С помощью компьютера возможно не только облегчить осуществление принципов развивающего, индивидуального, проблемного, игрового обучения, но и достигать результатов, получение которых затруднительно, а, иногда, даже невозможно с использованием традиционных технологий. При постановке новых целей необходимо учитывать как особенности возрастной психологии младших школьников, так и возможности компьютеров.
К возрастным особенностям младших школьников нужно отнести, прежде всего, их стремление к игровой деятельности, эмоциональность, открытость, восприимчивость, фантазию, стремление к самостоятельности, а также неспособность к проявлению длительных усилий, низкие волевые качества, стремление к получению внимания со стороны взрослых.
Возможности компьютеров можно разделить на технические и интеллектуальные. К первым можно отнести средства графики, цвета и звука, ко вторым – возможности программного обеспечения: использования интеллектуальных экспертных систем, способных адекватно реагировать на действия учащегося в интерактивном режиме.
Технические и интеллектуальные возможности компьютера позволяют создавать на его экране игровую учебную среду, напоминающую мультфильм. В этой среде ребенок должен выполнить определенные практические действия, используя свои способности, навыки, знания. Использование элементов анимации, цветовых и звуковых возможностей компьютера позволяют сделать процесс обучения на компьютерном занятии более интересным и разнообразным, повысить мотивацию к учению и на других уроках: ведь для того, чтобы играть в компьютерную игру, надо уже обладать определенными знаниями, умениями и навыками. Таким образом, игровая ситуация, естественным путем соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для него, мобилизуя при этом его жизненный опыт и внимание, позволяя проявлять инициативу и творчество. Даже в худшем случае, когда основная цель игры не достигнута, она все равно развивает память и внимание ребенка, обогащая его опыт и знания.
Использование компьютера позволяет также индивидуализировать процесс обучения. Каждому ребенку может выдаваться индивидуальное задание, которое выполняется в удобном для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер - это универсальная игрушка, имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.
Проведённые исследования возможностей использования компьютерного обучения в начальной школе позволили выделить ряд его педагогических принципов. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, накопления опыта они видоизменяются, совершенствуются.
Основные педагогические принципы обучения, реализуемые в ходе использования компьютерных технологий в начальной школе:
-принцип доступности. Его практическая реализация вытекает из того, что проведение компьютерных игр соответствуют возрастным возможностям учащихся начальной школы. Уровень их зрительно-моторной координации и мыслительной деятельности уже позволяет легко освоить работу за компьютером с применением манипулятора «Мышь», а темы компьютерных занятий и дидактические материалы к ним подбираются учителем начальной школы согласно достигнутому уровню учащихся;
- принцип индивидуальной направленности. Он осуществляется в процессе индивидуальной работы за компьютером в индивидуальном темпе по индивидуальной траектории. Сложность компьютерной программы может задаваться также индивидуально;
- принцип личной направленности. Известно, что пока ребенок не ощущает значения чего-либо для себя лично, он относится к этому безразлично. В традиционной классно-урочной системе, в условиях оторванности от родителей, ему очень не хватает внимания со стороны учителя. При осуществлении индивидуальной работы за компьютером учащийся понимает, что компьютерная программа предназначена именно для него, и он является хозяином ситуации. Он – единственный и главный объект внимания электронного наставника;
- принцип самостоятельной деятельности. Стремление к самостоятельности в игре проявляется у детей уже с раннего возраста. Индивидуальный режим работы на компьютере не только позволяет, но и вынуждает учащегося работать самостоятельно, что положительно сказывается на формировании его различных индивидуальных качеств;
- принцип наглядности. Появление компьютерных технологий позволяет по-новому подойти к их реализации в обучении, не отвергая старые, проверенные практикой средства и методы. Это связано, прежде всего, со специфическими свойствами компьютера как универсального средства обработки информации с широкими дидактическими возможностями, его способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, тем более – в младшем возрасте, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным;
- принцип связи теории с практикой. Он вытекает из уже самого названия «компьютерные игры». Практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в повседневной деятельности учащихся, особенно начальной школы, используется недостаточно широко, поэтому дидактические компьютерные игры позволяют частично восполнить этот недостаток;
- принцип прочности. Известно, что забывание изученного материала наиболее интенсивно происходит сразу после обучения, а память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Использование различных игровых компьютерных сред способствует актуализации получаемых на уроках знаний, умений и навыков и их лучшему закреплению;
- принцип мотивации. Он основывается на стремлении младших школьников к игровой деятельности и их интересе к компьютеру. Для реализации своих игровых потребностей учащийся должен уметь играть, т.е., в случае использования компьютерных технологий, иметь соответствующее развитие, обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Таким образом, стремление хорошо играть постепенно и незаметно должно побуждать его к изучению разделов учебной программы, соответствующих темам игр;
- принцип проблемности. Этот принцип реализуется при проведении игры, в ходе которой учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого необходимые накопленные знания, выработанные умения и навыки. Находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях учащийся осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы своей индивидуальности;
- принцип универсальности. Компьютерные игры не имеют собственного календарно-тематического планирования, поэтому они совместимы со всеми типовыми учебными программами по основным предметам начальной школы. Программа каждого занятия составляется непосредственно (за 1-7 дней) перед их проведением согласно требованиям учебной программы по всем основным предметам и особенностям урочной организации обучения.
