ПОЛИТИКА КНР В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОЛИТИКА КНР В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Иванова А.В. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПОЛИТИКА КНР В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

А.В. Иванова, Саратовский национальный исследовательский

государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов

CHINESE FOREIGN POLICY TOWARDS LATIN AMERICA

A.V. Ivanova, Saratov State University, Saratov

С начала 2000-х гг. в китайской внешней и внутренней политике произошли значительные изменения. Прежде всего, это связано с принятием руководством КНР новых долгосрочных программ социально-экономического развития и, вследствие этого, вступление в ВТО в 2001 г. Мощный экономический «рывок» Пекина совпал по времени с преодолением Латинской Америкой этапа перехода в статус наиболее быстроразвивающихся регионов мира. Южная Америка, видя своей целью «освобождение» от экономической и политической зависимости от северного соседа, и Китай, остро нуждаясь в новых экономических партнерах, наладили активное сотрудничество, вызывающее неоднозначную реакцию у многих экспертов и политиков. На первый взгляд незаметный, но весьма ощутимый на статистике, рост взаимосвязей двух сторон, вызывает огромный интерес к изучению данного процесса.

В связи с этим цель моей работы – рассмотреть основные направления внешней политики Китая по отношению к региону ЛАКБ (Латинской Америки и Карибского бассейна), а также определить выгоды и риски такового взаимодействия.

Для осуществления этой цели, прежде всего, необходимо:

- проследить эволюцию сотрудничества КНР с Латинской Америкой, выявить его основные тенденции;

- рассмотреть взаимные цели Китая и Латинской Америки во внешней политике и в данных взаимоотношениях;

- проанализировать степень реализации целей обеих сторон;

- определить вероятные риски для КНР и Латинской Америки в их взаимодействии и попытаться спрогнозировать вектор дальнейшего развития сотрудничества.

Обратимся сначала к ретроспективе взаимоотношений двух сторон. Политика КНР и стран ЛАКБ, так, казалось бы, разительно отличающаяся друг друга во второй половине XX в., изменилась в 1990-е гг. и привела к осознанию общих ценностей и поиску путей взаимодействия. Во многом этому способствовало снижение интереса У. Клинтона (1993-2001) и Дж. Буша (2001-2009) к Латинской Америке, чем постарались воспользоваться левые режимы в регионе, сделав основной упор на рост экономической и политической самостоятельности через реформы и расширение связей с другими государствами. Открытие национальных экономик региона оказалось ценной возможностью для теперь уже «рыночного» Китая восполнить свою ресурсную базу и найти удобные рынки сбыта своей продукции.

Для этого были предприняты следующие шаги: в 1993 г. КНР была принята в Межамериканский банк развития; в 1993 г. и 1994 г. соответственно стала наблюдателем при Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) и при Латиноамериканской ассоциации интеграции, затем наладила официальные взаимоотношения с такими интеграционными региональными группировками, как МЕРКОСУР, Андское сообщество наций и Карибское сообщество [1]. В итоге в 2010 г. Китай наращивает свое экономическое присутствие в регионе более чем в 10 раз, увеличив экспорт с большинством стран Латинской Америки с 339 до 7700 млн. долл., импорт с 794 до 3654 млн. долл. [2]. По оценкам латиноамериканских экспертов, «Китай стал ключевой страной в качестве экспортного рынка для Кубы, Чили, Бразилии, Перу, Аргентины и Венесуэлы, а также занял первое место среди импортеров для Панамы и Парагвая, второе место – для Аргентины, Венесуэлы, Бразилии, Колумбии, Мексики и Перу» [3].

Однако существуют и политические мотивы налаживания Китаем сотрудничества с Латинской Америкой. С помощью этого региона Китай надеется обрести поддержку в некоторых политических вопросах, в том числе в отношении Тайваня, т.к. большинство стран, признающих Тайвань, находятся в регионе ЛАКБ. Используя мощные экономические рычаги, Пекин противодействует тому, чтобы Тайбэй укреплял свои позиции на международной арене.

На сегодняшний момент Китай является вторым основным инвестором Латинской Америки, уступая только США. В целом на 2015 г. Китай предоставил Латинской Америке кредитов на сумму около 120 млрд. долл., что существенно подрывает американские позиции [4]. Причем 90 % всего финансирования идет в сырьевой сектор. И страны ЛАКБ отдают предпочтение именно китайским кредитам, постепенно отходя от МВФ, условия предоставления займов которого намного сложнее и затратнее.

