К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПОЛИГОНОВ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПОЛИГОНОВ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА.

Гаранин А.Ф. 1, Комкова А.В. 1
1Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России проблема борьбы с бытовыми отходами чрезвычайно актуальна. Ежегодно в нашей стране размещается более 50 млн т бытовых отходов. Из них 10 млн т приходится на Московскую область.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» внес многочисленные изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности, с 01.01.2016 вступили в действие нормы, касающиеся перераспределения полномочий в области обращения с отходами, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

По законодательству РФ все полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) с 01 января 2015 года должны быть включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Полигоны должны соответствовать определенным требованиям законодательства, чтобы иметь право для включения в ГРОРО и на законных основаниях принимать и размещать на своих объектах отходы. Полномочия по приведению полигонов ТБО в соответствие с требованиями российского законодательства возложены на органы местного самоуправления.

Неотъемлемым звеном функционирования города как антропогенной экосистемы является образование отходов производства и потребления. Объемы этих отходов растут из года в год и в значительной мере зависят от размеров города, численности его населения, особенностей сосредоточенных в нем производств.

Объемы отходов в Московском регионе в силу особенностей как своих размеров, так и географо-климатического расположения складываются из поступающих из города Москвы, а также образующихся в городах и населенных пунктах Московской области, которая также является зоной высокой концентрации населения и различного рода промышленного производства. В целом ежегодно необходимо размещать на полигонах хранения более 12 млн. тонн отходов.

Основная масса бытовых и промышленных отходов в настоящее время не подвергается какой-либо переработке и вторичному использованию, а размещается на полигонах хранения, на санкционированных и несанкционированных свалках, скапливается на территориях промышленных предприятий, что в значительной мере усугубляет общую экологическую ситуацию, создает серьезную опасность для здоровья населения и работников предприятий, влечет за собой экономический ущерб за счет безвозвратных потерь потенциальных вторичных ресурсов.

Территориальные строительные нормы регламентируют строительную деятельность в области управления обращения с отходами и являются нормативной основой для повышения качества возведения полигонов ТБО, оздоровления сложившейся экологической ситуации на территории Московской области.

Полигоны твердых бытовых отходов - комплексы природоохранных сооружений, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения ТБО, предотвращающие попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.

Подготовка проектной документации на размещение участка полигона ТБО производится в соответствии с ТСН 11-303-2001 (ТСН ППС 99МО). Намеченный для полигона участок проходит согласование с территориальными отделениями министерства природных ресурсов, с Главархитектурой, Мособлкомводом, Геоцентром «Москва» в части согласования выборов земельных участков.

Размещение полигонов ТБО должно осуществляться по территориальному принципу, предусматриваться при разработке территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории Московской области. Для решения вопроса о возможности размещения ТБО на земельном участке, Заказчиком в соответствии с положениями градостроительной документации разрабатывается градостроительное обоснование объекта строительства.

Выявление участков перспективных для размещения полигонов производится на основании анализа карты специального типологического зонирования территории района М 1 : 200 000, которая составляется с привлечением имеющихся геологических, гидрогеологических и других карт соответствующего масштаба. При составлении карты используются две группы критериев: а) исключающие размещение полигонов, б) благоприятствующие размещению полигонов.

Размещение полигонов исключается:

- на территории природно-заповедного фонда Российской Федерации (государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы) и его охранной зоны ;

- в пределах округов санитарной охраны курортных и лечебно-оздоровительных зон;

- на территории зеленых зон городов и промышленных поселков;

- на землях, занятых или предназначенных под занятие лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции;

- на сельскохозяйственных угодьях с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня;

- на землях историко-культурного назначения;

- в пределах водоохранных зон водных объектов;

- в пределах I и II поясов зон санитарной охраны водных объектов, использующихся для хозяйственно-питьевого водоснабжения (СП 2.1.7.1038-01);

- в пределах городской черты;

- на территории, загрязненной органическими и радиоактивными отходами, до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы;

- на территориях со сложными геологическими и гидрогеологическими условиями (развитых склоновых процессов, суффозионно-неустойчивых грунтов; заболоченных участках и зонах подтопления и т.п.).

