БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ ЛЕНИНА – РЕПЛИКА В ВЕЧНОМ СПОРЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ ЛЕНИНА – РЕПЛИКА В ВЕЧНОМ СПОРЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ.

Седова Л.А. 1
1Ивановский государственный политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ ЛЕНИНА – РЕПЛИКА В ВЕЧНОМ СПОРЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ.

Седова Л.А.

Ивановский Государственный Политехнический Университет

Иваново, Россия

LENIN STATE LIBRARY AS A CUE IN THE EVERLASTING DISPUTE ABOUT THE IDEAL STATE ORGANIZATION.

Sedova L.A.

Ivanovo State Polytechnical University

Ivanovo, Russia

Библиотека им. Ленина - здание образное, прямо говорящее на языке конкретных образов и шепчущее языком образов абстрактных. О чём говорит это здание? О чём свидетельствует его градостроительное положение, необычная статная трактовка портика, аскетизм? Поиск ответов на эти вопросы стоит начать с исследования времён его проектирования, чтобы понять в каких условиях оно сформировалось, и что хотели от него услышать люди того времени.

Во времена становления СССР лучшие умы архитектуры были заняты организацией новой жизни для нового человека – гражданина СССР. «Очередность целей [при создании новой жизни] начиналась разрушением старого мира «до основанья, а затем...» - затем предполагалось созидание новой вселенной как бы на поверхности чистого листа. Конечная цель связывалась с представлением о коммунизме как идеале, отнесённом в неопределённую светлую даль, в которой должна осуществиться извечная мечта о царстве всеобщей справедливости.»[2] с.277

Благодаря неопределённости образа «светлых далей» стала возможна смена мифологем, определявших тактику продвижения к ним.

Так условно, ссылаясь на исследования А.В. Иконникова, можно выделить три смены мифологем в формировании нового мира. 1917- 1923 гг. - «бумажная архитектура». Конкурентный поиск романтического образа утопии. 1923-1931 гг. – архитектурный авангард. Создание осуществляемых прогрессистских утопий, ориентированных на образы «машинного века». 1931 - 1941 гг. – сталинский ампир. Воплощение популистской утопии «вечных ценностей» в её канонизированных вариантах. [2] с. 277

В целом утопия идеального общественного устройства в 20х-начале 30-х гг базировалась на принципах коллективизации, всестороннего развития граждан и главенствующей роли производства. Понятие «коллективизация» опирается на прямое толкование слов «общение» - «быть за одно» , «общество» - «собрание людей, товарищески братски связанных», [1] с.10. Оно противостоит понятию «мелкобуржуазного индивидуалистического быта». [1] с.47. Выражалась коллективизация в обобществлении быта (во многих концепциях частной территорией оставалась лишь спальня, в которой мебель и постельное бельё тоже являлось общественной собственностью) и общественном воспитании детей. При этом большинство проектов предусматривало развитые структуры для культурного отдыха, совершенствования духовного и физического (обширные парки культуры и отдыха, клубы, концертные залы, театры, кинотеатры, библиотеки, читальни, лаборатории, мастерские и кабинеты для занятий, дворцы спорта, спортивные площадки и станции и т.д. и т.п.). Предполагалось, что активный отдых в коллективе и плодотворная работа на производстве заполнят всю жизнь человека. Для этого из проекта в проект, из конкурса в конкурс разрабатывался слаженный механизм общественного устройства, в котором архитектуре и градостроительству была отведена ведущая роль. Те же принципы работали и в 30-х гг., но их стилистическое выражение изменилось. В начале 30-х гг. была сформирована эстетическая программа для всех видов искусства, и определён основной творческий метод «социалистический реализм». «Каноническое определение метода дано на 1 Всесоюзном съезде советских писателей (1934): «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы…требует от художника исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма».» [2] с. 405 В адаптации для архитектуры это означало демонстрацию светлого будущего в облике здания. "Очертания золотого века [исторически конкретное изображение действительности] переносились из прошлого в представление о будущем» [2] с. 405 и в соответствии с утопическим мышлением должны были достичь совершенства. Такая резкая смена стилистики отвечала реалиям времени. Народные массы, для которых, согласно идеологии, и было предназначено всё в советской стране, красоту воспринимали на уровне символов. Большинству была необходима дворцовость, размах, щедрость и изобразительность декора, для ощущения благополучия, защищённости и гордости за отечество. Для народа же появилась и регулярность, и симметричность композиций. Она организовывала поведение народных масс, придавала ясности любому процессу.