Несмотря на наблюдаемый сегодня спад экономик обеих сторон, их сотрудничество будет продолжаться. Об этом свидетельствует Первый форум Китай-СЕЛАК, состоявшийся в Пекине 8 января 2015 г., где были подписаны многочисленные двусторонние договоры Пекина с отдельными странами региона о торговле и инвестировании, а также такие многосторонние договоры, как Пекинская декларация, обозначившая направление взаимоотношений КНР и ЛАКБ, и План сотрудничества на 2015-2019 гг. В последнем документе четко оговариваются планы Китая по увеличению объемов торговли до 500 млрд. долл. к 2025 г. и повышению уровня инвестиций в регионе на 250 млрд. долл. за следующее десятилетие, которые будут направлены, в том числе, и на развитие инфраструктуры и технологического потенциала [5].

О том, что сотрудничество КНР и Латинской Америки носит долговременный характер, свидетельствуют также соответствующие положения, зафиксированные в ряде внешнеполитических документов.

Так, Китай, впервые обозначил регион ЛАКБ в качестве основного партнера в Белой книге 2008 г., прописав стратегию «Политики Китая в Латинской Америке и Карибском бассейне». В ней КНР позиционирует сотрудничество с Латинской Америкой в качестве основного направления своей внешней политики, параллельно называя конкретные шаги по обеспечению присутствия в регионе: финансирование, кредитование, торговля, участие в региональных интеграционных группировках, производственных кооперациях и инфраструктурных проектах.

Неслучайным, по мнению политолога В.А. Каспарука, является и то, что «китайская стратегия совпала по времени с началом финансового кризиса». «Привязав» к себе регион в кризисный период, Пекин автоматически стал ценным торговым партнером для Латинской Америки, а на этапе спада негативной ситуации, «взаимодополняемость рынков получает последующее развитие, что способствует более производительной работе китайских предприятий в Латинской Америке» [6].

Что касается целей руководства стран Латинской Америки, обозначенных в их национальных концепциях, то основными пунктами здесь стали задачи, обозначенные в период 2003-2008 гг., в начале которого регион осознал, что необходимо модернизировать существующий государственный порядок и совершенствовать принципы взаимоотношений с зарубежными партнерами. По сути, эти задачи отчасти являются для региона и сейчас приоритетными. Российский латиноамериканист П.П. Яковлев, суммируя главные составляющие экономической модели стран ЛАКБ, определяет их следующим образом: диверсификация внешней торговли, создание государственных предприятий и поддержка частных, более выгодные условия сотрудничества с ТНК, уменьшение зависимости от зарубежного финансирования и дальнейшее углубление региональной интеграции [7].

Скептичное отношение латиноамериканцев к иностранному финансированию, безусловно, связано в первую очередь с «колонизаторской» и подчинительной политикой США по отношению к региону, поэтому ЛАКБ так активно начинает укреплять сотрудничество внутри региона и искать новых внешних партнеров.

Создание в 2011 г. СЕЛАК, куда вошли 33 государства региона, также подтвердило эту тенденцию. Гаванский саммит, прошедший 28-29 января 2014 г., обозначил среди основных проблем борьбу за позиционирование своего региона как независимого и неподконтрольного Вашингтону. На саммите прозвучало также и то, что Латинская Америка в случае, если США не станут рассматривать ее как равноправного актора международных отношений, переориентируется на «надежную» КНР.

В целом можно говорить о том, что стороны внешне приблизились к выполнению своих внешнеполитических целей. Однако так ли это? Не создает ли Латинская Америка своими действиями нового «колонизатора»?

Действительно, проанализировав цели Китая и Латинской Америки, как в двустороннем сотрудничестве, так и в целом на мировой арене, нетрудно заметить, какой стороне принадлежит преимущество в степени и скорости их реализации. Пекин планомерно вытесняет из региона не только Вашингтон (что положительно оценивается большинством стран ЛАКБ), но и других внешнеполитических игроков, а также, собственно, и самих латиноамериканских предпринимателей. Рассчитывая на развитие собственной экономики, Южноамериканский регион, напротив, способствует проникновению на свою территорию огромного потока иностранных, преимущественно китайских, капиталов.

Так, КНР предоставив государствам ЛАКБ кредитов на сумму 21 млрд. долл. в 2014 г. (что превысило кредиты ВБ и МБР за тот же период) [7], одновременно массово скупает латиноамериканские предприятия, нефтяные скважины и земельные участки.

