ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ ПРИ БАНКЕ ИТАЛИИ. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ ПРИ БАНКЕ ИТАЛИИ. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Рублев В.В. 1, Новикова Л.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ ПРИ БАНКЕ ИТАЛИИ. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Рублев В.В. – магистрант, Новикова Л.В. – научный руководитель

Владимирский государственный университет

Владимир,Россия

THE FINANCIAL INTELLIGENCE UNIT AT THE BANK OF ITALY. THE STRUCTURE AND PRINCIPLES OF FUNCTIONING

Rublev V.V. – student, Novikova L.V. – supervisor

Vladimir state university

Vladimir,Russia

Незаконная финансовая деятельность – проблема большинства развитых и развивающихся стран мира. На рубеже – конца XX- начала XXI вв. актуальность борьбы с легализацией «теневого» капитала приобрела особый статус. Теневая экономика подрывает фундаментальные принципы глобальной экономической системы, а также наносит непоправимый вред социальному развитию населения. Помимо этого «теневой» капитал активно используется террористическими структурами при подготовке и совершении террористических акций и иных преступлений против личности. Все вышеперечисленные факторы в совокупности превращают борьбу с незаконной финансовой деятельностью в общественный процесс, в который должны быть вовлечены широкие общественные массы.

Учитывая мировой опыт в борьбе с незаконной финансово-экономической деятельностью можно выделить один немаловажный фактор – эффективна та система, структуры которой имеют разветвленный вид, а контроль осуществляется высшими структурными элементами государственного управления. Помимо этого, национальный орган по противодействию экономических преступлений должен обладать широкой международной сетью представительств или агентов и иметь партнерскими отношения с аналогичными структурами других государств.

Эффективность вышеуказанного органа измеряется в количестве раскрытых преступлений и в объеме средств, которые удалось вернуть в государственные структуры, пройдя процедуру уплаты налоговых сборов. Средства, добытые в результате незаконной деятельности (коррупция, продажа наркотических средств, оружия, оказание незаконных услуг и т.д.), как правило, зачисляются в фонды по противодействию экономической преступности.

В настоящей статье мы рассматриваем структуру и принципы функционирования Финансовой разведки Италии, используя комплекс официальных источников, а также источники из средств массовой информации Италии.

Деятельность Финансовой разведки Италии является публичной, на сайте Банка Италии1 (Bancad’Italia – Eurosistrema) представлена публичная информации о структуре, законодательном регулировании, принципах функционирования организации, а также размещены отчетные сведения о результатах работы (как завершенные расследования, так и расследуемые дела). Любой гражданин Италии имеет возможность сообщить об известных ему фактах незаконной финансовой деятельности компаний или частных лиц несколькими, указанными на сайте, способами. Однако, в законодательстве Италии не существует ответственности за не предоставление информации о финансово-экономических преступлениях (свидетелем которых стал гражданин), по примеру ответственности «за бездействие» в законодательстве Великобритании.2

Итальянская правовая система в области борьбы с «теневым капиталом» разработана и утверждена в соответствии с международными стандартами и директивами Евросоюза. Основными законодательными материалами являются: Указ от 21 ноября 2007 года («Третья директива по борьбе с легализацией теневого капитала»); Законодательный декрет от 22 июня 2007 года №109 («О противодействии финансированию терроризма и деятельности стран, подрывающих устоит мира и безопасности»); Законодательное постановление №231/2007 («Осуществление особо контроля в отношении тех лиц, которые ранее были привлечены за совершение незаконной финансово-экономической деятельности»); а 4 декабря 2014 года Сенат Италии утвердил поправки к ст. 648 Уголовного кодекса Италии «О возврате денежных средств зарубежных банковских счетов граждан и организаций Италии, незаконно выведенных, либо преступно присвоенных». По мнению итальянских законодателей, эффективность борьбы с международными финансово-экономическими преступлениями является прямым результатом слаженности национальных надзорных и правоохранительных структур в сотрудничестве с профильными международными организациями.

Принцип функционирования Финансовой разведки Италии выражен в строгом распределении функций и полномочий, чтобы не допускать конфликта интересов между различными структурными элементами. Центральный аппарат управления Финансовой разведки Италии подчинен непосредственно Министру Экономики, Подразделение Финансовой разведки в Банке Италии (ПФР), имеет статус независимости и автономности и подчинено непосредственно Председателю Правления Банка Италии.3

ПФР, осуществляет контроль финансовых операций банковской системы Италии, а также анализирует поступившие сообщения о подозрительны финансовых операциях, уделяя при этом особое внимание крупным международным переводам. При этом важна и аналитическая функция, в обязанности ПФР входит обязательный анализ тенденций экономических злоупотреблений и выявление «уязвимых» сторон национальной финансовой системы. При выявлении подозрительных финансовых операций, ПФР, собирает доказательную базу по факту совершения экономического преступления и передает материалы в Департамент раскрытия экономических преступлений Прокуратуры Италии.4

