КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: статья посвящена проблеме коррекции детских страхов с помощью арт-терапевтических методов у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены понятия «страх» и особенности их проявления у старших дошкольников с нарушениями речи, а также возможности арт-терапии в коррекции детских страхов старших дошкольников.

Abstract: the article is devoted to the correction of children's fears with the help of art therapy techniques in children preschool age . The concepts of "fear" and the peculiarities of their manifestations at the senior preschool children with speech disorders , as well as possibilities of art therapy in correction of children's fears older preschoolers.

Ключевые слова: страх, детские страхи, арт-терапия.

Keywords: fear, childhood fears, art therapy.

В ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Страхи оказывают неблагоприятное воздействие на развитие эмоциональной сферы.

Исследованием в области детских страхов занимались такие ученые, как Дж. Боулби, С. Рэчмен, Ю.А. Кочетова, А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, В.Г. Колягина, А.М. Пихожан, В.И. Лубовский и т.д. В трудах Джона Боулби подробно раскрыта этиология детских страхов. В середине XX века А.И. Захаров разработал классификацию детских страхов, А.М. Прихожан посвятила свои исследования коррекции страхов и тревожности детей.

Антипина В.В. отмечала, что старший дошкольный возраст характеризуется сенситивным (особо чувственным) периодом в социальном развитии человека. При оказании на ребенка в этом возрасте негативных психологических воздействий, на ряду с тревожностью и напряжением возникают страхи, которые при затяжном течении и отсутствия контроля за ними, могут перейти в патологическую форму. При избегании перехода страхов в патологическую форму, возникает необходимость своевременной профилактики, а в некоторых случаях коррекции уже имеющихся детских страхов.

М. Клейн, З. Фрейд, А.С. Спиваковская и еще ряд авторов, имеющих опыт применения различных видов игр с целью психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей, предлагают в качестве коррекции страхов использовать методы игротерапии. Л.А.Золоторёва отмечает, что в процессе психотерапии могут эффективно использоваться искусство, в частности, художественная (творческая) деятельность как средство собственной активности индивида.

Коррекционная работа по преодолению страхов с помощью искусства, как отмечает Л.А. Золотарева, помогает в гармонизации внутренней и социальной жизни людей, одним из методов такого психологического воздействия является арт-терапия. Арт-терапия позволяет избавиться ребенку от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.

Т.Г. Казакова считает, что изобразительная деятельность, как одно из ведущих направлений арт-терапии, является для детей наиболее доступным и привлекательным видом деятельности, которая может быть средством не только педагогической, но и психотерапевтической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Значимость и актуальность выдвинутых положений определили тему нашего исследования: "Коррекция детских страхов посредством арт-терапии".

Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте, его специфических проявлений, причин и факторов, приобретает все большее значение в современном мире. Появление в последние годы необходимости изучения страхов отмечает И.А. Алецкая, которая относит состояние страха к форме невротического расстройства личности [1].

И.П.Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. «Страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» [1].

А. И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.

К. Изард провел исследование, в котором изучалось отношение представителей разных стран (США, Англия, Франция, Германия, Швеции, Греции и Японии) к разным эмоциям. В результате большинство опрошенных в ответ на вопрос «Какой эмоции вы больше всего боитесь?» назвали эмоцию страха [8]. В своих работах К. Изард разделяя эмоции полагает, что страх это врожденный эмоциональный процесс, обусловленный генетически и включает физиологические компоненты, характеризуется определенными мимическими отражениями и определенными переживаниями субъекта [8].

По мнению А.С. Спиваковской, страх относится к специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила [7].

Страх может описать как чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Пи возникновении реальной опасности для жизни страх отражает инстинктивный характер и предполагает оборонительную реакцию, средство защиты. В других случаях он социально опосредован, то есть является приобретенным в процессе жизненного опыта. Страх может возникнуть перед какими-либо событиями, наказанием и осуждением, боязнью животных и фантастических чудовищ и т.д. Подобные страхи тоже выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и саморегуляции [14].

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например, неврозах. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На протяжении всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам [14].

Т.П.Симпсон характеризует старший дошкольный возраст как «колыбель неврозов». Множество времени посвящено этой проблеме С. Рэчменом. В его работе «концепции травматического обуславливания» описаны события или ситуации, которые способны вызывать боль и вследствие этого страх, независимо наличия или предвестия боли.

А.С. Устинова утверждает, что "причинами страха могут быть определенные события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Иногда страх может быть результатом активной работы воображения; может вызываться страданием, если еще в детстве сформировались связи между этими чувствами. Очень распространены у детей внушенные страхи, источником которых являются окружающие их взрослые" [17].

Особенно прочными становятся такие страхи, на которых взрослые сосредотачивают внимание ребенка, а порой они сами могут испугать его животными. Во время реакции испуга самих родителей усиливается страх у ребенка и прочно закрепляется. Ребенок должен видеть в родителях защиту, людей сильных духом, которые могут оградить его от всех проблем, а также придать уверенности в себе и помочь избежать чувства страха.

Причиной возникновения детских страхов могут быть запугивания со стороны взрослых (сказочными персонажами и т.д.). Атмосфера в семье отражается на чувствах и поведении ребенка. Если между родителями ссоры, крики, прием алкоголя, которые видят дети, то они становятся пугливыми, нервными, плаксивыми.

Н.С. Титова отмечает, что если взрослые обманывают ребенка, говорят заведомо неправду: «Не бойся, больно не будет», – и это перед лечением зубов или перед уколом, то у ребенка формируется недоверие к взрослому, а фактическая боль – усиливает страх. Значительно лучше сказать ребенку правду, настроить его на то, что «будет немного больно, но нужно потерпеть, т.к. важно быть здоровым». Необходимо подчеркнуть то, что ребенок ведет себя мужественно, выдержанно, следует настроить его на действие, к примеру укол [16].