Понимание идеальной организации общественной жизни с точки зрения социалистической идеологии в 30-х гг. отразилось в образе библиотеки им. Ленина. Эта крупнейшая в стране библиотека была если не венцом культуры СССР, то уж точно отражением её сущности. Ведь даже извилистый путь к выбору стилистики архитектуры для идеального общества проект библиотеки прошёл от начала до конца.

Всё началось с конкурсов. В 1928 г. прошли открытый и закрытый конкурсы на новое здание библиотеки имени В.И. Ленина. Комиссия выбрала для реализации проект В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха. Первое их предложение было конструктивистским.(рис.1) Этот проект обладал практичной эстетикой модернизма: сложная пространственная организация, как эстетически важная составляющая, красота простых геометрических форм. Отсутствие декора компенсировано сложной структурой композиции: сочленения разнохарактерных объёмов, организованные открытые пространства (внутренний двор) придают композиции эстетическую ценность. Ленточное остекление разбивает крупные объёмы здания по горизонтали, что сближает размеры деталировки фасадов с человеческим ростом, делает здание гуманнее. Главный вход решён по принципу портика. Ярко выраженные вертикали контрастируют с доминирующими во всей композиции горизонталями и создают необходимый для входа ориентир. Этот проект был воплощением архитектуры, оторванной от истории, беспрецедентной. Однако именно поэтому проект пришлось переделать.

В процессе доработки изменилась стилистика проекта. (рис.2) Появилась связь с историей. Вход, организованный по принципу портика, стал его стилизацией. На фасадах возникли пилоны, подчёркивающие вертикальное направление. Из-за ярко выраженных вертикалей здание стало казаться более высоким. Однако корпуса разной этажности по-прежнему образуют композицию с внутренним двориком. А проход во внутренний дворик имеет высоту, близкую росту человека. Корпус над ним разбит окнами на горизонтали как и в предыдущем варианте проекта.

До реализации проект дошёл в ещё более изменённом виде. (рис.3) Доработанное, отточенное реалиями времени, здание стало воплощением торжества человеческого разума, государственности, материального благополучия и духовного богатства. Отражение этих ценностей характерно практически для всех проектов в стиле сталинского ампира, но история создания наложила на этот объект свой уникальный отпечаток.

Своеобразное эстетическое воздействие здания начинается уже с градостроительного положения. На пересечении двух центральных магистралей (ныне ул. Моховая и ул. Воздвиженка) над уровнем дороги возвышается просторная терраса. (рис.4;5) Путь к этой террасе пролегает по широким, однако, транзитным зонам тротуаров Воздвиженки и Моховой, а также по подземному переходу. Поэтому просторная площадь террасы становится неожиданностью, она останавливает движение улиц. Остановка даёт возможность оглядеться, понять насколько велико открывшееся пространство, как властно закован в бетоне рельеф, и насколько велик масштаб здания. Радикальное преобразовательное отношение к природе при строгости ландшафтного оформления возвышает человека и его творения над природой. Здание библиотеки конечно нельзя назвать сверхвысоким. Гостиница Ленинградская, МИД, гостиница Украина, главное здание МГУ – вот здания, смыслом которых было достижение рекордной высотности. Их высота была важна именно на градостроительном уровне. Человек, проходящий мимо такой высотки, не может охватить её высоту взглядом. В проекте библиотеки важно именно ощущение высоты, а не сама высота. И в этом, как ни странно, не малую роль играет стилизованный ордер. Казалось бы, ордер должен сделать большое здание соразмерным человеку - это одна из важнейших его задач. Однако здесь пропорции столбов подчёркивают активную вертикаль. (рис.6) Вертикаль также поддерживают пилоны фасадов. В результате подчёркнутые вертикали и простор предваряющего пространства задают не соразмерный человеку величественно подавляющий масштаб.

Это настроение усиливается явной доминантой – главным входом. (рис.7) О главенствующей роли этого элемента говорит его симметричная композиция, более тонкая детальная проработка пластики, отделка чёрным гранитом. Его облик ассоциативно связан с древнегреческими храмами. При этом фасады корпуса книгохранилища трактованы наоборот очень монотонно, они фактически превращены в фон для остальных корпусов. Именно взаимодействию с книгой, а не хранению, архитектура этого здания уделяет особое внимание. Главная библиотека страны - это величественный храм культуры и науки, а не книгохранилище.

