СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА БИБЛИОТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА БИБЛИОТЕРАПИИ

Крикун А.В. 1
1Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИБЛИОТЕРАПИИ………................

4

2. СУЩНОСТЬ БИБЛИОТЕРАПИИ…………………………....................

8

3. БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ………………

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

18

ВВЕДЕНИЕ

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации.

Все эти факторы повлияли на то, что возросло количество людей, нуждающихся в психологической помощи. Одним из наиболее перспективных психотерапевтических направлений является библиотерапия.

И если раньше библиотерапия использовалась в большей мере в медицинских учреждениях, в целях лечения и профилактики заболеваний, то теперь данное направление работы применяется в деятельности образовательных и социальных учреждений, массовых библиотек, сотрудники которых осознали необходимость и пользу применяемого метода.

Библиотерапия – это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции.

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения.

Цель данного реферата заключается в выявлении содержательных и методических аспектов библиотерапии.

Основные задачи, рассматриваемые в реферате:

  1. Рассмотреть историю возникновения и сущность библиотерапии.

  2. Проанализировать влияние терапии книгами на организм человека.

  3. Описать основные методы психологической помощи человеку при помощи книг.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИБЛИОТЕРАПИИ

Термин библиотерапия (от греческого «библио» – книга, «терапия» – лечение) означает книголечение или лечение книгой. Слово – это как научное понятие впервые было предложено в 1916 году Ассоциацией больничных библиотек США. Родоначальником библиотерапии считается шведский невропатолог Яроб Биллстрем. Принято считать, что библиотерапия возникла в 19 веке. Однако влияние чтения книг на самочувствие человека было замечено давно. В сказках 1001 ночи можно прочесть: «И затем купец взял повесть и написал ее своей рукой, с толкованиями, и пошел к царю и сказал ему: «О счастливый царь, я принес сказки и рассказы редкие и прекрасные, подобных которым никто никогда не слыхивал...». И велел писцам написать эту повесть золотом и положить ее в свою личную казну, и, всякий раз как у царя стеснялась грудь, он призывал купца Хасана и тот читал ему эту повесть». В одной из сказок «1001 ночи» придворный врач рекомендовал своему повелителю, который страдал тяжелой 4 болезнью, перелистывать страницы книги, и этим методом вылечил его. В Ригведе есть строки, в которых сказано, что для лечения сердца необходимо читать «мудрые книги».

В античные времена влиянию книг на человека придавалось большое значение. Греческие легенды, пьесы и поэмы вызывали чувства радости, жалости, страха и т.д., оказывая тем самым лечебное воздействие на человека. Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное здоровье» и считали библиотеки «лекарством для души». Например, надпись над дверью библиотеки в Фивах гласила: «Место, где лечат душу». Истории известен Аристофан, рекомендовавший читать преступникам свои комедии. Со времен Платона люди сталкивались с проблемами «формирования умов» детей. Взрослые увидели в книге мощный инструмент, которым можно воздействовать на их мышление, характер, формировать поведение и позднее помочь им в решении проблем.

В средние и более поздние века книгам придавалось не меньшее значение. Авиценна — ученый, философ, врач — в «Книге исцеления» писал «о трех средствах в руках врача», и первым из них было слово. Э. Роттердамский лечил нарывы на лице чтением смешных книг. Английский врач Т. Сайденгем, практиковавший в XVIII в., «выписывал» своим больным популярную в то время книгу М. Сервантеса «Дон Кихот».

В современном мире исследования по лечению книгой возобновились. В 19 веке за рубежом начались систематические разработки и исследования по библиотерапии. Большое влияние на развитие библиотерапии как науки, оказали труды З. Фрейда, В.М. Бехтерева, психотерапевта К.И. Платонова, который проводил исследования в области физиологического и лечебного фактора слова. Значительный вклад в развитие библиотерапии внесли ученые разных стран. В настоящее время в США регулярно проводятся «круглые столы», на которых обсуждают развитие библиотерапии.

