ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Тарновская М.В. 1, Кабанова О.В. 2
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Юридический институт
2Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых Юридический институт имени М.М. Сперанского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственная служба в современной России – это достаточно молодой институт. После принятия Конституции 1993 года в нашей стране начались широкомасштабные преобразования всех сторон жизни и, конечно же, системы государственного управления. В настоящий момент граждане могут поучаствовать в управлении делами государства и через такую форму государственной власти, как государственная служба. Однако уровень уважения населения к власти снижается. В МВД России только за январь – октябрь 2015 г. было зарегистрировано 29492 преступлений коррупционной направленности1. Это наглядно объясняет, почему у населения нет доверия к власти, ведь бюрократия и коррупция увеличиваются, а профессионализм служащих снижается. Данные факторы обусловили необходимость нашего исследования.

Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как единство системы государственной власти (ст. 5); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32)1. Данные принципы нашли отражение в федеральном и региональном законодательстве, однако на практике оказалось, что есть определенные проблемы в исполнении данных НПА.

Правовые нестыковки и дисбаланс в действующей системе государственной службы во многом обусловлены существованием значительно отличающихся друг от друга видов военной, правоохранительной и гражданской службы2.

Решением данной проблемы многие современные авторы, такие как Барабашев А.Г. и Прокофьев В.Н., считают унификацию управления. А именно они предлагают создать единый орган управления государственной службой. Сейчас отдельные функции управленческого характера распределены по различным органам. В результате создается ситуация, когда реальный центр по управлению государственной службой переносится на кадровые службы, где ее организация носит ведомственный характер, что препятствует консолидации государственного аппарата3. Очевидно, что в результате должна сложиться такая «вертикальная» модель управления госслужбой во главе с Президентом РФ, которая представляет собой единую систему органов управления госслужбой на уровне федерации и ее субъектов1.

Мы согласны, что данная концепция имеет богатый потенциал и ее реализация принесла бы положительные плоды. Данный орган мог бы выступать арбитром в решении конфликтов внутри системы органов, проводить работу по унификации государственной службы, разрабатывать рекомендации для решения вопросов внутри системы, однако на наш взгляд, создание такого органа приведет к разрастанию государственного аппарата, повышению затрат на его содержание. Мы считаем, что было бы эффективнее делегировать такие полномочия уже существующему органу, расширив для этого его компетенции, таким органом могла бы выступить Администрация президента.

Специфичность государственной службы, по схожему мнению юристов, проявляется в том, что «госслужащий имеет двойной отраслевой статус. С одной стороны, он выступает как обычный гражданин, поступающий на государственную службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию. С другой, занимая государственную должность, он осуществляет функции государства и потому действует как агент публичной власти, в силу которой его решения носят для всех властный и обязательный характер. Соответственно, статус государственного служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента публичной власти обусловливается государственным и административным правом»2. Происходит очень тесное соприкосновение административного и трудового права. С одной стороны трудовое, где преобладает диспозитивный метод правового регулирования, с другой административное, где предпочтение отдается императивному методу. Нельзя не согласиться с А.А. Гришковцом, который считает, что преобладание в государственной службе административных начал – объективная закономерность, так как, несмотря на то, что человек исполняет свои трудовые функции, он делает это во благо государства и обеспечения всеобщего общественного интереса. Некоторые ученые, например Гусев А.В. считают, что в настоящее время в российском праве формируется новая отрасль – право государственной службы, однако, мы с этим мнение не согласны. Формулируя нормы новой отрасли права, законодатель просто перепишет уже существующие нормы трудового, административного, гражданского, уголовного права, регулирующие эти отношения сегодня, что не представляется нам эффективным.

Еще одним способом повышения эффективности работы государственной службы, мы видим работу по созданию условий, при которых на работу в государственные органы будут приходить квалифицированные, вежливые и добросовестные кадры.

По мнению Н. И. Иоголевича и М. С. Сагандыкова для России более эффективными будут установление единой, иерархичной системы государственной службы, унификация федеральной и региональной государственной службы с одновременным «открытием» службы для высококвалифицированных кадров за счет жесткой, а не формальной, системы конкурсного отбора, дополнительного профессионального образования и ограничения зависимости от бизнесструктур1. Повышение правовой культуры граждан и их участие в деятельности госорганов, открытость органов власти, общественный контроль, полный запрет участия госслужащих в деятельность юридических лиц, стимулирование длительности службы – способствуют повышению качества работы государственного служащего.

Ряд авторов (Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О.) в качестве способа регулирования профессиональной деятельности государственных служащих видят принятие этического кодекса. Они предлагают разработать Единый кодекс этического регулирования государственной гражданской службы, определяющего условия поведения для правомерного и честного выполнения должностными лицами публичных функций Кодекс будет включать в себя санкции за нарушение установленных норм этики в сфере государственной службы. Данный Кодекс позволит сформировать единые требования к государственным служащим в области этики, а также сформулирует основные стандарты их этического поведения1.

Нельзя не согласится с тем, что это очень хорошее предложение, этический кодекс повысит внимание к моральным требованиям госслужащих, а нормативное их закрепление поспособствовало бы повышению доверия граждан к госслужащим. Однако внедрение этой идеи займет очень много времени, такую работу надо проводить поэтапно, опираясь на специфику российского менталитета.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что государственная служба на сегодняшний день – это очень важный демократический институт. Его реформирование, а именно преодоление нормативных коллизий, повышения доверия граждан к органам власти, - одна из основных задач государства. Немаловажно работать и по направлению повышения уровни профессионализма государственных служащих, так как это лицо госоргана.

1 Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс] https://mvd.ru/upload/site1/document_file/jAJBFLilHh.pdf

1 Вербин А. В. Нормативно-правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика . 2013. №9. С.108-114. (108-109)

2 Барабашев А.Г., Прокофьев В.Н. Создание органа по управлению государственной службой, как инструмента унификации правового регулирования видов и уровней государственной службы // Вопросы государственного и муниципального управления . 2015. №2. С.7-28. (8)

3 Барабашев А.Г., Прокофьев В.Н. Создание органа по управлению государственной службой, как инструмента унификации правового регулирования видов и уровней государственной службы // Вопросы государственного и муниципального управления . 2015. №2. С.7-28.

1 Борщевский Г.А. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. − 2014. − № 2. − С. 65–87 (66)

2 Волкова В.В. Правовое регулирование государственной гражданской службы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. № 3 (4). C. 50-53.

1 Иоголевич Н.И., Сагандыков М. С. К вопросу о реформировании системы управления государственной гражданской службой // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право . 2012. №20 (279). С.81-83.

1 Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Применение зарубежного опыта этического регулирования на государственной службе // Научные исследования и разработки молодых ученых . 2014. №2. С.159-162.

Просмотров работы: 2537