как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности); экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
Важной составляющей социально-культурной среды, на наш взгляд, является ее культурнотворческие возможности, т.е. наличие совокупности материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения культуротворческих задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. В создании такой среды конструктором и технологом-организатором выступают специалисты социально-культурной сферы и учреждений культуры. Активное участие при этом принимает само население.
Основные механизмы средового влияния, по мнению В.А Ясвина, заключаются в следующем:
1. Среда создает пространство возможностей для различных видов деятельности, для самопредъявления, для самореализации.
2. Среда создает набор образцов для подражания, дает возможность выбора.
3. Среда предъявляет и определенные санкции за соответствие или несоответствие её требованиям; их особенностью в средовом контексте является то, что они обычно бессубъектны, а требования среды содержат высокую степень неопределенности, что влияет на выработку внутренней регуляции деятельности человека [14, с. 112].
Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; сам процесс этой деятельности во всех ее этапах; совокупность объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.
Социально-культурная среда подразделяется на широкую социально-культурную макросреду и микросреду (см. рис.1). В первой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба; вторая - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение [3, с. 45].
Социально-культурные институты
Малые группы,
личность
Рис. 1. Структура социально-культурной среды
В контексте нашего исследования считаем целесообразным дать более подробную характеристику сельской социально-культурной среды по месту жительства населения, в связи с практическим исследованием на базе сельской территории Белгородской области Новооскольского района. Реальные первичные коллективы сельских жителей – это различные бригады и звенья, коллективы животноводческих ферм и строительных бригад. Участники этих коллективов связаны общей целью совместной деятельности, имеют определенную официальную организацию. К непроизводственным коллективам, функционирующим в сельской местности, относятся коллективы профсоюзной организации, сельского Совета, потребительской кооперации, клуба, школы, детских яслей и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что отношения в малых группах зависят от характера связей, взаимного уважения, равенства и дружбы. Хотя первичные коллективы и небольшие, изучение групп общения внутри их необходимо для раскрытия механизма взаимоотношения людей в коллективах.
Специфика окружающей среды зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения. Особое положение в российской действительности занимают сельские территории, где имеются различные элементы сельской среды, определяющие специфику её влияния на социальное развитие молодежи и досуговые предпочтения. А.В. Мудрик пишет: «Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве, ограниченностью набора занятий в свободное время» [9]. То есть, специфика сельской социальной среды обусловлена сельским образом жизни, сезонностью, цикличностью сельскохозяйственного производства, условиями труда, быта, досуга, особенностями сельской культуры, характером и направленностью производства [8, с. 51].
Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на духовный мир сельского жителя. В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими просторами полей, лесов и лугов, особенности сельских построек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, формирует особое мироощущение, отношение ко всей окружающей действительности, к другим людям и себе.
Существенное воздействие оказывают на человека сами социокультурные учреждения, технические средства и предметы культуры. В условиях села многое сделано для их развития. За весь предыдущий период были построены клубы, библиотеки, школы и различного рода внешкольные учреждения, созданы парки культуры и отдыха. В село пришло электричество, радио, телевидение и другие технические средства, население получило возможность приобретать книги, музыкальные инструменты и другие предметы культуры.
Сельская социокультурная ячейка общества характеризуется определенной территориальной общностью, объединяющая, как правило, несколько населенных пунктов. Поэтому в отличие от коллективов промышленных предприятий здесь существуют своеобразные территориальные связи и отношения, образующие специфическую ближайшую среду и межличностные отношения. Территориальная общность влияет на протекание почти всех социально-культурных процессов.
Нельзя не остановить внимание на некоторых специфических характеристиках сельской социально-культурной среды и, в частности культуре, как её главном концепте. Самобытность и духовность сельской социально-культурной среды обусловлены вековыми связями человека с землей, в устойчивости которых состояла его сила, жизнеспособность, надежность, всечеловеческие качества, которые передавались из поколения в поколение. На протяжении многих веков формировалась сельская культура. Как отмечает В.М. Чижиков, основное свойство пространства в «деревенской» культуре – циничность. Бытие протекает в строго ограниченном пространстве, центр которого – дом, освоенная земля. Степень владения пространством определяет отношение «центр – периферия»: чем меньше прав на пространство, тем больше его периферийность [13, с. 105]. Культура жителей села закладывается самим образом жизни, единством природы и человека, где природа рассматривается и как часть дома человека, и как тайна, охраняемая традицией, системой запретов, эстетических норм, системой воспитания.
Сущность сельской культуры составляют не только и не столько культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые, но непреходящие ценности, что в конечном итоге превращается в общечеловеческие ценности [там же, с. 106]. В сельской культуре аккумулируются не только высшие формы духовной жизни, но эмоции, чувства, душевные движения, где объективируются обычаи, традиции, запреты, предпочтения, заповеди и т.д.