Реализация перечисленных принципов обучения в ходе использования компьютерных технологий носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно учебным целям, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, мыслительной деятельности, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям; умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Очень важно, что успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. А из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается их удовлетворенность, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию таких личностных черт и качеств, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность и пр., которые переносятся впоследствии и в другие области жизнедеятельности.
Анализ номенклатуры и содержания компьютерных игр сайта «Логозаврия» (http://www.logozavr.ru/, автор Варченко В.И.) позволил выбрать те из них, которые могут способствовать развитию навыков быстрого чтения, как непосредственно, путем считывания слов в условиях ограниченного времени, так и опосредовано, через развития внимания и зрительной памяти. При этом учитывался и возраст учащихся, их способность к выполнению заданий.
Исходя из наличия игр и входящих в них упражнений, была составлена учебная программа, использование которой могло бы, по нашему мнению, повысить скорость чтения учащихся, с учетом особенностей их возрастного развития. Программа была рассчитана на 20 занятий и содержала 100 дидактических упражнений, т.е., на каждом занятии продолжительностью 20 мин. предполагалось использование 5 упражнений. Кроме того, учитывая, что не все дети читают с одинаковой скоростью и поэтому часть из них могут выполнить программу занятия раньше отведенного времени, а также для стимуляции быстрой работы, для каждого занятия было добавлено по одному призовому упражнению, носящему более развлекательный и творческий характер (раскраски и конструкторы-мозаики).
Компьютерные упражнения учебной программы запускаются автоматически, по мере успешного прохождения программы занятия. При желании можно запускать любое упражнение занятия по выбору.
При успешном выполнении упражнения начисляется: 3 очка – если не было сделано ни одной ошибки; 2 очка – если ошибок было меньше, чем правильных действий. При неуспешном выполнении (если упражнение было выполнено, но ошибок было допущено больше, чем правильных действий) выдается 1 очко. В этом случае, а также в случае невыполнения упражнения на следующем занятии это же упражнение будет задано снова. Таким образом, выполнение учебной программы будет зависеть от уровня развития учащегося (внимания, зрительной памяти, техники чтения и пр.): чем он выше, тем быстрее она будет выполняться.
Для того чтобы набрать больше очков в случае их потери вследствие совершения ошибок, любое упражнение можно выполнять повторно. Количество набранных очков, как за текущее занятие, так и в сумме за все занятия, доступно для просмотра учащемуся в ходе работы.
После выполнения пяти упражнений занятия учащемуся открывается доступ к призовому упражнению. Призовые упражнения на каждом занятии – новые, независимо от того, играл ли в них учащийся на предыдущем занятии или нет. Они не имеют завершения (это – творческие работы, завершенность которых компьютером оценить невозможно), поэтому работа над ними заканчивается при завершении компьютерного занятия в целом, одновременно для всех учащихся.
Для реализации учебной программы использовалась компьютерная среда «Развивайка» (автор – Варченко В.И.). В процессе таких мероприятий проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Таким образом, можно говорить о том, что уровни развития навыка быстрого чтения у младшего школьника в результате применения игр значительно повысились.
Следовательно, доказал, что успешное развитие навыка быстрого чтения у младших школьников возможно при использовании специальных компьютерных игр-тренажеров, когда учтены возрастные и индивидуальные различия, и соблюдается условие, когда учитель будет постоянно повышать свой уровень компьютерной подготовки.
7