ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бочкова К.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни общества. Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России нравственных ценностей. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию в России нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческие ценности.

В современном обществе смыты нравственные ориентиры. Подрастающее поколение все чаще обвиняют в бездуховности, агрессивности, безверии. В связи с этим проблема нравственного развития подрастающего поколения носит актуальный характер.

Развитие основных черт нравственного облика ребенка необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы личности и особенности характера человека. Нравственные понятие и категории, принятые ребенком в этом возрасте, становятся фактором и условием, обеспечивающим нравственную устойчивость личности.

Нравственность занимает особое место в системе человеческих ценностей. Нравственное сознание определяет поведение людей и их взаимоотношения. Формирование нравственных представлений, принципов, норм, традиций - это единственный регулятор человеческих отношений.

Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно-значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания. [3, с. 29 ].

Нравственные ценности - ориентиры в поведении классов, социальных групп, индивида, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны [1, с. 100].

Нравственные (моральные) ценности — особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла [2, с. 29].

Нравственные ценности, входят в психолoгическую структуру личнoсти в формe личныx ценностей, являясь мотивацией ее поведения. Нравственный мир личности характеризует индивидуальная иерархия личностных нравственных ценностей, которые связаны между индивидуальным и общественным бытием. Человек, при знакомстве с нравственными ценностями, анализирует свою деятельность, самого себя, присваивает только те ценности, которые считaет знaчимыми для окружaющих и себя. [1, с. 98]

В младшем школьном возрасте дети, в оценках, даваемых себе и другим людям, в своем поведении, начинают руководствоваться определенными нравственными нормами. У них формируются способность к нравственной саморегуляции и устойчивые моральные представления.

Еще в дошкольном возрасте у детей появились некоторые виды нравственных переживаний: стыд, сочувствие, жалость. А в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие нравственных чувств, которые приобретают более стойкий характер. У ребенка рождаются мотивы поступков: он добровольно отказывается от удовольствия, жертвует чем-то для него ценным ради окружающих.

Нравственные ценности формируются у ребенка посредством нравственного воспитания, в результате которого складывается система эмоций, которую составляют нравственные чувства.

Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.[4, с. 134]

Необходимо отметить, что процесс нравственного воспитания должен быть направлен на развитие, выработку и совершенствование нравственных качеств школьников. Для этого необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. [5, с. 13].

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях.

Среди множества нравственных чувств есть благородные чувства: доброта, сердечность, порядочность, отзывчивость и другие, так называемые неблагородные: злоба, зависть и пр. Нравственное воспитание ребенка предполагает предупреждение возникновения у него неблагородных чувств и формирование благородных.

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. Особое значение в процессе развития нравственных качеств имеет начальная школа. Ведь в младшем школьном возрасте закладывается нравственная основа личности. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В младшем школьном возрасте дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

В связи с реформами в сфере образования произошел «резкий» рывок в сторону интеллектуализации учебного процесса и уменьшился акцент на формировании нравственных ценностей личности. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов.

Но только знания не делают человека нравственно развитым. Необходимо закреплять эти знания на практике.

Эффективность нравственного развития зависит от соблюдения единства нравственных знаний, которые дают на уроках, и практической деятельности, в процессе которой эти знания могут найти свое применение.

Одним из действенных инструментов развития нравственных ценностей у младших школьников является волонтерская деятельность.

Волонтерская деятельность – одна из самых распространенных форм социальной активности. Она влияет на нравственное становление детей, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как эмпатия, доброжелательность и толерантность - основные качества нравственно развитой личности. Волонтерство формирует готовность детей к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному духовно-нравственному становлению детей.

Деятельность волонтерского движения способствует личностному развитию детей. Ребенок не только приобретает сумму знаний, но и обучается соответствующим навыкам поведения. У него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему использовать свои знания и навыки в среде сверстников, позволяет раскрыть лучшие человеческие качества, демонстрирует зрелость личности и приносит пользу обществу.[6, с. 56]

Таким образом, волонтерская деятельность способствует развитию нравственных ориентаций у младших школьников. Именно в младшем школьном возрасте необходимо развивать нравственные ценности детей. Не сформированные своевременно нравственные ориентации ребенка не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, проявляющемся в асоциальном поведении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников/ Н.Г. Аверина. – М.: Начальная школа, 2005. – 150 с.

2. Атрихалова, Е.В., Ксенофонтов И.В.. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе / Е.В. Атрихалова. - Калуга: КГИМО, 2010. — 64 с.

3. Капустина,Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основных этических категориях / Н.Г.Капустина. – М.: Начальная школа, 2007. – 66 с.

4. Матвеев П.Е. Моральные ценности — Владимир: Владим. гос. ун-т. Монография, 2004. — 190 с.

5. Подласый, И.П. Процессы воспитания. Книга вторая / И.П. Подласый. - М.: Феникс, 2006. - 67 c.

6. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью / М.И.Рожков. – М.:ВЛАДОС, 2008. – 264 с.

Просмотров работы: 2272