"ОТРАЖЕНИЕ УЧАСТИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

"ОТРАЖЕНИЕ УЧАСТИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Исхакова Г.Р. 1
1Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В произведениях, отражающих участие башкирского народа в Великой Отечественной войне, героизм воинов - потомков Салавата писатели рассматривают как проявление в новых исторических условиях славных боевых традиций прошлого. Ратные подвиги бойцов и командиров Башкирской дивизии, стойкость и мужество их в борьбе за свободу и независимость Отечества нашли широкое отражение в русской литературе XX века.

В период войны писатели часто обращались к образу Салавата Юлаева и подвиги воинов из Башкирии, бесстрашно сражавшихся с гитлеровцами, зачастую связывали с легендарными подвигами национального героя башкирского народа. В марше Башкирской кавалерийской дивизии – «По следам Чапаева» поэта Бориса Турганова воскрешается бессмертный образ легендарного начальника дивизии, и воспеваются сабли Салавата, блестящие как молнии, и готовые обрушиться на головы врагов. Этот марш звучит как продолжение известной песни Алексея Суркова «Чапаевская». О преемственности боевых традиций говорится и в песне Турганова «Худайбердин»: подвиги героя гражданской войны Шагита Худайбердина повторяют другие славные сыны Башкирии, поднявшиеся на беспощадную борьбу против немецких захватчиков.

В заметы снеговые

Идут они, сильны –

С солдатами России

Башкирии сыны – пишет Борис Турганов.

В очерке Константина Симонова «В башкирской дивизии» майор Нафиков с группой автоматчиков вторгается в занятое врагом село, где оказывается более тысячи фашистов; бронебойщик Гарифулла Гафаров, лежа на ровной, как стол, земле, подпускает танк на сто шагов и зажигает его первым выстрелом; башкирские разведчики совершают дерзостные ночные вылазки во вражеский тыл.

Героизм сынов Башкирии в Великой Отечественной войне Илья Эренбург также связывает с боевыми традициями их предков. В очерке «Башкиры» писатель рассказывает, как русские казаки и башкиры, ведомые в бой батыром и поэтом Салаватом Юлаевым, сражались за вольность, а в 1812 году вместе с русскими башкиры, вооруженные копьями и луками, громили наполеоновские войска. Гитлеровцы же увидели потомков Салавата, вооруженных автоматами, и, по признанию одного фашиста, были «вынуждены сражаться с людьми, не ведающими страха, принадлежащими к племени башкир». «Много в России разных имён и разных цветов, – пишет Илья Эренбург. – А Россия одна, и за нее рядом с русскими сражаются бесстрашные башкиры».

Смелость и отвагу воинов из Башкортостана воспела и писательница Елена Ильина. Она посвятила подвигу Галия Нафикова балладу «Один из ста». Майор выступает здесь одним из ста братьев бесстрашных, ринувшихся в рукопашный бой в тёмную ночь. И даже когда воинов остается очень мало, они без страха бьются за одно донское село. Потому что, хотя и «не здесь вырастали джигиты, далек их родимый Урал, но край, нашей кровью пролитый, башкиру как родина стала, » - отмечает Елена Ильина.

Колоритный образ воина-освободителя башкира Азатова создал Иван Сотников, автор романа «Днепр могучий» и трилогии «Свет – всему свету». Писатель правдиво рассказал молодому поколению о великом подвиге советского народа, отстоявшего независимость своей Родины, спасшего мир от фашистов.

Подвигу Александра Матросова, нашего славного земляка, посвящены повесть Павла Журбы «Александр Матросов», поэма Семена Кирсанова «В полный рост» и других авторов.

Самоотверженный труд башкирских рабочих, колхозников и интеллигенции, ковавших победу над врагом в тылу, также нашел отражение в русской литературе. О нелёгком труде жителей нашей республики в годы войны повествуют рассказы А. Крутецкого, составившие цикл «В степях Башкирии», и произведения Рафаила Брусиловского «Сагадат». Сюжет рассказа Брусиловского не сложен. Все события в нём связаны с письмом, которое получает старая Сагадат от сына-фронтовика старшего лейтенанта Энвера Низамова, командира танка. До войны Энвер был председателем колхоза, поэтому его письмо, пронизанное заботами о колхозниках, об урожае, вдохновляет односельчан на новые трудовые подвиги. Рассказ подчеркивает тесную связь фронта и тыла, утверждает великую силу патриотизма, веру в неизбежную победу народа в жестокой битве с коварным врагом. В рассказе «Судьба бойца» Рафаиля Брусиловского ярко раскрывается нерушимая дружба народов нашей страны. Раненого башкира-кавалериста Асафа выходила молодая казачка Марфа. Она спасла Асафа, однако сама погибла под взорвавшими фашистскими бомбами. Асаф мучительно переживает ее смерть. Залечив раны, он возвращается в Башкирию, отдает все силы, чтобы своим трудом помочь фронтовым друзьям отомстить за смерть Марфы, за муки советских людей.

Таким образом, если в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны, был воспет героизм бойцов-башкир, которые вместе с другими народами нашей страны защищали свое родное Отечество, то писатели, жившие в годы войны в Башкирии, отразили напряженную жизнь и самоотверженный труд тружеников тыла.

Использованная литература:

  • Башкирия в русской литературе (том пятый). Уфа, 1968, с. 12-18. © Исхакова Г.Р.

Просмотров работы: 1012