Современная система образования предъявляет особые требования к профессиональной подготовкеи компетентноститренеров –преподавателей.
В настоящее время недостаточно «знающего», эффективно справляющегося со своими обязанностями специалиста, требуется успешный, профессионально самосовершенствующийся профессионал.
Практика деятельности свидетельствует, что тренеры не всегда обладают достаточными знаниями. Можно сказать что проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего тренера-преподавателя, актуальна в современных социально-экономических условиях.
Цель исследования: изучить теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности будущих тренеров.
Результаты исследования и их обсуждение.
Любая профессиональная деятельность предъявляет человеку определенные требования, соответствие которым обеспечивает успех в ней.
Успешность работы тренера по виду спорту зависит от уровня профессионализма. «Профессионал» – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию [2].
Основываясь на теоретическом анализе, профессиональная компетентность тренера, может исследоваться на следующих уровнях:
- личностном, как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером предстоящей деятельности.
- функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности.
- личностно-деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающем возможность эффективно выполнять свои функции [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФгОС ВПО) предусматривает профессиональные компетенции в области тренерской деятельности, которыми должны обладать выпускники ВУза:
− обладать высоким уровнем знаний в области подготовки спортсменов (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями (ПК-8);
− способностью видеть главное в подготовке спортсменов и определять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач (ПК-9);
− способностью выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения качества тренировочного процесса (ПК-10);
− способностью разрабатывать целевые программы и планы подготовки спортсменов различной квалификации (ПК-11);
− способностью решать нестандартные проблемы в процессе подготовки спортсменов (ПК-12);
− способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в подготовку спортсменов с целью повышения ее эффективности (ПК-13);
− способностью управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности тренерской деятельности (ПК-14) [1].
Практика деятельности свидетельствует, что молодые тренеры не всегда обладают достаточными методическими знаниями, адаптированными к практической деятельности.
Список литературы
Бочковская, В.Л. Технология управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов / В.Л. Бочковская // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 8 (42). – С. 17-21.
Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 375 с.
Костюченко, В.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений в курсе спортивно-педагогических дисциплин: Учеб. пособие /В.Ф. Костюченко. - СПб. 2001. - С.6-17.