В Московской области благоприятными для размещения полигонов признаются участки:

- открытые, хорошо проветриваемые, незатопляемые и неподтапливаемые, допускающие осуществление мероприятий и инженерных решений, исключающих загрязнение окружающей среды (СаНПиН 1746-77);

- расположение с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к населенным пунктам и рекреационным зонам;

- расположение ниже мест водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения, рыбоводных хозяйств, мест нереста, массового нагула и зимовальных ям рыбы;

- удаленные от аэропортов на 15 и более км, от сельскохозяйственных угодий и транзитных магистральных дорог на 200 м, от лесных массивов и лесопосадок, не предназначенных для рекреации на 50 м;

- обеспечивающие соблюдение 500 м санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона;

- с уклоном в сторону населенных пунктов, промышленных предприятий, сельскохозяйственных угодий, лесных массивов не более 1,5 %;

- с залеганием грунтовых вод при наибольшем подъеме, с учетом эксплуатации полигона, не менее 2 м от нижнего уровня захороняемых отходов;

- с преобладанием в разрезе четвертичных отложений экранирующих пород (в т.ч. мореные суглинки), характеризующиеся коэффициентом фильтрации не более 10-7 м/с;

- оценка гидрогеологической обстановки производится полевыми методами исследований в конкретных геологических условиях, включая трещиноватость пород, наличие гидрогеологических окон и т.п.;

- с развитым региональным водоупором (юрские глины), характеризующимся отсутствием «гидравлических окон» и значительных по площади трещиноватых зон;

- с отсутствием опасных геологических процессов (оползневые, карстово-суффозионные, овражная эрозия и т.д.).

При размещении полигонов должен учитываться опыт функционирования объектов-аналогов, исходя из природных условий размещения полигонов (в том числе геологическое строение, гидрогеологические условия, свойства грунтов, развитие опасных геологических процессов) и технологических особенностей складирования ТБО (площадь полигона, мощность складированных ТБО, схема складирования).

Полигоны ТБО в Московской области:

Кучино ООО «Заготовитель» Балашихинский у п. Салтыковка;

Ядрово ООО «Ядрово» Волоколамский. На расстоянии около 1 км от д. Ядрово и на расстоянии 5 км от города Волоколамск;

«Ашитково» МУП «Специализированное коммунальное хозяйство» Воскресенский. Южнее территории на расстоянии 600 м – д. Рославлево; западнее на расстоянии 300 м – садовые участки;

«Домодедово» МП «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» Домодедовский. Полигон расположен в отработанном карьере по добыче песчано-гравийной смеси глубиной 8 в Домодедовском районе;

«Жирошкино» ООО «ЭКО Сервис» Домодедовский. Вблизи д. Жирошкино Домодедовского района ( 1,6 км к западу) ;

Непейно ООО «Эко-Жидком» Дмитровский. 1,3 км южнее д. Непеино в 2,5 км восточнее пос. Орудьево ;

Дмитровский ГУП «Экотехпром». Дмитровский Московская область Дмитровский район, вблизи д. Дьяково ;

Егорьевский ООО «ПромСпецТехнология». Северо-западная окраина г. Егорьевска (Московская область, г. Егорьевск, ул.Владимирская, д.20) ;

Воловичи МУП «Спецавтохозяйство». Коломенский район, Биорковский сельский округ, вблизи деревни Воловичи ;

Алексинский карьер МУП «Чистый город». 2,5 км от окраины г. Клин, 1,5 км от д. Ясенево, Ново-Щапово, Золино Московской области ;

Астапово МУП «Луховицкое районное коммунально-бытовое хозяйство». Московская область, Луховицкий район, 12 км шоссе Луховицы – Зарайск; 2,2 км от д. Астапово; 1,6 км от с. Алтухово;

Вальцово МУП «Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства Ступинского района». Московская обл., Ступинский район, д. Вальцово ( 0,9 км к востоку от полигона) ;

Торбеево ООО «Элит» Люберецкий. 1 км от д. Торбеево, Люберецкий район, Московская область ;

Сабурово ОАО «ЭкоПолигон-Щелково». 0,5 км юго-восточнее д. Сабурово;

Храброво МУП «Полигон» , вблизи д. Храброво Можайского района ;

Тимохово ОАО «Полигон Тимохово». 1 км к югу от д. Тимохово, Ногинский район;

Малая Дубна МУП «Орехово-Зуевское городское предприятие коммунального хозяйства и благоустройства» .Орехово-Зуевский район, 1,5 км северо-западнее д. Малая Дубна, 1,2 км восточнее д. Трусово Шатурский ;

Царево ОАО «Экопром». Пушкинский район, 1 км южнее с. Царево ;

МУП «Шатурское производственно-техническое объединение городского хозяйства». 650 м к югу от населенного пункта г. Шатуры (ул. Чехова) ;

Каурцево ОАО «Эко-Комплекс-Наро-Фоминск». Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Атепцевское, у д. Каурцево ;

Коргашино МУП «Полигон», Московская Область, Мытищинский район, автодорога Каргашино-Тарасовка 1-й километр, владение 4А;

"39-й квартал Ульяновского лесничества". Ступинский район МУП «Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства Ступинского района». Дубневский с/о, д. Астафьево Ступинский район .