В зоне особого риска находятся некоторые нефтеносные страны – Венесуэла, Эквадор и Колумбия. В ситуации с падением цен на нефть КНР извлекает максимальную выгоду, прилагая все усилия по приобретению статуса важнейшего импортера углеводородных ресурсов. Венесуэле Пекин согласился предоставить кредит в размере 20 млрд. долл. (в дополнение к уже «влитым» 50 млрд.), с помощью чего Каракас намеревается преодолеть экономический кризис. Как и в случае с Венесуэлой, Эквадор также остро нуждается в КНР как в импортере нефти. За китайские кредиты эти страны платят еще большим наращиванием сырьевых поставок (500-600 тыс. баррелей нефти в день) [8].

Опасность КНР представляет и для своих главных партнеров – Бразилии, Аргентины, Мексики. Между этими странами и Китаем возникает жесткая конкуренция в сфере производства, т.к. дешевая продукция, экспортируемая из КНР, становится препятствием на пути развития национального реального сектора экономики. Однако связи сторон настолько сильны, что латиноамериканским государствам трудно вводить какие-либо ограничения по отношению к Пекину, их экспорт чрезвычайно зависим от китайского импорта.

Несмотря на то, что основная направленность взаимоотношений Китая с государствами ЛАКБ относится к экономике, развивается активное сотрудничество и в сфере вооружений. Пекин является непосредственным участником оборонной программы стран Латинской Америки, что также настороженно воспринимается многими экспертами и политиками.

Успех проводимой Пекином политики в ЛАКБ доказывает такой глобальный китайский проект, как строительство Никарагуанского канала, открытие которого назначено на конец 2016 г. Канал призван стать альтернативой американской транспортной мировой системе с Панамским каналом [9]. Вашингтон серьезно обеспокоен этими планами и в борьбе с влиянием КНР развязал информационную войну в регионе, настраивая латиноамериканскую общественность против китайских проектов [10].

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что КНР продолжит наращивать свое влияние в регионе ЛАКБ. Это доказывают и действия Вашингтона по «умиротворению» южноамериканских соседей и воздействие на них дипломатическими методами. Пекин же, наряду с не столь явными, но существующими стремлениями к лидерству не только в АТР, но и в мире и вместе с ростом военного сектора и армии, умело пользуется ситуацией на международной арене и всё активнее «привлекает» извечного американского союзника на свою сторону. Также страны ЛАКБ, уже успевшие испытать на себе период относительного политического и экономического «взлета», не допустят повторения ситуации прошлого века в отношениях с Вашингтоном и продолжат сотрудничество с Пекином .

Таким образом, в отношениях КНР и США регион ЛАКБ становится объектом стратегической значимости. Но, вероятно, обе страны не принимают во внимание многовековую неприязнь латиноамериканцев к «внешним захватчикам» и недооценивают их стремление к свободе.

Список использованных источников и литературы

  1. Яковлев П.П. Латинская Америка в глобальной стратегии Пекина // Перспективы. – 02.11.2010. – URL: http://www.perspektivy.info/book/latinskaja_amerika_v_globalnoj_strategii_pekina_2010-11-02.htm

  2. Estudio Económico de América Latina y el Caribe. – Santiago: Naciones Unidas CEPAL, 2010. – P. 38.

  3. King G., Carlos Mattos J., Nanno M., Rosales O. The Changing Nature of Asian-Latin American Economic. – Santiago: Unated Nations ECLAC, 2012. – P. 18.

  4. Gallagher K. P., Myers M. China Keeps Credit Flowing to Latin America’s Fragile Economies // The Financial Times. – 27.02.2015. – URL: http://blogs.ft.com/beyond-brics/2015/02/27/guest-post-china-keeps-credit-flowing-to-latin-americas-fragile-economies/

  5. Cooperation Plan (2015-2019) // China-CELAC Forum. – 23.01.2015. – URL: http://www.chinacelacforum.org/eng/zywj_3/t1230944.htm

  6. Каспарук В.А. Китай – Латинская Америка: между экспансией и глобальным сотрудничеством // Политические изменения в Латинской Америке. – 2012. – № 10. – С. 14.

  7. Латинская Америка и Китай // ИноСМИ. – 26.02.2015. – URL: http://inosmi.ru/world/20150228/226530496.html

  8. Нефтяная игла Латинской Америки: Китай скупает все // Вести. Экономика. – 13.01.2015. – URL: http://www.vestifinance.ru/articles/51731

  9. Китай приостановил строительство Никарагуанского канала // Война и мир. – 30.11.2015. – URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/107152/

  10. Никандров Н. Латинская Америка, Китай и США // Фонд стратегической культуры. – 24.03.2015. – URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/03/24/latinskaja-amerika-kitaj-i-usa-32411.html

Просмотров работы: 2440