РАЗРАБОТКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРА ПО БУРЯТИИ И МОНГОЛИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРА ПО БУРЯТИИ И МОНГОЛИИ

Стольникова Е.Ю. 1
1Омский государственный институт сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

29

Разработка этнографического тура по Бурятии и Монголии

Стольникова Е. Ю.

Омский государственный институт сервиса

Омск, Россия

THE DESCRIPTION OF ETHNOGRAPHIC TOUR OF BURYATIA AND MONGOLIA

Stolnikova E. Yu.

Omsk state institute of service

Omsk, Russia

Актуальность темы. Туризм в наше время является стремительно развивающейся отраслью экономики и относится к приоритетным направлением для развития во многих странах. Также важным аргументом в пользу туристской отрасли является содержание третьей статьи Федерального Закона Российской Федерации «Об основах туристской деятельности», в нем содержится информация о том, что государство Российской Федерации признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики [2]. Также в законе указано, что государство всячески содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития. Из вышесказанного можно сделать вывод, что при поддержке государства туризм в России развивается и будет дальше развиваться, что является двигателем развития экономики, инфраструктуры и качества оказываемых услуг.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", туризм играет важную роль в социальной сфере, предоставляет новые рабочие места, повышает уровень занятости населения и способствует росту благосостояния граждан Российской Федерации. На данный момент туризм является важным направлением, которое может содействовать росту экономики, развитию количества и качества услуг туристских компаний, коллективных средств размещения. Также вместе с туризмом развиваются и такие отрасли, как торговля, транспорт, производство сувенирной продукции. Питание, строительство, и другие. Таким образом, туризм выступает в роли ускорителя социально-экономического развития регионов России [3, с. 4].

Территорию каждой страны населяют массы людей. Многие из них имеют схожие черты в поведении, понимания мира, быте и других сфер жизни, но в то же время есть много различий в языке, религии, традициях, особенностях материальной и духовной культуры, внешних антропологических признаков. Крупные и постоянные группы людей, которые имеют определенный спектр признаков, которые схожи между собой, называются народами. Каждый народ представляет собой интерес для туристской сферы, тем более, если на территории страны проживает несколько народов с отличительными чертами и особенностями [14, с. 65].

Объект исследования – Монголия и Бурятия.

Предмет исследования – ресурсы этнографического туризма в Монголии и Бурятии.

Цель работы – разработать этнографический тур по Монголии и Бурятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы этнографического туризма.

2. Провести анализ этнографических туристских ресурсов Бурятии и Монголии.

4. Разработать программу этнографического тура.

Методы исследования: анализ, синтез.

Новизна исследования заключается ванализе туристских этнографических ресурсов и составлении соответствующей программы тура с посещением мест, которые относятся к этнографическим ресурсам данных территорий. Организация тура из города Омска с описанием всех нюансов путешествия.

Практическая значимость. Разработанный нами тур может быть использован студентами для изучения этнографического туризма, ресурсов по данной теме. Разработкой может помочь при организации этнографических туров по Республике Бурятия и по Монголии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

    1. Общие понятия

Этнографические туры включают в себя организацию путешествий, главной целью которых является знакомство с другим народом, его культурой, традициями и обычаями, особенностями быта и ведения хозяйства. Ресурсами для организации этнографического туризма выступает культура местного населения, быт, традиции и обычаи, народные промыслы и многое другое.

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [2].

Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Экскурсияэто услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки.

Путешествие (туристское путешествие)этокомплексная туристская услуга, заключающаяся в передвижении/перемещении по какой-либо территории или акватории с общеобразовательными, познавательными, оздоровительными, санаторно-курортными, деловыми, спортивными и другими целями в течение определенного времени [1, с. 1-2].

Так как тематической основой данной работы является этнографический туризм, перечислим некоторые понятия из данной области.

Этничность – это совокупность отличительных культурных черт этнической группы, которые имеют свою специфику по сравнению с остальным социокультурным окружением. Другое понятие этничности определяется как форма социальной организации культурный дифференциации. Этническая специфика основана на следующих составляющих:

1) этнические ценности (совокупность определенных характерных для данного народа духовных, культурных, материальных ценностей);

2) этнические стереотипы (определенный образ народа) [5, с.29-30].

Этнотерриториальная общность – это совокупность этнической культуры и присущими ей территориальным сознанием, и своеобразием образа жизни [5, с. 38].

