ИНТЕРАКТИВНЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНТЕРАКТИВНЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Сахаров Е.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под средствами обучения географии понимают естественные и специально изготовленные объекты и предметы окружающей действительности, включенные в учебный процесс с целью решения воспитательных задач, формирования географических знаний, умений, навыков (В.П. Голов). Составной частью средств обучения являются технические средства обучения. В понятие «технические средства обучения» включают носители учебной информации (кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, звукозаписи, программы для контроля знаний учащихся и т.д.), а также аппаратуру или технические устройства, при помощи которых эта информация воспроизводится (И.И. Дрига, Г.И. Pax). Носители информации, аппаратуру предъявления информации называют аудиовизуальными средствами (И.И. Дрига, Г.И. Pax, Н.А. Ситникова). Вместе с тем сравнительно недавно появилось понятие «интерактивное средство обучения». «Интерактивный» в переводе с английского означает «взаимодействие». Интерактивное средство обучения - средство, предоставляющее учителю и ученику возможность организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, управления потоком учебной информации, превращения процесса обучения в творческое и познавательное сотрудничество. Благодаря появлению компьютера, стало возможным соединить два этих понятия - интерактивные аудиовизуальные средства обучения. Современный компьютер - это комплексное техническое устройство. Он воспроизводит разнообразные визуальные (рисунки, фотографии, схемы, таблицы, видеоролики) и аудиальные ряды, позволяет учителю и ученику управлять изучаемой информацией. Таким образом, интерактивные аудиовизуальные средства обучения (ИАСО) - это средства обучения, включающие в себя средства предъявления аудиовизуальной информации (компьютер, LCD - панель, медиапроектор, интерактивная доска Smart Board) и носители аудиовизуальной информации (электронные издания и ресурсы), которые позволяют учителю и ученику управлять потоком учебной информации.

Можно выделить ряд признаков, подтверждающих, что компьютер в учебном процессе выступает как интерактивное аудиовизуальное средство обучения:

1. Разработанные для него носители информации учебной направленности сочетают в себе аудиальную и визуальную информацию и являются в учебном процессе источником знаний.

2. Программное обеспечение позволяет решать в процессе учебной деятельности разнообразные практические задачи, закреплять, контролировать, систематизировать учебный материал.

Общие подходы к проблеме внедрения к учебный процесс компьютера как интерактивного аудиовизуального средства обучения изложены в исследованиях Е.И. Машбица, Б.С. Гершунского, И.В. Роберт, Н.Ф. Талызиной, Е.С. Полат, В.П. Беспалько, И.В. Апатовой, Г.К. Селевко. В этих работах отмечаются широкие педагогические возможности применения компьютерной техники, рассматриваются её особенности и значение как средства учебно-воспитательной деятельности.

Весомый педагогический потенциал интерактивных аудиовизуальных средств обусловил возможность их использования в обучении географии с целью реализации одного из ведущих принципов обучения предмету -наглядности. Н.Н. Баранский писал, отмечая особенности школьного предмета географии, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время пи один из предметов не представляет более благоприятного ноля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой причине, что всё, что изучает география... все это понятия не отвлеченные, а конкретные, доступные нашему непосредственному представлению».

В методике обучения географии накоплен определенный опыт применения современных интерактивных аудиовизуальных средств (Ю.Г. Барышева, В.Б. Пятунин, Г.В. Володина, Н.Б. Филатова, Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко, А.С. Баранов). Разработаны электронные пособия и учебные программы (Н.Н.Петрова - мультимедиа учебник «География. Начальный курс», 2000; А.А. Летягин - электронное издание «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс», 2004; И.В. Душииа, А.А. Летягин, В.Б. Пятунин - учебное электронное издание «География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы, страны», 2000; В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможпяя - «География России. Природа и население. 8 класс», 2001; В.П.Максаковский, Н.Н. Роготень, Д.В. Заяц, Е.А. Таможпяя, С.А. Горохов - учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира», 2003; Д.В.Заяц, Д.В. Новенко, И.М Чернова - библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 классы», 2003).

