ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Тарновская М.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Юридический институт имени М.М. Сперанского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Когда произошло зарождение права? На данный вопрос трудно ответить, в каждую историческую эпоху, в каждом государстве было свое представление о том, что может делать человек, а что считается недозволенным. В этом году исполняется 800 лет со дня принятия одного из важнейших документов в истории – Хартии Вольностей. Этот документ был с одной стороны уступкойкороля баронам и церкви, но с другой показал Европе, а потом и миру, что неограниченности власти монарха есть пределы. Законодатели пошли по пути закрепления прав и гарантий граждан, защиты их от произвола верховной власти.

В современном мире законодательные акты приобрели новые цели, достигла определенного уровня юридическая техника, расширился список гарантий, которые способно обеспечить государство.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что культурные ценности –это наше наследие, историческое богатство. Нужно помнить историю и уважать культуру России, сохранять национальную самобытность, чтобы быть сильными на политической арене, не потерять государственный суверенитет.

В Российской Федерации в качестве источников права признаются международные договоры, так «рассуждая о праве на доступ к культурным ценностям, важно отметить, что оно закреплено в универсальных международных и региональных правовых стандартах: ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах».1 В мире существуют организации, деятельность которых направлена на международное сотрудничество в деле сохранения культурного богатства мира. «Россия должна активно участвовать вдеятельности таких межправительственных организаций, как Интерпол, неправительственной организации ИКОМ, ЮНЕСКО, что имеет огромное значение для обеспечения права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям и его защиту как в России, так и в мире».2

Основной закон РФ - Конституция в статье 44 части 2 говорит, что «2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».3 Для лучшего понимания данной нормы необходимо иметь представление о том, что понимается под культурными ценностями. Данное понятие закреплено в статье 3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»:«Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».1Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закрепил наиболее общие принципы культурной деятельности, правовые нормы государственной поддержки культуры. Необходимость принятия данного Закона была обусловлена тем, что ранее общественные отношения в указанной сфере регулировались Законом«Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятом в 1978 г., положения которого устарели. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" установил единый порядок перевоза культурных ценностей через границу Российской Федерации, независимо от форм собственности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует лицензирование проектирования, производства, реставрации памятников культуры, а также истории, работ по кинопоказу, изготовлению и распространению аудио- и видеопроизведений и фонограмм».2 Данный перечень не исчерпывается этими нормативными актами, в других источниках культура, культурные ценности, объекты культурного наследия, доступ к ним защищаются косвенно. Так, например, Уголовный кодекс РФ «выделяет следующие виды преступных деяний, посягающих на культурные ценности: хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 188 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ). Следует при этом подчеркнуть, что преступления в отношении культурных ценностей могут квалифицироваться и по другим статьям УК РФ, о чем убедительно свидетельствует официальная статистика. Как правило, это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за хищения: кражи, грабежи, разбои, мошенничество, присвоение или растрату».1

Таким образом, мы видим, что с законодательной стороны право на доступ к культурным ценностям достаточно обеспечено, но на практике можно столкнуться с рядом проблем. Так мы знаем, что культурные ценности могут находится в частной собственности. На собственников таких объектов наложен ряд ограничений и обязательств, а именно в охранном обязательстве, которое выдается при оформлении права собственности, есть требование «обеспечить доступ к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия»2. В судебной практике мы встретились с проблемой, что собственники, становясь владельцами культурных объектов, не спешат получить этот документ. Решением данной проблемы может стать совершенствование процедуры подбора собственника. Необходимо проверять законность и размер источников его доходов, его налоговую и кредитную историю, оценивать способность предполагаемого субъекта содержать объект культурного наследия в будущем.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что благодаря широкому нормативному закреплению право на доступ к культурным ценностям стало неотъемлемой частью гражданских прав и свобод человека. Это неотчуждаемое право, признанное на международном уровне, что вселяет надежду на то, что оно не будет грубо нарушено. Однако следует помнить, что у законодателя нет права на ошибку, ведь она грозит безвозвратной утратой культурного богатства мира.

1Тарасова А.В. Конституционное право на доступ к культурным ценностям в системе культурных прав человека и гражданина в Российской Федерации// Вестник Пермского Университета. Юридические науки, 2014, № 4. http://base.consultant.ru/

2 Кабанова Ю.С. Россия и международные организации, занимающиеся защитой права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям// Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 1-1 (1). С. 55-58.http://base.consultant.ru/

3Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

1«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»(утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1)//«Российская газета», № 248, 17.11.1992

2Кабанова Ю.С. К вопросу о конституционно-правовом закреплении права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям в законодательстве Российской Федерации// Культура: управление, экономика, право, 2015, № 1http://base.consultant.ru/

1Клебанов Л.Р. Уголовное правои защита культурных ценностей//Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. № 4. С. 223-233.

2Мягков Е.К. Здание аптеки - объект культурного наследия// Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, 2013, № 9. http://base.consultant.ru/

Просмотров работы: 2917