ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ

Гаврикова С.А. 1, Барсукова А.Г. 1, Комкова А.В. 1
1Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Правовой колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дифференцированный подход к установлению правового режима земель

Гаврикова С.,Барсукова А., Комкова А.

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ),

Правовой колледж

Москва, Россия

A differentiated approach to the establishment of a legal regime of land

Gavrikova S., Barsukova A., Komkova A.

Moscow state University of railway engineering (MIIT),

Law College

Moscow, Russia

«Правовой режим земель» (земельный правопорядок) как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования является необходимым для выявления сути земельного права как регулятора земельных отношений. Через данное понятие отражается особый характер регулирования общественных отношений, возникающих по поводу использования земли. В земельном праве под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использования земель, правового порядка охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

Земельные ресурсы Российской Федерации - это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.).

Субъекты земельных правоотношений, обязанные соблюдать установленные правила земельного режима, подразделяются на группы:

1) лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования

2) лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Дифференциация правового режима земель заключается в том, что общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Ст. 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основные принципы:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

приоритет охраны жизни и здоровья человека;

участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

платность использования земли;

деление земель по целевому назначению на категории;

разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Согласно принципу дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земельный кодекс РФ (с изменениями на 30 декабря 2015 года,редакция, действующая с 1 января 2016 года) сохранил деление земель в Российской Федерации по целевому назначению на семь категорий (п. 1 ст. 7);

1) земли сельскохозяйственного назначения

2) земли поселений

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовешания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

4) земли особо охраняемых территорий и объектов

5) земли лесного фонда

б) земли водного фонда

7) земли запаса.

Каждая категория земли используется строго в соответствии с установленным для нее целевым назначением. Для каждой из вышеуказанных категорий земель законодательство определяет свой правовой режим.

В соответствии с принципом дифференцированного подхода к установлению правового режима земель при определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Учет указанных факторов может достигаться путем деления земель в рамках одной территориальной единицы на зоны в соответствии с их ценностью. Общие принципы и порядок проведения зонирования устанавливаются федеральными законами. Территориальное зонирование учитывается в Государственном земельном кадастре. В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации действуют или разрабатываются законы о градостроительном зонировании.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

(Абзац дополнительно включен с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ).

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ).

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39_5 настоящего Кодекса.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с Кодексом. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ).

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами (Статья 56. Ограничение прав на землю). Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным Кодексом, федеральными законами.

Например, в некоторых случаях принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях должно быть обосновано:

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории)

2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора)

3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя)

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

А решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Согласно определению, закрепленному в п. 6 ст. 1 ГрК РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Градостроительное зонирование в России применяется наряду с институтом деления земель на категории в качестве способа установления правового режима использования и охраны определенной территории.

Главная особенность осуществления земельного правопорядка – это фиксация принципов земельного права в отраслевом земельном законе — Земельном кодексе Российской Федерации.

Литература

1. http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/printcipy-zemelnogo-prava

2. http://www.up.mos.ru/tsg/07/07_1.htm

3. http://uristinfo.net/agropravo/107-netsvetaev-zemelnoe-pravo/2724-34-pravovoj-rezhim-zemel.html

Просмотров работы: 3118