ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ершова Ю.В. 1
1"Волгоградский государственный социально-педагогический университет" (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»),Факультет социальной и коррекционной педагогики, Кафедра специальной педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важную роль в жизни каждого дошкольника играет коммуникативная деятельность, с помощью которой он познаёт мир, взаимодействует и понимает окружающих людей, развивается интеллектуально и нравственно, становится коммуникабельным и социально значимым для общества.

Коммуникативная деятельность имеет огромное значение при формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. В жизнедеятельности человека она выступают, как форма социальной активности, с помощью которой маленький человек впитывает окружающую информацию, познает и взаимодействует с миром. Через активное общение с развитыми личностями он сам постепенно превращается в личность, поэтому психическое развитие ребенка непосредственно связано с общением. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимо для его дальнейшего индивидуального развития информацию [2].

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются, включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью. Нарушение коммуникативной деятельности оказывает неблагоприятное воздействие в целом на психическое развитие ребенка.

Известно, что навыки общения закладываются в период дошкольного детства, но особенности развития социального опыта дошкольников с множественными нарушениями до сегодняшнего дня не становились предметом специального теоретико-экспериментального изучения.

Различные нарушения различной степени в дошкольном возрасте являются причиной замыкания ребенка в себе, не умению общаться и контактировать со сверстниками, взаимодействовать в процессе выполнения общей деятельности.

Дошкольные учреждения, в которых происходит решение основных проблем психологической коррекции детей дошкольного возраста с нарушением зрения, обладают знаниями о коррекции коммуникативной деятельности детей, имеют опыт специальных методик направленных на психологическую коррекцию. Но специфика зрительного дефекта, индивидуальные особенности, вторичные отклонения и условия обучения и воспитания ребенка вносят коррективы в уже известные методики и требуют новые формы работы с детьми.

Из выше сказанного следует, что данная тема исследования организация психолого-педагогической работы по коррекции коммуникативной сферы детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является достаточно актуальной.

Проблема коммуникативной деятельности детей многогранна и является предметом изучения различных наук. Особое внимание понятию «коммуникативная деятельность» уделяется в педагогике и психологии, так как оно является необходимым условием формирования каждой, отдельной личности.

Термин коммуникативная деятельность в своих работах рассматривали многие ученые.

Так, например, по мнению М. И. Лисиной, коммуникативная деятельность это взаимодействие двух или/и более людей, направленное на объединение и согласование их усилий с целью наладить отношения и достичь общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации об окружающем мире и способом формирования личности ребенка, его познавательной и эмоциональной сфер [6].

В своих работах М.И. Саткин определяет коммуникативную деятельность как сложный, многоплановый процесс развития и установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание человеком другого человека.

В психологической литературе коммуникативная деятельность понимается как общение. Исходя из общепсихологической концепции деятельности, общение можно определить как коммуникативную деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. Структурным компонентом коммуникативной деятельности является предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.

Общение в настоящее время рассматривается как коммуникативная деятельность и речь — как средство осуществления этой деятельности, возникающее на определенном этапе ее развития. Общение рассматривается как определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата [5].

Коммуникативная деятельность имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. В жизнедеятельности человека она выступают, как форма социальной активности, с помощью которой маленький человек впитывает окружающую информацию, познает и взаимодействует с миром [1].

Коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, (А. В.Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская) и влияют на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин).

Развитие коммуникативной деятельности ребенка с различными нарушениями в развитии, подчинено тем же закономерностям , что и в норме, но у всех детей с нарушениями в развитии наблюдаются особенности , связанные с нарушением сенсорной или интеллектуальной сферы. Все это приводит к ограничению возможности получить информации об окружающем мире, к изменению средств общения и способам коммуникации, к трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.

Большое количество исследований на данную тему связанно с проблемами общения лиц с нарушением зрения. Так, например, в работах, посвященных категории детей с нарушением зрения таких авторов как Акимушкин В. М. , Головина Т. П. , Денискина В.З. , Егорова Л.В, Ермаков В. П. , Литвак А. Г. , Никулина Г. В., Плаксина Л. И. , Солнцева Л. И. и др. отмечается, что социальные отношения и общение детей нарушением зрения, являются трудно решаемой проблемой, несмотря на то, что процесс формирования общения начинается достаточно рано и проходит те же этапы что и в норме [6].

Различные нарушения зрения детерминируют ограничение жизнедеятельности, возрастание социальной дезадаптации, которая обуславливается состоянием зрительных функций и др., приводящим к нарушениям в развитии, затруднениям в общении.

У детей с нарушением зрения происходит изменение и замедление процесса зрительного восприятия, в результате чего происходит нечеткость, схематизм и фрагментарность образов окружающего мира - дефицит информации об окружающем мире. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и поэтому требует специальной коррекции [3].

