Сегодня страховой рынок активно развивается во всем мире и поэтому всё чаще на первый план выходят такие вопросы как поиск рынков сбыта и возможность продвижения новых видов страховых услуг. Для решения этих задач страховые компании становятся субъектами глобального электронного рынка, тем самым получая доступ к клиентам по всему миру и возможность предлагать свои услуги в любое время.
Для того чтобы понимать, что такое интернет-страхование, нужно знать общие черты традиционного страхования. Страхование – это экономические отношения по защите имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении определенных непредвиденных неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты ими страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) [2].Таким образом, под Интернет-страхованием следует понимать процесс установления и поддержания неких договорных отношений между страхователем (тот, кто покупает страховые услуги) и страховщиком, возникающие при продаже страхового продукта и его обслуживании, но производимые с помощью сети Интернет [3].
Наибольшее развитие рынок интернет-продаж страховых услуг получил в США и Западной Европе. В этих регионах существует большое количество страховых порталов, позволяющих клиентам через интернет выбрать понравившуюся страховую компанию и заключить с ней договор. Так же есть возможность сравнить цены на страховые услуги разных компаний, разобраться в содержании той или иной страховки и ознакомиться с рейтингом страховщиков. Что же касается отечественного рынка страховых услуг, то к сегодняшнему дню практически все страховые компании имеют свои интернет-сайты. Чаще всего они используются для размещения информации о компании и предоставляемых услугах. Для интернет-торговли их используют лишь отдельные страховщики. Сдерживающим фактором развития интернет-страхования было отсутствие законодательной базы об электронно-цифровой подписи. Из-за этого было невозможно передать полис клиенту через интернет. Но с 4 июня 2014 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", позволяющий заключать договора страхования в электронной форме и без усиленной ЭЦП со стороны клиента [4]. Это дало определенный толчок в развитии отечественного интернет-страхования.
Продажа страховых полисов через интернет осуществляется тремя способами:
1. Интернет-заявка (клиент на сайте страховой компании вносит в определенную форму свои данные и к нему выезжает специалист или ему предлагают самостоятельно приехать в офис для заключения договора).
2. Интернет-платеж (клиент на сайте компании заполняет определенную форму и оплачивает полис через интернет, затем компания доставляет полис через курьера или почтой или предлагает самостоятельно его забрать).
3. Онлайн продажа полиса (клиент заполняет определенную форму, производит оплату через интернет и получает полис с электронной подписью на e-mail).
Как и любой другой вид оказания услуг, интернет-страхование имеет преимущества и недостатки. Главными положительными чертами для компании являются:
Экономические выгоды.
Обслуживание виртуального офиса гораздо дешевле, потому что компания экономит на аренде помещения, комиссионных вознаграждениях и т.д. Так же снижаются транзакционные издержки, которые требуются для обслуживания клиента в обычном офисе.
Возможность увеличения количества потенциальных клиентов.
Рамки продвижения страховых услуг через интернет определяются не государственными границами, а распространением интернета в мире.
Возможность круглосуточного обслуживания клиентов.
Увеличение конкурентоспособности.
Предлагая свои услуги через Всемирную сеть, компании делают их более доступными, понятными и удобными для клиентов.
Улучшение имиджа.
Наличие у компании удобного, функционального, красивого виртуального офиса говорит о серьезности и профессионализме данной организации, тем самым внушая к себе доверие клиентов.
Положительные аспекты для страхователя:
Экономия времени.
Чтобы ознакомиться с услугами и ценами страховых компаний не придётся ехать в офис и тратить своё личное время. Достаточно зайти на сайт компании и посмотреть нужную информацию. Так же можно без временных затрат получить страховой полис.
Возможность оптимального выбора определенных видов услуг у разных страховых компаний.
На сайте клиент может получить полную информацию по интересующему вопросу и сравнить её с различными предложениями страховщиков.
Экономия средств.
На большинство услуг интернет-страхования предоставляются скидки. Это вызвано тем, что страховщики экономят собственные средства на интернет-торговле.
Но на ряду с положительными моментами возникают и определенные сложности:
Не все виды страхования можно предоставить через интернет. Например, имущественное страхование. Многие объекты требуют осмотра страховщика, такие как крупные предприятия, элитные здания, чтобы точно удостовериться в действительной стоимости имущества.
Многие граждане, а именно в Российской Федерации, проявляют недоверие к страховым компаниям. На это повлияло множество причин. Но усугубляет ситуацию и большая вероятность страхового интернет-мошенничества. Так же определенную роль играет неуверенность в том, что без личного участия клиента страховая компания сможет гарантировать правильность заключения договора, стабильную доставку полиса и сохранение прав клиента.
Не во всех странах действует электронно-цифровая подпись и поэтому страховщику придется доставлять страховой полис и договор страхования через курьера или почтой, что повлечет дополнительные издержки, особенно в случае большой удаленности страхователя от страховщика.
Не все потребители имеют компьютер или возможность выхода в глобальную сеть, а часть из них не умеет им пользоваться.
Для того чтобы начать интернет-страхование требуются крупные капиталовложения, поэтому эта сфера доступна только крупным компаниям.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что, даже имея ряд недостатков, интернет-страхование является привлекательной, развивающейся сферой услуг. Интернет стал важной частью жизни современного общества. Простота осуществления заказов, скорость поиска необходимых видов товаров и услуг, широкий выбор предоставляемой продукции – это лишь небольшой перечень преимуществ, которые даёт электронная коммерция [5]. И главными задачами на будущее для страховых компаний должны стать внедрение информационных технологий в свою деятельность и их совершенствование.
Список использованных источников
Байков К.А., Знаменский А.Б. Страхование в сети интернет: возможности и перспективы. Сборник статей. Санкт-Петербург 2001 г.
URL:http://www.studfiles.ru/preview/382197// (дата обращения: 12.02.2016)
URL: http://www.newreferat.com/ref-4564-1.html (дата обращения: 12.02.2016)
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163930/ (дата обращения: 12.02.2016)
URL: http://www.bestreferat.ru/referat-264221.html (дата обращения: 12.02.2016)
6