Важной вехой в становлении специальной отрасли науки о взаимодействии человека с книгой явились труды замечательного отечественного книговеда и культуролога Н.А. Рубакина. В 20-х годах прошлого века он выступил с развернутой программой «библиопсихологии» (он и ввел этот термин).1 Суть его программы – системное изучение триады «читатель – книга (текст) – автор». Им отмечалось, что обычно каждая из частей триады рассматривается отдельно, тогда как наиболее существенно их взаимодействие и единство. При этом он исходил из того, что главное – это роль читателя. Он считал неправомерным положение, когда изучается сначала текст, потом автор (или сначала автор, потом текст), а читатель – где-то на втором плане. Он подчеркивал, что каждый читатель по-своему, избирательно усваивает и осмысливает тексты, привнося в них что-то свое. Поэтому первостепенное значение имеет изучение читателей, ведь от умственных и нравственных качеств тех, кто читает, зависят смысл и значимость воспринимаемых ими текстов. Он указывал, что читательское восприятие имеет свои индивидуально-природные предпосылки, и подчеркивал, что взаимосвязь читателя и книг нужно рассматривать в культурно-историческом контексте. Н.А. Рубакин считал, что библиопсихология, возникающая на пересечении разных наук, должна соединять в себе проблематику и методы как естествознания, так и гуманитарного знания.

Существенное значение для более конкретного изучения механизмов восприятия текстов имело дальнейшее развитие в XX веке семиотики – учения о знаках и знаковых системах. Те или иные системы знаков, естественные или созданные искусственно, понимаются как своеобразные «языки» с некоторыми общими для них правилами. Семиотический подход к изучению текстов предполагает три уровня: 1) выделение и систематизацию сочетаний знаков; 2) интерпретацию значения определенных структур знаков; 3) выяснение взаимосвязи между значением знаковых систем и теми, кто их воспринимает. Такой подход вслед за лингвистикой проник и в литературоведение. Новые аспекты изучения и получаемые при этом результаты обогащали и библиопсихологию.

Важнейший вклад в изучение психологии восприятия текстов внесли новаторские труды литературоведа и теоретика искусства М.М. Бахтина (середина прошлого века). В основе его концепции лежала идея диалога, понимаемого им не только как норма общения отдельных личностей, но и как норма самосознания и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства. Им показано, что в диалоге слово (мысль, знание) обретает множество новых смыслов; в таком многоголосии (полифонии) обнаруживаются их равные права на существование. При этом постижение личностью собственного «Я» происходит именно в общении с «другими». Соответственно и читательское восприятие, по существу, означает своего рода мысленный диалог с текстом и его автором. Эти идеи получили широкое признание. Они во многом содействуют пониманию тех специфических проблем, которые обычно относятся к ведению библиопсихологии и библиотерапии.

Интересный опыт библиотерапии содержится в трудах отечественных авторов: И.З. Вельвовского, Е.П. Жиляевой, М.Л. Кутанина, В.Л. Леви, А.Е.Шапошникова и др. По утверждению М.Л. Кутанина, профессора медицинского института, одного из первых, кто поставил вопрос о применении библиотерапии, «книги могут иметь успокаивающее действие, но они могут быть и средством тонизирующим, создающим бодрость и хорошее настроение. Они могут выравнивать эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым». На сегодняшний момент времени существует несколько определений науки библиотерапии. Некоторые из них таковы: библиотерапия – «комплексная научная дисциплина, изучающая закономерности смыслового восприятия письменной речи и на этой основе разрабатывающая методы психологической коррекции личности при помощи лечебного чтения (или слушания) специально подобранных текстов, содержащихся в книгах или других носителях информации и знаний. Она учитывает особенности поведения людей как читателей и осуществляет свои цели на основе принципов, форм и методов библиотечного воздействия на пользователей библиотеки» (В.С. Крейденко – доктор пед. наук, Санкт-Петербургский государственный университет) «наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуации чтения» (Ю.Н. Дрешер, директор Республиканского медицинского библиотечно - информационного центра (г. Казань), защитившая докторскую диссертацию по теме «Профессиональная подготовка библиотерапевтов в системе непрерывного образования»). Отличаясь в частностях, специалисты едины в том, что библиотерапия (лечение чтением) находится на стыке таких наук как психология, медицина и библиотековедение. В медицинском плане она является частью психотерапии, т.е. планомерного использования психического воздействия с лечебными целями. В библиотековедческом 8 отношении библиотерапия рассматривается как одно из направлений педагогики чтения. В основе теории библиотерапии лежат несколько аспектов.

