Отношения автономных учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетителей. Экономическим методам, отмечает Е.Л. Шекова, здесь предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры [9] Достаточно напомнить, что такие сложные механизмы, как самофинансирование, увеличение объемов коммерческих услуг, создают дополнительные возможности изменить отношение населения к деятельности учреждений культуры. Инновационный потенциал нового хозяйственного механизма замечает Н.А. Михеева, не ограничивается согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом воздействия учреждения культуры становятся также такие базовые детерминанты поведения людей в сфере досуга, как ценностные ориентации, индивидуальные значения и мотивы выбора услуг [5, с. 79]. В настоящее время происходит процесс переоценки образа учреждений культуры с точки зрения состава аудитории. Оно теряет значительную часть аудитории, ценящей значение культурно-досуговой деятельности, предпочитающей потреблять высококачественные образцы искусства, а не низкопробные атрибуты.
Утеря коммуникационных связей с потенциальной аудиторией подталкивает учреждения культуры модифицировать собственную деятельность, расширять перечень культурно-досуговых услуг и повышать их качество. Важной является задача привлечения в учреждения культуры населения. С этой целью ведется систематических поиск новых форм и видов социально-культурной деятельности.
Автономные учреждения культуры вошли в современную отрасль культуры и успешно функционируют, в том числе, за счет осуществления коммерческой деятельности. Коммерческие культурно-досуговый мероприятия, проводимые для разных возрастных групп, не только пополняют бюджет учреждения, но и активно развивают и интерес населения к новым, оригинальным и креативным досуговым формам.
Сегодня население готово платить за нужную ему услугу и особенно тогда, когда она является желаемой, полезной или необходимой. Это может быть любой вид деятельности от получения бытовых навыков (шитье, вышивка, кулинария и другое) до занятий в соответствии с интересами (резьба по дереву, вокальное пение, игра на музыкальных инструментах и т.п.).
Увеличение численности аудитории может способствовать привлечение в учреждения культуры населения с высоким уровнем доходов и ориентацией на развлекательные формы проведения досуга.
«Основы законодательства по культуре», принятые Верховным Советом РФ в октябре 1992 г. (ред. от 01.12.2014), расширили спектр возможностей учреждений культуры в выборе различных видов дополнительного финансирования. В соответствии со ст. 47 Гражданского кодекса РФ государственные и муниципальные органы культуры теперь вправе вести предпринимательскую деятельность и самостоятельно распоряжаться заработанными средствами [1]. Коммерческая деятельность учреждений культуры предполагается как средство поддержки клубной работы, народного художественного творчества и реализации социально-культурных программ для всех групп населения.
Дальнейшее развитие современных методов хозяйствования закреплено в Федеральном законе от 12.01.1996№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [8]. В соответствии с этим законом предпринимательская-деятельность некоммерческих организаций культуры относится к таковой лишь в той части, доход от которой не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
Изменения в составе финансовых средств и неопределенность в расходовании финансовых ресурсов потребовали разработки Постановления от 26.06.1995№ 609 «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности финансирования организаций культуры и искусства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002№ 919) [6].
В соответствии с этим документом были систематизированы формы социально-культурной деятельности, изменен порядок формирования специальных фондов, утвержден состав плановой документации, разработана методика формирования тарифов на коммерческие продукты и услуги. Вышеуказанный документ обусловил пересмотр существующего в государственных учреждениях культуры, порядка финансирования.
Как отмечает Л.С. Жаркова, ведущим основанием для коммерческой деятельности является свобода, которая понимается нами как осознание необходимости действий человека в соответствии со своими знаниями, способностями, возможностями выбора характера действий. Свобода выбора включает в себя выбор человеком целей, средств их достижения в каждый данный момент, тогда обычно существует не одна, а несколько реальных возможностей [2, с. 81]. Свобода тем большая, чем в большей мере совпадают интересы личности со стремлениями большинства, масс людей, с объективными тенденциями общественного прогресса; люди лучше сознают свои реальные возможности в том случае, когда имеется больше средств для достижения поставленных целей. В этом сознательном и добровольном, состоит настоящая свобода личности для коммерческой деятельности. Когда человек ставит цели деятельности и отбирает способы их достижения в соответствии с потребностями общества, когда он делает это в силу собственных устремлений, а не под давлением извне, не в силу вынужденности, а по потребности, то он свободен в своих действиях.