В современный период в сельской социально-культурной среде наблюдаются существенные трансформации всех направлений жизнедеятельности и уже отмечаются устойчивые тенденции. Среди них можно выделить следующие: автономизация сельскохозяйственной деятельности различных групп, том числе семьи, а также отдельных личностей; утверждение тенденции поддержания культурно-бытовой консолидации; утверждение признаков здорового консерватизма, отрицание крайних мер в экономике, опора на семью и коллектив; возрождение культурных традиций, верований и идеалов нравственности и духовности.
Из вышесказанного следует, что в современной сельской социально-культурной среде складываются новые экономические, производственные, социальные, духовно-нравственные и культурные реалии, которые трудно совмещаются, а порой противостоят утвердившимся принципам, нормам, оценкам, как в экономике, так и социально-культурной области.
Если рассматривать соотношение материальных и духовных потребностей современного сельского жителя, то оно характеризуется значительным ростом культурных запросов, охватывающих как естественные, так и социальные потребности, ведь удовлетворенная потребность, действие удовлетворения ведут к появлению новых потребностей. Рост денежных и натуральных доходов от общественного и личного хозяйства создает необходимые предпосылки для улучшения питания колхозников, удобства жилищ, не отличающихся от городских квартир, приобретения более разнообразной одежды, товаров культурно-бытового назначения. Хорошо известно, что одна и та же потребность может быть удовлетворена разнообразными средствами. Поэтому переход от удовлетворения первых жизненных потребностей примитивными средствами к удовлетворению их же предметами утонченными, современными, городскими ‒ характерная черта жизни современного сельского жителя.
Духовно-культурная деятельность жителей сельской социально-культурной среды по месту жительства остается одной из приоритетных сфер жизнедеятельности и во многом определяется существующим взаимовлиянием и взаимодействием бытовой и культурной сфер жизнедеятельности, как отдельных индивидов, так и социальных групп. Эта взаимосвязь проявляется в том, что, с одной стороны, объем и содержание культурной деятельности в сфере социально-культурной, его социальная направленность изменяются в процессе развития труда. Сущность социально-культурной деятельности, его основные направления развития объективированы социально-экономическим характером труда, его социальной формой. С другой стороны, и досуг влияет на труд, изменяя его активность, характер и содержание.
Культурная деятельность по месту жительства как социальная и личностная категория имеет свои специфические характеристики в зависимости от той социально-демографической группы населения, в отношении которой он характеризуется. Каждая такая группа образует сельскую культурную общность и имеет собственные культурно-ценностные и досуговые ориентации.
Из всех категорий, проживающих в той или иной социально-культурной среде особого внимания заслуживает молодёжь, как перспективная и наиболее мобильная и динамичные социально-демографическая группа населения с более высоким уровнем образования, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Как считает П.П. Великий, молодежь более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям культурного обслуживания и более активно воздействуют на другие общности [1, с. 145].
Ориентация молодых людей на те или иные ценности, в том числе и социально-культурные, во многом зависит от типа поселения. В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодежи – носителей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Ценности традиционной культуры сохраняют представители пожилого населения и старожилы, которые смогут передать их подрастающему поколению. В этой связи специалисты в области социально-культурной деятельности должны создать необходимые условия, посредством разнообразных форм социально-культурной деятельности способствовать активизации процесса сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций при непосредственном вовлечении в данный процесс пожилых людей. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом.
Сельская молодежь, проживающая в мелких населенных пунктах, в которых, как правило, не размещаются особо важные объекты культуры, ограничены в возможностях получения средств для развития и повышения своего уровня культуры, особенно в зимнее время. В небольших населенных пунктах меньше благоустроенных культурно-бытовых учреждений и предприятий. Эти объективные обстоятельства порождают у молодых людей, проживающих вдали от центральной усадьбы ряд отрицательных эмоциональных состояний, влияют отрицательно на их установки, ориентации и поведение. Соответственно эти специфические черты оказывают влияние на досуг молодежи сельской социально-культурной среды.
Социальное и профессиональное становление современной сельской молодежи проходит в условиях кризисного состояния производственной и социальной сфер села, системной деградации сельского социума. Современная сельская молодежь формируется в условиях противоречивого общества: с одной стороны, для нее открылись возможности, которых ранее не было у взрослого населения (родителей), с другой – социальные условия жизни на селе являются сложными, непривлекательными, неперспективными для молодых людей. Потенциально молодежь села представляет собой инновационный ресурс его социально-экономического и культурного развития, важнейший фактор материального и интеллектуального обновления российской деревни. Социокультурные характеристики подрастающего поколения (его ценности, жизненные установки, профессиональные интересы и др.) во многом определяют параметры воспроизводства сельского социума, дальнейшее развитие сельских территорий России.