1. Воздействие письменного слова на психофизическое состояние человека.

2. Теория чтения как вид коммуникационной деятельности, посредством которого человек получает знания для коррекции поведения, взглядов и т.д.

2. СУЩНОСТЬ БИБЛИОТЕРАПИИ

В рассказе «Анафема» А.И. Куприна протодьякон Олимпий, прочтя повесть Л.Н. Толстого «Казаки», был настолько потрясен ею, что «... всю ночь проплакал от радости, от умиления, от нежности». А на утро во время службы, когда полагалось пропеть анафему отлученному от церкви графу Л.Н. Толстому, протодьякон вновь вспомнил слова великого художника, исполненные любви к людям, простые и прекрасные, как сама жизнь. И в решительный момент вместо анафемы Олимпий грянул в полную силу своего мощного голоса «многая лета» тому, чьи творения дают людям прекрасные минуты душевного подъема, радости и сладких слез восторга. В этом эпизоде показано, насколько сильно печатное слово может оказать воздействие на мировоззрение человека, поменяв его взгляды и отношение к жизни.

В воздействии художественного слова на человека много общего с тем влиянием, которое оказывает на людей музыка. И это не случайно. Композитор А.Н. Скрябин утверждал, что музыка жива мыслью. То же можно сказать и о литературе: ее основа – мысль, облеченная в наиболее выразительную и действенную словесную форму. Литературным произведениям присущи своеобразный ритм и мелодика, которые мы ощущаем не только при слушании, но и при чтении текста про себя. Крупнейшие художники слова всегда заботились о музыкальной звучности своих произведений. Например, А.П. Чехов писал, что в корректуре он уже не вносит существенных исправлений в содержание и форму своих рассказов, а лишь заканчивает и исправляет их, «так сказать, с музыкальной стороны».

Таким образом, художественное слово действует на человека и смысловым содержанием, и своей ритмикой, граничащей с музыкальностью. Суфийский мыслитель и музыкант Хазрат Инайят Хан писал: «Если человеческое тело — это лира, тогда каждое произнесенное слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело; и не только на тело, но и на ум». Особый интерес представляет собой слово на бумаге или письменная речь, ее воздействие на человека. «Письменная речь», — говорил Л.С. Выготский, есть алгебра речи, поскольку она вводит в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым и прежде сложившуюся психологическую систему устной речи». А.Р. Лурия подчеркивал, что письменная речь является «новым и мощным орудием мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь». Устное слово или звук облекается в плотную форму в виде символа, чтобы стать книгой, которая в свою очередь, по утверждению ученых, представляет собой текст с определенной ритмикой, волновой и энергетической структурой, оказывающий сильное воздействие на организм человека. Недаром существует восточная поговорка: «Лучше переспать на плохой кровати, чем прочесть плохую книгу».

Способность художественного текста передавать чувства и мысли человека, оказывавшегося в трудной ситуации, используются в библиотерапии. Этот метод призван помочь пациенту понять и изучить «типологию характеров в литературе, искусстве, чтобы найти себя как читателя, зрителя в человеческой культуре, утвердиться и таким образом в собственной духовной индивидуальности». Составлены списки произведений, которые рекомендуются при определенных пограничных состояниях, для коррекции отношений между родителями и детьми, для уменьшения подростковых фобий или неврозов, вызванных разводом родителей, для повышения самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования, для освобождения от наркотической и в целом химической зависимости.