Развитие и становление глобальной сети Интернет усилило возможность использования компьютера в процессе обучения географии (A.M. Шейнис, Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко).

Создание «Школьной геоинформационной системы» и различных электронных атласов затронуло существующую методику работы с географической картой, изменились и сами карты (Л.М. Берляит).

Вместе с тем, несмотря на активное внедрение в учебный процесс современного интерактивного аудиовизуального средства (компьютера), разработку разнообразных электронных носителей учебного назначения для преподавания географии, необходимо отметить отсутствие достаточного числа методических рекомендаций по их применению, опирающихся на уровень компьютерной грамотности учителя и ученика. В ходе социального опроса учителей географии г. Москвы выяснилось, что 51 % из них считает, что основное назначение ИАСО - иллюстрация объяснения учителя, а применение данного средства носит фрагментарный, бессистемный характер. Как показывает практика преподавания географии, не сложилась общая система классификации средств ИАСО, позволяющая осуществлять качественный отбор этих средств, реализуя основные задачи урока и виды учебной деятельности.

Вследствие этого сложились противоречия:

1) между компьютеризацией как глобальным процессом и недостаточной разработанностью методики применения интерактивных аудиовизуальных средств обучения па уроках географии;

2) между использованием электронных пособий и учебных программ в процессе преподавания географии и отсутствием системы их классификации (на основе обучающих и воспитывающих свойств), позволяющей осуществлять подбор пособий к конкретному уроку, исходя из его целей и задач.

Будущее процесса обучения - это обучение с большей долей использования интерактивных аудиовизуальных средств (ИАСО). Возрастающая роль данных средств в обучении объясняется, прежде всего, тем, что:

1) они обладают высокой информационной насыщенностью;

2) возможностью преодолевать реально существующие временные и пространственные соотношения;

3) возможностью глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

4) выразительностью, богатством изобразительных приемов, эмоциональной насыщенностью;

5) возможностью показа изучаемых явлений в развитии, динамике.

Под интерактивными аудиовизуальными средствами обучения мы понимаем компьютер, его программное обеспечение (учебного назначения) и периферийные устройства. Таким образом, данное понятие становится напрямую связанным с процессом информатизации образования, качественным преобразованием технических средств.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.2001 г. № 630 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)». Основной целью программы является «создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий».

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных, или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В связи с этим в педагогике появился новый термин «компьютика», введенный В.П. Беспалько. Он считает, что внедрение описанных выше средств «радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса». Компьютика - это наука о совместной деятельности учителя и компьютера в образовательном процессе . Как и любая наука, она представляет собой систему. Образование в такой системе продвигается запланированным естественным темпом незаметно для учащихся, оно доставляет учащимся удовольствие и сопровождается желанием продолжать ученье и все более углубляться в изучение предмета.

Данная система призвана найти решения психолого-педагогических проблем, выделенных в 80-х г.г. Е.И. Машбиц: место компьютера в учебном процессе, роль учителя в реализации обучающих систем, взаимодействие учащегося с компьютером, особенности их диалога.

Кроме того, основной задачей информатизации образования является эффективное использование преимуществ, которыми обладают информационно-компьютерные технологии:

- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностиый подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы - цели - условия - средства - действия операции);

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемое и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

- коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;

создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Среди всех курсов обучения географии наиболее важным является начальный курс б класса. Именно здесь закладываются основные представления и понятия у учащихся о Земле как планете людей, географических оболочках, формируются первые географические навыки но работе с картой. Кроме этого, наиболее важным в настоящий момент является не просто формирование у учащихся конкретных знаний, умений, навыков по изучаемому предмету, а формирование умений устанавливать логические взаимосвязи между объектами и явлениями, выявлять следствия и причины, развитие их информационной и коммуникативной компетентности. Подобного результата обучения можно достичь через построение модели обучения географии в 6 классе на основе применения ИАСО. Данная модель обучения сводится к моделированию педагогических и учебно-познавательных действий через использование современного комплексного ИАСО (компьютера) и его программного обеспечения. Основные элементы этой модели: цели, задачи и результат обучения как основа деятельности учителя и ученика, средство обучения - компьютер, содержание учебного материала, методы и организационные формы обучения.