Инновационный потенциал сельской молодежи представляет собой совокупность различных видов ресурсов, включая образование, воспитание, способности к труду, интеллектуальные и творческие возможности, личностные качества человека, необходимые для развития инновационной деятельности. Мы трактуем инновационный потенциал сельской молодежи как потенциальные возможности молодых людей в достижении поставленных целей, как личных, так и общественных. Речь идет о способности личности к позитивным изменениям в личной и общественной жизни, о наличии предпосылок для этого. Инновационный потенциал сельской молодежи включает в себя: личностный потенциал в виде соответствующих качеств, способностей, интересов личности; образовательный – знания, умения, навыки; трудовой – трудовые умения, обезличенные трудовые ресурсы; интеллектуальный – способности к мышлению, созиданию, созданию интеллектуальных продуктов; творческий – креативные компетентности.
Возможность реализации инновационного потенциала современного сельского молодежного состава населения в социально-экономических преобразованиях сельского социума обусловлена уровнем готовности молодежи к организации своей жизни и обустройству села; к работе по полученной профессии, к работе на земле; к организации собственного дела в условиях села, своей семейной жизни, досуга.
Как правило, сельская молодежь стремится, как можно раньше, вступить в самостоятельную жизнь, хотя не все молодые люди хорошо понимают, с какими проблемами им придется столкнуться в этой жизни. Главные жизненные приоритеты выпускников сельских школ в основном свидетельствуют о приоритете у молодежи социально одобряемых целей. Значимой характеристикой сельской молодежи является, на наш взгляд, жизненный выбор села как места жительства. Согласно оценкам молодых селян, практически вся молодежь стремится покинуть свое село (деревню), поселок, перебраться в районный центр, в ближайший город, а в лучшем случае – в областной центр. Наиболее распространенные взгляды сельской молодежи относительно будущего места жительства продиктованы желанием жить в городе, в основном на съемной квартире; при этом и в деревне, как говорят молодые люди, у многих своего отдельного жилья нет. И все-таки определенная часть молодых людей хотела бы остаться в деревне, трудиться на земле, но отсутствие рабочих мест, низкая оплата труда, невысокий уровень социально-бытовых условий заставляют молодых людей уезжать в окрестные города. В целом, уровень миграционных настроений сельской молодежи очень высокий.
Современная сельская молодежь, вопреки общему мнению, вооружена знаниями, решительна, устремлена к созданию личного капитала, а значит, способна к самостоятельной деятельности. Она более информирована, социально активна, адаптивна к новым условиям социальной жизни, достаточно реалистично смотрит на жизнь, в сравнении с молодыми людьми предшествующего поколения.
Сельская среда по месту жительства имеет свои отличительные особенности. В ней по-прежнему значимы крестьянские традиции, особенно такие, как создание семьи, уважение общественного мнения, авторитет родителей. Жизнь на селе, по-прежнему, человека ко многому обязывает: большинство людей знают друг друга не в одном поколении, поэтому сохранилась традиция общественного контроля, «людской молвы», которая нередко предостерегает молодых людей от необдуманных поступков, формирует искреннее чувство стыда и ответственности перед собой и своей семьей.
В сельской местности осуществляется главным образом непрофессиональное производство культурных ценностей в рамках кружков, студий или в домашних условиях. Дом культуры, библиотека, музей в жизни сельских жителей замещают отсутствие театров, картинных галерей, кинотеатров, филармоний, концертных залов и других городских типов учреждений. Дома культуры и клубы на территории сельских поселений поспешает большая часть населения. Несмотря на то, что в техническом оснащении учреждений культуры села всегда уступало городу, эти различия воспринимаются молодым населением не столько болезненно, потому довольно высоким является духовное содержание проводимых клубами и Домами культуры социально-культурных мероприятий. Можно с уверенностью сказать, что вышеуказанные социально-культурные институты являются центрами досуга для всех категорий населения в сельской социально-культурной среде.
Неравенство культурно-досуговой жизни села в сравнении с городом компенсируется благоприятной экологической обстановкой, близостью к природе и особой духовностью самих сельских жителей. Меньшая возможность выбора досуговых форм и недостаточно развитая социально-культурная среда из поколения в поколение формирует особые формы культуры: праздничной, обрядовой, свадебной, песенно-хоровой, поэтической, культуры общения и поведения. При качественной и профессиональной организации деятельности сельских учреждений культуры (клубов, библиотек, музеев, киноустановок и др.) досуг молодежи села может стать содержательно напиленным, духовно богатым и разнообразным. По обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа сельские поселения не отстают от города. Среднее число жителей на одно клубное учреждение по России в настоящее время составляет 800 человек, а в городе – почти 23 тысячи человек [13, с. 168].