Библиотерапия – она может пониматься не только как лечение, но и как воспитание с помощью книг. Тем самым она имеет отношение, как к медицине, так и к педагогике. В одних случаях имеется в виду лишь подбор книг для чтения, в других – и обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. У библиотерапии могут быть разные цели: например, изменение эмоционального состояния человека или влияние на сами особенности личности; она может выступать как руководство со стороны, а может — как средство самоанализа и самосовершенствования; может применяться в индивидуальных и в групповых формах, и т.д.

Конечно, чтение книг и библиотечное обслуживание выполняют и другие очень важные функции (информационная, помощь учению, форма отдыха). Но книги дают и нечто большее. Они могут иметь для читателя подлинно личностный смысл: утешать, воодушевлять, помогать лучше понимать себя и других. Известно, что вовремя прочитанные книги оказывают влияние на само формирование личности. Без книг жизнь становится духовно беднее и в чем-то более трудной. Этого не могут не знать те, кто выдает книги читателям, особенно в детские руки.

Существует применение библиотерапии и в конкретной сфере, а именно — при лечении людей, страдающих нарушениями речевого общения (логоневроз в форме заикания). Имеются в виду лица с сохранными речевыми органами, но подверженные нервным состояниям, с которыми не удается справиться. Их речевые недостатки во многом обусловлены психическими состояниями, связанными, например, с опасениями неудачи при произнесении нужных звуков, слов, фраз, а также с такими чертами характера, как тревожность, торопливость, слабость воли, недооценка себя, застенчивость и др.

Нервно-психических заболеваний много: шизофрения, паранойя, эпилепсия, невроз, психоз, мании, реактивные состояния и др. Библиотерапия лечит не любую душевную болезнь, а только неврозы. Невроз – нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний и психических перенапряжений. К неврозам относятся неврастения, истерия и навязчивые состояния: страхи, сомнения, маниакальное пересчитывание пуговиц. Причины невроза в конфликте человека с окружающей действительностью: любая бытовая ситуация, если ее остро переживать и постоянно думать ней, может привести к неврозу. Семейная ссора, любовная неудача, творческий кризис, постоперационная депрессия, смерть близкого человека, неудовлетворенные амбиции и многое другое — обычное, повседневное, привычное – может стать причиной того, что человек закроется в себе, чтобы, не обращая внимания на окружающий его мир, переживать страх, безысходность. Безысходность – второе имя невроза. Выход – книга.

Другой аспект, лежащий в основе теории библиотерапии – это теория чтения как вида коммуникационной деятельности, посредством которого человек получает знания для коррекции своей жизни, поведения, мотиваций и т.д. Психологи рассматривают чтение как процесс получение знаний, в результате которого читатель извлекает из текста какое-либо зафиксированное в нем сообщение, информацию. Чтение как сложный вид коммуникационной деятельности состоит из нескольких процессов: восприятие и осознание текста, воссоздание осмысленных элементов текста в виде живых представлений, умственная переработка прочитанного, использование прочитанного на практике. Человеческое воображение в процессе чтения рисует образы, ощущения, почерпнутые из книги. Таким образам, читая, человек познает. Отсюда и бытует изречение, что книга – источник знаний.

В свете теории библиотерапии библиотечное обслуживание рассматривается как часть библиотерапевтической практики. В условиях библиотеки библиотерапевтический процесс имеет две формы: индивидуальную и групповую. Индивидуальная библиотерапия направлена на развитие и коррекцию личности происходит в самом процессе чтения. Человек читает книгу, специально подобранную с терапевтической целью. Специально подобранная книга может стимулировать его развитие, отвлечь от горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. Например, прекрасный библиотерапевтический эффект производит чтение биографической и автобиографической литературы выдающихся людей. К индивидуальным формам библиотерапии относятся составление плана чтения, подбор литературы, индивидуальные беседы, которые учитывают характер проблемы читателя, его заболеваемость, уровень начитанности. Групповая библиотерапия направлена стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения прочитанного произведения, организованного в группе. Групповая терапия способствует:

1) вовлечению пациента в библиотерапевтический процесс;

2) выявлению проблем личности;

3) ослаблению или снятию чувства изолированности от окружающих;

4) социальной адаптации интеграции в общество.