Основные черты этничности:

1) наличие общих представлений о том, как отражается на характере народа совместное территориальное, историческое происхождение;

2) наличие общего языка;

3) наличие общих черт материальной и духовной культуры;

4) осознание членами группы своей принадлежности к ней и основанные на этом формы солидарности, совместного действия [5, с. 40].

Наличие общего языка является важным критерием этничности, так как именно он является связующим звеном между духовной и материальной, традиционной и индустриальной, традиционной и постиндустриальной, этнической и интернациональной культурами.

Этнический язык – это специальная система фонетических символов, которая служит для формирования, накопления, трансляции в пространстве и во времени всего многообразия культурных феноменов, которые, в свою очередь, появляются в ходе заимствования или усвоения в ходе этногенеза [5, с. 64].

Этногенез – это исторический процесс становления этносов, начиная от их зарождения, заканчивая формированием целостных этносоциальных организмов, которые имеют специфические четы и систему ценностей [12, с. 913].

Этно – первая часть сложных слов со значением, относящимся к народу, например, этнография, этнокультуровед, этномузыковедение, этноязыковой [12, с. 913].

Этнос – это исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории, культуры на основе общего языка, хозяйственно-бытовых особенностей. К важным признакам относятся осознание народом своего единства и отличий от других народов (самосознание и самоназвание). В настоящее время существуют различные типы общностей, соответствующие определенным уровням исторического развития любого этноса: племя, народность, нация [14, с. 68-69].

Этнография – это наука, изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа (народов). 2. Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа [12, с. 913].

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). 2. Обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту [4, с. 807].

    1. Особенности этнографических туров

В последнее время появилась тенденция растущего интереса к этническому туризму. Так как изначально его считали частью культурно-познавательного туризма, появилось понятие этнокультурного туризма.

Этнокультурный туризмэто совокупность разных видов туристской активности, которая обусловлена стремлением к познанию многообразия феноменов культурной сферы [11, с. 82]. Этот вид туризма имеет много возможностей и перспектив, так как в последнее время наблюдается глобальная тенденция к росту интереса к этнокультурной сфере со стороны туристского рынка.

Считается общепризнанным фактом, что Российская Федерация располагает богатыми, разнообразными, уникальными этнокультурными ресурсами. Также наблюдаются признаки активности со стороны коммерческой организации туристских путешествия по данному направлению, что показывает возможность перспективы развития отечественного этнокультурного туризма в ближайшем времени [11, с.83].

На отечественном туристском рынке более привычны название этнического или этнографического туризма. Все три названия несут собой одну идею: познание этнических особенностей культуры.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации «Туристские услуги. Общие требования» (ГОСТ Р 50690-2000) классификация видов туров не содержит этнографического или этнического тура. Но есть общераспространенное понятие познавательного (познавательные туры с экскурсионной программой: посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях) к которому можно отнести и этнические туры, так как этнографические туры, в соответствии с различными классификациями является частью культурно-познавательных туров.

Отметим еще раз, что в Национальном стандарте Российской Федерации нет такого понятия, как «этнографический туризм», но если относить его к этой классификации, то он будет являться частью познавательного туризма. Познавательный туризм, в свою очередь, причисляется многими авторами к культурно-познавательному туризму. Выясним, что означают эти понятия.

Так как этнический (этнографический) туризм относится к культурно-познавательному, раскроем понятия культурных и познавательных путешествий для того, чтобы убедиться, что этнический туризм действительно является его частью.

Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

- знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

- посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

- посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

- участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества [10, с. 64].

Из первого пункта выясняем, что культурно-познавательный туризм направлен на знакомство с историей и культурой. Из последних двух пунктов делаем вывод, что этнографический туризм напрямую относится к культурно-познавательному, так как он включает в себя изучение языков, посещение этнических мероприятий, связанных с фольклором и народным творчеством.

Так как при познавательном туризме чаще всего охватывается и культурный, рассмотрим понятие культурного туризма.

Гуманитарный смысл культурного туризма заключается в том, чтобы использовать ресурсы общества для развития личности, ее творческого потенциала, расширения кругозора, появления новых сведений о жизни и достояния общества. Культурный или познавательный туризм давно стал самостоятельным видом туризма. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий и социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности [8, c.110].

Виды культурного туризма:

1. Историко-культурный – знакомство с разнообразными культурными, историческими или архитектурными эпохами путем визита к архитектурным объектам, музеям, памятникам, по историческим маршрутам.

2. Археологический туризм – посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях.