Условия для раскрытия культурного и коммерческого потенциала разделены на предметный и деятельностный. Под предметным потенциалом имеются в виду средства, необходимые для культурно-коммерческой деятельности. Деятельностный потенциал выражается, с одной стороны, в подготовленности кадров и актива к организации и проведению культурно-коммерческой деятельности, а с другой – в подготовленности населения к участию в культурно-досуговых программах и деятельности творческих коллективов. От предметной и деятельностной компоненты культурного потенциала следует отличать потенциал личности и учреждения культуры. Наконец, отметим, что в культурно-коммерческом потенциале могут быть выделены потенциалы культурно-досуговой деятельности [2 , с. 83].
Согласно законодательству осуществление хозрасчетной деятельности по оказанию платных услуг населению направлено на повышение заинтересованности трудовых коллективов учреждений культуры в изыскании дополнительных резервов в улучшении обслуживания населения. При этом имеется в виду в первую очередь расширение сферы платных услуг по профилю (специализации) деятельности учреждений независимо от места проживания обслуживаемого населения.
На рынке учреждение культуры выступает в двух ипостасях: в качестве продавца и в качестве покупателя. Главное, чтобы учреждение культуры имело такие услуги и товары, которые можно предложить покупателю – культурно-досуговую программу: спектакль, концерт, цикл тематических вечеров, дней отдыха, занятия в студии, секции, на курсах, результаты деятельности кружков, лабораторий. В опредмеченном виде это могут быть сувениры, изделия народных мастеров, картины художников-любителей и другое.
Рынок существует, когда имеется возможность выбора услуг конкурирующих учреждений культуры и учреждение культуры предлагает одинаковые виды услуг и товаров с различными потребительскими свойствами, учитывающими потребности различных групп населения [4, с. 68].
Таким образом, в понятие «товар учреждения культуры» входит не только изделие или услуга как таковые, но и все остальные составляющие, так или иначе предстающие перед покупателем и в конечном итоге оказывающие влияние на первую покупку или на намерение сохранить приверженность товару, услуге, значит быть постоянным его клиентом [2, с. 85].
Учитывая, что духовные потребности всегда динамичны, удовлетворенная потребность, обеспечивает развитие личности. Следовательно, личность (группа, общество) поднимается на новую ступень, к новым, более высоким духовным потребностям. Коммерческая система ставит в основу производства услуг и товаров потребности личности покупателя-потребителя.
Отсюда, на основании спроса на услуги и товары среди посетителей может быть осуществлено формирование и успешное функционирование системы коммерческой деятельности в учреждении культуры. В одном случае основанием служат категории обслуживаемой аудитории в учреждениях культуры: дети, их родители, рабочие, творческая интеллигенция, руководители предприятий, специалисты народного хозяйства и т.д. В другом – это интерес человека к чему-либо, который рождает спрос на услуги.
Осуществлять коммерческую деятельность учреждениям культуры в современных рыночных условиях достаточно сложно. Высокая конкуренция среди производителей культурно-досуговых товаров и услуг обусловливают поиск новых форм работы и повышение качества предлагаемых услуг. Необходим товар или услуга, которая отвечала бы требованиям современного рынка и досуговым потребностям и интересам населения. В этой связи специалисты учреждений культуры не должны оставлять без внимания ни одно платное мероприятие, систематически анализировать посещаемость, собирать и изучать отзывы населения о проводимых мероприятиях.
При анализе коммерческой деятельности учреждений культуры важно четко проводить разграничение видов социально-культурной работы с населением по двум основным группам. Это коммерческая непредпринимательская деятельность и коммерческая предпринимательская деятельность (см. табл. 1).
Таблица 1.
Виды коммерческой деятельности учреждений культуры
Виды коммерческой непредпринимательской деятельности |
Виды коммерческой предпринимательской деятельности |
Входная плата в учреждение культуры |
Работа кафе |
Экскурсионное обслуживание |
Реализация печатной, сувенирной продукции, изделий изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества |
Лекционное обслуживание |
Фото-, видеосъемка |
Реализация билетов на концерты и иные мероприятия |
Деятельность коммерческих предприятий в структуре учреждения культуры |
Организация и проведение выставок, гастролей, конференций, семинаров |
Арендная плата |
Работа кружков, студий, консультативных центров. |
Проведение лотерей, аукционов, конкурсных программ |
Социокультурное проектирование |
Экспертиза и оценка произведений искусства |
Изготовление декораций, пошив костюмов, репродукция произведений искусства и художественного творчества. |
Коммерческие формы работы учреждений культурно-досугового типа, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательство, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование. Финансовые средства, полученные учреждением, должны направляться на развитие материально-технической базы, реализацию, новых проектов в рамках основной уставной деятельности, совершенствование сферы платных услуг, материальное стимулирование сотрудников, участвующих в организации и осуществлении платных услуг.