Групповая библиотерапия дает эффект при условии тщательного подбора группы по степени начитанности и читательским интересам. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Формы групповой библиотерапии:

1. Литературные встречи с элементами игротерапии.

2. Библиотечные уроки.

3. Литературные викторины.

4. Театрализованные библиотечные праздники.

5. Кружки громкого чтения.

6. Литературные вечера.

7. Театр книги.1

3 БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Методики терапии творчеством многообразны. Один из самых простых вариантов – попросить рассказать другую сказку про то же самое. Может быть, в ней отыщутся новые решения или проявится более важная тема. Популярны методики, основанные на продолжении начала истории; сочинительство с опорой на дидактический материал (игрушки или карточки с изображением персонажей - сказочных и реальных людей и животных, предметов, мест действия и целых ситуаций); сочинения по картам В.Я. Проппа; использование «бинома фантазии».

Итак, важнейшим и популярным направлением в библиотерапии является терапия творчеством – собственное творчество пациентов, в той или иной степени организуемое терапевтом. Известный отечественный психиатр М.Е. Бурно в своих трудах обосновывает возможность и необходимость широкого использования творческого потенциала пациентов для повышения эффективности лечебного процесса. В коррекционной педагогике также общепризнанным ныне является привлечение детей к творчеству.

Чтобы показать неврастенику выход (точнее, чтобы больной сам нашел для себя выход), пациенту дают книгу, герой которой находится в такой же ситуации. Самое главное – чтобы книга была правильной.

Правильная книга – это та, где герой, несмотря ни на что, мобилизует все свои душевные силы, собирает в кулак волю и заставляет себя изменить свое отношение к ситуации. Неправильная книга – это сентиментально-слезливая попса, мелодрамка утешающего характера, где не герой меняет свое отношение к обстоятельствам, а обстоятельства – свое отношение к герою: вот только что все было плохо, хуже некуда, и вдруг раз – и все стало хорошо, лучше не бывает. Три – героическая литература (особенно библиотерапевты предостерегают от использования в лечении неврозов «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого, «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Овода» Э. Войнич), в которых протагонист не преодолевает себя, а просто ломает саму ситуацию. Волевые механизмы невротика ослаблены, самооценка занижена, и героический пример только углубляет чувство собственной неполноценности (нет, я не Байрон, я другой).

Библиотерапевтическое лечение начинается с психологического исследования личности больного и поиска конфликта, приведшего к неврозу: корни конфликта, могут уходить так глубоко, что больной не способен самостоятельно найти их и сформулировать, с чего все началось. Невротик будет часами рассказывать о том, как ему плохо сейчас, как велика его печаль и отчаяние, о том, кто и как обидел его вчера и позавчера, а сама ситуация, спровоцировавшая конфликт могла произойти и десять, и двадцать лет назад; невротик о ней прочно забыл, но о ней не забыла его больная душа, наслаивающая на психопатогенный инцидент все новые и новые негативные впечатления.

После того как конфликт обнаружен и определен, к процессу лечения подключается библиограф – специалист не по душам, а по книгам, теперь выздоровление будет зависеть от него больше, чем от лечащего врача-психотерапевта. Библиограф, следуя диагнозу, составляет для больного план чтения, рассчитанный на три-четыре недели лечения в стационаре и на такой же срок чтения после выписки. План содержит от семи до двенадцати названий книг и состоит из трех частей: вводной, основной и закрепляющей. Сначала невротик читает литературу тонизирующего характера, отвлекающую от мрачных мыслей и способствующую выработке оптимистичного видения мира. Если болезнь запущена и невротик ушел в себя чересчур далеко и глубоко, то он не доверяет врачам и вообще не верит в способности медицины его вылечить. В таком случае план чтения включает одну-две книги о самоотверженности врачей и о всесилии медицины.1