Обратимся к организационной структуре Подразделения Финансовой разведки Италии при Банке Италии, а также выделим основные цели и задачи структурных подразделений. Количество сотрудников на 1 декабря 2015 года оставило 131 человек.5 Возглавляет ПФР директор, в обязанности которого входит: определение принципов и планов работы, обеспечение качественной и объективной работы, личный контроль резонансных дел, а также внесение представлений по улучшению безопасности национальной финансовой системы. Ключевым структурным элементом ПФР является – Департамент контроля подозрительных сделок. В него входят: отдел по контролю подозрительных сделок I и II дивизиона (крупные и сверх крупные финансовые операции), а также Отдел по управлению информацией. Работая в тесном взаимодействии, отделы выявляют подозрительные финансовые транзакции и имеют возможность накладывать временный арест на текущие счета лиц и компаний, подозреваемых в совершении экономических преступлений, до полного выяснения обстоятельств (официально разрешенный срок – до 15 дней). Вторым департаментом ПФР является Департамент Анализа и Институциональных отношений, выполняющий аналитическую функцию. В него входят: Отдел Законодательства и институциональных отношений, Отдел Анализа Денежных потоков, Отдел Международного сотрудничества, Общий отдел. Работая в тесной взаимосвязи, отделы данного департамента осуществляют подготовку и передачу дел для дальнейшего расследования преступлений в Прокуратуру Италии, готовят аналитические материалы на тему финансово-экономической безопасности национальной финансовой системы, осуществляют взаимодействие с профильными международными организациями. Одна из самых влиятельных профильных международных организаций – FinancialActionTaskForce(FATF).

При выявлении сомнительной финансовой операции ПФР направляет представление Банку Италии на арест банковских счетов участников незаконного процесса. Банк Италии оперативно уведомляет национальные банки, в которых размещены банковские счета, вызвавшие подозрение. Финансовые институты, входящие в единую Банковскую систему Италии, производят заморозку денежных средств на указанных счетах. После этого правоохранительные органы в лице Прокуратуры Италии производят детальную проверку на основании информации, представленной им сотрудниками ПФР. Сверхкрупные незаконные финансовые операции расследует Генеральная Прокуратура Италии, крупные и средние – региональные органы прокуратуры. При этом мониторинг по каждому расследуемому делу осуществляет представитель ПФР – особо крупные финансовые операции – лично руководитель ПФР.

При выявлении международных финансово-экономических преступлений ПФР сообщает имеющиеся сведения в Центральный аппарат управления Финансовой разведки Италии, который в тесном взаимодействии с FATF проводит международное расследование, по результатам которого все участники незаконных финансовых операций привлекаются к ответственности национальными правоохранительными структурами.

Статистика раскрытых преступлений включена в ежегодные отчеты Банка Италии и охватывает показатели по количеству совершенных экономических преступлений (раскрытых и находящихся в процессе расследования), а также количество лиц привлеченных к ответственности и объемы средств, которые удалось вернуть в законный финансовый оборот.6

Характерной особенностью ПФР является мониторинг рынка драгоценных металлов и выявление сомнительных операций с драгоценными металлами. Согласно поправкам к действующему законодательству «Об обороте драгоценных металлов» от 1 августа 2014 года, ПФР осуществляют комплексный мониторинг рынка драгоценных металлов с целью пресечения незаконной преступной деятельности по легализации теневого капитала. 7 При этом ПФР получили доступ ко всем существующим национальным электронным торговым площадкам, а также к совершаемым банковским операциям в драгоценных металлах. Сотрудники ПФР отслеживают IP адреса, с которых осуществляются переводы и проводят проверку по всем суммам, превышающим номинальный объем в 12.500 евро.8

В целом, политика Италии в вопросах борьбы с незаконной финансово-экономической деятельности является эффективной и рациональной. Создание органа Финансовой разведки Италии с существующей структурой, охватывающей общую экономическую деятельность и отдельно – банковский сектор (Подразделение Финансовой разведки при Банке Италии) доказало свою состоятельность с учетом вызовов времени. К сожалению, экономическая преступность выходит за рамки национальностей и приобретает глобальный, международный вид. Чтобы наносить сокрушающие удары и не допустить подрыва существующих экономических основ, правоохранительные структуры стран интегрируются в международное пространство, усиливая взаимодействиям с международными профильными структурами.

Преступность осознает свою несостоятельность тогда, когда правоохранительные органы действуют слаженно, последовательно и жестко. И когда все участники незаконных действий несут достойное наказание за нанесенный экономике ущерб.

Используемые источники:

  1. Официальный сайт Банка Италии www.bancaditalia.com

  2. Официальный сайт Прокуратуры Италии www.associazionemagistrati.it

  3. Официальный сайт Правительства Италии. Архив законодательных актов. www.governo.it

  4. Задворных, С. С. Зарубежный опыт борьбы с теневой экономикой / С. С. Задворных // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2013. - № 6. - С. 112-118.

1 www.bancaditalia.com – Официальный сайт Банка Италии.

2 Задворных, С. С. Зарубежный опыт борьбы с теневой экономикой / С. С. Задворных // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2013. - № 6. - С. 112-118.

3 Положение о структуре Подразделения финансовой разведки (ПФР) при Банке Италии, от 21 декабря 2007 года №7 (Документ вступает в законную силу с 9 января 2008 года).

4 РИА Новости / Прокуратура Италии арестовала 160 предполагаемых преступников, задействованных в отмывании денег. 28.01.2015.

5 www.uif.bancaditalia.it 16.12.2015 г.

6 www.uif.bancaditalia.it/pubblicazioni/rapporto-annuali/index.html 12.12.2015 г.

7 Поправка от 1 августа 2014 года к закону от 17 января 2000 года «Об обороте драгоценных металлов».

8 www.uif.bancaditalia.it/normativa/norm-op-oro/index.html 12.12.2015 г.

Просмотров работы: 1294