КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Урманцева Г.Р. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи на построение занимают особое место в курсе геометрии, так как они имеют большое образовательное значение. Геометрическое построение обеспечивает развитие логического мышления школьников, с их помощью формируется навык использования чертежных инструментов. Так же задачи на построение помогают решать другие задачи, установить связь с другими школьными предметами, такими как черчение, рисование, география. Задачи на построение развивают навык исследовательской и самостоятельной работы.

При использовании законов геометрии в изучении других предметов, связанных с геометрическими построениями, мы повышаем общую мотивацию к учению. В результате учащиеся заново переосмысливают изученные геометрические законы, развивают геометрическое мышление.

Проведенный анализ педагогического опыта учителей показал, что геометрия усваивается учащимися сложнее, нежели математика, и в частности задачи на построение вызывают большие трудности. В связи с этим нам представляется интересным и необходимым изучение геометрических построений. Однако, практически нет работ, посвященных обучению учащихся решению задач на построение с помощью учебно-методического комплекса (УМК) «Живая геометрия».

В настоящее время в школах очень много используются компьютерные технологии, обычно это: компьютеры, проекторы, интерактивные доски. С помощью них учителя могут использовать на своих уроках разного вида учебно-методические комплексы, при чем по всем предметам, и возвращаясь к курсу геометрии, мы так же можем сказать, что существуют такие компьютерные программы, которые намного упрощают представления о тех или иных геометрических построениях. В частности, таким технологиям относится УМК «Живая геометрия». С одной стороны, использование этой программы на уроках геометрии необходимо, с другой стороны эта проблема недостаточно разработана, из этого противоречия вытекает актуальностьисследования.

Целью исследования является составление комплекса заданий, направленных на обучение учащихся решению элементарных задач на построение с помощью использования программы «Живая геометрия».

Реализация поставленной цели исследования потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую, учебную литературу по теме исследования;

  2. Разработать комплекс заданий с использованием программы «Живая геометрия».

Для использования на уроках геометрии существует много программ, предоставляющих учащимся среду, в которой можно быстро, точно и красиво выполнять любые построения с помощью элементарных примитивов. Одной из таких программ является «Живая геометрия». Программа «Живая геометрия» позволяет создавать динамические чертежи и презентации, производить необходимые измерения на чертеже и фиксировать результаты. Что же такое «Живая геометрия»? Это – компьютерная система интерактивного моделирования, исследования и анализа широкого круга задач при изучении геометрии, стереометрии, алгебры, тригонометрии, математического анализа. Компьютерная проектная среда для работы с геометрическими чертежами. Исключительно простая в освоении, она позволяет создавать красочные, легко варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними, а также производить все необходимые измерения.

Комплексы заданий – это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение каких-либо явлений или новых понятий с помощью специального оборудования.

Комплексы заданий проводятся в виде фронтальных опытов, лабораторных работ, практикумов, занятий с ТСО и другим оборудованием разного типа.

Цели комплексных заданий:

- получить представление об элементарных задачах на построение с помощью циркуля и линейки;

- научить учащихся выполнять элементарные построения с помощью циркуля и линейки.

На каждое построение в комплексе заданий присутствует 3 этапа.

1 этап

Первый этап представляет собой запись алгоритма построения на основании увиденного построения, выполненного учителем в среде «Живая геометрия».

Этот этап направлен на формирование у учащихся представления о способе построения в данной задаче и на умение записывать алгоритм построения.

После выполнения в протоколах этого этапа ученики переходят ко второму этапу.

2 этап

Второй этап представляет собой построение с помощью циркуля и линейки и цветных карандашей требуемые в задаче объекты по написанному в 1 этапе алгоритму. Этот этап направлен на формирование у учащихся представления о способе построения в данной задаче и на умение записывать алгоритм построения.

3 этап

Третий этап представляет собой выполнение задачи на построение с записью алгоритма в протоколах и построении в среде «Живая геометрия».

Данный этап направлен на закрепление пройденного материала. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм построения и самостоятельно выполняют построение.

Ход комплекса заданий можно представить в виде алгоритма.

Последовательность выполнения заданий необходимо соблюдать.

Заполненные учащимися листы-протоколы можно вклеить (вложить) в тетради по алгебре или хранить в кабинете математики и использовать как раздаточный материал для повторения и дальнейшего изучения задач на построение.

Для лучшего представления о том, как выглядит наш комплекс заданий, приведем пример:

Задание №1

  1. Запишите алгоритм построения, по просмотренному построению в программе «Живая геометрия», для следующих задач:

- построить перпендикуляр к прямой через точку, принадлежащую данной прямой;

- построить перпендикуляр к прямой через точку, не принадлежащую данной прямой;

- разделить данный отрезок пополам

  1. Провести построение в листах-протоколах, по записанному алгоритму в задании 1 следующих задач:

- Построить перпендикуляр к прямой через точку, принадлежащую данной прямой;

- построить перпендикуляр к прямой через точку, не принадлежащую данной прямой;

- разделить данный отрезок пополам.

  1. Самостоятельно записать алгоритм решения и провести построение в программе «Живая геометрия».

Задача: Разделить данный отрезок на 4 равные части.

Листы-протоколы для учащихся к первому заданию:

1.

Просмотрите построение в программе «Живая геометрия» и запишите последовательность действий (алгоритм построения)

Алгоритм построения

Построение перпендикуляра через точку принадлежащую прямой

Строим окружность произвольного радиуса с центром в точке, принадлежащей прямой

Обозначаем точки пересечения окружности с прямой

Из каждой точки проводим окружности радиусом, равным диаметру построенной окружности

Соединяем точку пересечения окружностей с точкой на прямой

Построение перпендикуляра через точку не принадлежащую прямой

Строим окружность произвольного радиуса с центром в точке не принадлежащей прямой

Обозначаем точки пересечения окр. с прямой

Строим окружности этого же радиуса из точек пересечения первой окружности с прямой

Соединяем точки пересечения окружностей

Построение середины отрезка

Построить две окружности с центрами в концах отрезка и радиуса равным отрезку.

Обозначить точки пересечения окружностей

Соединить точки пересечения окружностей

2.

Проведите построение при помощи циркуля и линейки на основании записанного алгоритма в Задание 1

Построение

Построение перпендикуляра через точку принадлежащую прямой

 

Построение перпендикуляра через точку не принадлежащую прямой

 

Построение середины отрезка

 

3.

Задача

Алгоритм построение. Построение в «Живой Геометрии»

Разделить отрезок на 4 равные части

Разделить отрезок на две равные части

Построить две окружности с центрами в концах отрезка и радиуса равным отрезку.

Обозначить точки пересечения окружностей

Соединить точки пересечения окружностей

Два полученных отрезка разделить на две равные части

В ходе нашего исследования достигнута основная цель: мы составили комплекс заданий, направленных на обучение учащихся решению элементарных задач на построение с помощью использования программы «Живая геометрия».

Все поставленные задачи в ходе исследования были решены, а именно:

  1. изучили психолого-педагогическую и методическую, учебную литературу по теме исследования;

  2. разработали комплекс заданий с использованием программы «Живая геометрия».

Просмотров работы: 1235