ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОДБОРУ РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОДБОРУ РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА

Комиссарова Ю.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс обучения пению направлен на всестороннее творческое развитие личности. Но основной в классе академического вокала является работа над формированием профессиональных качеств каждого исполнителя-вокалиста. Подбор репертуара является неотъемлемой частью работы педагога со студентом в классе сольного пения. Преподаватель академического вокала стоит перед сложной проблемой, выбирая репертуар для каждого из студентов своего класса, т.к. данный момент является одним из главных в вокальном обучении, и педагог должен с полной ответственностью подходить к этому вопросу. Грамотный, систематизированный репертуар является одним из средств воспитания всесторонне развитого ученика, и подбирается он индивидуально. Воспитание молодого певца должно быть последовательным и планомерным.

Педагогический материал, на котором строится развитие голоса, выработка основных технических и исполнительских качеств певца, включает в себя упражнения (распевки), вокализы и художественные произведения (арии, романсы, песни). Репертуар, используемый в вокальном обучении, можно разделить на учебный, экзаменационный и конкурсный. К учебному репертуару относятся в основном упражнения, (иногда отдельные вокализы и художественные произведения), которые исполняются учеником для овладения какими-либо профессиональными качествами. Такой репертуар обычно не исполняется за пределами класса. К экзаменационному репертуару относятся те произведения, которые соответствуют программе и которые будут исполнены на экзамене с целью показа продвижения ученика в техническом и эмоциональном плане. А музыкальные произведения репертуара, подготовленного специально к конкурсу и соответствующие его требованиям, должны в наиболее выигрышном свете показать те качества, которые приобрел ученик в процессе обучения вокалу, и раскрыть индивидуальность конкурсанта.

Подбор репертуара для каждого учащегося начинается с выбора и показа педагогом вокальных упражнений, подходящих для конкретного типа голоса. Происходит это, как правило, в начале урока. Вокальные упражнения, или, проще говоря, распевки, направлены не только на выработку правильного певческого дыхания, настройку голоса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние, но и на его вокально-техническое развитие. Они служат для выработки основных навыков, необходимых для профессионального пения – кантилены, пения на legato и staccato, пения на piano и forte, пассажей и хроматизмов, различных украшений и т.д., которые усваиваются на упражнениях и совершенствуются на вокализах и художественных произведениях.

Многие виды упражнений подходят всем типам голосов, например, на развитие диапазона, кантилены, артикуляционного аппарата. Но некоторые распевки применимы не ко всем. Например, для лирического и колоратурного сопрано обязательно подбираются упражнения на развитие лёгкости и подвижности голоса (например, пение пассажей, хроматизмов), что часто не подходит для низких и крепких голосов. (См. Приложение 1) На распевке педагог также определяет, над развитием каких качеств и в какой последовательности нужно работать, и подбирает соответствующий поставленным задачам учебный репертуар. Преподавателю необходимо найти ограниченное количество произведений, которые будут отличаться по жанру и стилю, и работа над которыми будет способна продвинуть вперед исполнителя по всем направлениям. К тому же, программа должна быть доступна ученику, как в техническом, так и в художественном плане. Поэтому педагогу академического вокала необходимо иметь достаточное знание музыкального материала в своей сфере деятельности, для того, чтобы найти репертуар, подходящий к потребностям развития того или иного ученика. Помочь ему в этом могут специальные сборники вокально-педагогического репертуара для каждого типа голоса отдельно, которые включают арии, романсы и песни, как русских, так и западноевропейских композиторов разных эпох. Существуют сборники только народных песен, вокализов (одного или нескольких авторов), а также отдельные сборники арий зарубежных композиторов, арий русских композиторов, старинных или классических арий. Для подбора музыкального материала можно использовать произведения из репертуара знаменитых певцов, которые также составлены в нотные сборники. (См. приложение 2)

Помимо степени подготовленности студента преподаватель обязательно учитывает личностные качества своего ученика, особенности его характера. К примеру, если один полностью раскрывает возможности своего голоса на произведениях шутливого характера (ариях из комических опер, задорных песнях и т.д.), и они способствуют его дальнейшему профессиональному продвижению, то другому ученику подходят лирические произведения, более спокойные и напевные, которые помогут ему совершенствовать вокальные навыки и музыкальность. Но, тем не менее, будущий артист должен уметь исполнять разнохарактерные произведения, поэтому на определённом этапе обучения педагог может изменить тип подбираемого репертуара и работать над непривычными для какого-либо студента в эмоциональном плане произведениями. Обычно этот момент преподаватель обговаривает с конкретным учеником, обсуждая цели, задачи и приносимую пользу для развития голоса.

Следует также отметить, что педагог при подборе музыкального материала для ученика должен учитывать индивидуальные особенности его музыкального развития, принцип посильности. Нельзя давать произведения, которые будут слишком легкими, так как это не будет способствовать продвижению в обучении. А работа над слишком сложным произведением приведет к ухудшению состояния голосового аппарата и некачественному пению в дальнейшем.

Приложение 1

Примеры упражнений - распевок

1.Способствует настройке артикуляционного аппарата:

2. Способствует развитию дыхания и гибкости гортани. Петь 2-3 раза подряд в быстром темпе на любой слог без добора дыхания.

3.На развитие диапазона:

4. На подвижность голоса (для высоких голосов):

5.Для ровности звуковедения, сохранения однотембральности и правильной атаки верхней ноты (для средних и низких голосов):

Приложение 2

Сборники вокально-педагогического репертуара.

  1. Абрамович, Б. Арии, романсы и песни из репертуара А.В. Неждановой (для сопрано).

  2. Аден, Г. Г. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для баритона и баса в 2-х томах.

  3. Аспелунд, Д. Сборник вокализов для высокого голоса.

  4. Ерохин, А. Арии, романсы и песни из репертуара Е.В.Образцовой (для меццо-сопрано).

  5. Кудрявцева, В. Арии, романсы и песни из репертуара С. Я. Лемешева (для тенора).

  6. Милькович, Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар для высоких и средних голосов.

  7. Мишутин, А. С. Вокализы зарубежных композиторов.

  8. Павлюченко, С. Вокализы. Учебное пособие для студентов вокальных факультетов консерваторий.

  9. Фуки С., Фортунатова К. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано в 2-х томах.

  10. Эрман, Ю. Русские народные песни для сопрано (из серии систематизированный вокально-педагогический репертуар для высоких, средних и низких голосов).

0

Просмотров работы: 1999