3. Культурно-развлекательный – посещение культурных выступлений: фестивалей, торжеств, выставок.

4. Этнографический туризм – интерес к объектам, предметам, явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору [16, с.149].

Так как важным элементом тура являются различного вида экскурсии, то нам необходимо указать все виды экскурсий и найти в них те, которые подойдут для организации этнографического тура.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Мы рассмотрим только необходимое нам основания (по содержанию).

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорные экскурсии называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. В каждой из них освещается несколько тем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

- историко-краеведческие (например, "История возникновения города Красноярска", "Из истории Саянского кольца" и др.);

- археологические;

- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы;

- историко-биографические;

- экскурсии в исторические музеи.

Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

- производственно-исторические;

- производственно-экономические;

- производственно-технические;

- профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

- историко-театральные;

- историко-музыкальные;

- по народным художественным промыслам;

- по местам жизни и деятельности деятелей культуры;

- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д.;

- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы;

- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

- экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

- экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

Из классификации нас интересует историческая экскурсия по основанию с этнографическим содержанием. Как мы выяснили, при проведении этнографических экскурсий, идет рассказ о нравах и обычаях разных народов.

Перейдем к этническому виду туризма и выясним, какие именно характеристики этого направления отличают его от просто культурно-познавательного и других видов туризма.

Этнический туризм – одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными [9, c. 426].

Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их [6, с. 4].

Благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов [6, с. 6].

Этнографический туризм, как мы выяснили, хоть и является частью культурно-познавательного, в последние годы все больше приобретает самостоятельность, набирает стремительные обороты в развитии и повсеместном распространении, как отдельный вид туризма. Это связано с тем, что знакомство с другими народами – неотъемлемая часть путешествия. Другие народе, в свою очередь, сами того не подозревая, могут давать много духовной пищи для размышлений и познания. Таким образом, этнографическое направление является неотъемлемой частью многих поездок, так как происходит знакомство с языком, людьми, культурой народа, проживающего на месте пребывания туриста.

В сфере этнографического туризма есть также некоторые минусы и противоречия. Например, в связи с глобализацией, распространением идей об едином социальном и общественном пространстве, существует опасность потери индивидуальности, самобытности народа и вообще существования отдельных народов, как таковых.

Например, по мнению Исаченко Т. Е., в XXI на смену традиционному природопользованию приходит рекреационное освоение некоторых стран. В осуществлении процесса этого перехода одни в каких-то регионах развитие рекреационных направлений туризма стимулирует традиционный хозяйственный уклад, а в других может приводить к неразрешимым противоречиям, которые, в свою очередь, могут привести к разрушению традиционной системы расселения и деградации культурной среды [7, с. 61].

Так как многие страны в последнее время начинают осознавать, что каждому региону, который стремиться к успешному развитию рекреации, следует задуматься о поддержании или создании собственного неповторимого облика, образа и имиджа. Подобные цели могут быть решены по средством выявления, формирования и построения географического образа региона, результатом чего должны выступать туристские бренды. Постепенно приходит понимание того, что в век глобализации и тенденциям к унификации общества и культур, когда почти на любом месте можно создать курорт любого назначения, если затратить на это определенные средства, самым важным ресурсом рекреационного туризма было, является традиционная и культурная отличительная самобытность местности, которая была сформирована на протяжении многих столетий [7, с. 61].

Но не смотря на все вышеперечисленное, при ускорении темпов глобализации и кризиса национальных государств этническая принадлежность не всегда ассимилируется, и не интегрируется в глобальную мульти культурную среду. Даже наоборот, на фоне кризиса структуры национального государства многие формы этнической самобытности, религиозного отличия претерпевают этап быстрого роста и активно востребуются массовыми туристами [15, с. 276].

Существует тенденция традиционного природопользования, но в условиях жесткой конкуренции его поддержание выходит намного дороже, чем продукция массового производства, что зачастую приводит к утрате традиционных технологий создания продукции для потребления [13, с. 62].

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРА

2.1. Программа тура

Изучив материал из различных источников по Бурятии и Монголии, мы выявили определенные ресурсы этнографического туризма и объединили их в один тур, разработку программы по дням которого помещаем в этой главе в таблице 2.1. Тур рассчитан на группу из 18 человек, так как для удобства организации проживания и перевозки туристов необходимо именно такое количество участников путешествия. Разработанный нами тур длится неделю, если не учитывать время, затраченное на дорогу из Омска и обратно.