Целью обучения на основе применения ИАСО является формирование у учащихся понимания содержания курса и осознание ими практической значимости изучаемого материала через выявление отличительных черт изучаемых объектов и освоения общей схемы воспроизведения знаний и способа их использования на практике. Цель обучения с применением ИАСО определила следующие задачи: - на основе работы с ИАСО как со средством, обеспечивающим наглядность обучения, сформировать у учащихся умения выделять главные, отличительные признаки объектов, работать с типовыми планами их описания; развивать коммуникативные способности учащихся через использование групповой и индивидуально-групповой форм организации деятельности; - продемонстрировать практическую значимость полученных знаний через межпредметные связи и применение их на практике.

Цели, задачи, используемое в процессе обучения средство (компьютер), определили используемые учителем методы обучения. Ранее уже отмечалось, что применение ИАСО на основе реализации только объяснительно-иллюстративного метода малоэффективно. Именно поэтому обучение на основе применения ИАСО должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного с программированным, проблемным, проектным методами обучения. Данные сочетания призваны устранить существенный недостаток объяснительно-иллюстративного метода: сведения деятельности ученика до запоминания и воспроизведения излагаемого учителем учебного материала. Необходимо отметить, что применение в процессе обучения только компьютерных лекций не позволяет в полном объеме реализовать возможности, предоставляемые современным ИАСО - компьютером. Это приводит очень часто к ситуации, когда учитель проводит яркую, красивую компьютерную лекцию, а па следующем уроке учащиеся не могут воспроизвести и половины изученного материала. Вот почему такие приемы, как беседа, рассказ, объяснение, лекция должны применяться в сочетании с другими па определенном этапе уроке. Например, для изучения географического объекта в ходе его демонстрации, подведения итогов самостоятельной работы с электронными изданиями и ресурсами, обсуждения видеофрагмента или анимационного ролика.

ИАСО, будучи составной частью технических средств обучения, с точки зрения методики обучения являются эффективным средством оптимизации учебного процесса. Ранее уже отмечались положительные аспекты их использования:

- повышение наглядности обучения;

- обеспечение индивидуального подхода в обучении;

- активизация процесса овладения знаниями, умениями и навыками;

- повышение роли самостоятельной работы учащихся в ходе обучения.

Однако необходимо отметить, что для получения подобных положительных результатов необходимо соблюдение ряда методических условий по их применению. Данные условия представлены в основном:

- логикой построения урока;

- методами изложения материала;

- конкретными методическими приемами предъявления информации;

- системностью использования ИАСО;

- наличием и умением отбирать необходимые электронные издания

(интерактивные аудиовизуальные пособия), исходя из целей и задач обучения.

Особенностям построения урока на основе использования компьютера (устройства для предъявления интерактивной аудиовизуальной информации) посвящены работы Г.К. Селевко , В.П.Беспалько , И.В. Трайнева , Д.Ш. Матроса . В данных работах обращается внимание па то, что учитель, как организатор познавательной деятельности учащихся, должен анализировать и тщательно подбирать материал, ресурс, программное обеспечение к подобному уроку. Так, Г.К. Селевко выделяет следующие этапы работы учителя при проектировании компьютерных уроков:

1. Составление календарпо-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам.

2. Составление временной структуры урока.

3. Составление временной развертки (поминутный план) урока.

4. Написание сценария урока.

При составлении временной структуры урока в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения:

- из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства;

- рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;

- отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность

не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и

прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер

материала; запланировать резерв времени.

Подобный подход к построению компьютерного урока предлагается в работах А.С. Баранова. Он считает, что при организации урока с использованием компьютера учителю необходимо осуществить следующий порядок действий:

1. Анализ учебной программы. Выбор тем и конкретных уроков, на которых наиболее целесообразно использование компьютерных технологий.

2. Анализ выбранного урока. Выбор средств обучения. Определение последовательности их использования. Формулировка заданий для учащихся но использованию средств обучения.

3. Требования к подготовке дидактического материала. Отбор информации. Выбор программного обеспечения для создания дидактического материала.