Нельзя не согласиться с Г.Л. Тульчинским, в том, что доходы от таких видов коммерческой деятельности играют важную роль в бюджете организаций культуры [7, с. 197].
В России активную предпринимательскую деятельность осуществляют такие организации культуры, как театры и музеи. Так, например, в музейной сфере на долю платных услуг приходится более 40% всех внебюджетных средств. В одном из важных субъектов культуры – Эрмитаже, поступления от входной платы, экскурсий, лекций, выездных выставок, коммерческой деятельности составляю 31 % суммарных доходов [Там же, с. 196].
Следующим важнейшим компонентом системы коммерческой деятельности является ценообразование. «Цена – это денежное выражение стоимости товара услуги, экономическая категория, созданная для измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени» [11, с. 32].
В соответствии со ст. 52 Основ законодательства о культуре и п. 34 Положения № 609 бюджетные учреждения культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты [3]. Расчет цен на коммерческие услуги, которые учреждение культуры предоставляет населению, осуществляется бухгалтерской и экономической службами учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (себестоимости на единицу услуги).
Цены на платные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями культуры, рассчитываются на основе экономически обоснованной себестоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения. Ценовая политика утверждается руководителем учреждения [10].
Таким образом, в систему коммерческой деятельности учреждений культуры входят следующие компоненты:
– создание специальной структуры, подразделения, которое автономно занималось бы коммерческой деятельностью и координировало эту деятельность в других подразделениях;
– удовлетворение имеющихся потребностей, определенных групп потребителей в тех или иных услугах;
– организация новых рабочих мест за счет расширения коммерческой деятельности;
– предложение новых услуг и программ, удовлетворяющих растущие потребности потребителей;
– обеспечение оптимальной ценовой политики производимых услуг и программ;
– осуществление жесткого внутреннего учета и контроля, результатом которого являются разнообразные усовершенствования в предоставлении услуг и программ населению;
– формирование необходимых товаров и услуг.
Активизация поиска учреждениями культуры способов альтернативного финансирования обусловливает не только обретение ими экономической самостоятельности, но и содержательного, структурированного наполнения своей социально-культурной деятельности, ориентированной на конкретного потребителя. Беря на себя ответственность за результаты своей творческой деятельности, коллектив учреждения культуры, активно ведущего коммерческую деятельность, становится свободным субъектом организации работы с разными категориями населения в сфере свободного времени.
Литература
Грaждaнcкий Кoдeкc РФ [Элeктрoнный рecурc]. – Элeктрoн. тeкcт дaн. – рeжим дocтупa: http://www.nashyprava.ru/Biblio/gkrf95/g_cod.php (Дата обращения: 18.01.2016.)
Жaркoвa Л.C. Oргaнизaция дeятeльнocти учрeждeний культуры [Текст] / Л.C. Жaркoвa. – М. : МГУКИ, 2010. – 396 c.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями) [Элeктрoнный рecурc]. – Элeктрoн. тeкcт дaн. – Рeжим дocтупa: : http://base.garant.ru/ (Дата обращения: 05.02.2016).
Игнатьева, Е.Л. Экономика культуры [Текст] / Е.Л. Игнатьева. – М. : ГИТИС, 2009.
Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере [Текст] / Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская. ‒СПб., 2000. – 211 с.
Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609 «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Электрон. текст дан. – Режим доступа: http://base.garant.ru/ (Дата обращения: 17.01.2016.)
Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст] : учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб : Лань : Планета музыки, 2009. ‒544 с.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» [Элeктрoнный рecурc]. – Элeктрoн. тeкcт дaн. – Рeжим дocтупa: http://base.garant.ru/10105879/ (Дата обращения: 24.03.2015).
Шекова, Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры [Текст] / Е.Л. Шекова // Маркетинг в России и за рубежом. - №2. ‒ 2002.
Шишкинa, Н.Н. Oргaнизaция плaтныx уcлуг в бюджeтныx учрeждeнияx культуры [Элeктрoнный рecурc] / Н.Н. Шишкинa // финaнcoвый cпрaвoчник бюджeтнoй oргaнизaции - № 11, 2010. – Элeктрoн. тeкcт дaн. – Рeжим дocтупa: http://www.gosfinansy.ru/journal/3590/48833 (Дата обращения 104.02.2016 г.).
Экономическая энциклопедия: Политическая экономия [Текст].– М, 1980.– Т. 4.– С. 32.