Таблица 2.1.

Этнографический тур по Бурятии и Монголии

День тура

Время

Программа тура

Примечание

1

2

3

4

День отъезда из Омска

13:29

Отправление из города Омска на поезде 012У до Улан-Удэ

Сбор группы у входа в железнодорожный вокзал за час до отправления поезда, то есть в 12: 30

Первый день

16:32

Прибытие в Улан-Удэ.

Жд вокзал находится по адресу Улан-Удэ, ул. Революции 1905 года, 35

16:32-17:30

Пешком до гостиницы, размещение в номерах.

Выход на ужин в ресторане Modern Nomads.

Адрес гостиницы: улица Цивилева 33. Расстояние между вокзалом и гостиницей

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

     

500 метров. Завтрак включен в стоимость проживания.

17:30-18:10

Ужин в ресторане Modern Nomads.

Ресторан национальной кухни Modern Nomads.

Во время движения автобуса до ресторана гид рассказывает об особенностях национальной Бурятской кухни. В ресторане гостям предлагается национальное блюдо «Буузы» и напиток на выбор (чай, кофе)

18:10-19:00

Вечернее посещение парка победы. Проезд до торгового центра.

Пешком от ресторана до парка. Парк победы – приятное место для вечерних прогулок. Легкий экскурс во вклад Бурятского народа в победу, осмотр местных достопримечательностей.

От парка до торгового центра на арендованном автобусе.

19:20-22:00

Посещение торгово-развлекательного центра «Сагаан Морин».

Посещение торгово-развлекательного центра «Сагаан Морин». Гостиница находится в шаговой доступности от торгового

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

     

Центра.

22:00

Отдых в гостинице.

Также гости могут само организовать вечерний отдых в многочисленных клубах и ресторанах.

Второй день

9:00

Выселение из номеров. Сбор у гостиницы.

Посадка на автобус.

 

10:00 – 11:30

Посещение ацагатского монастыря.

Ацагатский Дацан -буддийский монастырь. Буддизм, как основная религия Бурят, является неотъемлемой частью этнографического тура по данной местности.

12:00 – до конца дня

Посещение туристского комплекса «Степной кочевник».

В туристском комплексе «Степной кочевник» трехразовое питание, культурно-этнографическая программа, проведение шуточных обрядов.

Туристский комплекс предлагает большой ассортимент услуг, начиная от стрельбы из лука и катания на лошади, заканчивая мастер-классами по приготовлению национальных блюд, проведение обрядов и церемоний в Бурятских традициях.

При нахождении в комплексе, организовывается трех разовое

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

     

питание в лучших традициях Бурятии.

Вечер - ночь

Ночевка в Бурятской юрте

 

Третий день

8:00

Завтрак, выезд из Юрт.

Возвращение в Улан-Удэ.

 

9:00 – 12:00

Переезд в Этнографический музей народов Забайкальска.

На арендованном автобусе группа проезжает до музея и посещает в нем все экспозиции.

12:30-13:30

Проезд в город Улан-Удэ.

13:00 Обед в ресторане национальной кухни «Тэнгис».

Гости попробуют очередную порцию традиционной кухни: "Зутрансай" - это настоящий бурятский чай, который варят по старинному рецепту. Суп "Хирмаса" из баранины с домашней лапшой.

13:30-14:00

Проезд до Иволгинского Дацана.

Группа передвигается на арендованном автобусе.

14:00 – 17:00

Посещение Иволгинского Дацана

Дацан является местом концентрации бурятской и буддистской культуры и также является центром Буддийской традиционной Сангхи России. В комплекс входит множество построек, в том числе,

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

     

библиотека, музей. У входа в Дацан имеется кафе, где можно перекусить традиционными бурятскими блюдами.

17:00 – 18:00

Переезд в Улан-Удэ. Свободный вечер.

Хорошая возможность пройтись по магазинам и купить сувениры.

00:00

Отправление от железнодорожного вокзала на автобусе до Улан-Батора.

В дороге примерно 5 часов, дополнительное время на прохождение таможни 1-3 часа, в итоге, в пути примерно 7 часов.

День четвертый

7:00 – 10:00

Прибытие в Улан-Батор.

Завтрак в ресторане «Овормонгол»

Завтрак в традиционном Монгольском ресторане. Гостиница в шаговой доступности от ресторана.

12:00

Заселение в номера гостиницы Royal Hotel

Завтрак включен в стоимость проживания.

12:00-13:00

Отдых от поездки в гостинице.