4. Разработка структуры урока. Последовательное разложение материала па смысловые блоки. Выделение блоков, при изучении которых планируется использование компьютерных технологий.

Комплексное применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения оказывает положительное влияние на процесс обучения. В последнее время увеличивается интерес учеников к работе с компьютером, поэтому надо искать новые методики и формы подачи информации.

Необходимо гармонично сочетать способы подачи информации, не увлекаясь только одним. Наиболее интересным и эффективным является применение интерактивных и аудиовизуальных средств обучения, не смотря на это, они могут обрушить на ученика мощный поток однонаправленной информации, который сложно осмыслить за ограниченное время на уроке. С помощью данных средств обучения можно продемонстрировать яркие географические объекты и явления, управлять потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала.

Одной из актуальных проблем школьного образования является его компьютеризация. Нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компьютерной моделью. Они позволяют увидеть и понять различные географические соотношения и закономерности. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации географических процессов и явлений с помощью графических средств изображения (схем, графиков, диаграмм). Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о географических закономерностях. Используя их на уроках я могу работать с как с каждым учеником индивидуально, так и со всем классом. Программы состоят из нескольких самостоятельных частей, поэтому их можно применять не только в рамках одного урока, или большой темы, а также в разных классах, в зависимости от уровня подготовки учащихся. При выполнении тренировочных упражнений ученик получает немедленное подкрепление правильности ответа. В случае ошибки компьютер проводит корректировку знаний и даёт возможность ввести правильный ответ.

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном информационном обществе.

Интерактивные средства обучения можно применять как на уроках по изучению нового материала, так для закрепления пройденного, требующего иллюстрационного материала. Эффективно использовать их в качестве самостоятельной работы с компьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках учащиеся непосредственно выполняют программные практические работы.

Для творческого подхода к процессу обучения можно воспользоваться видеотехникой, наличие которой даёт возможность учителю записывать интересные сюжеты географического содержания. Существует множество научно-популярных фильмов по разным темам. Учащиеся должны не только уметь работать с учебником и картой, но и иметь представления о географических объектах и явлениях в действительности. На уроках можно использовать компьютерные презентации. Они помогают провести беседу с классом по пройденному материалу и плавно перейти к изучению новой темы. Одна из задач слайдов ввести школьников в мир географических образов, обогатить их чувственный опыт картинами мира, содержащими яркие образы ландшафтов Земли.

Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран существенным образом может повысить наглядность обучения и повысить мотивацию к нему. Особенно яркими и запоминающимися являются просмотры географических объектов и явлений. Дети лучше усваивают материал. Компьютерные анимации позволяют наглядно и в динамике рассмотреть многие географические объекты и явления. На большом экране как бы «оживают» схемы и взаимосвязи между объектами и явлениями. При этом обучение проводится с соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку полностью отсутствует её вредное воздействие на учеников.

Оптимизация подбора учебно-демонстрационного материала к урокам, на которых применяется комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств, может быть осуществлена с помощью учебно-методического пособия для учителя, которое содержит:

  • примерное поурочное планирование по курсам, в котором даны поурочные организационные и методические рекомендации по подбору и использованию интерактивных мультимедийных компьютерных программ и видеопрограмм на уроках;

  • методические рекомендации по комплексному использованию интерактивных и аудиовизуальных средств на различных типах уроков по географии.

Используя новые информационные технологии необходимо пересмотреть содержание планирования. От изучения обширного объёма фактического материала постепенно имеет смысл перейти к обучению приёмам его самостоятельного поиска, обобщения и систематизации, поскольку современные средства позволяют это сделать.

Таким образом, интерактивные и аудиовизуальные средства обучения способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формировать обоснованные выводы.

Список литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. Ии-т общеобразоват. шк. рос. акад. образования; М.: Ип-г общеобразоват. шк. РАО, 1994.-228 с.30.

  2. Апокин И.А., Майстров Л.Е. История вычислительной техники, -М.: Наука, 1990.-264 с.

  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелсв В.В., Тихомиров O.K. Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 25 34

  4. Бабакова Т.В., Тенишева В.В. Опыт реализации в компьютерных средах проекта «Рекреационные ресурсы планеты». // География в школе. -2000.-№8.-с. 48-54.