Вторая часть плана чтения содержит книги, герои которых попали в такой же, как и сам больной, жизненный переплет и нашли из него выход. Следя за действиями героя, невротик постепенно сживается с ним, влезает в чужую шкуру, отождествляет себя с персонажем, и ближе к финалу романа они оба – больной и персонаж – начинают искать выход вместе. Один, два, три персонажа, пережившие психологический кризис и вышедшие из сложной ситуации – и у больного появляются силы противостоять собственной жизненной трагедии. Читая одну книгу за другой, пациент осознает, что он не неудачник, а такой же, как и все, что у любого человека в жизни бывают проблемы, падения и промахи и, главное, что любой, самый обыкновенный человек способен преодолеть их и отыскать решение. Это уже прогресс, это уже начало выздоровления, теперь врачу и библиографу необходимо следить за тем, чтобы больной не сорвался, чтобы не произошел рецидив. Для этого предлагается следующая порция книг, доказывающих, что жизнь, конечно, трудна, сложна и трагична, время от времени бьет по голове, не без того, иногда очень даже сильно, но все равно – ничего прекраснее жизни на свете нет. Даже если многое уже безвозвратно потеряно, то это еще не конец и нельзя складывать руки: в окружающем мире всегда достаточно того, ради чего стоит жить и бороться, надо лишь найти это «то».

Когда больной находит для себя это «то» и врачи убеждаются, что к пациенту вернулись ощущения радости жизни и сознание уверенности в своих силах, чтение переходит к завершающему этапу, цель которого — сформировать или восстановить ранее сформированные навыки к постоянному чтению художественной литературы. Это книги об искусстве быть читателем.

Главным признаком того, что невротический кризис преодолен и больной пошел на поправку, является на столько оптимистическое мировидение пациента, сколько пробудившееся художественное чутье.

Таким образом, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, детскому библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с библиотечным психологом или психотерапевтом, который может взять на себя не только построение стратегии библиотерапевтического воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития детей и подростков, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества – творческого самовыражения личности, что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

Библиотерапия использует ряд методик, среди которых особо выделяют терапию творчеством – собственное творчество пациентов, в той или иной степени организуемое терапевтом. Помимо этого, для лечения неврозов и депрессий составляется список специальной литературы, индивидуальной для каждого человека. Герои подобранных книг, к примеру, попали в такой же, как и сам больной, жизненный переплет и нашли из него выход. Следя за действиями героя, невротик постепенно сживается с ним, влезает в чужую шкуру, отождествляет себя с персонажем, и ближе к финалу романа они оба – больной и персонаж – начинают искать выход вместе.

Таким образом и осуществляется библиотерапия, как разновидность психологической помощи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Балашова Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы [Текст] / Е.В. Балашова. – М.: БМЦ, 2009. – 249 с.

  2. Елисеева Ю.А. О психологических механизмах библиотерапии: взгляд культуролога / [Текст] / Ю.А. Елисеева. – М.: БМЦ, 2009. – 305 с.

  3. Жукова В.И. Библиотерапия: история и современность [Текст] / В.И. Жукова // Сила печатного слова. – Ростов н/Д, 2012. – С. 5-10.

  4. Казаринова И.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии [Текст] / И.Н. Казаринова. – СПб. РНБ, 2008. – 264 с.

  5. Купрейкина Ю.В. Психокоррекционное чтение: эффективность форм и методов [Текст] Ю.В. Купрейкина // Библиотековедение. – 2007. – №6. – С. 69-73.

  6. Сурнина Л.И. Библиотерапия как социокультурное реабилитационное средство [Текст] / Л. И. Сурнина // Сила печатного слова. –Ростов н/Д, 2011. – С. 13-15.

1 Жукова, В.И. Библиотерапия: история и современность [Текст] / В.И. Жукова // Сила печатного слова. - Ростов н/Д, 2012. - С. 5-10.

1 Казаринова И.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии [Текст] / И.Н. Казаринова - СПб. РНБ, 2008. - 264 с.

1 Купрейкина Ю.В, Психокоррекционное чтение: эффективность форм и методов [Текст] / Ю.В. Купрейкина // Библиотековедение. - 2007. - N 6. - С. 69-73.

17

Просмотров работы: 5255