 

13:00 – 19:00

Сбор у гостиницы. Обзорная экскурсия по городу. Заезд в ресторан национальной кухни Le Cabernet.

Нить маршрута обзорной экскурсии: Буддийский монастырь Гандан (и музей при монастыре) - Площадь Чингисхана (монумент

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

     

Чингисхана, Дом Правительства, музей государственности) – Музей национальных монгольских костюмов – ресторан Le Cabernet

Храм-музей Чойжин Ламы (музей тибето-монгольского религиозного искусства) - дворец-музей Богдо Хаана.

19:00

Приезд в гостиницу. Свободное время.

Рекомендуется посещение Национального парка развлечений, который включает в себя 13 видов аттракционов, различные центры развлечения, питания, досуга и отдыха. Для любителей шоппинга подойдёт квартал под названием «Вива Сити», на небольшой площади которого расположились многие всемирно известные бренды.

День пятый

9:00

Завтрак, выезд группы из номеров.

 

10:00 – 11:30

Трансфер на

Юрточная база «Тамир»

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

   

туристскую базу «Тамир»

находится в Национальном парке Горхи Терелж в 55 км от столицы страны. Добираемся на арендованном микроавтобусе.

12:00 – 13:00

Обед в ресторане юрточной базы.

Приготовленный по всем Монгольским традициям обед будет вкусным и познавательным отдыхом от дороги.

13:00 – 15:00

Прогулка по Национальному парку

Уникальные пейзажи, скалы и горы: пещера «Сто лам» и камень «Лама». Камень «Отец», скала «Черепаха». Экспозиция динозавров.

15:00 – 18:00

Развлечения при юрточной базе.

Организация катания на верблюдах, лошадях. Демонстрация приручения орла. Знакомство с бытом, укладом хозяйства.

18:00

Ужин в ресторане юрточной базы.

Национальная кухня.

19:00 – 21:00

Экскурсия на Статую Чингисхана.

Комплекс включает в себя двухэтажный постамент, музей, сувенирные лавки. Центральное место в

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

     

комплексе занимает сорокаметровая статую Чингисхана на коне, на голове коня расположена смотровая площадка, с которой видны бескрайние просторы Монголии.

21:00 – 22:00

Возвращение в лагерь, отдых в Юртах.

 

День шестой

9:00 – 10:30

Завтрак. Выезд из Юрт и переезд в Национальный парк 13 век

 

10:30 – 17:00

Экскурсия по Национальному парку 13 век.

В Национальном парке экскурсии по следующим лагерям: военный лагерь, лагерь мастеров (ремесленников), лагерь хана, стойбище шаманов, стойбище пастухов – кочевников, образовательный лагерь. в национальном парке группу ждет обед, знакомство с шаманами, пастухами-кочевниками, ремесленниками

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

     

кочевниками, ремесленниками.

От парка до города час в пути.

17:00 – 18:00

Дорога до Улан-Батора от парка.

 

18:00 – 19:00

Ужин в ресторане Le Cabernet.

Очередная порция Национальной кухни.

19:00

Трансфер до гостиницы Royal Hotel. Свободное время.

Шоппинг, развлечения, прогулки.

День седьмой

9:00 – 10:00

Завтрак. Сбор у гостиницы.

 

11:00 – 13:00

Монгольский Национальный исторический музей.

Посещение этнографической, археологической и исторической экспозиций.

13:30 – 14:30

Обед в ресторане «Tuul».

В ресторане имеется меню как Монгольской кухни, так и Европейской.

16:00

Отправление на автобусе до Улан-Удэ.

В пути примерно 7 часов.

День восьмой

2:38

Отправление от железнодорожного вокзала Улан-Удэ на поезде в город Омск.

В пути 2 дня и 1 час.

В таблице описан подробно каждый день путешествия и насыщенная программа, направленная на этнографическое познание, знакомство с культурой, традициями, обычаями и обрядами Бурятов и Монголов.

2.2. Разработка бюджета тура

Дорога:

Омск – Улан-Удэ = 3600 руб./человек. Обратно = 4500 руб./человек

Улан-Удэ – Улан-Батор = 1400 руб./человек. Обратно 1400 руб./человек

Итого за дорогу: 10900 руб./человек

Аренда автобуса Бурятии: часы: 3+2+6 = 11

14*1100 = 15 400

15 400 / 18 (человек в группе) = 855 руб./человек

Музеи в Бурятии: 850+500+300+100+770 = 2520 руб./человек

Проживание в Бурятии: 1000+500 = 1500 руб./человек

Гид в Бурятии: 7000 рублей / 18 = 389 руб./человек

Питание в Бурятии: 510+750+400+400 = 2060 руб./человек

Аренда автобуса Монголия:

6600+58500 = 65 100 руб.