  5. Баранский II.II. Методика преподавания экономической географии. -М.: Просвещение, 1960.-303 с.

  6. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. М.: Издательский Дом «Гептер», 2004. - 80 с.

  7. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова II.H. Психологические аспекты применения информационных технологий.//Вопросы психологии. -2002.-№3.-с. 80-87.

  8. Вестицкий М.Б. Технические средства в обучении географии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 144 с.

  9. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика -Пресс, 1996.-536 с.

  10. Галсан Д. Значение технических средств в обучении. М., 1973.6 с.

  11. Гусинский Э.Н. Построение теории образования па основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.

  12. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием компьютерных систем //Психологическая паука и образование. 1996. - № 2. -с. 68-73.

  13. Дарииский А.В. Методика преподавания географии. М.: Просвещение, 1966. - 390 с.

  14. Дидактика современной школы: Пособие для учителя // Сб. статей / Под ред. ОнищукаВ.А.-М.: Киев., 1987.-351 с.

  15. Кыверялг А.А., Батаршев А.В. Технические средства в учебном процессе. Таллин., 1985. - 209 с.

  16. Кустов Ю.А. Преемственность в формировании научных понятий // Кустов Ю.А. Единство и преемственность действий в высшей школе. Самара, 1993.-е. 66-72.

  17. Локшииа Л.М. Использование технических средств на уроках географии. Минск: Пар. асвета, 1977. -46 с.

  18. Мартиросян Л.П. Методические подходы к обучению учителей использованию информационных технологий па уроках математики в процессе развития познавательного интереса учащихся (па примере курса информатики): Автореф. дис. канд. пед. паук. М., 2003. - 19 с.

  19. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -224 с.

  20. Микитепко С.А. Начальный курс географии. 6 класс // Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. 2003. - № 2. - 7 с.

  21. Мягков И.Ф. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся. Автореф. дис. канд. психол. паук; М.,2001.-21 с.

  22. Новикова А.А. Медиаобразовапие в англоязычных странах // Педагогика. 2001. - № 5. - с. 87 - 91.

  23. Обухова Л.Ф., Поршпев А.В., Поршнева Е.Р., Гапонова С.А. Конструирование компьютерной обучающей программы па основе теории П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. - № 5. - с. 103 - 113.

  24. Орлов В.И. знания, умения, навыки и обучение / Моск. ун-т потреб, кооп. М., 1995.-46 с.

  25. Осетрова Н.В., Смирнов А.И., Осип А.В. Книга и электронные средства в образовании. М.: Логос, 2002.Ю - 144 с.

  26. Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов. Материалы научно-практической конференции. -М.: РМЦ,2002.- 134 с.

  27. О преподавании географии в школах Москвы в 2005 2006 учебном году: Методическое письмо. - М.: МИОО, 2006. - 48 с.

  28. Пак Н.Н. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Красноярск, изд-во Кларетиапум, 2004.-220 с.

  29. Папченшикова Л.М. Применение компьютеров в обучении географии. // География в школе. 1984. - № 3.

  30. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей под ред. П.И. Пидкасистого; М., Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.

  31. Петрова Н.Н., Новеико Д.В. География. Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). М.: Школа-Пресс, 1999. - 126 с.

  32. Петрова И.П. Разработка образовательной технологии «Компьютерная анимация как средство медиаобразования». Дис. канд. пед. наук; М., 1995.-213 с.

  33. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебник для ВУЗов. М.: Академия, 1999. - 224 с.

  34. Прессман Л.П. Дидактические основы использования средств обучения и воспитания // Сб. научных трудов АПН СССР. М.: АПН., 1982. -162 с.

  35. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В.Д. Балип, В.К. Гайда, Горбачевский В.К., и др. // Под общей ред. Крылова А.А., Мапичева С.А. Спб.: издательства «Питер», 2000.-560 с.

Прибылова 10.0. Особенности восприятия информации // Естествознание в школе, 2004. - № 1. - с. 73 - 75.

Просмотров работы: 2401