Парадность главного входа и общий благородный, упорядоченный строй композиции выражает силу государственной власти. Здание библиотеки демонстрирует мощь государства, вызывает восторг и гордость за страну, в которой огромные храмы и дворцы строятся для народа. Но не только образ централизованной власти несёт в себе здание библиотеки. Свободно трактованный портик, образующий два вида пространств, не предназначенных для парадных действ: галерейное пространство и небольшой дворик, заставляет воспринимать культуру, как нечто естественное, а не парадное. Это отсылает к архитектуре древнегреческих городов, где портик был не только признаком поклонения и культа, но и признаком культурного обустройства жизни и власти народа, как необходимой его составляющей. При этом внешний облик здания дисциплинирует, требует сознательного поведения, что, в свою очередь, является необходимым условием власти народа. Такое воздействие имеет ритмичное повторение пилонов, окон и столбов, а также строгость и взвешенность художественного оформления. Ордер как таковой богат возможностями украшения здания, но в этом здании стилизованный ордер особыми украшениями не располагает - столбы имеют невысокую, простую капитель с простой пластикой, минимальную базу, неизменное по всей длине столба квадратное сечение. (рис.8) Во всём здании преобладают простые формы, прямые линии и углы.

Взвешенность пропорций и декора, необходимый и абсолютно достаточный их минимум, прекрасная простота вызывает ощущение богатства духовного. (рис.9) Это то, о чём здание сообщает беспредметно, напрямую человеческому восприятию, без посредников в лице символов и штампов. Однако, что касается выражения материального и духовного богатства, здание библиотеки – компромисс между абстрактной выразительностью и почти словесной изобразительностью.

Изобразительным декором (скульптуры на парапете, рельефы с позитивными сценами из жизни рабочих и крестьян на фризе) она заявляет о благополучии в советской стране, полноте обыденной и культурной жизни советского народа. (рис.10) Повествует о богатстве культуры при помощи рельефных портретов писателей, философов, учёных, а также при помощи изображений, символизирующих просвещение.

Почувствовать благополучие позволяет качественная, логичная панировка, которая

организует все процессы в здании, направляет людей. В помещениях главного корпуса можно найти информацию о книгах и других материалах, найти книгу, заказать её, получить и прочитать. Они расположены регулярно и перетекают из одного в другое для простоты ориентирования. Планы остальных корпусов более свободны, удовлетворяют потребностям персонала. (рис.11) Кроме того планировка библиотеки подчёркнуто просторна. Простор воспринимался советским человеком как всеобщее богатство. [3] с. 202. Здание встречает посетителя величественной лестницей, которая сама по себе является отдельным обширным пространством, ведёт его широкими коридорами и раскрывает перед ним большие светлые читальные залы.

Ещё одна черта в образе здания, которая говорит о том, как понимали духовное богатство в рамках социалистической идеологии, - отношение архитектора к истории. В задании на проектирование было указано, что проект не должен «вступать в противоречие с окружающими историческими памятниками». Авторы, используя стилизованный ордер, поддержали историческую застройку, а при помощи новых материалов и технологий подчеркнули превосходство настоящего над прошлым. Один из корпусов дома Пашкова включён в композицию здания библиотеки. Однако внешний облик этого корпуса в композиции роли не играет, исключительно его богатые интерьеры. (рис.12) Архитектура сталинского ампира активно взаимодействует с историей, но при этом относится к ней преобразовательно, по-хозяйски. К духовному богатству – историческому наследию – относится она также как и к материальному: берёт из исходного только необходимое и строит из него свой разумный, ясный, справедливый мир абсолютного счастья. Строит из лучших побуждений, искренне убеждённо в своей правоте. Поэтому здание библиотеки как и многие здания 30-х-50-х гг, - это уверенная утвердительная реплика в вечном споре об идеальном общественном устройстве.

Примечания.

1. Имеются в виду многочисленный концепции социалистического расселения и отдельные градостроительные проекты Л.Сабсовича, М. Охитовича, А.Зеленко, М. Гинсбурга, В и А. Весниных, И.Леонидова.

Библиографический список.

1. В.Э. Хазанова. Советская архитектура первой пятилетки. М.: Наука,1980.- 373 с.

2. А.В. Иконников. Архитектура 20 века. Утопии и реальность. Издание в двух томах. Том I. М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 656 с. 1055 ил.

3. Советское искусствознание.Вып.27:Сб. статей и публикаций. – М.: Советский художник, 1991. – 544 с.

Приложение:

Рис.1.Конкурсный проект В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха.

Рис.2. Вариант того же проекта

Рис.3.Вид библиотеки с ул. Моховой

Рис.4

Рис.5.

Рис.6.

Рис.7.

Рис.8.

Рис.9

.

Рис.10.

Рис.11.

Рис.11.

14

Просмотров работы: 782