В декабре 2015 года разработан Перечень биоразлагаемых отходов. Перечень подготовлен в целях применения к товарам мер экономического стимулирования, в частности, предоставления налоговых льгот, в том числе в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду, при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора. Проект постановления Правительства РФ «О перечне готовых товаров (продукции) и видов упаковки, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами» направлен в Правительство РФ в целях реализации 458-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Товары распределены в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. В перечень, в частности, входят изделия из хлопчатобумажных тканей, шерсти, бумаги, картона. При формировании Перечня, под отходами, представленными биоразлагаемыми материалами, подразумевались готовые материалы, упаковка, изготовленные или состоящие из материалов природного происхождения (натуральные ткани (хлопок, лён, шерсть, шёлк) продукты целлюлозы), при попадании которых в окружающую среду будет отсутствовать негативное воздействие, либо оно будет минимальным.

Методы промышленной сортировки отходов являются наиболее перспективными и интенсивно развивающимися. Для них характерен постепенный переход от схем с использованием ручного труда к автоматизированным системам.

Использование оборудования для автоматической сортировки материалов с системой оптического распознавания позволяет многократно увеличить скорость сортировки материалов по сравнению с ручным трудом, а возможность идентификации более тысячи материалов (по цвету и химическому составу) открывает широкие перспективы промышленного применения данных технологий.

Технические решения по автоматической сортировке отходов на основе использования оптико-механического разделения отходов реализуются в оборудовании нескольких европейских производителей. Предлагаемое оборудование ориентировано в первую очередь на сортировку раздельно собранных отходов. В России актуален вопрос применения такой технологии для смешанных ТБО.

В настоящее время обсуждаются поправки к Федеральному закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Существующие законы и законопроекты (ФЗ «Об отходах производства и потребления» , законопроект «Об упаковке и упаковочных отходах» ) направлены на повышение ответственности производителей за утилизацию отходов.

Внутри мусорного полигона кислород сохраняется в течение примерно трех лет. Поэтому нужна высокая скорость разложения полимера, чтобы уложиться в этот отрезок времени, иначе полимер останется в толще отходов, лишенной кислорода, и разложение прекратится.

Существуют два способа биоразложения полимеров: оксобиоразложение и гидробиоразложение. Гидробиоразлагаемые полимеры чаще всего изготовлены из растительного сырья (кукурузы, тростника и др.). Для их производства требуется специальное оборудование, а для утилизации – промышленные компостные сооружения. Но в обоих случаях конечными продуктами деградации являются углекислый газ, вода и биомасса. У оксобиоразлагаемых полимеров есть значительные преимущества по сравнению с гидробиоразлагаемыми. Это доступность сырья, простота и дешевизна технологии, возможность разложения изделия в естественных условиях.

В России рост спроса на биоразлагаемые изделия небольшой. Например, в 2013 г. было потреблено всего около 16 т оксобиоразлагающих добавок. Эта цифра составляет менее 1 % от объема потребления на мировом рынке. Совокупный объем потребления во всех странах – более 2 тыс.т в год. По оценкам экспертов, в перспективе емкость мирового рынка оксобиоразлагающих добавок может составить 10 % от рынка гибкой упаковки. Последний на сегодняшний день, по оценкам компании Smithers Pira, достиг объема 24,3 млн т. То есть рынок оксо-биоразлагаемой упаковки мог бы составлять 2,4 млн т, а добавок для ее изготовления – 24 тыс. т.

Необходимо внедрить раздельный сбор мусора — он позволяет отправлять на переработку 75-80% вместо 10-15%, извлекаемых из бака со смешанными отходами. Но попытки перенять мировой опыт по раздельному сбору и переработке мусора пока не дали видимых результатов. В стране работает менее 400 предприятий по сортировке и утилизации ТБО и 1 092 мусорных полигона. На индустриальную переработку отходов не перешел ни один из регионов. Рынок вторичного сырья практически не развит. Из всего объема образующегося мусора перерабатывается только 4–5 %.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online

  2. Проект федерального закона «Об упаковке и упаковочных отходах». http://ref. unipack.ru/114

3. Ильиных Г. В., Устьянцев Е. А., Вайсман Я. И. Построение материального баланса линии ручной сортировки твердых бытовых отходов // Экология и промышленность России. – 2013. – № 1. – С. 22–25.

4. Ильиных Г. В., Коротаев В. Н., Слюсарь Н. Н. Современные методические подходы к анализу морфологического состава ТБО с целью использования их ресурсного потенциала //

Экология и промышленность России. – 2012. – № 7. – С. 40–45.

Источник: журнал "Твердые бытовые отходы" №10, 2013

5. http://www.complexdoc.ru/ntdtext/579230

6. Э. В. Замыслов. Оксо-биоразложение как оптимальный способ решения экологических проблем //Твердые бытовые отходы".

- 2014.-№8.

Просмотров работы: 1641