По характеру деятельности сельские учреждения культуры остаются доступными для молодежи, так как платные виды деятельности занимают всего 1-3%. Это обусловливает очевидную привлекательность этих учреждений культуры для молодежи и важность проводимой ими работы. В современных условиях сельские клубы, дома культуры выполняют многие функции по реализации досуговых потребностей молодежи, стремясь охватить своей деятельностью весь ее возрастной состав (18-31 год) и предложить разнообразные виды и формы досуговых программ [12, с. 46].
Являясь, по существу, единственным очагом культуры и досуга на селе, клубы в своей общественно организованной культурной деятельности с молодежью часто выходят за рамки номенклатурной сферы, обеспечивая спортивно-оздоровительную, библиотечную, информационную и другую работу через широкий спектр досуговых форм. Сельские учреждения культурно-досугового типа являются полифункциональными субъектами и выполняют функции недостающих на селе учреждений культуры и искусства.
Таким образом, сельские учреждения культуры н являются культурными центрами для всех групп населения по месту жительства, их клубно-организационные формы деятельности фактически определяют культурную специализацию села, основной профиль художественно-творческой деятельности.
При наличии благоприятных условий для организации досуга в сельской социально-культурной среде, на противоположном полюсе рассматриваемого вопроса находится проблема отсутствия интересов значительной части сельского населения, наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии. Эти факторы приводят к всевозможным асоциальным проявлениям, правонарушениям, деградации личности. Прежде всего, тревогу вызывает молодое поколение потому, что молодой человек не вырастает полноправным членом общества.
Таким образом, проблема творческого подхода к организации социально-культурной деятельности по месту жительства ‒ это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно она решается на территории конкретно взятого сельского поселения с привлечением всего потенциала имеющихся природных и человеческих ресурсов. Необходимо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности человека, стимулировать стремление населения к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время. И в выигрыше от этого окажутся все.
Рост культурно-досуговых запросов всех групп населения, проживающих на общей территории, ярко выраженная потребность в организации свободного времени является важной социокультурной проблемой. Место жительства всегда являлось важной частью среды, активно влияющей на формирование и развитие личности. Ведь именно во дворе, на улице население получает богатейший опыт общения с обществом и природой. Здесь наиболее тесны контакты взрослых, детей и молодежи, следовательно, наиболее благоприятны условия для взаимопонимания, развития совместной деятельности, для активизации участия взрослых в воспитании подрастающего поколения. Учреждениям по месту жительства отводится роль одного из ключевых звеньев в системе воспитания и социализации подрастающего поколения. Их деятельность способствует вовлечению молодого поколения в объединения по интересам, в спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, в реализацию общественно-полезных и социально-значимых проектов, создаются условия, способствующие укреплению здоровья молодого поколения и оказание им социальной помощи, дополняют воспитательные возможности школы и семьи.
Доступность услуг, максимальная приближенность к месту жительства, разнообразие направлений и предлагаемых форм и методов работы со всеми группами населения жительства открывает перед системой работы по месту жительства самые широкие возможности в создании необходимых условий для развития социального становления подрастающего поколения, а также социально-культурной и творческой реализации взрослого и пожилого населения.
Литература:
Великий, П.П. Проблемы управления процессами духовной жизни современного села [Текст] / П.П. Великий // Духовная культура современного села. – Л. : ЛГПИ, 1982. – 151 с.
Калмыков, А.А. Опыт создания виртуальных образовательных сред [Текст] / А.А. Калмыков, Л.А. Хачатуров // Научно-методический семинар «Информационные системы в наукоемких технологиях образования»: тезисы – доклады, решения и рекомендации: МГДТДиЮ, МИРЭА. – М., 2000. – С.41-54.
Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М : МГУКИ, 2004. – 539 с.
Краткий педагогический словарь [Текст] / под ред. Г.М. Андреевой и др. – М., 2005 – С. 68
Кривых, С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах времени [Электронный ресурс]. – Электрон. текс дан. – Режим доступа: http://www.portalus.ru/
Лукина, А.К. Социально-педагогическое проектирование введения профильного обучения в регионе [Текст]: монография / А.К. Лукина. – Красноярск : Сибирский федеральный ун-т; Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. – 240 с.
Маркович, Д.Ж. Общая социология [Текст] / Д.Ж. Маркович. – М., 1998.
Матеюк, В. Перспективы развития финансовой базы местного самоуправления / В. Матеюк // Муниципальная власть, 2011. – №5. – С.50-51
Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 1999. – 184 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1989. – С. 759.
Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. – М., 2004. – 119 c.
Ульянова, М. Организация досуговой деятельности [Текст] / М. Ульянова // Мониторинг общественного мнения. – 2000. – №1. – С.46.
Чижиков, В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села [Текст] / В.М. Чижиков. – М., 1999. – 240 с.
Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. – М., 2001.