Таким образом, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Проанализовав исследования различных авторов (И.А. Захаров, С.М. Тупоносова, С.И. Устинова, В.Г. Колягина и т.д.) по проблеме особенностей страхов у детей с общим недоразвитием речи, мы выяснили, что дети данной категории имеют следующие особенности проявления страхов. Страхи могут быть классифицированы по характеру, степени реальности и интенсивности. Причинами возникновения страхов с дошкольном возрасте могут являться: результат активной работы воображения, внушение страхов со стороны окружающих и т.д.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. О.И. Качурина в качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления предлагает арт-терапию, так как использование искусства вполне доступно психологу. Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми [3].

Арт-терапия - это один из методов психотерапии, в котором в процессе коррекции используются художественные приемы и творчество (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, театрализация и многое другое). В группу различных видов терапии с помощью творчества входят драма-терапия, терапия музыкой, танцем, движениями и т.д.

О.И. Качурина предполагает, что "Я" человека отражается в зрительных образах спонтанно, когда ребенок не задумывается о том, что он рисует, лепит и т.д. Автор указывает на то, что художественные продукты деятельности отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения, именно поэтому невербальные средства, часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний [3].

М.В. Киселева в работе с детьми выделяет следующие виды арт-терапевтического воздействия [5]: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия и фототерапия [5]. Рассмотрим подробнее каждый из видов арт-терапии.

При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.

А.А. Осипова определяет важнейшую технику арттерапевтического воздействия - техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия [11].

А.А. Осипова выделяет две формы арттерапии: пассивную и активную.

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Внедрение арт-терапевтических методов в специальное образование описываются в трудах Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой и Т.А. Добровольской. Это представляло собой попытку включения искусства как средство комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с различными нарушениями в развитии, в частности с общим недоразвитием речи.

Среди разработанных методик коррекции детских страхов наибольшей популярностью и эффективностью пользуются рисуночные и игровые методы, разработанные Захаровым А.И. [2]. Одним из таких методов является методику «Рисование страхов».

Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 11 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев к началу подросткового возраста способность к спонтанному изобразительному творчеству постепенно ослабевает.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие произошло недавно, к примеру несколько дней назад напала собака. В таком случае целесообразнее отвлечь ребенка или в игре эмоционально отреагировать психическую травму с целью изменения отношения к ней [2].

О.С. Мартынова утверждает, что хорошо успокаивают и расслабляют, а также развивают моторику и фантазию ребенка игры с песком и водой, лепка из пластилина и глины, рисование с помощью пальцев рук на бумаге гуашью или акварелью. Темой игры с ребенком вы можете сделать его страх чего-либо. "Например, можно попросить его нарисовать то, что он боится. Потом предложить ему подумать или вместе пофантазировать и нарисовать героя - реального или выдуманного персонажа, способного победить этот страх. Например, ребенок рисует страшное приведение, которое он боится встретить в темном коридоре и которое ему регулярно снится. Следующий рисунок: смелый воин, который рубит это приведение мечом, рвет его на куски. Таким образом, ребенок выплескивает накопившиеся у него агрессию и напряжение [9].

Итак, включение упражнений арт-терапии эффективно помогает при эмоциональных нарушениях (страх, тревожность). Данный метод в коррекционной работе применяли: О.И. Качурина, Д. Селиванова, Л.Д. Лебедева, А.А. Осипова и другие исследователи. Данный метод имеет ряд преимуществ в отличие от других форм психотерапевтической работы. К видам арт-терапевтического воздействия относят: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия и фототерапия.

1. Алецкая И.А. Особенности проявления страхов у детей с нарушениями речи. Социотипическое поведение личности: сборник научных статей/Министерство образования Республики Беларусь, под ред. С.Л. Богомаза. Витебск, ВГУ 2010 г., с.120-122.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004 г.

3. Качурина О.И. Арт-терапия в педагогике. http://festival.1september.ru/articles/212738/

4. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Б БК 88.4, К44 - СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл. ISBN 5-9268-0408-6

6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций, год издания и номер журнала: 2007 г., №4.

7. Кочетова Ю.А. - Психологическая коррекция детских страхов Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1 [Электронный ресурс], режим доступа: www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885

8. Кэррол Э. Изард - Психология Эмоций, с.93. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.twirpx.com/file/306876/

9. Мартынова О.С. Страх темноты и ночные кошмары у детей. 2002 г. [Электронный ресурс], режим доступа: https://psyonline.ru/psy_article/children/70933/

10. Музянова О.В. Коррекция детских страхов. 2013 г. [Электронный ресурс], режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/

11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

12. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб. : Питер, 2009 - 192 с.

13. Селиванова Д. Детская арт-терапия. 2011 г. [Электронный ресурс], режим доступа: http://naturalworld.ru/article_detskaya-art-terapiya.htm

14. Степанов С. «Страхи», газета «Дошкольное образование». 16-31 октября 2004. №20. [Электронный ресурс], режим доступа: http://psylist.net/avtor/00020.htm

15. Сырвачева Л.А, Детцель Т.Ю. Особенности страхов у детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет. Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". Серия «Гуманитарные науки», № 7-8 2014.

16. Титова Н.С. - Детские страхи: причины их возникновения и методы устранения [Электронный ресурс], режим доступа: http://pediatrics.kh.ua/archive/parents/ChildrenFears.pdf

17. Устинова А.С. Методы изучения представлений о страхе/Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.

Просмотров работы: 1554