Отсутствие зрения или его нарушение, влияет на сферу познания окружающего, ведет к замедлению формирования навыков и средств общения, к сужению круга общения, к трудностям в подражании действиям людей в различных ситуациях. Нарушение зрения препятствует полноценному видению лица партнера по общению, его мимических движений, выражения глаз и других внешних качеств (Е. В. Щедрина).

Дети дошкольного возраста постоянно находятся в общении друг с другом, они включены в систему межличностных отношений, повседневно взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности. Ведущие специалисты по проблеме общения А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и другие, рассматривали общение как сильнейший фактор развития личности, ее психического и физического здоровья [2].

В условиях детского сада возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам. В случае возникновения проблем в общении дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.

Главной заботой воспитателя становится формирование коммуникативных умений ребенка, овладение ими коммуникативными высказываниями, речевая активность, развернутость высказывания.

Формирование коммуникативных потребностей - важное условие нормального психологического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Коммуникативные навыки развиваются как в повседневной деятельности, так и игровой. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе с позиции психологии рассматривались в работах Е.В. Коблянска, И.В. Лабутовой, Р.А. Максимовой, с позиции педагогики рассматривались в работах Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, М.Е. Дашкина, Ю.Н. Емельянова.

Психолого-педагогические аспекты коммуникативной сферы раскрываются в исследованиях И.В. Гришняевой, Ю.Н. Емельянова, С.И. Ершовой, Ю.М. Жукова, В.И. Кашницкой, Т.А. Кривченко, Е.А. Лещинской, О.И. Муравьевой, В.М. Пахарева, Л.А. Петровской, Н.М. Юрьевой и др.

Л.A. Петровская в своих работах рассматривала особенности формирования коммуникативной сферы дошкольников.

Работая в дошкольном учреждении, педагоги используют в своей работе разнообразные направления, методы и приемы, способствующие развитию коммуникативной сферы детей .

Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.

Существует множество методов и средств арт-терапии, например, такие как (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библеотерапия; танец, движение – кинезитерапия), но не все оказывают влияние на развитие коммуникативной сферы [4].

Началом исследовательской работы послужил тот факт, что при планировании психолого-педагогической работы по коррекции коммуникативной сферы детей с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения важно учитывать уровень развития коммуникативной сферы детей. Для этого была проведена опытно-экспериментальная работа, которая проходила на базе муниципального образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением зрения «Детский сад компенсирующего вида № 283» Краснооктябрьского района г. Волгограда. В ней приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с функциональными нарушениями зрения.

Для изучения уровня развития коммуникативной сферы, были подобранны следующие методики:

Методика «Маски» Т. Д. Марцинковская.

Цель: определить уровень статусного места в группе.

Методика «Два домика» Т. Д Марцинковская.

Цель: определить уровень межличностных отношений детей, отношений между ребенком и взрослым.

Методика «Лесенка» В. Г. Щур.

Цель: исследование уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования было выявлено, что у большинства детей экспериментальной группы заниженная самооценка, что говорит о неуверенности в себе, в собственных силах и поступках. Так же у многих детей экспериментальной группы мы выявили средний уровень межличностных отношений, что говорит о среднем показателе групповой сплочённости группы. Некоторые дети положительно относятся к своим сверстникам и подчиняются им, но есть и те кто относится к своим сверстникам отрицательно, что свидетельствует о их антипатии к членам экспериментальной группы.

На основе полученных результатов, и данных полученных в ходе изучения подходов ученых (В.А. Феоктистова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.П. Григорьева) по исследованию проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения, была составлена и апробирована психокоррекционная программа с учетом остроты зрения, возрастных и психофизических особенностей данной категории респондентов.

После проведенной коррекционной работы у детей экспериментальной группы уровень самооценки стал выше, дети стали уверенней, общительней. Уровень межличностных отношений стал выше, что говорит о высоком показателе групповой сплоченности. Большая часть детей стала положительно относится к своим сверстника. Дети стали более открыты, доброжелательны, отзывчивы, стали больше помогать друг другу.

Проведенная работа позволила сделать вывод о том что, система коррекционно-развивающих заданий оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной сферы дошкольников с нарушением зрения.

На основе этого можно сделать вывод о том, что проводя психолого-педагогическую работу по коррекции коммуникативной сферы учитывая влияние дефекта на психофизическое развитие ребенка; уровень развития коммуникативной сферы, психолого-педагогические характеристики дошкольников с нарушениями зрения и рекомендаций по коррекции коммуникативной сферы , процесс становления коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения будет более успешным.

Список литературы:

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

  2. Бодалев А.А. Психология общения,- М.: МПСИ, 2000. - 256 с.

  3. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

  4. Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3

  5. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. - М: Педагогика, 2001.

  6. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства.- М.: «Полиграф сервис», 2000. -126с.

Просмотров работы: 1747