65100 / 18 = 3616 руб./человек

Музеи (+ национальные парки) Монголии: 100+3000+200+100 = 3400 руб./человек

Проживание в Монголии: 920+2340+920 = 4180 руб./человек

Гид в Монголии: 7000 рублей / 18 = 389 руб./человек

Питание в Монголии: 200+400+500+600 = 1700 руб./человек

Итого с человека за тур: 10900 + 855 + 2520 + 1500 + 389 + 2060 + 3616 + 3400 + 4180 + 389 + 1700 = 31 509 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный нами тур не является дорогим. Стоимость приемлемая, и для такой разнообразной культурно-познавательной, этнографической программы – соответствующая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, отметим, что нами была достигнута главная цель исследования, а именно, мы разработали этнографический тур по Бурятии и Монголии, который проходит сначала по территории Бурятии, затем по территории Монголии с возвратом в Улан-Удэ для отправления обратно в город Омск. Культурная, этнографическая программа рассчитана на 7 дней (без учета затраченного времени на проезд от города Омска до Улан-Удэ и обратно).

Для достижения поставленной цели мы использовали те задачи, которые были перед нами поставлены. Каждая задача помогла при исследовании, анализе материалов, сборе необходимой информации и проведении маркетингового исследования. Таким образом, нами были решены все три задачи, и мы достигли ожидаемого результата, а именно, мы изучили теоретические основы этнографического туризма, провели анализ туристских этнографических ресурсов Бурятии и Монголии и разработали программу этнографического тура.

Туристский рынок города Омска на данный момент имеет небольшой ассортимент предложений по направлениям этнографического туризма в Бурятию и Монголию, что указывает на то, что спрос на эти направления тоже невысокий. Здесь можно проследить тот факт, что жители города Омска мало знают о том, какие уникальные ресурсы туризма можно обнаружить в Бурятии и Монголии. Поэтому можно оставить тему информирования о ресурсах, возможностях и предложениях и создания образа данных регионов, как туристских территорий для будущих работ, которые могут быть выполнены при более глубоком и детальном изучении всех плюсов и минусов туристского потенциала Бурятии и Монголии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативно-правовые акты

1. ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. - М. : Стандартинформ, 2010. - 8 с.

2. Об основах туристской деятельности в РФ: Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russiatourism.ru/content/3/section/37/detail/3463/ (дата обращения 20.04.2015 г.).

3. О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 / Правительство РФ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 34. – Ст. 4966

2. Учебная и специальная литература

4. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. – СПб. : Герда, 2004. – 192 с.

5. Бутузов, А. Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие / А. Г. Бутузов. – М. : КНОРУС, 2013. – 248 с.

6. Зубов, С. Э. Ресурсы этнического туризма в Самарской области: учебное пособие / С. Э. Зубов, М. В. Кржижевский. – Самара : Филиал ГОУ ВПО «МГУС», 2007. – 67 с.

7. Исаченко, Т. Е. Этнический туризм как фактор деградации и сохранения культурного ландшафта // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. - № 1. – С. 61-68.

8. Квартальнов, В. А. Туризм: учебник/ В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 320 с.

9. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М. : Вече 2000; АСТ, 2003. – 512с.

10. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие / О.Т. Лойко. – Томск : Издательство ТПУ, 2005. – 152 с.

11. Мельникова, Е. В. Культура и традиции народов мира / Е. В. Мельникова. – М. : Диалог культур, 2009. – 304 с.

12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М. : ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.

13. Республика Бурятия [Электронный ресурс] // Минстерство культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму официальный сайтhttp. – URL: http://russiatourism.ru/regions/?fedokr=106&freg=249 (дата обращения 15.04.2015 г.).

14. Сапожникова, Е. Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учебное пособие / Е. Н. Сапожникова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

15. Сафонов, А. Л. Нация и этнос: социальные группы в «плавильном котле» глобализации» // Социально-гуманитарные знания. – 2013. - № 1. – С. 275-288.

16. Солодовникова, Ю. Р. Виды туризма: учебное пособие / Ю. Р. Солодовникова. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2013. – 212 с.

Просмотров работы: 4581